Форум » Согласия приемлющие священство » Где это и что это на тарелке? » Ответить

Где это и что это на тарелке?

Христианин: Попалась на просторах Интернета фотография. Кто может дать пояснения по сути вопроса?

Ответов - 27

Христианин: Что именно на тарелке - удалось отчасти прояснить. Остается вопрос о том, где и когда имело место данное мероприятие и чему оно было посвящено.

САП: http://txt.drevle.com/mirrors/drevlepravoslavie-2012.05.19/data/t02000000770.html

Христианин: Большое спасибо за разъяснения. Не хочу оскорбить ничьи религиозные чувства, но одному мне кажется, что все это выглядит довольно дико?


Феодосия: А что для православного может быть дикого в древнем чине омовения мощей? Если вы, конечно, не католик или протестант.

Христианин: Феодосия пишет: А что для православного может быть дикого в древнем чине омовения мощей? Если вы, конечно, не католик или протестант. Вопрос о моей конфессиональной принадлежности, с вашего позволения, давайте оставим за скобками, поскольку он не имеет прямого отношения к обсуждаемой теме. Что же касается "чина омовения мощей", то, как мне кажется, древность того или иного чина все же едва ли может рассматриваться как критерий его уместности в современных условиях, особенно если говорить об эстетической и эмоциональной стороне вопроса. Тут даже не собственно, наверное, об "омовении" следует вести речь, а вообще о том, как может способствовать спасению расчленение мертвых тел (даже если допустить, что это были действительно тела святых, что в данном случае по меньшей мере спорно), равно как и любые дальнейшие действия с отделенными частями. Лично для меня сотериологическая ценность подобных действий совершенно неочевидна. Более того, с эстетической точки зрения (в частности, обращает на себя внимание тот факт, что одна из ступней была, судя по ее внешнему виду, явно отделена пилой) как сам внешний вид "мощей", так и процедура их "омовения" едва ли может вызвать у наблюдателя какие-либо иные чувства, кроме, скажем мягко, неприятия. Простите, если я чем-то задеваю ваши чувства или верования. Я совершенно не хочу вас обидеть. Просто искренне делюсь своими чувствами и мыслями по данному поводу и пытаюсь выяснить, какого мнения в этой связи придерживаются другие христиане.

САП: Христианин пишет: как может способствовать спасению расчленение мертвых тел Наверно не открою вам "Америку", но и Литургию не служили на Престолах без частиц мощей святых.

Христианин: САП пишет: Наверно не открою вам "Америку", но и Литургию не служили на Престолах без частиц мощей святых. Вы, конечно же, правы, хотя и данная практика получила распространение не сразу (только в четвертом веке, если не ошибаюсь, а закреплена официально была еще позже). Почему это случилось и насколько это было оправдано - отдельная большая тема. Но я веду речь немного о другом. Больше об эстетической, эмоциональной стороне дела. Мне кажется, что наличие антиминса в алтаре именно с эстетической (а не с богословской) точки зрения не имеет большого значения. А вот принародное "омовение мощей", да еще и имеющих такой вид, как на поразившей меня фотографии, которая побудила меня открыть эту тему, как раз имеет. Скажу более конкретно: мне кажется, что эстетическая сторона богослужения - это довольно важная вещь. То, что, возможно, было эстетически приемлемо в ранние или средние века (хотя я почему-то сомневаюсь, что этот чин и тогда имел большое распространение), сегодня может восприниматься совершенно иначе. Особенно в контексте богослужений старообрядцев, которые заслуженно считаются эталоном красоты, причем не только в старообрядческой среде. Поэтому-то и резанула мне глаз так сильно эта фотография.

САП: 7-е Правило Седьмого Вселенского Собора: 7. Божественный Апостол Павел изрек: неких человек грехи предъявлены суть, неким же и последствуют. Ибо грехам предваряющим и другие грехи последуют. За нечестивою ересью клеветников на Христианство, последовали и иные нечестия. Ибо как зрак честных икон отъяли у Церкви, так и оставили и другие некие обычаи, кои подобает возобновить, и так содержать по писанному законоположению. Сего ради, Если которые честные храмы освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычною молитвою. Если же отныне обрящется некий епископ, освящающий храм без святых мощей: да будет извержен, яко преступивший церковные предания. Зонара. Василий Великий иначе понял это Апостольское изречение. А сии отцы выражение: последствуют – здесь проще приняли, то есть, что за допущенными уже грехами следуют и другие; и это случилось, говорят, с иконоборцами. Ибо этих они называют клеветниками на христианство, как людей, обвиняющих христиан в идолослужении; ибо они не только церкви лишили украшения честных икон, но и оставили древние обычаи, которые сии отцы и возобновляют, дабы имели силу и писанное законоположение и неписанный обычай. А оставленным обычаем было то, что при освящениях божественных храмов не было положения святых мощей. Итак, все те храмы, говорят, которые освящены без положения святых мощей, должны получить ныне и святые мощи, которые в них полагаются. А кто освящает храм без священных мощей, тот должен быть извержен, как нарушитель церковных преданий. Аристен. Да полагаются с обычною молитвою святыя мощи мучеников в храмах освященных без них; а освятивший без них да извержется, как преступивший церковные предания. Определено, чтобы во всех тех храмах, которые ранее сего собора устроены без обычной молитвы епископов и без мощей святых мучеников, были положены святыя мощи и совершена была обычная молитва. А кто после сего собора окажется освящающим храм без мощей, тот осужден на извержение, как преступник церковных преданий. Вальсамон. Церковным обычаем было освящать божественные храмы святыми мощами мученическими. Но клеветники на христианство, то есть иконосожигатели, называющие поклонников честных и святых икон идолослужителями, сверх своей ереси и неистовства против православных, и честные храмы освящали без святых мощей. Итак, отцы говорят, что за человеческими грехами последствуют, по великому апостолу Павлу, и другие грехи. И поелику за ересью иконоборцев последовало и другое зло (ибо оставлены были необходимые церковные обычаи); то определяем, чтобы храмы, которые освящены без святых мощей, были снова освящены с мощами, и чтобы в последующее время делалось так; а освящающие храмы без святых мощей, чтобы были подвергаемы извержению. И правило состоит в этом. Но некто сказал: каким же образом ныне освящаются без положения мощей молитвенные домы? И почему священнодействия не совершаются в них и епископами, а только священниками? И услышав, что освящаемые архиереями антиминсы, выдаваемые в молитвенные домы в то время, когда бывает освящение храма, вполне заменяют освящение, то есть поставление престола, и обновления и отверзения; ибо по этому они названы и антиминсами, то есть представляющими лице и образ многих таковых столов составляющих святую трапезу Господню. Архиереи потому не совершают священнодействий в молитвенных храмах, не имеющих архиерейских престолов, что уничтожается достоинство архиерейства когда нет там престола, на который апостольски восседает епископ, ни других принадлежностей, относящихся до освящения и благолепия храма. Некоторые спрашивали: когда бывает освящение церквей? И получили ответ, что утверждение основания совершается одною молитвою местного епископа и водружением креста; а освящение – по сооружении храма, когда совершаются отверзение храма и поставление престола и единократное окончательное совершение его чрез помазание его святым миром и положение в нем мученических мощей. – А когда некто настаивал, что должен быть извергнут архиерей, совершивший некогда священнослужение в церкви, не имевшей престола, точно также как извергается и тот, кто освящает храм без святых мощей, святейший патриарх Кир Лука выразил мнение, что этого архиерея должно наказать как-нибудь иначе, то есть по решению синода, а не извержением, потому что далеко несходны погрешности их. Славянская кормчая. Без мощей святых мученик церкви не святити. – Да полагаются мученик святыя мощи в церквах, иже без них священы быша, по обычней молитве. Аще же святит без мощей, да извержется, яко преступник церковных предании. Толкование. Елицы убо церкви, прежде сего собора без обычныя молитвы творимыя от епископа, и без положения мощей святых мученик созданы быша, повеле собор полагати в них мощи святых, и обычную молитву епископом творити. Елицы же от епископ по соборе сем обрящутся без святых мощей свящающе церкви, собором сим на извержение осуждени суть, яко преступницы церковным преданием.

Христианин: САП пишет: 7-е Правило Седьмого Вселенского Собора Спасибо, я знаю об этом решении. Хотя справедливости ради следует сказать, что про "омовение" там все же ничего нет. Рискуя навлечь на себя гнев сего почтенного сообщества, все же скажу, что, на мой взгляд, весь опыт Церкви, включая и решения Вселенских соборов, нужно осмысливать и претворять в жизнь, что называется, "с рассуждением". Мы все знаем, что, например, исполнение абсолютно всех без исключения древних церковных канонов, в том числе и соборно закрепленных, сегодня просто невозможно. Знаем, но не любим об этом говорить. Почему? А потому что это в каком-то смысле ставит под вопрос сами Соборы. А нам так комфортно с ними! Собор решил - значит, все! Финальный аргумент в любой дискуссии. На самом деле в жизни всегда все сложнее. Простых ответов нет. Надо напрягаться и думать. Кому же это понравится? Вот и с мощами. Исторический контекст решений 7-го Собора, наверное, все знают. Был император Копроним, ярый борец "с предрассудками". Иконоборец и "мощеборец". В чем-то можно его понять, особенно с учетом того, что даже такие столпы веры, как св. Афанасий Великий, строго осуждали это, скажем так, неоднозначное направление в церковной практике. В частности, известно, что св. Афанасий приказывал замуровывать в стены храмов все останки мучеников и не допускать поклонения им. Почему? А потому что от этого за версту разило язычеством. Императрица Ирина была иного мнения. Ей нравились и иконы, и мощи. К слову сказать, лично я - тоже большой поклонник канонически написанных икон, если, конечно, не превращать и их в предмет полуязыческого культа. С мощами - у меня другое мнение. Ирина настояла на новом Соборе. С первой попытки у нее не вышло, большинство соборян оказались иконоборцами. Со второй - получилось, правда, не без хитрости. Иконы реабилитировали, иконоборцев осудили. Ну, и заодно, чтобы, так сказать, два раза не вставать, закрепили в канонах и тезис о необходимости присутствия мощей в каждом храме. Вот такая была история. Как к этому всему относиться нам? Моя точка зрения - "с рассуждением". Как кто-то верно выразился, "когда я вхожу в храм, от меня требуется снять головной убор, но не саму голову". Надо думать. Теперь к конкретной истории по мощам, которые в Белой Кринице. Я почитал вчера немного историю вопроса. Получалось, что в то время, когда эти мощи были "обретены", у старообрядцев были проблемы с мощами. Проще говоря, были они в дефиците. А для храмов были нужны - канон ведь, решение Седьмого Собора! И вот "обретаются" эти "мощи". Переправляются в Москву, там (будем называть вещи своими именами) распиливаются на части и рассылаются по монастырям. Была ли кому-то от этого польза? Не ведаю. А вот критики было много. Чего не скажешь о ее аргументированных опровержениях. Ну да ладно, дело прошлое. Вроде лежат и лежат эти мощи. Вот я, к примеру, даже о них не знал, хоть и бывал в Белой Кринице неоднократно. Но нет. В 2008 году в Белой Кринице кто-то принимает решение эти артефакты извлечь на свет Божий и "омыть по древнему чину". Фотографии разлетаются по бескрайним просторам Интернета. Два старообрядческих митрополита моют чьи-то отпиленные ступни. Даже если они подлинные - ценность этих действий сомнительна. А если поддельные? Что это получается? С участием митрополитов? Даже язык не поворачивается назвать, что это получается. Вот такие у меня дилетантские рассуждения на эту тему. Еще раз простите, никого не хотел и не хочу обидеть.

САП: Христианин пишет: Исторический контекст решений 7-го Собора, наверное, все знают. Мне видится все таки более земные причины иконоборчества - расширение халифата, мусульмане зазрили христиан как язычников за иконопочитание и почитание мощей, иконоборчество было попыткой императора Льва выбить у них этот козырь, центром почитания икон и мощей были монастыри, вот почему мученики и исповедники были практически одни чернцы, к началу иконоборчества число монахов в Византии, по выкладкам проф. И. М. Андреева, достигало 100.000 человек - процент населения почти невероятный, иночествующие не воевали, не рождали воинов и налогоплательщиков, монастыри не платили налогов, обладая огромными доходами, в условиях жестокой войны с халифатом императору это представлялось недопустимым, от сюда и репрессии. Христианин пишет: Иконы реабилитировали, иконоборцев осудили. Ну, и заодно, чтобы, так сказать, два раза не вставать, закрепили в канонах и тезис о необходимости присутствия мощей в каждом храме. Отцы 7Вс.сб. ссылались на древнее, церковное предание уничтоженное иконоборцами.

Severo: Христианин пишет: древность того или иного чина все же едва ли может рассматриваться как критерий его уместности в современных условиях, особенно если говорить об эстетической и эмоциональной стороне вопроса. Много чего выглядит "не эстетически в современных условиях"...бороды, одежды попов, косоворотки, целование икон народом и т.д. и т.п....Давайте все дружно модернизируем чины и будем по инету на Литургии "ходить" или разрешим однополые браки?...это же так современно

Христианин: Severo пишет: Много чего выглядит "не эстетически в современных условиях"...бороды, одежды попов, косоворотки, целование икон народом и т.д. и т.п... Лично у меня ни один из элементов данного перечисления эстетического отторжения не вызывает. А бороды так и вообще сейчас в моде.

Христианин: САП пишет: Отцы 7Вс.сб. ссылались на древнее, церковное предание уничтоженное иконоборцами. А как можно "уничтожить предание"? Вот уж никониане-то старались-старались "уничтожить предание". Но не вышло. Что же касается вашего исторического анализа причин иконоборчества, у меня в его отношении никаких возражений нет.

Феодосия: У истинно верующего христианина не вызывает эстетического/и всякого иного/ отторжения наличие мощей как в антиминсах, так и в раках для всеобщего поклонения. Другое дело, что фотографировать сакральный момент омовения мощей - это кощунство. Тем более, что в инете это может стать предметом глумления или, как минимум, вызвать ''эстетическую тошноту''. Как и случилось с Вами, уважаемый ''христианин''. Считаю, что наши иерархи в данном случае ''дали маху''. Замечу также, что решения Вселенских соборов для истинно верующих христиан имеют непререкаемый авторитет и никакой ревизии не подлежат. И даже не пытайтесь нас к этому склонять.

Христианин: Феодосия пишет: У истинно верующего христианина не вызывает эстетического/и всякого иного/ отторжения наличие мощей как в антиминсах, так и в раках для всеобщего поклонения. Любому человеку, а особенно верующему христианину, прежду всего нужно быть предельно честным с самим собой. А желательно - и с окружающими. Другое дело, что фотографировать сакральный момент омовения мощей - это кощунство. Это интересная точка зрения. Тогда получается, что любое богослужебное/тайносовершительное действие (в вашей терминологии - "сакральный момент") фотографировать или снимать на видео - кощунство. Или вы считаете, что литургия или, например, Евхаристия не столь "сакральны", как "омовение мощей"? Замечу также, что решения Вселенских соборов для истинно верующих христиан имеют непререкаемый авторитет и никакой ревизии не подлежат. И даже не пытайтесь нас к этому склонять. Я никого ни к чему не склоняю, что вы. Но, если вы делаете столь безапелляционные заявления, вам просто нужно внимательно перечитать соборно закрепленные церковные каноны. А затем оценить степень их реального соблюдения во всей полноте лично вами. Ну, а потом дать себе честный ответ на то, насколько они "непререкаемые" для вас на практике, а не в теории.

Феодосия: Разумеется, более сакрального действа, чем Евхаристия, быть не может. Потому все, что совершается в алтаре за закрытыми Царскими вратами, не должно ''подсматриваться'' ни фото-, ни видеоаппаратурой. Те же священники, которые это допускают, совершают грех, за который непременно ответят - здесь или Там. Что же касается соблюдения лично мною церковных канонов... Знаете, я по мере своих слабых сил все же стараюсь, чтобы, как Вы говорите, ''теория'' не расходилась с практикой. В противном случае - прибегаю к покаянию. Однако я, как минимум, не грешу тем, что посягаю на авторитет Вселенских соборов.

Христианин: Феодосия пишет: Что же касается соблюдения лично мною церковных канонов... Знаете, я по мере своих слабых сил все же стараюсь, чтобы, как Вы говорите, ''теория'' не расходилась с практикой. В противном случае - прибегаю к покаянию. По мере своих слабых сил все христиане стараются, чтобы теория не расходилась с практикой. И те, которые в кавычках, как я, и которые без кавычек, как вы. Но от обязанности самостоятельно думать и решать это не освобождает. "Буква убивает, а дух животворит".

Феодосия: В кавычки я взяла лишь Ваш ник, не в обиду. Кто спорит, свободный человек должен иметь свое мнение. Я и сама отнюдь не буквоедка, хотя именно ''единый аз'' Аввакума привел меня в староверие. АЗ азу рознь. И ''буква'' великих отцов Церкви никак ''убивать'' не может. Потому что в ней Дух, который животворит.

Христианин: Феодосия пишет: В кавычки я взяла лишь Ваш ник, не в обиду. Кто спорит, свободный человек должен иметь свое мнение. Я и сама отнюдь не буквоедка, хотя именно ''единый аз'' Аввакума привел меня в староверие. АЗ азу рознь. И ''буква'' великих отцов Церкви никак ''убивать'' не может. Потому что в ней Дух, который животворит. Аминь! "Единый аз" Аввакума вызывает у меня, как и у вас, искреннее восхищение. А также очень живой интерес к староверию и ощущение духовной близости с теми, кто в XVII веке решил, что он сам, а не кто-то другой, несет ответственность за свое спасение. Но надо помнить и о том, что ценность "единого аза" именно у Аввакума и его современников заключается в том, что это было настоящее, смелое, искреннее и непоколебимое стояние в вере. Это была позиция, за которую можно было много пострадать и даже умереть от рук гонителей. Что и засвидетельствовал своей жизнью и мученической смертью сам Аввакум. "Единый аз" тут был формой. А содержанием была горячая, пламенная вера во Христа вопреки всем страданиям и мучениям. Мы же живем в другие времена. Никто не будет гнать и мучить за перстосложение или сугубую аллилуйю. Живи, как хочешь, молись, как хочешь. В чем-то страшные времена, потому что часто бывает сложно понять, в чем же он, наш "единый аз". Вот поэтому и надо нам думать, анализировать, воспринимать все критически. Не нужно ничего абсолютизировать, как мне кажется. Никакую букву. Тем более что эту букву вне контекста иногда понять бывает очень сложно. А надо стремиться понять и применить к своей жизни. Не принижая авторитет участников Соборов и принятых ими решений (хоть и не всех их, конечно, можно уважительно называть "отцами", там были очень разные люди, в частности, и на Седьмом Соборе тоже), все же надо помнить о том, что они - живые, грешные люди, как и все мы. Потому что безгрешен один только Богочеловек, Господь наш Исус Христос. И те решения, которые принимали эти люди, тоже нужно воспринимать в контексте, с учетом условий, в которых они принимались, а также намерений тех, кто их принимал. Только так можно понять, что они означают именно для нас, именно сегодня. Мы ведь хотим, как проще. Как привыкли в советской нашей юности к "классикам марксизма-ленинизма" - так и в Церкви нам все непогрешимость подавай. Чтобы не сомневаться. Вот так написано - и все! И думать не надо. Но это написали люди. Живые люди. И написали очень давно. Они совершенно не могли себе представить то, как будем сегодня жить мы, ну, а нам, по правде сказать, крайне сложно понять, как тогда жили они. Только очень примерное представление можем составить. Этим же стремлением к ясности, определенности ведь и католики руководствовались, когда принимали догмат о непогрешимости папы. Есть сомнения, споры? Проблем нет: папа все разрешит. Вот только на кафедру сейчас залезет - и разрулит. Мы вот вроде критикуем их за это, а сами-то лучше что ли? Или у нас только непогрешимость живого человека сомнения вызывает? А, если в живых уже нет, то могут быть непогрешимыми? Так чем же мы тогда лучше католиков? Решения Соборов - безусловный авторитет. Но это слово человеческое. "Кто, яко Бог"? Староверы первых поколений не могли принять того, что им силой навязывают сверху то, как именно им следует верить. Именно в этом главное. В этом суть. В непреодолимом их стремлении к внутренней духовной свободе. "Истина сделает вас свободными". Свободными, а не пленниками, в том числе и пленниками буквы. Пусть даже такой плен кому-то и покажется сладостным. Понимаю, что за подобного рода вольнодумство меня сейчас легко можно прихлопнуть догматами и цитатами. Но все же лучше честно верить в то, во что ты действительно веришь, и не стесняться об этом говорить, чем пытаться доказать (и себе, и другим), что ты веришь в то, что в действительности вызывает у тебя большие сомнения. Будь то победа коммунизма или спасительность "омовения мощей".

Феодосия: Да разумеется, истинные святые мощи могут и без ''омовения'' обойтись! Дух святой - в каждом их атоме. Но будем же ''снисходительны'': есть чин, пусть церковники ему и следуют, с нас, чай, не убудет Другое дело, если мощи не истинные. Ну тогда и никакие чины не помогут.

САП: Христианин пишет: В непреодолимом их стремлении к внутренней духовной свободе. Свободе от греха, который навязывается властью.

Христианин: Феодосия пишет: Да разумеется, истинные святые мощи могут и без ''омовения'' обойтись! Дух святой - в каждом их атоме. Но будем же ''снисходительны'': есть чин, пусть церковники ему и следуют, с нас, чай, не убудет Другое дело, если мощи не истинные. Ну тогда и никакие чины не помогут. На том и порешим!

Христианин: САП пишет: Свободе от греха, который навязывается властью. Да, именно так.

Severo: Скажу так: любое священодействие у христианина вызывает благодатное чувство, оно же у внешних зачастую вызывает соблазн. Каждому свое.

Христианин: Severo пишет: Скажу так: любое священодействие у христианина вызывает благодатное чувство, оно же у внешних зачастую вызывает соблазн. Каждому свое. "Иудеям - соблазн, эллинам - безумие"!

Severo: Христианин пишет: "Иудеям - соблазн, эллинам - безумие"! Вот, точно!)) Для многих Евхаристия соблазн, называют каннибализмом...Тело и Кровь вкушают...в 21 веке! Где это видано?

Христианин: В ожидании мощей... Судя по форме креста на головных уборах, попы явно никонианские, так что почтенное сообщество, надеюсь, на меня не обидится.



полная версия страницы