Форум » Согласия приемлющие священство » Дополнения к интервью Леонида Севастьянова » Ответить

Дополнения к интервью Леонида Севастьянова

о.А. Панкратов: http://staroobrad.ru/

Ответов - 11

Nikodim: Заметка о Севастьяновых От Редакции: Мы публикуем письмо одного из наших читателей, написанное под впечатлением размещенного в интернете интервью Леонида Севастьянова. Хотя этот эмоционально написанный материал является лишь личным мнением автора, о событиях и обстоятельствах, в нём изложенных, приходилось слышать от многих верующих – старообрядцев. Даже если это всего лишь слухи, их многолетнее существование действует на Церковь разрушительно. Поэтому, во избежание дальнейшего распространения происходящего от этого соблазна священноначалию РПСЦ необходимо выяснить – соответствуют ли они действительности или нет. Если же возглавители нашей Церкви в очередной раз, как в случае с епископом Силуяном (Килиным) и священноиноком Симеоном (Дурасовым), постараются остаться в стороне, то это будет слишком напоминать евангельское изречение «А наемник, иже несть пастырь, ему же не суть овца своя, видит волка грядуща, и оставляет овца, и бегает: и волк расхитит их и распудит овца» (от Иоанна, зач. 36). Корень бо всем злым, сребролюбие есть. Емуже неции желающе заблудивше, прельстишася от истинныя веры. (1 Тим., зач. 287) Недавно ряд СМИ опубликовали интервью сотрудника ОВЦС РПЦ МП Леонида Севастьянова, возглавляющего также один из связанных с Патриархией благотворительных фондов. Из него читатели узнали историю выходца из «благочестивой старообрядческой семьи», примерно в конце 1990-х годов перешедшего в «господствующее исповедание». Он получил образование в Московской Духовной семинарии, где сблизился с нынешним главой ОВЦС Иларионом (Алфеевым), тогда лишь иеромонахом. Затем, вероятно, не без содействия последнего, Леонид продолжил обучение в католическом вузе в Италии, а затем и в одном из престижных университетов США. Став столь «вооружённым идеологически», он вернулся в Россию, где занял названное в первых строках положение. Следует особо отметить, что возглавляемый им фонд имеет целью финансирование духовного образования, в частности, Единой аспирантуры, созданной при Патриархии. Казалось бы, что до всего этого старообрядцам? Да, жаль, ушёл «свой человек». Но он сделал личный осознанный выбор. А с ним и вполне впечатляющую в мирском смысле карьеру. Так, наверное, Бог ему судья? Возможно, так и следовало бы считать. Если бы не то обстоятельство, что уйдя из староверия, он, во-первых, не перестал быть членом своей семьи. Которая из старообрядчества пока не уходила. А главное, будучи ещё старовером, Леонид прямо заявлял о своём стремлении привести старообрядцев к единству с никонианами. Чему есть многочисленные свидетели. Поскольку заявления эти делались не где-то в тайне, а, например, за праздничными трапезами на Рогожском. Теперь же он явно получил рычаги для попытки реализации юношеских мечтаний. Что вызывает для православных христиан - старообрядцев, желающих сохранить верность своему упованию, потребность лучше знать, с каким оппонентом, вероятно, придётся иметь дело. Для её частичного удовлетворения и составлена данная заметка. Семья жителей Ростова - на - Дону, прихожан и клирошан тамошнего храма РПСЦ Севастьяновых, к сожалению, известна не только статной внешностью и зычными голосами. Покойный отец Леонида и нескольких его братьев, уставщик Михаил Степанович, был женат на женщине, имевшей родственников среди новообрядческого священства Украины. Маленьких детей нередко возили к этой родне. Где они, естественно, получали соответствующее воспитание. Поскольку семья была многодетной, она испытывала определённую материальную нужду. Однако способ её утоления был избран, мягко говоря, своеобразный. Михаил Степанович ещё с советских времён активно торговал старообрядческими книгами и иконами. И отнюдь не через легальный антиквариат. Причём с таким размахом, что это считали препятствием для своей работы светские исследователи и собиратели старообрядческой книжности. В фондах одного из них, знаменитого В. И. Малышева, хранящихся в «Пушкинском доме» (Институт истории русской литературы в Петербурге), есть его газетные статьи рубежа 1960 - 1970 - х гг., посвящённые «трудам» старшего Севастьянова. Под характерными для того времени заголовками вроде «Остановите спекулянта!» Этот призыв, судя по всему, услышан не был. И никому не известно, сколько старообрядческих святынь оказалось из - за того в весьма отдалённых от староверия местах. Пришло новое, «перестроечное» время. Дети выросли, нужда всё обострялась. В начале 1990-х братья Севастьяновы, к тому времени - стихарные чтецы, оказались в известнейшем с. Белая Криница. Куда привезли с собою и знакомого художника. Его попросили скопировать ряд икон одного из тамошних храмов. Это был честный человек. Вскоре он заметил, что вместо подлинных старинных образов в иконостасе появляются его копии. И стал говорить об этом местным жителям. А потом его сильно побили. Настолько, что он вскоре скончался. По селу прошёл слух, что к этому причастны Севастьяновы. После чего они из Белой Криницы уехали. Но слух дошёл до Московской Митрополии. В результате затормозился вопрос о поставлении в священники на Ростов-на-Дону Иоанна, старшего брата Леонида. Несмотря на то, что он женился на дочери известного «ревностью по благочестии» священника из г. Гомель Николы Косырева. Эта хиротония, тем не менее, состоялась. Но, во избежание «лишнего шума», не в Москве, на Рогожском, а в самом Ростове. Такие «нестоличные» поставления в практике митр. Алимпия были крайне редки. Практически тут же, примерно к 1998 г., для других Севастьяновых - младших наступила «эпоха Патриархии». Леонид и Дионисий, увы, заручившись письменными благословениями упомянутого выше владыки, поступают в её учебные заведения, соответственно, семинарию и иконописную школу в Троице-Сергиевой лавре. Дионисий, кстати, теперь успешно практикующий изограф. Работал, в частности, в подмосковном Николо - Угрешском монастыре. Отнюдь не бедном. Говорят, на одной из росписей им изображена вся родная семья. Чуть ли не с нимбами вокруг глав. А о Леониде уже было сказано в самом начале. По - иному сложилась судьба ещё одного из братьев. Он пошёл по криминальной стезе. Входил в преступную группу, занимавшуюся грабежами церквей, в основном в южных областях России. А по некоторым данным, даже возглавлял эту банду. Но однажды (около 2000 г.) храм со взломщиками внутри был окружён милицией. Когда оперативники вошли в здание, пред ними предстала жуткая картина: повешенный на цепи паникадила человек. Это был Севастьянов. Прочие злоумышленники были взяты с поличным и впоследствии осуждены. Родственникам погибшего удалось убедить предстоятеля РПСЦ, что имело место убийство, и вообще в банду молодой человек попал как бы не по своей воле. Поэтому (а также потому, что он имел духовного отца, бывал на исповеди) по нему было совершено церковное погребение. Но вопрос, не наложил ли он на себя руки сам, страшась тюрьмы для себя и позора для всей семьи, для некоторых остаётся открытым. Каков же итог? Прежде всего, не стоит спешить обвинять в «возвышении» Севастьяновых покойного митр. Алимпия. Он, скорее, как мог, в меру собственного разумения, пытался оградить от них Церковь. Как бы выводя их за её рамки, во внешние сферы. По крайней мере - не допуская к принятию наиболее важных решений (впрочем, сослужить с ними как со стихарными не брезговал; возможно, из-за тогдашней скудости чтецовских кадров). Сейчас - совсем другое дело. Севастьяновы - младшие стали довольно - таки большими и влиятельными людьми. Особенно Леонид. С одной стороны, он - часть структуры современной Патриархии. По ряду признаков, явно нацеленной если не на поглощение, то, по крайней мере, на «нейтрализацию» старообрядчества. С другой - сам «коренной старовер». Имеющий в нашей среде довольно обширные связи и знающий «подноготную» многих людей. А ещё обладающий организационно - финансовыми возможностями для манипуляции ими. И «приманку» в виде «качественного духовного образования». С которым, как известно, в старообрядчестве доселе далеко не всё гладко. Есть сведения, что ростовский о. Иоанн уже поступил в аспирантуру, спонсируемую фондом его брата (а предварительно он отучился в Свято - Тихоновском институте МП). И это несмотря на то, что служит настоятелем кафедрального собора еп. Зосимы, известного резко «антиниконианскими» позициями. Правда, сам владыка в своё время закончил ту же семинарию (однако без благословения старообрядческого предстоятеля; более того, был за это отлучён архиеп. Никодимом от святыни) и даже работал в патриаршем Кишинёвском епархиальном управлении. Впрочем, это уже другая история. Следует ли ожидать, что кроме о. Иоанна Севастьянова, за «благотворительными пожертвованиями» в упомянутый фонд потянутся прочие священнослужители РПСЦ, особенно желающие стать «пограмотнее»? Пока не известно. Ясно одно: старообрядчество стоит перед лицом очередного серьёзного «испытания на прочность». Внутреннюю в первую очередь. Безусловно, Господь не оставит Свою Истинную Церковь. Но необходимы и человеческие усилия. В первую очередь, деятельности Севастьяновых должна быть дана официальная каноническая оценка (ведь пока её ещё не было). Для чего те, кто могут реально свидетельствовать об изложенном выше (а такие люди есть), не должны молчать. Подобно скотине, ведомой на заклание. Да, иногда, и, скорее всего, в этом случае тоже, говорить откровенно страшно. Но «впасти в руце Бога Живаго» (Евр., зач. 324) за предательство старообрядчества, неповреждённого святоотеческого и древнерусского Православия, несоизмеримо страшнее. А ещё Господь сказал: «Вся возможна верующему» (Мр., зач. 40). Тем усерднее и искреннее сегодня должна быть молитва: «Не предаждь нас врагом, ищущим нашу погибель» (канон на воскр. полунощнице 4-го гл.). Християнин РПСЦ, не желающий соединения с никонианами

Nikodim: Письма о. Иоанна Севастианова о старообрядческом Духовном Училище Мир Вам! Считаю своим долгом изложить Вам свое мнение о предложенных для старообрядческого Духовного Училища материалах. Во-первых, считаю, что, к сожалению, само совещание не совсем точно знает, что оно хочет получить и произвести для нас с Вами. Уже существующие попытки создания учебного заведения должны были бы научить нас тому, что главное для организации образования не программа и учебники, не кандидатура ректора, не деньги и помещение. Главное, это воля руководства и концепция училища. Для этого важного дела абсолютно необходима политическая воля руководства и понимание им необходимости этого важного дела. Для создания училища в настоящее время придется идти на серьезные компромиссы и жертвы. Готово ли нынешнее руководство к этому и нужно ли ему это. Политическая воля должна сформировать и концепцию будущего училища. Как можно что-то сделать, не понимая, что это такое. Опять-таки предыдущий опыт показал, что мы не знаем, что хотим получить от училища. Безобразная попытка на примитивном уровне создать гремучую смесь духовного и ремесленного училища с непомерными амбициями не только пустило пыль в глаза и обманула ожидания абитуриентов, но и принесла огромный вред тем, что "дипломированные" выпускники теперь, не приведи Господь, могут взяться "реставрировать" какую-нибудь древнюю ценную икону. Все оттого, что руководство не понимало, каких студентов оно должно обучать, чему этих студентов нужно обучать, и какую пользу они должны принести Церкви. Поэтому сейчас необходимо не программу вырабатывать, а определиться с концепцией училища. Это должно быть результатом тщательного анализа и обсуждения на всероссийском уровне, не ниже Освященного Собора. Примером тому может служить деятельность IX Всероссийского Съезда, проделавшего колоссальную работу по статистическому положению образования в старообрядчестве в то время. И только имея утвержденную концепцию, мы можем приступить к механизмам ее исполнения. А пока возникают элементарные вопросы, на которые программа ни как не может ответить. Что Вы хотите создать - начальное, среднее, высшее учебное заведение. Потребности кого оно будет удовлетворять, каких групп населения. Какое отношение оно будет иметь к чиноначалию, какой образовательный уровень требуется для поступления. Все это вносить самые существенные изменения и в программу и в методы осуществления. Поэтому мой совет один - прекратить обсуждение программы и преступить к обсуждению концепции, проведению статистических исследований и вынесения информации на всестарообрядческое обсуждение. Что касается моего мнения о программе в ее отвлеченном понимании, то хотелось бы заметить вот что. Я бы очень не советовал Вам пытаться заново изобретать то, что уже есть и успешно испробовано временем. Уже существуют не только программы, но и методики их преподавания на заочном факультете. И эти программы основаны не на научных знаниях XIX века, как программа МДС, кидающаяся от протестантизма к католичеству и обратно, а на более современных открытиях и попытках очищения православного вероучения от всех инославных налетах и наслоений. Мне несколько не понятно, как вы предполагаете на заочном факультете преподавать церковное пение и навыки церковнославянского чтения. Не совсем понятно, почему программа догматического богословия и Нового Завета занимает семь строк, а история и апологетика - шестнадцать. Не совсем понятно, какова концепция преподавания этих основных предметов - Догматики и Нового Завета. Практически не оценена литература, а значит и понимание того, что нужно преподавать. К этому должно бы обязательно прилагаться положение Концепции училища - кого и как мы хотим образовывать. Просто так в училище никто не поедет, и тратить средства не будет. Ни один приход не оплатит обучение ради обучения. Поэтому мое конкретное предложение и возможное решение ситуации с бедственным положением образования у нас. Существует одно очень известное учебное заведение новообрядческой церкви - Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Он построен на принципе организации качественного современного православного, чисто религиозного высшего образования. У него уже много лет работает система заочного образования и имеется огромный опыт и удачно выверенная программа. Весь курс прекрасно обеспечен учебными пособиями. Институт имеет государственную лицензию и аттестат, т.е. авторитет. Он дает образование, которое применимо и в светской жизни. Знаком с деятельностью и программой не понаслышке. Поэтому, сравнивая его программу с Вами предложенной, я так критически и не серьезно ее оцениваю. Мое предложение - попытаться вписать наше нарождающееся училище факультативно или автономно в систему Тихоновского института. Если мы пойдем на этот компромисс, поступившись самомнением, сможем реально принести пользу церкви, а не только поставить очередную галочку о неудавшейся попытке создания учебного заведения. Спаси Христос за внимание. иерей Иоанн Севастьянов (г. Ростов-на-Дону) 15 декабря 2003 г. (о. Иоанн, несколько лет назад заочно закончил Тихоновский университет в Москве). Г.И.Х.С.Б.п.н. Доброго здоровья! У меня сейчас очень большая загруженность делами, почти ежедневные службы, поэтому отвечаю так поздно и кратко Что касается этого фонда, то думаю это самый реальный способ получить необходимую помощь, при чем, может быть, даже регулярную. В числе его учредителей и основных спонсоров тот же Якунин... Возможные спонсоры будут требовать для предоставления главного, а именно, сметы расходов, и более важное, описание того, какую конкретную пользу училище принесло старообрядчеству за годы своего существования. А с этим, как они судят по выступлению на Соборе митрополита, у нас сложности. Поэтому кроме количественного показателя – сколько абитуриентов поступило за эти годы и сколько закончили его, их (да и не только их) интересует другое – сколько дыр и проблем в РПСЦ решено при участии выпускников училища – сколько рукоположено, какие приходы обрели не имеющихся перед этим уставщиков, миссионеров, организаторов воскресных школ. Одним словом, совпадает ли декларация училища с его сутью. Плюс к этому, для возможного продолжения сотрудничества им необходимо понять концепцию и планы существования училища. Тут я перехожу к моему видению ситуации. Мне кажется, что в том виде, в котором училище существует сейчас, оно вообще не должно получать финансирование со стороны митрополии. Я не говорю, что училище плохо, но оно совершенно не отвечает принципу официального учебного заведения Митрополии. Впечатление, что оно существует само по себе. Например, как в начале своего существования Тихоновский институт у никониан. Это был прогрессивный, более авторитетный, чем семинария, институт, но существовал обособленно от МП. В настоящее время по такому пути идет и наше училище. Ни абитуриенты, ни выпускники, ни учащиеся, ни преподаватели ничем не обязаны ни Митрополии, ни училищу, ни общинам, которые их послали ( если еще кто-то их посылал). В присланной тобой декларации я увидел подтверждение моего преставления. Училище ищет себя, нащупывает свое место, пробует разные направления, пытается себя осознать. Но при все при том, никак не обращает внимание на «церковный заказ» - что хотело бы видеть в нем старообрядческое общество. В 2007 году в моей общине трое ребят закончили 11-й класс. Все трое сохраняли теоретическое священническое достоинство. И всех троих мне не удалось уговорить поступать в училище. Аргумент один и тот же – кем мы будем после ТРЕХ лет обучения в училище? Мне нечего было им ответить. Все трое поступили в разные ВУЗы на один и тот же факультет – исторический, т.е не абы что. И вот тот опыт привел меня к размышлениям, которые в сухом осадке дали следующее представление. 1. Старообрядческое училище должно стать жестко и четко связанным с Митрополией. Митрополия должна давать училищу образовательный заказ. Митрополия должна сформулировать значение и место училища в своей политике (существует хоть представление у администрации Митрополии о какой-нибудь политике, вопрос тебе, как недавнему представителю администрации). Какое значение она придает образованности священнослужителей и церковнослужителей, в первую очередь, уже служащих, какие меры собирается предпринимать для повышения этого уровня (обязательность обучения в Училище ВСЕХ служителей сразу бы создало колоссальный авторитет Училищу). Как общины должны участвовать в воспитании собственных кадров, как эти общины должны поддерживать воспитание этих кадров, как Митрополия собирается КОНТРОЛИРОВАТЬ и проводить кадровую политику, как завязать в единое целое все эти многочисленные разрозненные мероприятия в единое целое (деятельность Училища, Молодежного отдела, Издателького отдела (если он у нас еще есть) многочисленные инициативы на местах. Т,е. Училище должно быть готово к очень серьезной и трудной работе – принять экзамен у всех священнослужителей старообрядческой Церкви (хотя бы основываясь на словах ап. Павла – «ВЫ должны быть готовы дать ответ о своем уповании») и Училище должно четко дать приходам и общинам – без Училища они не получать служителя к себе, любой кандидат в священники, уставщики (Самая смелая идея – даже жены уставщиков и священников) должен получить образование в Училище. При этом училище принимает абитуриентов строго по рекомендации общины, которая гарантирует трудоустройство и частичную оплату обучения ( при этом Митрополия требует от руководства общин регулярную посылку учащихся в Училище. Это вопрос, конечно же другого порядка, я называю его проблемой отсутствия у нас своеобразного «штатного расписания» для служителей, который бы более менее четко формулировал ОБЯЗАННОСТИ и права священников). Одним словом, Училище должно стать внутренним образовательным органом, который четко понимает свое место в системе церковного строительства. Ну и для чего, в этом случае, нужна регистрация, увеличение срока обучения, всякие бакалаврские звания. Регистрация нужна только для возможной отсрочки от армии (ниже я скажу как можно выйти из этого положения), хозяйственная деятельность ведется как у подразделения Митрополии, без всякого отдельного счета-бухгалтерии, срок обучения должен быть не более одного-полутора лет (какая община сможет послать на большее время ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нужного ей человека), этого срока вполне хватает при желании. Но при этом, должны быть четко продуманы и осуществлены символы и методы, которые будут способствовать привлечению учащихся и осуществлению образовательного процесса. Строжайшая дисциплина , вплоть до ограничения разрешенной территории перемещения ВОСПИТАНИКОВ по поселку, (обращаю внимание на слово «воспитанники» - именно так называются обучающиеся в МДСиА, этим словом многое сказано), строгая единообразная форма одежды, постоянно действующий мужской хор старообрядческого училища (любезный мой, ну не может быть сколь-нибудь вменяемого старообрядческого унисонного мужского хора, если им руководит и обучает пению женщина, кстати, это было последним показателем для оценки мной деятельности нынешнего училища – качество преподавателя пения) и много других «мелочей», которые так трогают душу неискушенного провинциального старообрядца. Что касается деятельности такого Училища, то вторым направлением его деятельности должно быть инициирование старообрядческого книгоиздательства. Но это другая, отдельная и очень большая тема, по которой нужно много говорить и работать. Насколько я понимаю ситуацию, то при нынешнем митрополите ничего подобного получиться не может. Цели нынешней администрации митрополии заключается в жестком и строгом следовании принципу отсутствии всякой цели. Поэтому, представляется второй возможный вариант развития училища. 2. Старообрядческое училище называется старообрядческим лишь по конфессиональной принадлежности учащихся. Это училище, которое организовано по принципу проведения праздника Жен-Мироносиц. Приглашаем всех, тратим деньги, проводим очень полезное общение, своеобразная старообрядческая тусовка (в очень хорошем смысле этого слова), без каких бы то не было обязательств и требований. (Не подумай, что здесь какая-то ирония, этот второй вариан мне более симпатичен). Опять-таки, как начинался Тихоновский институт, ведь вначале это были всего лишь катехизаторские курсы, своеобразный круг по интересам). Почему мои ребята не пошли в училище, хотя очень хотели получить гуманитарное образование и не далеки они от Церкви? Потому что они теряли три года своей жизни и слабо представляли перспективы применения предлагаемого образования.и они запросто поступили в серьезные учреждения. И если бы в то время Тихоновский институт предоставлял бы общежитие в Москве, то они бы пошли туда. Потому что в Тихоновском органично совмещено образование духовное и светское, именно этот институт выработал стандарт государственного образования по специальности теология. И этот институт выдает диплом государственного образца, предоставляет отсрочку от армии, но при этом, львиная часть его выпускников служит на благо никонианской церкви. Я конечно же не идиот, и прекрасно понимаю, где Москва и где Багдад. Но путь должен быть похожий. Ведь что сделал Тихоновский. Организовавшись как Катехизаторские курсы, он обратил свой взор на МГУ. Некоторые преподаватели этих курсов, в том числе, сам Воробьев, имели некоторое отношение с руководством Университета. И институт стал по-тихоньку, своеобразным теологически факультетом МГУ. Под его сенью он получил и лицензию, и сертификат (я учился там в период становления и прекрасно знаю, как происходили эти процессы – например, в Минобраз для регистрации института был подан список преподавательского состава идентичный со списком МГУ, Минобраз это съел). Т.е. что я имею ввиду. Наше училище то же может стать филиалом какого – нибудь ВУЗа, почему бы и не Тихоновского. (По поводу участия никониан в образовательных процессах у старообрядцев до революции я хочу приготовить целую статью – сплошь и рядом). Мы своими силами вполне сможем обеспечить только лишь первый, максимум, второй курс этого института. Дальше, учащиеся выбирают – или они на этом заканчивают: если соблазняются, если не тянут, если не ставили таких целей себе - получают нашу цедулку, выходят замуж, уходят в ДЦХ, остаются пономарить в каком нибудь Давыдово и т.д.; или же под жесткой нашей старообрядческой цензурой продолжают образование по программе никонианского института, те преподаватели или наших аттестуют. или сами будут принимать экзамены по принципу заочного отделения и наши студентыбудут видет эти еретические морды не чаще раза в год,а мы студентам потом быстренько прочитываем молитвы от скверны (тут вариантов множество – способов преподавания и экзаменации). Или не обязательно никонианского (просто с ним быстрее можно договорится). Например, у нас в Ростове шесть лет функционировал филиал Тихоновского, потом он закрылся, но епархия, хотя стоит в шаге от создания собственной четырехгодичной семинарии, продавила создание в нашем Университете теологического факультета, где не просто преподавание ведется полностью по программам Тихоновского, но и без экзаменов стали учится те, кто поступал в филиал. Только в этом случае, если мы будем гарантировано давать конкурентное образование, мы действительно сможем привлечь старообрядцев – гуманитариев, и уже от нас будет зависеть, сможем ли мы зажечь этих молодых людей служить Церкви. Думаю, главное в этом случае, выработать стратегию, а тактику подскажет сама жизнь. И почему то я уверен, что тогда нам не нужно будет искать спонсоров – они нас будут искать. Ведь почему митрополит отказал в поддержке училищу? Ведь ровно год назад, на епархиальном собрании у нас он так рьяно отстаивал сам принцип существования училища. Я уверен, что он в нем разочаровался, собственно, как и многие, как и я. Все-таки четыре года – это срок, а если сюда добавить еще историю, начиная с Суздаля, так вообще не приятно. В связи с этим нужно дать себе ответ – в правильном ли направлении мы двигаемся и инициировать внутрицерковную дискуссию – не со спонсорами вначале, а с Церковью. Я еще владыке Андриану предлагал, по аналогии с дореволюционным опытом – проанкетировать все общины – что бы они хотели получить от училища, нужно ли оно им, каким они его видят, кто реально из молодых старообрядцев с мест мог бы в ближайшее время идти учиться . Но анкетирование провести не по принципу какой-то рассылки, а планомерно посетить Общие собрания хотя бы ведущих общин, озадачить этим епископов, командировать на места нынешних преподавателей и актив Митрополии. В общем, считаю, что что-то нужно менять в нашем Училище. Буду очень рад, если смогу своему старшему сыну (ему сейчас 11 лет) рекомендовать после школы поступать в старообрядческое училище. Он у меня не глупый. Пока бы я не стал этого делать. Прости. Христа ради. Пишу ночью, на руках с Елизаветой – 9 ноября Господь даровал нам, наконец, доченьку, после троих сыновей –она сейчас очень беспокойная. Поэтому, все так не складно. Но если чем то заинтересовал – спрашивай, расскажу подробно, особенно, об опыте учебы в Тихоновском. Он сейчас другой стал, заматорел, а самое интересное тогда было. Так что есть, что перенять. Иерей Иоанн Севастьянов 9 декабря 2009 г

А. Емельянов: Севастьянов пишет: наши студенты будут видеть эти еретические морды не чаще раза в год,а мы студентам потом быстренько прочитываем молитвы от скверны (тут вариантов множество Это не просто никонианство - иезуитство какое-то


вячеслав: семья полностью ушла в никонианство и под благовидным предлогом " качественного" образования через новое молодое поколение священства пытается заразить этим вирусом всех остальных

Teutonicus: Бог не выдаст, свинья не съест, дядя Слава! Тем более такая. Господам в рясах с широкими рукавами неохота тратить собственные деньги на эту "общецерковную докторантуру", вот они и придумали трясти бизнес посредством очередного фонда. А остальная их деятельность, судя по публикациям, -- обыкновенный распил бабла: осуществление консервативной революции в Европе с помощью концерта в Ватикане и "возрождение" Ростова Великого, который, по рассказам знакомых, как был в разрухе, так и остался. Куда уж им съесть старообрядчество!

Сергей Петрович: WOW !

Jora: Nikodim цитирует: (хотя бы основываясь на словах ап. Павла – «ВЫ должны быть готовы дать ответ о своем уповании») Хе-хе, вопиющая неточность: Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. (1Пет.3:15)

Konstantino: Думаю что если наши попы не найдут сильную защиту для Веры в лице грамотного и безбоязненного митрополита то Севастьяновы сожрут староверчество и всю ее безхребетную верхушку.

павл: Истинные старообрядцы! Что вы делаете в интернете?

SPECTATOR: павл пишет: Истинные старообрядцы! Что вы делаете в интернете? Истинно старообрядят!

Konstantino: SPECTATOR пишет: Истинно старообрядят!



полная версия страницы