Форум » Согласия приемлющие священство » Миролюбов о соборе РПСЦ. » Ответить

Миролюбов о соборе РПСЦ.

САП: [more]Священник Иоанн Миролюбов: Конфликт на старообрядческом Соборе был запрограммирован теми, кто призывает к возвращению РПСЦ в прежнее маргинальное состояние 19 октября в Рогожской слободе завершил работу ежегодный Освященный Собор Русской православной старообрядческой церкви. В этом году Собор привлек к себе особое внимание как церковной, так и светской общественности: некоторые СМИ предвещали драматическое развитие событий, причем главной сенсацией якобы должна была стать отставка избранного два года назад старообрядческого митрополита Московского и всея Руси Корнилия. Ожидаемой некоторыми "сенсации" не состоялось, хотя соборная работа и не обошлась без драматических коллизий. Итоги старообрядческого Собора в интервью порталу "Интерфакс-Религия" прокомментировал секретарь комиссии Московского патриархата по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством священник Иоанн Миролюбов. - Насколько судьбоносным, по Вашему мнению, можно считать прошедший Собор? - Истинное значение события может определить только время. Сейчас рано говорить о том, можно ли состоявшийся Собор считать судьбоносным для старообрядцев. Судить об этом можно будет только тогда, когда улягутся страсти, будут внимательно изучены принятые документы, а главное - будет видно, как результаты Собора воспринимаются на местах, основной массой старообрядцев Белокриницкого согласия. Сегодня можно сказать лишь то, что прошедший Собор приоткрыл завесу над достаточно замкнутым миром старообрядчества, обнажив многое из того, что ранее мало кому было известно. В дореволюционной России старообрядчество было весьма заметным явлением социальной и экономической жизни. Его социальную базу составляли крупные промышленники, торговцы и зажиточное крестьянство, то есть те слои общества, которые большевики уничтожили физически. Но еще более страшный удар по старообрядчеству новая власть нанесла своим тотальным искоренением прежнего традиционного бытового уклада. А ведь утрата особого уклада жизни, преемственности в воспитании и передаче специфичного именно для старообрядцев мироощущения лишала их отличий от остальной массы исповедующих православие россиян. Понятно, что при таких обстоятельствах, к которым нужно добавить еще и эффект от значительной внутренней миграции населения, старообрядческие согласия должны были потерять значительное число своих прежних последователей. Многие российские регионы, прежде со значительным или даже доминирующим старообрядческим населением, перестали таковыми быть. И возникает интересный вопрос: а что из себя представляют современные старообрядцы? Речь здесь не о том, насколько вообще старообрядцы могут говорить о себе как об аутентичных носителях русской допетровской духовной культуры, что само по себе есть предмет дискуссии, а о том, насколько нынешние старообрядцы аутентичны самим себе, каковыми они были в начале прошлого столетия. Несколько лет назад для меня было большим откровением узнать, что сегодня в иных городских общинах коренные старообрядцы составляют меньшинство. Хорошо известно, что во всех конфессиях главными "ревнителями чистоты веры" являются неофиты, но удивляло их количество у старообрядцев, где они смогли организоваться в "союзы", несмотря даже на формальную принадлежность к разным старообрядческим согласиям. Еще больше удивляло, что общим объединяющим знаменателем для этой активной части верующих зачастую были не какие-либо созидательные задачи, а слепая ненависть к Русской православной церкви, откуда они, по большей части, и вышли. Разумеется, проблема пополнения своих рядов есть сугубо внутреннее дело любой религиозной деноминации, но слишком было очевидно, что молодым старообрядческим пополнением пытаются управлять люди и силы, никакого отношения к исповеданию православия не имеющие. Можно сказать, что внутрицерковный конфликт был запрограммирован: в то время как и предстоятели РПСЦ (покойный митрополит Андриан и нынешний Корнилий), и предыдущие Соборы свою церковную политику определили как политику открытости, политику более тесного взаимодействия с государственными, общественными и религиозными организациями, все громче звучал и голос протеста, призывающий в конечном счете к возвращению в прежнее маргинальное состояние. Нельзя было не видеть, как нагнеталась обстановка перед Собором, почти в соответствии с современными политтехнологиями: поток "открытых писем" с явными оскорблениями и ложью в адрес собственного предстоятеля, обращения в СМИ с обещаниями поменять на Соборе митрополита и тому подобное. Удивлялись даже малознакомые со старообрядчеством люди: неужели для старообрядцев характерно вынесение своих внутренних разборок во внешние СМИ или отношение к "перевыборам" митрополита как к перевыборам председателя колхоза? В том-то и дело, что это характерно для неофитов, но не для старообрядцев. Воспитанный в старообрядчестве человек никогда не позволит себе вызывающе вести себя по отношению к человеку, годящемуся по возрасту себе в отцы, а то и в деды, а тем более учить его вере и наставлять в понимании правил церковной дисциплины. - Как же прошел Собор, и в чем его главный итог? - На митрополита Корнилия имели место жесткие нападки, причем степень жесткости была прямо пропорциональна их вздорности. Упомяну лишь один эпизод, уже известный из СМИ: митрополиту Корнилию ревнителями благочестия вменялось в вину участие во Всемирном русском народном соборе и - о ужас! - приветствие целованием патриарха Московского и всея Руси Алексия. Как свидетель события могу заявить: это была одна из самых, быть может, трогательных минут Народного собора, хотя и произошло все невидимо для большинства его участников. Появившийся в комнате для членов президиума Собора Святейший Патриарх приветствовал гостей своим благословением. Увидев старообрядческого митрополита, он тепло и радушно улыбнулся, главы двух русских религиозных конфессий непроизвольно сделали взаимные шаги навстречу и поприветствовали друг друга лобызанием, по древнему христианскому обычаю. Происшедшее никаким протоколом не предусматривалось, произошло для присутствующих неожиданно, причем совершилось настолько искренне, что в сердце верующего человека не могло вызвать ничего, кроме самого доброго чувства, а возможно, и слез. Но, как видим, нашлись люди, кого случившееся лишило покоя. В целом надо признать, что явное потепление в отношениях между Русской православной церковью и старообрядцами в последнее время стало вызывать озабоченность не только у младостарообрядцев, но и у какой-то части исконных последователей старообрядческих согласий. Виной тому близкие по форме к истерике "догадки" отдельных ревнителей: смотрите, патриаршая Церковь объединилась с Зарубежной, теперь наступает наша очередь! В этом смысле старообрядческий Собор проходил не в самое благоприятное для сторонников нормализации отношений время. Для демонстрации своей приверженности "старой вере" от митрополита Корнилия часть участников Собора даже потребовала публичного анафематствования Русской православной церкви. И этого требовали не только неофиты: мол, владыко, изреки просимое, и мы со спокойной совестью уедем домой, не обращая более внимания на взвинченную молодежь. К чести митрополита Корнилия будет сказано, он категорически отказался произнести анафемы (отречения), а, напротив, в своем обширном докладе обосновал необходимость и в дальнейшем осуществлять контакты с Русской православной церковью. Кончилось тем, что многие возмутители спокойствия соборно были призваны к ответу, на иных наложены церковно-дисциплинарные прещения. И особенно следовало бы отметить, что наиболее последовательную и горячую поддержку митрополит получил от представителей уральских и сибирских регионов, где старообрядчество менее всего утратило свои прежние черты. - Можно ли считать, что Собор прошел вполне успешно для прежнего церковного руководства и что теперь сохранится курс на добрососедские отношения с Русской православной церковью? - Да, конечно, хотя в числе решений Собора имеются документы, принятие которых, судя по рассказам участников, явно заранее не планировалось. То есть они были приняты в качестве некого компромисса, для смягчения общего градуса беспокойства. Я имею в виду резолюцию, подтверждающую прежние соборные решения о чиноприеме в старообрядчество, приемлющее священство, лиц из Русской православной церкви вторым чином, то есть через миропомазание. - Какого развития событий можно ожидать в дальнейшем? - Уже 8 ноября состоится очередное заседание православной Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, на которой, помимо прочего, будут обсуждаться итоги прошедшего старообрядческого Собора. Относительно форм ведения диалога со старообрядцами, этикета общения с ними возможны какие-либо уточнения, корректировки. Это может произойти и позднее, когда свои пожелания сформулируют сами старообрядцы (их Собор во многом еще не определился, поручив разработку отдельных вопросов уполномоченным на это делегатам). В целом же можно сказать, что будущее старообрядчества всецело обусловлено тем, какие устремления будут доминировать в его среде и какова будет сама среда. В межцерковном и межрелигиозном общении (речь, разумеется, идет не об экуменическом движении, неприемлемом и для членов Русской православной церкви, а об общении по социальным и культурным вопросам) уже давно сложились какие-то формы, обычаи. Старообрядцы, разумеется, вправе ясно обозначать приемлемое для себя, имея при этом в виду, что их пожелания должны быть понятны партнерам по общению, не вызывать у них излишней озабоченности или отторжения. Главное - определиться самим в себе, какое общение представляется нужным и полезным для собственного сообщества. http://www.blagovest-info.ru/index.php?id=16590&s=7&ss=2 [/more]

Ответов - 5

Евгений Иванов: Это о Соборе 2007-го

Severo: рука руку моет. Пока у кормила будет МК Титов - рпсц будет семимильными шагами катиться в низ....уж лучше маргинальное ее состояние

КарякинАлексей: Значит Иван Иванович Миролюбов считает правления митрополита Алимпия - маргинальным ! Конечно это можно списать на неофитство о.Иоанна - он недавно стал чадом РПЦ МП (такое случается как пишет Лего́йда:), но всё же это плевок в РПСЦ.


Александр: За 3 прошедших года РПсЦ ещё больше маргинализировалась.

Олег Назаренко: чисто экуменическая статья никониано-сергиан- и т.д. нет ни какого понятия о каноничности тех или иных действий, в таком же духе и лжеиерарх Кирилл говорил. они привыкли с католиками лобызаться и со старообрядцами тянутся. И о чудо окахзывается есть старообрядцы которые не воротят уст от еретический лукавых объятий, а кто это там против? ревнители так это же маргиналы... маргинальность это по их мнению каноничность, перевожу с никонианского на старообрядческий язык :))) а вот апостасийность это по никониански современность, явления одни а вот названия разные.



полная версия страницы