Форум » Согласия приемлющие священство » О приеме единоверцев 3-м чином. » Ответить

О приеме единоверцев 3-м чином.

САП: «Старообрядчество: история, культура, современность» выпуск 11 Москва 2006 О. КАРП ТЕТЁРКИН -ЕПИСКОПУ АЛЕКСАНДРУ Г.И.Х.С.Б.П.Н. Преосвященнейший епископ Александр! Получив ваше любвеобильное письмо от 25 июля, сердечно вас благодарю1. В<ладыко> Александр, как же вы мне пишете, что в<ладыка> Иосиф беглопоповцев принял целый приход, а на Освященном Соборе, кажется, было говорено (3 года назад), что единоверцев присоединил, и в журнале «С<лово> церкви» это было помешено, что единоверцы присоединены были в<ладыкой> Иосифом. Я поищу ж<урнал> «С<лово> церкви». Мне кажется. 2-м или 3-м ч<ином> целый приход, да такой крепкий как калужский, принимать, или т.е. предложить — это будет нецелесообразно, такой крутой чин. Спрашивается, да за что же их так строго-круто принимать? У них во всем церковном обиходе строже наших старообрядцев калужских, только за то, что они когда-то по случаю гонения приняли от никониянского еп<ископа> священника и диакона? И хотя и Богу молились за него, но в 100 лет ни разу не пускали в свой единоверческий храм служить калужских епископов. Мне кажется, будет неправильно, и этим заранее скажу: мы только оттолкнем их дальше. А не только что мы их должны приобрести и встретить, как заблудшего сына, в доме. Я даже не понимаю, за что их сровняли под 2-й чин? Как и никониан. Когда у них служба, как у нас и как у лужковских, т.е. беглопоповцев. И вдруг беглопоповцы принимаются <нрзб> от скверны и только, да душою они равные отщепенцы от нас и равно следует их принимать. В<ладыко> с<вятыи>! Я написал в Калугу в<ладыке> Павлу и единоверцам, чтобы они поспешили пригласить в<лады-ку> Геронтия в Калугу. Ваша мысль и предложение очень приятное! И я думаю, что они не замедлят в этом. Единоверцы со мною ведут переписку сердечную, которым ужасно хочется с нами примириться! В<ладыко> с<вятыи>! Вы при свидании или нарочно сообщите по этому делу в<ладыке> Геронтию. И мне сообщите, что не было ли где-нибудь в епархиях наших присоединение с нами единоверцев? И каким порядком? Жду ответа. За сим всем кланяюсь. Вам до земли, в<ладыко> с<вятыи>, и прошу прощения, мира и благословения. Покорный слуга ваш протоиер<ей> К. Тетеркин. 31 июля 1919 года. ЕПИСКОП АЛЕКСАНДР - ЕПИСКОПУ ПАВЛУ Боголюбивсйший владыко Павел! Ваше пр<сосвященст>во сообщаете, что калуж<ские> ед<иновер>цы желают с нами примириться с условием принять их третьим чином (без миропомазания); переходят они, добавляете вы, с храмом, в котором мы потом будем совершать службу. Посему вы просите меня ответить, можно ли принять их третьим чином? И на каких основаниях единоверцы принимались в епархии владыки Иосифа? На что спешу ответить — как я понимаю. По чиноприемной книж<ке>, печ<атное> изд<ание> в Урал<ьске> (еп<ископом> Арсением), «предки наши и от единов<ерческой> ц<еркви> приходящих приимали тем же чином, яко же и от грекоросс<ийской> ц<еркви>, за исключением точию крещеных в нашей православно-старообрядческой ц<еркви> и отступивших» (Л.З об.). И это: «аше един будет, аще два или мнози» (Л.8). О присоединении единоверцев в епархии епископа Иосифа (а не Иоасафа) в протоколах Соб<ора> 1917 г. я нашел только следующую запись: «IX) Оглашается приветственная телеграмма старообрядцев из станицы Донецкой (Забайк<альской> обл<асти>). В пояснение этой телеграммы еп<ископ> Иосиф сообщил, что стар<ообряд>цы эти, в количестве 400 семейств, присоединились от единоверия. Постановили: послать им от имени Собора приветствие и благословение». На каких же основаниях они примирились, я не знаю, и был ли спрошен об этом еп<ископ> Иосиф, тоже не знаю. Но полагаю, что такое огромное количество присоединяющихся (человек 2000) едва ли были приняты чрез миропомазание, а вероятнее 3-м чином чрез проклятие «никониан<ских> ересей», с коими имели общение. Но допустимо ли такое отступление от установленного порядка? По моему личному мнению (и неких духовных лиц), в таких исключительных случаях, при массовых обращениях возможно сделать снисхождение и вм<есто> 2-го принять 3-м чином «ради назидания многих», «чтобы нам не воспятити спасаемых строгостию», как выразился Вас<илий> Вел<икий> (в 1-м прав<иле>), «по благоусмотрению о принятии (без повторения) крещения кафаров:. Чит<айте> и Зонар: дабы по причине строгости не сделать их более медлительными в обращении. Посему, если ваше преосв<ященство>, не дожидаясь соборного в таких случаях рассуждения, с советом своих помощников, «вданных от Бога» (58 пр<авило> ап<остольское>) найдете возможным «смотрения ради» сделать снисхождение целому приходу людей, «увлеченных нуждою, но не развращенных зловерием» (св. Афан<асия> к Руфину) и примите их в церковное общение 3-м чином без миропомазания (ибо «и возложением рук презвитерских, и молитвою, весть приходити Дух Св<ятыи>» (Кормч., Л.606))\ то я надеюсь, что Освященный Собор не осудит вас за такой «смотрительный случай», Итако, высказав свое посильное мнение, приветствую вас братолюбным о Христе приветствием с пожеланием здравия и благоденствия и спасения со всей богодарованною паствою. Смиренный Александр, еп<ископ> Ряз-<анский> и Егор<ьевский>. 10 авг. 1919 г.

Ответов - 8

о. Андрей: И кто из нас диаконовец? ;-)

Евгений Иванов: о. Андрей пишет: И кто из нас диаконовец? ;-) Вы беглопоповец - наследник ветковского упования. По-крайне мере, так официально значитесь. Что касаемо исключений, то почему бы и нет? главное, чтобы они в Церковь пришли и ересь свою оставили. Т.е. если у Вас есть супер-пупер единоерец, то принимайте 3 чином. Слово не скажу. Если же придете со священством, которое о иконопси представления не имеет, то я против даже Крещения. Сперва пусть к нашей вере придет.

о. Андрей: Евгений Иванов пишет: Вы беглопоповец - наследник ветковского упования. По-крайне мере, так официально значитесь. Значусь так где? Я христианин Русской Древлеправославной Церкви и мои духовные предки жили не только на Ветке, но и в Стародубье, и на Керженце, и на Урале, и в Турции, и в иных местах. Евгений Иванов пишет: Что касаемо исключений, то почему бы и нет? главное, чтобы они в Церковь пришли и ересь свою оставили. То есть, если какая-то значительная группа никониан пожелает вступить в общение, лишь через провозглашение православного исповедания веры, то Вы сочтете сие вполне приемлемым? Евгений Иванов пишет: Т.е. если у Вас есть супер-пупер единоерец, то принимайте 3 чином. Слово не скажу. А в обратном направлении? Если такого единоверца вместо 3-го чина примут первым, что-либо возразите по этому поводу?


Евгений Иванов: о. Андрей пишет: Я христианин Русской Древлеправославной Церкви и мои духовные предки жили не только на Ветке, но и в Стародубье, и на Керженце, и на Урале, и в Турции, и в иных местах. Правильно. Только в какой момент РДЦ духовно унаследовало дьяконовщину. Каким образом дьяконовцы к Вам присоединялись? Вы мирились или на ваших условиях? о. Андрей пишет: То есть, если какая-то значительная группа никониан пожелает вступить в общение, лишь через провозглашение православного исповедания веры, то Вы сочтете сие вполне приемлемым? Все зависит от того, что эта за группа. Теоретически такой вариант допускаю. - Отсутсвие своего священства на момент принятия. - Уж очень близкие нам по-духу люди. Сродни тому, о чем писал САП. Но это уже христиане, воспитанные на наших обычаях. Христане желающие жить по нашим обычаям и никак иначе.

Евгений Иванов: о. Андрей пишет: А в обратном направлении? Если такого единоверца вместо 3-го чина примут первым, что-либо возразите по этому поводу? По-правде, нет. Исключения - индивидуальны. Не люблю лезть к попам, когда решение вопроса в их компетенции. Бывают случаи, когда и поп крестил 3-х погружательно, а признать крещение нельзя. Ну не христианин он и всё. Чего тогда признавать?

о. Андрей: Евгений Иванов пишет: Правильно. Только в какой момент РДЦ духовно унаследовало дьяконовщину. Каким образом дьяконовцы к Вам присоединялись? Вы мирились или на ваших условиях? А мы особо и не сорились. Диаконовцы участвовали в работе всех наших Съездов, принимали наше духовенство. Евгений Иванов пишет: Все зависит от того, что эта за группа. Теоретически такой вариант допускаю. - Отсутсвие своего священства на момент принятия. - Уж очень близкие нам по-духу люди. Сродни тому, о чем писал САП. Но это уже христиане, воспитанные на наших обычаях. Христане желающие жить по нашим обычаям и никак иначе. Позиция понятна, спаси Христос! Евгений Иванов пишет: По-правде, нет. Исключения - индивидуальны. Не люблю лезть к попам, когда решение вопроса в их компетенции. Бывают случаи, когда и поп крестил 3-х погружательно, а признать крещение нельзя. Ну не христианин он и всё. Чего тогда признавать? Вот единоверческого священноинока Арсения Озерова приняли через крещение, между тем он был и сам крещен погружательно, и рукоположен погружательно крещеным, и в иноки пострижен таковым же. Как Вы оцениваете данный случай?

Евгений Иванов: о. Андрей пишет: Вот единоверческого священноинока Арсения Озерова приняли через крещение, между тем он был и сам крещен погружательно, и рукоположен погружательно крещеным, и в иноки пострижен таковым же. Как Вы оцениваете данный случай? На его крещении настоял о. Леонид Гусев. Его уже 5 лет нет с нами. При жизни, да и теперь, я не во всем с ним согласен. Но в мудрости и принципиальности ему не откажешь. Полагаю, что он был прав. Обратный пример - САП. Я с ним молиться начал без всяких чиноприемов.

о. Андрей: Извините, Евгений, но на лицо двойные стандарты.



полная версия страницы