Форум » Согласия приемлющие священство » Жизнь в скиту » Ответить

Жизнь в скиту

Белов: Деревеньки той давно нет на карте. Старики ушли в мир иной много лет назад, их дети и внуки осели в больших городах. Несколько домов, в которых витает дух старинного крестьянского уклада, затерялись в такой глуши, что добраться до них стоит немалых сил. За эту труднодоступность деревенька полюбилась староверам. Ещё бы найти туда дорогу! Радушный приём Холодный ветер выдувает из-под одежды остатки тепла. Надеемся, что инок Алимпий не заставит себя долго ждать. И точно, вскоре он приезжает за нами, чтобы сопроводить в старообрядческий скит. Отец Алимпий (Вербицкий) – его основатель. Мы благодарим судьбу, что она послала нам встречу с открытыми, общительными староверами (хотя съемочную группу одной из центральных телекомпаний здесь не приняли). Против фотосъёмки и записи на диктофон никто не возражал. Напоили чаем, выставив чугунок с чечевичной кашей, кастрюлю варенных грибов. Мы тоже привезли гостинцы – сухофрукты, консервы домашнего приготовления, чай. Всё это было принято с благодарностью. Трапезничали в самом крепком доме. Два других на вид ужасны. Отшельникам пока не до жилья, все скромные средства идут на возведение бревенчатой церкви Архангела Михаила. Жизнь «в пустыне», вопреки распространённым представлениям, достаточно дорога, сетует отец Алимпий: цены на стройматериалы, продукты питания, любой наемный труд подскакивают вдвое. Мы заходим в его покои. Видим скромность и бедность обстановки. Дощатая кровать, такой же стол из досок. Зато много духовных книг. Самые толстые из них, в старинных переплетах с металлическими застежками, внушают благоговение. Под покрывалом – краски для иконописи. Отец Алимпий использует яичную темпуру. А возле печки кто? Огромное пушистое существо взирает на нас вопросительно. Это же сказочный кот-баюн! Лесные помощники Кот Василек сопровождал отца Алимпия с первых дней его иночества в мещерских лесах. Когда-то он был котом-барином, летал с хозяевами по заграницам, питался мышами из зоомагазина. Однако вскоре Василька преподнесли в дар, и ему пришлось привыкать к пустынножительству. Кот оказался не робкого десятка – стал охотиться на зайцев, нападал на змей. «Скоро он у вас на волка пойдет!» - смеемся с приятелем. Отец Алимпий поддерживает шутку. Кот-волкодав ему бы очень пригодился. Серые в этих местах частые гости, внушают ужас коню с забавным именем Погром. Длительное время конь был для инока единственным средством передвижения и связи с внешним миром. Отче пришел с рюкзаком в места под Тумой более десяти лет назад. Для отшельнической жизни искал место, наиболее отдаленное от населенных пунктов. Приглянулась небольшая поляна, подступы к которой завалило буреломом. Оказалось, в этом месте, вблизи сгоревшего дотла деревни Курша, в окружении топких болот, частенько проходит полосой смерч. Но это выяснилось позже. А тогда монах перетащил через завал свои нехитрые пожитки, вырыл землянку два на два с половиной метра и с молитвой провел в ней всю зиму. По весне принялся строить келью. Обнес её трехметровым забором, чтобы не перепрыгивали волки. В келье писал иконы, тем и жил. О монахе прознали в округе, стали наведываться в гости любопытные. Снабдили отшельника дизельным генератором, появилось электричество. Подарили велосипед. Но двухколесная машина в песчаной местности оказалась бесполезной. Использовал её в качестве тележки, чтобы возить из ближнего поселка мешки с картошкой. Наконец, появился в жизни монаха свой конь. - Крестьяне меня отговаривали: не бери коня, намучаешься, корма дорогие. Но это оказалось наилучшим решением проблемы. Конь везде пройдет, а в поселок выбраться иногда нужно было. Повозки у меня не было, восемь лет ездил верхом, - рассказывает отец Алимпий. Контакты с миром Раза два он прерывает нашу беседу в келье, отвечая на звонки по сотовому. Чтобы показать фотографии написанных икон, включает ноутбук. Для этого приходится выйти на улицу и запустить дизельный генератор. Впрочем, этими предметами набор технических средств и ограничивается. Разве что есть ещё газовая плита и механические часы. В современных условиях прерывать всяческие контакты с внешним миром совсем, наверно, и невозможно. - Мы не против техники, достижений цивилизации, - замечает инок. - Важно избегать агрессивной информационной среды. Из компьютера я возьму только то, что туда сам положу. А телевизор и Интернет навязывают ценности, чуждые христианину. Дело вовсе не в каком-то «25-м кадре». Когда человек становится частью какой-либо информационной среды, он вбирает в себя те установки, которые эту среду структурируют. Постепенно к монаху стали прибиваться духовные братья: одни приезжали погостить, другие просились в послушники. Трудности лесной отшельнической жизни выдерживают немногие, уходят. Обстоятельства потребовали оставить лесную келью и искать более просторного места для поселения. Брошенная деревня пришлась как нельзя кстати. Край нехоженый, дремучий, все те же болота, дикое зверье. За трапезой, помимо нас с товарищем, собралось пять гостей и послушников. Виктор приехал с Дальнего Востока. Он нахваливает наши гостинцы, хлопочет у плиты, подкладывает вареных грибков. Рассказывает о великой пользе умной молитвы. Пробует рассказать о себе, сбивается и бросает тему: «Было у меня в жизни большое несчастье…- замолкает. – Да нет же, наоборот – счастье! Не будь той беды, я бы к Господу не пришел!». Жизнь «До» и «После» В скиту отец Алимпий стремится соблюсти все требования к иноческому жительству, описанные в святоотеческой литературе ещё до раскола. Мало того, что никаких развлечений, так еще и не поспать вдоволь. Подъём в три часа ночи на молитву. После молитвы можно отдохнуть до семи утра. Затем – исполнение послушания, хозяйственные работы. Первый прием пищи – в 12 часов, второй и последний – в 17. Помимо руководства общиной, у инока Алимпия много другой работы. Он здесь, пожалуй, самый занятой человек. Пишет иконы, переводит книги и рукописи со старославянского и греческого. Исследует тексты древних книг иноческой традиции, составлявших ещё до раскола содержимое древних русских монастырей. Оригинальные тексты служат прямым руководством к монашеской жизни. Списки и копии делаются с книг, хранящихся в библиотеках МГУ, Третьяковской галереи, Академии наук, Русской национальной библиотеки и других. Кроме всего прочего, инок профессионально занимается книжной графикой. Спрашиваю, сколько ему лет. Простой вопрос вызывает затруднение. Дни рождения он не отмечает с 1988 года, когда принял схиму. С тех пор не получал вестей от родственников, ни с кем из них не переписывался. Не знает, жива ли мама. Последнее воспоминание о матери – это ее печаль о том, что сын твердо решил уйти в монахи. Такое решение зрело в нем с юности. Монашеский постриг принял от митрополита Алимпия, а наставником его был инок Арсений, человек необычной судьбы, фронтовик, бывший майор ВДВ. Старец строго придерживался правил и традиций монашеской жизни, ни на шаг от них не отступал. В свое время постигал их у костромских инокинь – отшельниц, у известной среди старообрядцев инокини Мамельфы, принявшей мучиническую смерть в лесу от разбойников. Жизнь, что была до пострига, вроде как больше и не существует. Нам, мирским людям, своего прошлого обычно жаль. Наша память ищет в нем какого-то зыбкого прибежища, и воспоминаниях мы находим тонкую сладость. Монах всегда живет настоящим. И жажда у него одна – Царствия Небесного. И все же отец Алимпий на секунду тоже поддался воспоминаниям. Вспомнил свое одиночество в келье посреди леса. Сейчас она стоит пустая. Иногда по какой-нибудь нужде схимник посещает эту келью, задумчиво ходит между хозяйственных построек, смотрит, где и что нужно подправить. Прощается, будто оставляет старого друга, с которым перенес немало духовных испытаний. Демонстрирует нам фотографии лесной кельи в контровом свете: два ярких окна и темный провал стен и пола. «Моя жизнь», - говорит задумчиво. Всё старое отошло, оно в темноте, остается лишь стремление к свету. На обратном пути мой провожатый, бывший лесничий, Владимир Дробышев вспоминает слова своей бабушки: «Володя, нет ничего тяжелее, чем ухаживать за больным и молиться Богу». Мы согласно киваем. Машину трясет по ухабам. Хочется домой, в тепло, в уют, к чашке чая с конфетами «Каракумы». Шоссе в ночную тьму, фары высвечивают впереди снежную круговерть. Где-то в лесу остался дом. В нем огонек лампады выхватывает из темноты лики святых. На полках покоятся старинные манускрипты. Кот Василек возле печки переворачивается с боку на бок. Наверное ему снятся серые зайцы. Дмитрий Соколов Журнал «РязаньCity», февраль 2008 г.

Ответов - 103, стр: 1 2 3 All

Илия: Романтично, даже завидки берут. Молодец Алимпий.

Cergiy: да, миленько так. :-)

протопоп: а что толку с той романтики, безблагодатно-с


Евгения: Спаси Христос!

Белов: Позже отсканирую и выложу фотографии к этой статье. Жаль, сайта у этого журнала нет.

САП: +1

Петрович: Белов пишет: Иногда по какой-нибудь нужде схимник посещает эту келью А кто там схимник?

САП: Петрович пишет: А кто там схимник? Белов пишет: В скиту отец Алимпий стремится соблюсти все требования к иноческому жительству, описанные в святоотеческой литературе ещё до раскола. Мало того, что никаких развлечений, так еще и не поспать вдоволь. Подъём в три часа ночи на молитву. После молитвы можно отдохнуть до семи утра. Затем – исполнение послушания, хозяйственные работы. Первый прием пищи – в 12 часов, второй и последний – в 17. Помимо руководства общиной, у инока Алимпия много другой работы. Он здесь, пожалуй, самый занятой человек. Пишет иконы, переводит книги и рукописи со старославянского и греческого. Исследует тексты древних книг иноческой традиции, составлявших ещё до раскола содержимое древних русских монастырей. Оригинальные тексты служат прямым руководством к монашеской жизни. Списки и копии делаются с книг, хранящихся в библиотеках МГУ, Третьяковской галереи, Академии наук, Русской национальной библиотеки и других. Кроме всего прочего, инок профессионально занимается книжной графикой. Спрашиваю, сколько ему лет. Простой вопрос вызывает затруднение. Дни рождения он не отмечает с 1988 года, когда принял схиму. С тех пор не получал вестей от родственников, ни с кем из них не переписывался. Не знает, жива ли мама. Последнее воспоминание о матери – это ее печаль о том, что сын твердо решил уйти в монахи. Такое решение зрело в нем с юности. Монашеский постриг принял от митрополита Алимпия, а наставником его был инок Арсений, человек необычной судьбы, фронтовик, бывший майор ВДВ. Старец строго придерживался правил и традиций монашеской жизни, ни на шаг от них не отступал. В свое время постигал их у костромских инокинь – отшельниц, у известной среди старообрядцев инокини Мамельфы, принявшей мучиническую смерть в лесу от разбойников. Наверно ето журналист ошибся (?).

Аксиосъ: Илия пишет: Романтично, даже завидки берут. Молодец Алимпий. Инок Алимпий в страшной прелести человек. У меня один знакомый был там у него в послушниках, краски растирал. Так тот ему все подсовывал книженки разные по оккультно-восточной философии, Карнеги разные и проч. Чуть ноги оттуда унес!

Петрович: Аксиосъ Подтверждаю. Лично знаком с Вербицким. А так же лично знаю бывших его послушников. Некоторые сейчас у мирских.

Белов: САП пишет: Наверно ето журналист ошибся (?). Точно журналист. Аксиосъ пишет: У меня один знакомый был там у него в послушниках, краски растирал. Так тот ему все подсовывал книженки разные по оккультно-восточной философии, Карнеги разные и проч. Чуть ноги оттуда унес! Наверное у каждого есть какие-то знакомые, которые что-то видели, ещё больше тех, кто что-то слышал...Злопыхатели и ...неудачники.

Илия: Аксиосъ пишет: Инок Алимпий в страшной прелести человек. У меня один знакомый был там у него в послушниках, краски растирал. Так тот ему все подсовывал книженки разные по оккультно-восточной философии, Карнеги разные и проч. Чуть ноги оттуда унес! Я по мотивам статьи высказался... В послушники не собираюсь - у меня иное упование

Severo: протопоп пишет: а что толку с той романтики, безблагодатно-с с какого такого перепугу?

Изограф: Спаси Христос. Лично знаком с иноком Алимпием, и рад бы присоединится к его житию.

Severo: Изограф пишет: Спаси Христос. Лично знаком с иноком Алимпием, и рад бы присоединится к его житию. Зарегистрируйтесь, в личку пару вопросов задать хочу

Путник: Да, Алимпий-миленький такой еврейчик-оккультист.

протопоп: при чем тут еврейчик? какая разница какой нации окультист

Андрей изограф: Братия, а чё бы нам, таким смелым имена свои христианские не открывать

Изограф: А вот серьёзно братие, как вы определили кокой он нации, ответьте Христа ради, только без излюбленныхъ острыхъ каламбуров

Severo: Я Наумов Виталий Анатольевич, по матери мексиканец, Путник кинь в меня камень....

zilot: Severo ты отчество не матери носишь, и не евреи мы, чтобы национальность по матери принимать.прости, Христа ради.

о. Андрей: Вообще-то евреи должны вести родословие по мужской линии. Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова и так далее. По женской линии – модернизм. Равинизм пал под ударами обновленческого движения.

САП: о. Андрей пишет: По женской линии – модернизм. Равинизм пал под ударами обновленческого движения. Нет, просто невозможно стало в новое время установить отцовство, а материнство очевидно

Severo: САП пишет: Нет, просто невозможно стало в новое время установить отцовство, а материнство очевидно Бывает и такое

Андрей изограф: Так я и не услышал ответа на мой вопрос, всё вода да вода. Как определии что инок Алимпий - еврей?

Белов: Андрей изограф пишет: Так я и не услышал ответа на мой вопрос, всё вода да вода. Как определии что инок Алимпий - еврей? Есть такая категория людей, которая записывает в жиды всех и вся...Это у них мания такая, болезнь...Чаще всего под их нападки попадают те, кто хоть в чём-то преуспел, абсолютно неважно в чём. Поэтому ответа на свой вопрос Вы не услышите, ну, начнут фамилию по слогам разбирать, цвет глаз, волос приводить как довод, в общем ерунда.

Андрей изограф: Белов пишет Есть такая категория людей, которая записывает в жиды всех и вся..., ... Абсолютно согласен с Вами, но хотел услышать хоть какоето опровдание от этой категории людей, только пыль раздувают. простите мя ради Христа, но давайте уважать хоть себя если ни когото, тем паче черницов, им то одно терпеть, такова жизнь у них, а нам то что.

Андрей изограф: Кстати, а будут ли выложенны фотоснимки к этой статье, очень хотелось бы?

нэт: еврей не еврей. а бросил жену с малыми детьми. Дедок.

Евгения: Андрей изограф пишет: Кстати, а будут ли выложенны фотоснимки к этой статье, очень хотелось бы? Присоединяюсь к вопросу.:)

Белов: Андрей изограф пишет: Кстати, а будут ли выложенны фотоснимки к этой статье, очень хотелось бы? В ближайшие три-четыре дня, думаю, выложу.

Андрей изограф: это вы загнули через нехочу, он то и женат не был, на сколько я знаю, а откуда такие сведения?

Андрей изограф: я имел ввиду загнули насчёт жены с малыми детьми

Путник: Severo пишет: Путник кинь в меня камень.... Зачем?

Путник: Андрей изограф пишет: Так я и не услышал ответа на мой вопрос, всё вода да вода. Как определии что инок Алимпий - еврей? Наверно, по совокупности признаков, как белорусов, молдаван, украинцев, татар..., а также китайцев с неграми.

Андрей изограф: Глупо по совокупности признаков определять, какой нации человек. У каждого эта совокупность своя. А евреи по этой вашей совокупности живут хитро, ищат лёгкой жизни, где можно полегче и почище заработать, да при этом ни куда не ввязаться. У инока всё наоборот, или не так? Ответьте.

Severo: Путник пишет: Зачем? Я не русский на половину, а если бы Алимпий был евреем, что с того?

Путник: Андрей изограф пишет: Глупо по совокупности признаков определять, какой нации человек Глупо дискутировать с Вами по етому вопросу.

Андрей изограф: Я не думал, уважаемый Путник, что Вы так рано точку поставите,просто на СОБОРЕ говорили что факты должны быть достоверными, иначе это клевета,даже чуть ли не отлучали за клевету на митрополита, об этом правило в КОРМЧЕЙ есть. А тут вы говорите еврей он, да ещё и окультист, да ещё кто то добавил что инок от жены с детьми ушёл, но достоверность своих слов ни кто из Вас не подтвердил, вот и вырисовывается полная картина клеветы. А я всегото правду слышать хотел. Простите мя Христа ради коли что не так сказал. И молю вас не усугубляйте раздор.

Путник: Андрей изограф пишет: И молю вас не усугубляйте раздор. А от кого раздор пошел, Вы помните? И ,потом, на ентом форуме раздор не усугубишь, приличные люди сюда не ходют. Или изредка, под видом гостей. Стесняюцца...



полная версия страницы