Форум » Согласия приемлющие священство » Жизнь в скиту » Ответить

Жизнь в скиту

Белов: Деревеньки той давно нет на карте. Старики ушли в мир иной много лет назад, их дети и внуки осели в больших городах. Несколько домов, в которых витает дух старинного крестьянского уклада, затерялись в такой глуши, что добраться до них стоит немалых сил. За эту труднодоступность деревенька полюбилась староверам. Ещё бы найти туда дорогу! Радушный приём Холодный ветер выдувает из-под одежды остатки тепла. Надеемся, что инок Алимпий не заставит себя долго ждать. И точно, вскоре он приезжает за нами, чтобы сопроводить в старообрядческий скит. Отец Алимпий (Вербицкий) – его основатель. Мы благодарим судьбу, что она послала нам встречу с открытыми, общительными староверами (хотя съемочную группу одной из центральных телекомпаний здесь не приняли). Против фотосъёмки и записи на диктофон никто не возражал. Напоили чаем, выставив чугунок с чечевичной кашей, кастрюлю варенных грибов. Мы тоже привезли гостинцы – сухофрукты, консервы домашнего приготовления, чай. Всё это было принято с благодарностью. Трапезничали в самом крепком доме. Два других на вид ужасны. Отшельникам пока не до жилья, все скромные средства идут на возведение бревенчатой церкви Архангела Михаила. Жизнь «в пустыне», вопреки распространённым представлениям, достаточно дорога, сетует отец Алимпий: цены на стройматериалы, продукты питания, любой наемный труд подскакивают вдвое. Мы заходим в его покои. Видим скромность и бедность обстановки. Дощатая кровать, такой же стол из досок. Зато много духовных книг. Самые толстые из них, в старинных переплетах с металлическими застежками, внушают благоговение. Под покрывалом – краски для иконописи. Отец Алимпий использует яичную темпуру. А возле печки кто? Огромное пушистое существо взирает на нас вопросительно. Это же сказочный кот-баюн! Лесные помощники Кот Василек сопровождал отца Алимпия с первых дней его иночества в мещерских лесах. Когда-то он был котом-барином, летал с хозяевами по заграницам, питался мышами из зоомагазина. Однако вскоре Василька преподнесли в дар, и ему пришлось привыкать к пустынножительству. Кот оказался не робкого десятка – стал охотиться на зайцев, нападал на змей. «Скоро он у вас на волка пойдет!» - смеемся с приятелем. Отец Алимпий поддерживает шутку. Кот-волкодав ему бы очень пригодился. Серые в этих местах частые гости, внушают ужас коню с забавным именем Погром. Длительное время конь был для инока единственным средством передвижения и связи с внешним миром. Отче пришел с рюкзаком в места под Тумой более десяти лет назад. Для отшельнической жизни искал место, наиболее отдаленное от населенных пунктов. Приглянулась небольшая поляна, подступы к которой завалило буреломом. Оказалось, в этом месте, вблизи сгоревшего дотла деревни Курша, в окружении топких болот, частенько проходит полосой смерч. Но это выяснилось позже. А тогда монах перетащил через завал свои нехитрые пожитки, вырыл землянку два на два с половиной метра и с молитвой провел в ней всю зиму. По весне принялся строить келью. Обнес её трехметровым забором, чтобы не перепрыгивали волки. В келье писал иконы, тем и жил. О монахе прознали в округе, стали наведываться в гости любопытные. Снабдили отшельника дизельным генератором, появилось электричество. Подарили велосипед. Но двухколесная машина в песчаной местности оказалась бесполезной. Использовал её в качестве тележки, чтобы возить из ближнего поселка мешки с картошкой. Наконец, появился в жизни монаха свой конь. - Крестьяне меня отговаривали: не бери коня, намучаешься, корма дорогие. Но это оказалось наилучшим решением проблемы. Конь везде пройдет, а в поселок выбраться иногда нужно было. Повозки у меня не было, восемь лет ездил верхом, - рассказывает отец Алимпий. Контакты с миром Раза два он прерывает нашу беседу в келье, отвечая на звонки по сотовому. Чтобы показать фотографии написанных икон, включает ноутбук. Для этого приходится выйти на улицу и запустить дизельный генератор. Впрочем, этими предметами набор технических средств и ограничивается. Разве что есть ещё газовая плита и механические часы. В современных условиях прерывать всяческие контакты с внешним миром совсем, наверно, и невозможно. - Мы не против техники, достижений цивилизации, - замечает инок. - Важно избегать агрессивной информационной среды. Из компьютера я возьму только то, что туда сам положу. А телевизор и Интернет навязывают ценности, чуждые христианину. Дело вовсе не в каком-то «25-м кадре». Когда человек становится частью какой-либо информационной среды, он вбирает в себя те установки, которые эту среду структурируют. Постепенно к монаху стали прибиваться духовные братья: одни приезжали погостить, другие просились в послушники. Трудности лесной отшельнической жизни выдерживают немногие, уходят. Обстоятельства потребовали оставить лесную келью и искать более просторного места для поселения. Брошенная деревня пришлась как нельзя кстати. Край нехоженый, дремучий, все те же болота, дикое зверье. За трапезой, помимо нас с товарищем, собралось пять гостей и послушников. Виктор приехал с Дальнего Востока. Он нахваливает наши гостинцы, хлопочет у плиты, подкладывает вареных грибков. Рассказывает о великой пользе умной молитвы. Пробует рассказать о себе, сбивается и бросает тему: «Было у меня в жизни большое несчастье…- замолкает. – Да нет же, наоборот – счастье! Не будь той беды, я бы к Господу не пришел!». Жизнь «До» и «После» В скиту отец Алимпий стремится соблюсти все требования к иноческому жительству, описанные в святоотеческой литературе ещё до раскола. Мало того, что никаких развлечений, так еще и не поспать вдоволь. Подъём в три часа ночи на молитву. После молитвы можно отдохнуть до семи утра. Затем – исполнение послушания, хозяйственные работы. Первый прием пищи – в 12 часов, второй и последний – в 17. Помимо руководства общиной, у инока Алимпия много другой работы. Он здесь, пожалуй, самый занятой человек. Пишет иконы, переводит книги и рукописи со старославянского и греческого. Исследует тексты древних книг иноческой традиции, составлявших ещё до раскола содержимое древних русских монастырей. Оригинальные тексты служат прямым руководством к монашеской жизни. Списки и копии делаются с книг, хранящихся в библиотеках МГУ, Третьяковской галереи, Академии наук, Русской национальной библиотеки и других. Кроме всего прочего, инок профессионально занимается книжной графикой. Спрашиваю, сколько ему лет. Простой вопрос вызывает затруднение. Дни рождения он не отмечает с 1988 года, когда принял схиму. С тех пор не получал вестей от родственников, ни с кем из них не переписывался. Не знает, жива ли мама. Последнее воспоминание о матери – это ее печаль о том, что сын твердо решил уйти в монахи. Такое решение зрело в нем с юности. Монашеский постриг принял от митрополита Алимпия, а наставником его был инок Арсений, человек необычной судьбы, фронтовик, бывший майор ВДВ. Старец строго придерживался правил и традиций монашеской жизни, ни на шаг от них не отступал. В свое время постигал их у костромских инокинь – отшельниц, у известной среди старообрядцев инокини Мамельфы, принявшей мучиническую смерть в лесу от разбойников. Жизнь, что была до пострига, вроде как больше и не существует. Нам, мирским людям, своего прошлого обычно жаль. Наша память ищет в нем какого-то зыбкого прибежища, и воспоминаниях мы находим тонкую сладость. Монах всегда живет настоящим. И жажда у него одна – Царствия Небесного. И все же отец Алимпий на секунду тоже поддался воспоминаниям. Вспомнил свое одиночество в келье посреди леса. Сейчас она стоит пустая. Иногда по какой-нибудь нужде схимник посещает эту келью, задумчиво ходит между хозяйственных построек, смотрит, где и что нужно подправить. Прощается, будто оставляет старого друга, с которым перенес немало духовных испытаний. Демонстрирует нам фотографии лесной кельи в контровом свете: два ярких окна и темный провал стен и пола. «Моя жизнь», - говорит задумчиво. Всё старое отошло, оно в темноте, остается лишь стремление к свету. На обратном пути мой провожатый, бывший лесничий, Владимир Дробышев вспоминает слова своей бабушки: «Володя, нет ничего тяжелее, чем ухаживать за больным и молиться Богу». Мы согласно киваем. Машину трясет по ухабам. Хочется домой, в тепло, в уют, к чашке чая с конфетами «Каракумы». Шоссе в ночную тьму, фары высвечивают впереди снежную круговерть. Где-то в лесу остался дом. В нем огонек лампады выхватывает из темноты лики святых. На полках покоятся старинные манускрипты. Кот Василек возле печки переворачивается с боку на бок. Наверное ему снятся серые зайцы. Дмитрий Соколов Журнал «РязаньCity», февраль 2008 г.

Ответов - 103, стр: 1 2 3 All

САП: Александра тяжело ето ныне вместить, но в древности ето было нормой жизни. Люди умирали, умирали много и часто, умирали от болезней и на войнах. Средняя продолжительность жизни мужчины составляла 32 года. И главная забота жизни спасти душу. Потому иночество принимали многие, воспринималось ето спокойно, как смерть человека, а по той причине, что умирало много, ето не вызывало отчаяния у близких. Кроме того жили общинами, и вдовам и сиротам помогали всем миром. А инок молился за мир, и его служение рассматривалось как охранительство мира живых от бед и напастей, он становился жертвой за мир живых, воин на поле брани, инок в пустыне.

Severo: Отдельную тему по сему вопросу создайте

Евгения: Александра пишет: Мне кажется, здесь больше кащунства над таинством брака получается. Семья, это маленькая Церковь. Оставит человек отца и матерь и прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину. Жена любит своего мужа, ражает детей, делит с ним и радость и горя, и в одно прикрастное время она понимает, все, она больше не нужна своему мужу. Дети при живом отце остались сиротами, жена при живом муже, вдовой…Что ей остается отрадой. Что, она должна искать себе нового мужа, и детям Другова отца??? Каму нужна жена, имея на руках, к примеру, 10 детей??? А если кто из них калеки. И почему другой человек должен воспитывать не своих детей, брать на себя ответственность, при том, когда родной папаша наслаждается «лучшей жизнью»???Тем более, наверно не найдешь такого человека. Каждый вступающий в брак, наверно,хочет видеть своих детей, и свое продолжение…Так и женщины, вроде, не вещ какая то, попользовался и бросил…Не по христиански получается…Это больше для неверующих подходит. И то, даже в языческом обществе это осуждается. Так если она не нужна будет другому мужу, куда ей деваться то с детьми??? С голоду умирать самой, и морить детей??? Написав такое, вы не вольно положили соблазн многим… Вот от верующего человека такое впервые встречаю...Александра,сестрица,мы же для чего христианами стали? Вся беда последнего времени в маловерии...Раньше не только в монастырь,на мученическую смерть шли добровольно,имея детей малых.Верные твердо знали,что Господь их детей не оставит.У Евсевия Кесарийского об этом много написано...


Александра: Евгения пишет: Вот от верующего человека такое впервые встречаю...Александра,сестрица,мы же для чего христианами стали? Дорогая женя, я не про то что в иноки в общем не уходить, сама желала всей душой... Я про то, что одни вмещают жить девственно, а другие, не имеют сил к воздержанию, для тех и брак создан, для продолжения христианского рода... И если человек выбрал путь брака, то он себя должен посвятить на служение своей семьи, что не противоречит воли Божией. Я говорю, что и с семьей можно спастися и угодить Богу не в меньшей степени. Аввакум к примеру, и с женой и малыми детишками терпел множество напастей. И даже хотел было прикратить страдания, ради детей и жены...Но жена Марковна сама согласилась на разлуку, дабы не погубить мзду... Правило 13 поместного собора, иже в Гангре: Аще кто оставляет своя чада, и не допитает их до совершенна возраста, и елико же есть подобно на благоверие не накозует их: но ИЗВЕТОМ ВОЗДЕРЖАНИЯ небрежет о них, да будет проклят... Правило 14, того же собора: Аще которая чада, родители свои, ПАЧЕ ЖЕ ВЕРНЫЕ СУЩА, отавльше отходят ИЗВЕТОМ БЛАГОВЕРИЯ, и подобныя чести не воздают родителем своим, честнее творяше мнимое от них благочестие, да будут прокляты... Тем более я спросила, святой ли Матфей Властарь? Есть учения каторые не суть каноничны, и ими пользоваться нельзя, дабы не навредить душе...Все таки лучше пользоваться но раскольными источниками...

Александра: Александра пишет: Все таки лучше пользоваться но раскольными источниками... Ошибочка, извеняюсь. Лучше пользоваться до раскольными источниками.

Андрей изограф: Это оригинал церкви копию которой инок Алимпий строит у себя в скиту

Белов: Андрей изограф А к какому согласию принадлежит инок Алимпий?

Андрей изограф: Путник пишетА почему на фото надпись "иные"? Они тоже из "Ночного дозора"? почему эта надпись именно на фото я не ведаю, но слово инок и есть слово иной, т.е. не такой как мы с вами. Далее Путник пишетДа, может замироточут, яко портрет Алексия второго! Про портрет Алексия я не знаю, но вижу что острить уважаемый Путник горазд, только жаль что ничего умного и не посуществу. А можно задать вопрос, как задавал протоиерей Валерий Шабашев на соборе, Уважаемый Путник сколько вы скитов да обителей основали да Храмов построили, чтобы так остро отзываться об иноке, ИЛИ есть некие другие основания говорить таким тоном ?

Андрей изограф: Белов пишетк какому согласию принадлежит инок Алимпий? До уже знаменитого осеннего Собора 2007 года пренадлежал к РПСЦ, после Собора прекратил общение с РПСЦ по известным причинам. Сейчас пренадлежит к Древлеправославной Церкви Христовой Белокриницкой Иерархии

Белов: Андрей изограф пишет: Сейчас пренадлежит к Древлеправославной Церкви Христовой Белокриницкой Иерархии Что-то я запутался...РПСЦ это и есть ведь белокриницкие...а Древлеправославной Церкви Христовой Белокриницкой Иерархии как? Имеет отношение к РДЦ?

Петрович: А он сам строит церковь, или ему ея делают помощники?

Андрей изограф: Уважаемые Евгения и Александра, да для этого разговора непомешало бы другую тему начать, но Вы что одна что другая правы. Но ещё раз напомню, семейная жизнь к иноку Алимпию не как не относится!!! А вообще, без условно спасаться можно даже необходимо как в миру так и в черничестве. Об уходе из семьи, есть просто различные основания. У известных священноиноков Евфимия (Дубинова, кандидата в епископы), Агапия (Кукушкина), упоминаемыхъ здесь, были на то основания о которыхъ здесь упоминать просто, скажем, нельзя. Они примерно касаются что один из.. не хочет и в миру спасаться и другого за собой в преисподнюю тянет. И ещё, вспоминая из Патерика: Некий авва молясь очередной раз говорит, Господи неужели я за столько лет черноризнечиства, не достиг совершенства? Господь послал ангела, и последний показал мгновенно авве семью в миру, где быт, радости, скорби и всё присуще миру, и сказал авве для его смирения (т.к. Господь ни кому не хочет зла), вот они в семье, в миру большего достигли совершенства, т.к. сложней им вдвоём спасаться чем тебе одному. Другое повествование показывает обратное... бесы отдавали какбы отчёт о проделанныхъ ими искушенияхъ своему главному лукавому. первый говорит, я за несколько короткихъ часов устроил ссору на браке и супруги и сваты разругались. лукавый не удостоил его похвалой. другой говорит я за часть дня разразил бурю в море и потопил множество людей, и здесь лукавый не похвалил бесса. наконец третий приступил с ответом говоря, я сорок лет борол пустынника в пустыни и не поборол (или поборол не поимнится точно мне), и тогда лукавый удостоил последнего беса всяческихъ похвал (обратим внимание за то что 40 долгихъ лет борол одной каждодневной борьбой монаха) вот так, так что спасаться можно и там и там, и каждый выберает сам, просто мне весьма жаль что иночество пропадает

Андрей изограф: Белов пишетЧто-то я запутался...РПСЦ это и есть ведь белокриницкие...а как? Имеет отношение к РДЦ? нет, ни какого отношения к РДЦ ни имеет. А Вы что не ведаете последствия Собора 2007, те кто откололся в результате его по веским причинам от РПСЦ, основали, или скажем очтались при старом, т.е. у них своя теперь иерархия во главе с еп. Германом (Савельевым)

Андрей изограф: Петрович А он сам строит церковь, или ему ея делают помощники? Нет не сам конечно, врядли кто сам сруб такой осилит поднять, помогают конечно.

Белов: Андрей изограф пишет: А Вы что не ведаете последствия Собора 2007 Ой, я много чего ещё не ведаю...Только начал знакомиться со старой верой.

Александра: Андрей изограф пишет: да для этого разговора непомешало бы другую тему начать, Можно и другую. Может кто начнет? А то я позабыла как ето делается. Я теперь думаю не начинать самой темы, а то опять обвинят в дескридитации. А Агапита я не сужу, даже "завидую" чутучку, тут не о нем ворос то, а в общем. Андрей изограф пишет: просто мне весьма жаль что иночество пропадает Мне тоже жаль, очень.

Андрей изограф: Белов, знакомится с верой лучше вот по этим ссылкам покачто: http://starover.boom.ru/melnikov1.html http://starover.boom.ru/melnikov2.html http://www.starovery.ru/pravda/history.php

САП: Александра пишет: кто такой Матфей Властарь Ето уважаемый византийский канонист, который кратко изложил каноны Православной Церкви и толкования к ним. Властарь матфей - (ум . ок. 1360), византийский канонист, монах в Фессалониках. Автор Синтагмы - наиболее полного свода канонического права Восточной церкви, появившегося в 1335 и вскоре переведенного на сербский язык.

Белов: Андрей изограф Благодарю. Прочту обязательно...Пока изучаю вот это: Зеньковский "Русское старообрядчество", Кожурин "Культура руского старообрядчества (XVII-XX вв) и его же книга "Духовные учителя сокровенной Руси".

Путник: Андрей изограф пишет: умного и не посуществу. А можно задать вопрос, как задавал протоиерей Валерий Шабашев на соборе, Уважаемый Путник сколько вы скитов да обителей основали да Храмов построили, чтобы так остро отзываться об иноке, А ето, премногоуважаемый, пускай Господь рассудит. А тюбетейку с халатиком сшить при ихних ценах на темперную живопись-дело несложное.

Severo: Белов пишет: Ой, я много чего ещё не ведаю...Только начал знакомиться со старой верой. Посмотрите в разделе бесед и событий на других страницах, там и протопоп Елисей Елисеев отписывался в теме о расколе. Там на несколько страниц об этом.

Severo: Искал сам и не нашел тему((((

Андрей изограф: Путник пишет А ето, премногоуважаемый, пускай Господь рассудит. А тюбетейку с халатиком сшить при ихних ценах на темперную живопись-дело несложное. Согласен, но на соборе судьями были другие, и судили жестко и не по правилам, неохото даже вспоминать. А на счёт цен на иконы, Вы просто попробуйте сначало что это такое. Читая повествования жизни Рублёва я тоже многому удивлялся, например как игумен преподобный Дионисий умолял рассписать собор в Троицкой лавре. А у кого деньжата есть, пусть уж лучше на иконы отдадут, чем например телевизор дорогой купить (ведь на это не жалко, а даже нужда некая есть), а он, инок, уж правильно расспределит деньги.



полная версия страницы