Форум » Согласия приемлющие священство » Леонид Севастьянов о старообрядчестве и никониянстве » Ответить

Леонид Севастьянов о старообрядчестве и никониянстве

САП: - А как Вы совмещаете свое старообрядческое происхождение и то, что Вы причащаетесь в старообрядческой Церкви, с Вашей принадлежностью к Московской патриархии? - Я всегда отвечаю так, очень кратко. Если бы я жил во времена протопопа Аввакума, я первый вместе с ним пошел бы на костер и ни одной буквы из того, что он сделал, не вычеркнул бы. Но если бы Аввакум жил в мои времена, он был бы вместе со мной и делал то, что делаю я. Что такое старообрядчество? В синодальное время течение старообрядчества пытались выдавить из общей культурной среды, представить его совершенно безграмотным и некультурным: посмотрите, эти люди из-за двух или трех перстов сходят с ума. Но на самом деле два перста или три перста, сугубая аллилуйя или трегубая аллилуйя были всего лишь символами, как, допустим, красная звезда или свастика, за ними стояла идеология Москвы – Третьего Рима. О чем говорила эта идеология? Что после падения Константинополя божественная шахина перенесена на Русь, то есть центром является Москва. Соответственно, первоисточником в этой новой Византии является наша культура. После падения Византии мы не можем смотреть, что там и как говорят греки, что они написали. Мы являемся консолидирующим звеном. Может быть, это многим не понравится, прежде всего украинцам, но протопоп Аввакум был глашатаем Русского мира. И опять же, не мы это выбрали, не мы это попытались сделать, все это Бог так сделал, мы покоряемся Его воле. Как Бог призывает пророка – это не то что пророк там едет и за себя агитирует. Не знаю, по каким причинам, но в данном случае Бог выбрал, чтобы Москва была Третьим Римом и скрепляющим моментом для всех православных. И протопоп Аввакум говорил об этом. И старообрядчество позиционировалось как главная оппозиционная сила в синодальной Церкви, никонианской в тот момент. Понятно, что аргументация может приводиться всякая. Человек может эмоционально что-то говорить, и необязательно человек хочет добиться того, что он говорит. Очень часто для того, чтобы добиться какой-то середины, он вынужден делать то, что англичане называют exaggerate – преувеличивать. Даже при работе с источником всегда нужно думать не о том, что человек говорит, а о том, что он хотел сказать. Через свою даже очень грубую аргументацию он хотел всего лишь донести позицию Третьего Рима. Я считаю, что только благодаря старообрядчеству мы не стали лютеранами во времена Петра, только благодаря старообрядчеству вернулось патриаршество на Русь и происходит возврат к древним традициям, включая иконопись и какие-то литургические особенности. И в этом смысле старообрядчество многого добилось. То, что протопоп Аввакум хотел сказать, он это воплотил, то есть сдвинул православную Церковь от присоединения к Священной Римской империи, вернул в византийскую плоскость. И староверы всех мастей: и беглопоповцы, и беспоповцы, – я не призываю к объединению какому-то, но они должны как можно ближе работать с православной Церковью. Конечно, в православной Церкви никонианской тоже есть много проблем, разных скандалов, и старообрядческая Церковь могла бы позитивно влиять в области морали, нравственности, возврата традиций. Сейчас уже прошло то время, когда было то, против чего боролись староверы – против жуткой секуляризации, отката от своих традиций. Православная Церковь вернулась в свою колею – в колею Византии. Остаются какие-то нюансы, какие-то проблемы, и в этом смысле старообрядчество, находясь ближе к православию, к никонианской Церкви, может позитивно влиять. И я всегда говорю, что если бы протопоп Аввакум жил сейчас, то он работал бы со мной. - Вы же единственный такой человек, который причащается и в старообрядческой, и в никонианской Церкви? - Что такое причащаться? Это вера в то, что данная община является православной. Вы не причащаетесь в той общине, которую считаете отпавшей от православия. Я считаю, что и старообрядческая, и православная Церковь являются православными Церквами. Я пытаюсь сравнивать старообрядчество с первым монашеством. В III-IV веке первое монашество было оппозиционной силой. И есть даже такие высказывания монахов, что монах должен бояться двух людей – женщину и епископа, не общаться с ними. Это в каком-то смысле круче по форме, чем старообрядчество. Они убегали в горы, уходили вообще из церкви. То есть они себя воспринимали как оппозицию каким-то тенденциям, с которыми они были не согласны. Мой взгляд на старообрядчество именно такой: старообрядчество – это оппозиционная сила в православной Церкви. Я считаю и старообрядчество, и православие единой Церковью, но эта небольшая дистанция полезна для того, чтобы иметь возможность влиять положительно. - Но Вы не один такой? - Нет, многие, я не хочу называть имена, но в старообрядчестве очень многие думают так же. И среди православных огромное количество даже моих друзей, которые думают так же. То есть нет разграничения, что это раскол. Какие-то неофиты, возможно, считают так, но не люди знающие, изучавшие вопрос и суть этого «раскола», то, как он произошел и как две трети поселений просто вырезали во времена Петра. И Соловецкий монастырь – это всего лишь один из монастырей, которые мы знаем. Потом, мне кажется, было за уши притянуто объяснение польским нашествием разгрома огромного количества монастырей. Мое мнение, что это происходило во время старообрядческого спора: уничтожались те монастыри великорусские, которые не признавали реформы. - Расскажите подробнее о роли Соловецкого монастыря в борьбе с реформой Никона. - «Соловецкое стояние» - это когда Соловецкий монастырь 20 лет держал военную оборону, не принимал проведение реформ, не принимал представителей Русской Церкви. Царь посылал военные гарнизоны, и монахи держали оборону. Потом они пали, их всех поуничтожали, все было разрушено. Так и с другими монастырями произошло. Ведь Соловецкий монастырь не поляки уничтожили, а свои. И мало кто скажет, что в этом ключе староверы являются какими-то раскольниками: люди умирали ради своих убеждений. Я знаю, что Ваш Портал очень сильно критикует позицию современной Церкви. Но, несмотря ни на что, я считаю, что православная Церковь – это один из немногих институтов в России, которые позитивно влияют вообще на состояние общества. Если бы отбросили Церковь в сторону, моральное состояние общества ухудшилось бы в тысячу раз. По отношению к тому насилию, которое мы видим по телевидению и в жизни, Церковь является единственным сдерживающим фактором, как ни странно, при всей критике, при всех скандалах и даже, может быть, каких-то объективных вещах, но роль Церкви православной – продвижение просто нормальной морали. http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=115350

Ответов - 162, стр: 1 2 3 4 5 All

САП: Severo пишет: У кого есть информация на какой приход ставился чтецом Леонид Севастьянов? Мы помещаем небольшой фоторепортаж о первом визите владыки Алимпия в Ростов-на-Дону, который происходил 9-12 сентября 1989 году на праздник Усекновения Главы Иоанна Предотечи. Во время того визита владыка рукоположил во чтецы Леонида Севастьянова. http://www.izdrevle.ru/lately/81

Severo: САП пишет: Мы помещаем небольшой фоторепортаж о первом визите владыки Алимпия в Ростов-на-Дону, который происходил 9-12 сентября 1989 году на праздник Усекновения Главы Иоанна Предотечи. Во время того визита владыка рукоположил во чтецы Леонида Севастьянова. Оооо, прекрасно!))) Благодарю!



полная версия страницы