Форум » Согласия приемлющие священство » О членстве в Общине согласно законодательству » Ответить

О членстве в Общине согласно законодательству

Елена Антошина: В одной из тем данного форума возник вопрос о членстве в общине. Речь шла о событиях осени 2013 года. По закону о внесении изменений в состав участников общины было необходимо уведомлять государственный орган, принявший решение о ее государственной регистрации. С 01.09.2014г. вступил в силу п. 1 ст. 65.1. Гражданского кодекса России, согласно которому все юридические лица стали подразделяться на корпоративные и унитарные: «Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации. Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании». Cогласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций теперь определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Согласно п. 2 указанной статьи религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Согласно п. 3 указанной статьи местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Определения терминов «член» и «участник» религиозной организации в законодательстве нет. Обратим внимание на п. 9 ст. 8 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»: Религиозная организация обязана информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. В соответствии с подп. д) п. 1 ст. 5 ФЗ от 08.08.2001г. федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об учредителях (участниках) юридического лица. Изменение сведений об участниках – это и увеличение состава участников путем принятия новых, и уменьшения по каким-то причинам. Выходит, согласно вышеприведенным нормам, по-прежнему надо уведомлять госорган о соответствующем изменении сведений. Или нет? Есть и такое мнение: «Законодательное закрепление запрета на членство в религиозных организациях вызвало серьезную озабоченность у многих конфессий, поскольку членство являлось фундаментом, на котором строилась основа структуры религиозной организации. Между тем уход от юридического членства, по нашему мнению, принесет самим религиозным объединениям больше пользы, чем вреда – поскольку в данном случае будет исключена возможность требовать списки членов религиозной организации, что происходило на практике до настоящего времени». (24.11.2014 / Инна Загребина Новые законодательные требования к деятельности религиозных объединений. Юридический анализ. http://www.sova-center.ru/religion/publications/2014/11/d30715). Можно рассуждать и так. Ведь, в законе не закреплено обязательное членство в религиозной организации (РО), то есть РО, как и государственное унитарное предприятие, фонд, учреждение – не корпоративная организация, а унитарная, в которой фиксация членства законом не предусмотрена, соответственно фиксация участников и изменения в ней – внутреннее дело РО. Представляется, что если, как предлагает доктор философских наук, профессор М.О. Шахов восполнить «пробел в законодательстве путем введения в ФЗ «О свободе совести…» определения терминов «член» и «участник» религиозной организации» (О новом законодательном ограничении прав граждан быть членами (участниками) религиозных организаций. http://www.sclj.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=5157&SECTION_ID=375), и в соответствии с этим изменить подп. д) п. 1 ст. 5 ФЗ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», то положение об обязанности представления в госорганы сведений о составе участников такого юр. лица как РО, будет восприниматься обществом более однозначно.

Ответов - 4

Алексей Рябцев: Я не очень понял Ваш вопрос, Елена. Попытаюсь ответить общими соображениями. В РФ религиозные организации имеют самую разнообразную структуру. Рассмотреть все возможные варианты невозможно. В РПСЦ членом общины может быть только лицо, имеющее право быть участником РО в РФ (это в уставе записано). Все члены общины составляют Общее собрание. Общее собрание является руководящим органом. Состав (список) руководящего органа является обязательным элементом отчетности перед государством. В других конфессиях участники (члены, прихожане и т.д.) не всегда входят в руководящие органы. Поэтому их полный список не является предметом отчетности. Достаточно лишь представить сведения о минимально необходимом числе участников (сейчас, вроде, не менее десяти). Собственно, и в РПСЦ отнюдь не все прихожане записываются в члены общины. Но при этом часто эти люди весьма агрессивно требуют полноправного участия в Общих собраниях. И даже в соборах.

Елена Антошина: Алексий Георгиевич, спаси Христос за ответ. Вопрос сейчас уточню. И обращаю твое внимание - не говорю напоминаю- думаю, итак помнишь, что у нас принято на ты. Так я к тебе и обращалась на Рогожском (с 2010г.). уточняю вопрос: Выходит, согласно вышеприведенным нормам, по-прежнему надо уведомлять госорган о соответствующем изменении сведений. Или нет? Надо ли уведомлять госорган о принятии в состав участников (членов) общины нового участника (члена)?

Алексей Рябцев: Елена Антошина пишет: Надо ли уведомлять госорган о принятии в состав участников (членов) общины нового участника (члена)? Надо. Поскольку в РПСЦ член общины после принятия сразу входит в руководящий орган (Общее собрание). На практике такое уведомление достаточно делать раз в год (в комплекте с остальной отчетностью перед минюстом). Очень часто общины вообще никакой отчетности не посылают (даже уведомление о продолжении деятельности), а управления юстиции закрывают на это глаза (особенно в провинции). Как мне говорили знающие люди, это делается сознательно (со стороны управлений минюста), поскольку дает возможность быстрой ликвидации РО на формальных основаниях - неоднократное непредоставление отчетности. Религиозная организация обязана информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Закон о свободе совести... ст.8 п.9) А в этом пункте 1 (Закона о госрегистрации) содержится подпункт "д":"сведения об учредителях (участниках) юридического лица".


Елена Антошина: Спаси Христос! Мне, конечно, ближе точка зрения Инны Загребиной, но если практика идет по другому пути...



полная версия страницы