Форум » Согласия приемлющие священство » Диспуты в Церковной истории » Ответить

Диспуты в Церковной истории

Елена Антошина: Приглашение на Карфагенский Собор донатистов. Диспут: «В то время как внутренние раздоры подрывали донатистов, православная церковь приобрела сильного защитника в лице блаженного Августина, который отстаивал объективное значение церкви и независимость действия благодати от святости служителя. Усилившиеся неистовства донатистов и циркумцеллионов вызвали со стороны императора Гонория суровые меры: был издан эдикт об отобрании у донатистов всех церквей, но рядом с этим было объявлено помилование всем раскаявшимся. В 411 году был собран собор в Карфагене, на который были приглашены представители донатистов; император Гонорий прислал трибуна Марцеллина, который должен был по окончании прений решить, на чьей стороне правда». Результат диспута: «Августин одержал полную победу над донатистами; Гонорий признал правоту учения православной церкви и потребовал от донатистов, чтобы они подчинились решению собора. Когда донатисты отказались исполнить его требование, то им были воспрещены сборища под страхом смертной казни. С этого времени донатизм начинает мало-помалу исчезать, хотя и продержался ещё кое-где до VII века, до покорения Африки арабами». http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/217818

Ответов - 3

Елена Антошина: Победный диспут с участием стрельцов-староверов: 5 июля 1682 года произошли прения о вере в Грановитой палате. Во главе ревнителей старой веры встал священник Никита Добрынин... Читали Челобитную (составленную иноком Сергием). После окончания чтения ни патриарх, ни архиереи не возражали. Выборные вышли из палаты. «Победихом, победихом», - восклицали они, и поднимая руки вверх, говорили всем: «так слагайте персты». Результат диспута: Выборные от стрельцов и народа во главе с отцом Никитой победили. А через шесть дней священника-победителя казнили на Лобном месте, а прочих руководителей прений били и отправили в ссылку, где они погибли. Руководителей стрельцов тоже казнили. Рядовых стрельцов пытались задобрить: их стали называть надворной пехотой, дали грамоты, поили. История Церкви Христовой. И.Н. Заволоко. М., Третий Рим, 2003. С. 129-131.

Елена Антошина: «Старообрядцы столкнулись с кризисом внешнего авторитета…И им пришлось в результате сложных процессов выработать специальное рационалистическое отношение, не только к религии, но к многообразным аспектам социального бытия, как таковым. Вплоть до того, что пишет Арсений Уральский, что для старообрядцев характерно не принимать на веру ничего, пока ты в этом сам не убедишься. С этим связаны, например, многочисленные диспуты. Как известно, старообрядцы любили спорить, и считали, что споры – это самый правильный способ вообще взаимодействия. К сожалению, современная конфликтология сформулировала такие модели социального мира, которые у нас сейчас в ходу, которые сводятся к тому, что лучше не спорить, и вообще, лучше не разговаривать, а надо заливать все конфликты скорее. Сделать споры потише, и решать их административным способом. В этом смысле, старообрядческая модель была принципиально иной: зафиксировать разногласия, это важный очень момент, поскольку конфликт сам по себе является динамическим моментом, социально мобилизующим механизмом. Общность в социальном смысле, безусловно, есть с западными христианами, поскольку есть ответственность, есть честность и порядочность как сверхценность, которая была и у лютеранских предпринимателей, и у старообрядческих. Но кроме того была и внутренняя корпоративная, условно говоря, цеховая структура, при которой внутри своего сообщества царит абсолютная прозрачность». Алексий Муравьев. Старообрядцы в истории Восточной Европы. Ч. 2. http://samstar.ucoz.ru/news/a_muravev_staroobrjadcy_v_istorii_vostochnoj_evropy_ch_2/2013-03-30-5802

Елена Антошина: Из письма Архиепископа Иоанна (Картушина) священноику (неокружническому) Игнатию Зуевскому (1899г.). Полемика по Окружному посланию. Иоанн (Картушин), архиепископ Московский Сочинения, Ржев, Маргарит, 2012. С. 246-247.: «…Я от детства и до днесь не изменял религиозного мнения, на тридцатом году услышал про Окружное послание. Вы меня признаете защитником Окружного послания. Спрашивается, когда еще не было Окружного послания, мое же убеждение таковое же было, то откуда оно получилось? Понятно, учением православной Церкви! Поэтому защитником меня называть Православной Церкви будет более правильно, нежели защитником Окружного послания. Итак, о. Игнатий, советую Вам оставить критический нрав и не особенно искать у брата сучец. Вы знаете, взявшись за критику, в каждой тетради приищешь, что для некоторых обвинить, и таковым образом общество может разлагаться до неизмеримости. Но да избавит нас Господь таковой раздорной пагубы и да разрушит средостение вражды и соединит ны в православии, мире и любви. Ему же слава во веки. Аминь.»




полная версия страницы