Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Брадострижение-брадобритие. » Ответить

Брадострижение-брадобритие.

САП: Владимиръ пишет: [quote]Кстати, в связи с неоднозначностью толкований (и исполнений) деяний Стоглавого Собора, хотелось бы обратить внимание (хоть и не совсем по теме о Символе Веры) на главу 40 "От священных правил о пострижении брад". Вопрос хоть и не так, как о С.В., но тоже, на мой взгляд, важный, поскольку не только в миру, но и в самой староверческой среде бытует мнение, что нетронутость бороды - это чуть ли не обязательное условие благочестивой жизни истинного христианина, а уж старообрядца так непременное. Однако при внимательном прочтении сороковой главы Стоглава отчетливо видно, что разговор идет только лишь о недопустимости бритья, но не подстригания бороды, что скорее является нужным для отличия христианина от правоверного иудея (см. по ходу предложенной темы по ссылке). Личный интерес к данному вопросу почувствовал после того, как в разное время был отчитан двумя священноиереями за подстригание бороды, причем отчитан серьезно. Последений раз мне даже настоятельно была вручена для прочтения брошюра "О брадобритии", и при этом священника не смущало даже само название оной: "О брадобритии", но вовсе не "О брадоподстригании". Ниже приведу фрагмент из предложенной темы с текстом главы 40 и комментариями, а остальное рекомендую посмотреть по ссылке. ОТ СВЯЩЕННЫХ ПРАВИЛ О ПОСТРИЖЕНИИ БРАД. ГЛАВА 40 Такоже священная правила православным крестьянам всем возбраняют не брити брад и усов не постригати. Рассуждение. Здесь явно видны различия недопустимых действий по отношению к разным частям волосяного покрова головы: усов не подстригать, а бороду не брить. Таковая бо честь православных, но латынская и еретическая предания греческаго царя Костянтина Ковалина, и о сем апостольская и отеческая правила велъми запрещают и отрицают. Правило святых апостол сице глаголет: "Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша". Рассуждение. И в ссылке на Правило святых апостол то же: "браду бреет". О том же правило 11 шестого собора иже в Трулле полатнем о остризании брад. Что же о пострижении брады не писано ли в законе: не постризайте брад ваших, се бо женам лепо, мужем же не подобно. Рассуждение. Выше уже обсуждалось сие недоумение с женами: процесс подстрижения брады никак не может быть отнесен к женам - их лепота заключается в полном и естественном отсутствии волос на подбородке, и именно обретение такого подобия "не подобно мужем". А это может быть достигнуто лишь путем брития.. http://www.kopajglubze.boom.ru/stoglav/stoglav_text.html Все-таки здесь более напрашивается вывод о неразличении слов "брить" и "стричь", что случилось либо при переводе отдельных тектов с других языков, любо по недостаточно серьезному отношении к употреблению этих глаголов, поскольку в те времена все хорошо понимали, о чем идет речь вне смысловых нюансов отдельных слов. Но это лишь мое текущее мнение, хотя, полагаю, не лишенное обоснования. (Кстати, данная тема ранее уже обсуждалась на этом форуме, можно поискать в перечне.) [/quote] САП пишет: [quote]Владимиръ Нельзя бороды и усов портить,вот тут подробно: http://www.staropomor.ru/Ustav(2)/oborode.html[/quote] Cocpucm пишет: [quote]Владимиръ, в Стоглаве всё описано достаточно однозначно. Другое дело, что тамошняя ссылка на 11-е правило 6-го Вселенского Собора неверна. [/quote]

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Григорий: Прошу извинить за возможную наивность моего вопроса, но порой приходилось встречать на староверских форумах пренебрежительные замечания вскользь о "стриженых бородах", например, попов РПЦ или РПСЦ. Значит ли это, что подстригание бороды (не бритье, а именно подстригание) противоречит неким канонам или традициям?

инспектор шульц: Да

Григорий: инспектор шульц пишет: Да Так каким же именно?


о. Андрей: Григорий пишет: Так каким же именно? Да всеми. Везде в основном сказано не о бритье бороды, а об остригании. Вот цитата, например, из Стоглава 1551 года: «От священных правил о ПОСТРИЖЕНИИ брад. Глава 40 Такоже священная правила православным крестьянам всем возбраняют не брити брад и усов не постригати. Таковая бо честь православных, но латынская и еретическая предания гре-Ческаго царя Костянтина Ковалина, и о сем апостольская и отеческая правила велъми запрещают и отрицают. Правило святых апостол сице глаголет: "А ще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша". О том же правило 11 шестого собора иже в трулле полатнем о ОСТРИЗАНИИ БРАД. Что же о ПОСТРИЖЕНИИ БРАДЫ не писано ли в законе: не ПОСТРИЗАЙТЕ БРАД ваших, се бо женам лепо, мужем же не подобно. Создавый бог судил есть Моисеови рече: "ПОСТРИЗАЛО ДА НЕ ВЗЫДЕТ НА БРАДУ вашу, се бо мерзость есть пред богом". Ибо от Костянтина царя Ковалина еретика на том бо ecu знаху, яко ЕРЕТИЧЕСКИЯ СЛУГИ СУТЬ БРАДЫ ИМ ПОСТРИЗАТИ. Вы же, се творяще человеческого ради угождения, противящеся законом, ненавидимы от бога будете, создавшего нас по образу своему, аще убо хощете богу угодити отступите от зла. И о том сам бог Моисеови речи, и святыя апостолы запретиша, и святыя отцы прокляша и от церкви таковых отвергоша, и того ради страшного прощения православным таковаго не подобает творити. И вы, священные протопопы и все священницы, и всех о тех предиреченных наказаниих по священным правилом детей своих духовных, всех православных крестьян поучали бы и наказывали, чтобы ото всех тех злых отреченных дел престали, и жили бы в чистоте и в покаянии и в прочих добродетелях».

Григорий: о. Андрей пишет: Григорий пишет: цитата: Так каким же именно? Да всем. Везде в основном сказано не о бритье бороды, а об остригании. Вот цитата, например, из Стоглава 1551 года: «От священных правил о ПОСТРИЖЕНИИ брад. Глава 40 Такоже священная правила православным крестьянам всем возбраняют не брити брад и усов не постригати. Таковая бо честь православных, но латынская и еретическая предания гре-Ческаго царя Костянтина Ковалина, и о сем апостольская и отеческая правила велъми запрещают и отрицают. Правило святых апостол сице глаголет: "А ще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша". О том же правило 11 шестого собора иже в трулле полатнем о ОСТРИЗАНИИ БРАД. Что же о ПОСТРИЖЕНИИ БРАДЫ не писано ли в законе: не ПОСТРИЗАЙТЕ БРАД ваших, се бо женам лепо, мужем же не подобно. Создавый бог судил есть Моисеови рече: "ПОСТРИЗАЛО ДА НЕ ВЗЫДЕТ НА БРАДУ вашу, се бо мерзость есть пред богом". Ибо от Костянтина царя Ковалина еретика на том бо ecu знаху, яко ЕРЕТИЧЕСКИЯ СЛУГИ СУТЬ БРАДЫ ИМ ПОСТРИЗАТИ. Вы же, се творяще человеческого ради угождения, противящеся законом, ненавидимы от бога будете, создавшего нас по образу своему, аще убо хощете богу угодити отступите от зла. И о том сам бог Моисеови речи, и святыя апостолы запретиша, и святыя отцы прокляша и от церкви таковых отвергоша, и того ради страшного прощения православным таковаго не подобает творити. И вы, священные протопопы и все священницы, и всех о тех предиреченных наказаниих по священным правилом детей своих духовных, всех православных крестьян поучали бы и наказывали, чтобы ото всех тех злых отреченных дел престали, и жили бы в чистоте и в покаянии и в прочих добродетелях». Ну хорошо, а как же в таком случае относиться к патриарху Филарету, который, по сообщению Карташева, постригал бороду и усы раз в два месяца, для чего имел даже специально обученного человека?

о. Андрей: По сообщению Карташева… К тому же я Вам привел правило Собора, который в свою очередь утверждался на других церковных законах, а Вы мне пересказываете чужой грех. Патр. Филарет, при всем к нему уважении, не святой, впрочем, даже, если бы и ангел с неба. Для христиан обязательны правила, а не частные примеры кого бы то ни было. Да и бороды стригут в основном из-за эстетических представлений. Старая и точная поговорка: брадобрийца – блудник. Печется о том, как угодить женам (не жене), а не как Богу.

Григорий: о. Андрей пишет: По сообщению Карташева… К тому же я Вам привел правило Собора, который в свою очередь утверждался на других церковных законах, а Вы мне пересказываете чужой грех. Патр. Филарет, при всем к нему уважении, не святой, впрочем, даже, если бы и ангел с неба. Для христиан обязательны правила, а не частные примеры кого бы то ни было. Да и бороды стригут в основном из-за эстетических представлений. Старая и точная поговорка: брадобрийца – блудник. Печется о том, как угодить женам (не жене), а не как Богу. Ваша позиция понятна, но в таком случае, были ли вообще времена, когда к этому правилу относились серьезно, и если были то когда? (я не говорю, что это правильно или неправильно, вопрос уже не об оценке)

Самуилъ Тихоновичь: Книга 3 Моисеева Левит, глава 19, ст. 27. «Не сотворите обстрижения кругом от влас глав ваших, ниже бриете брад ваших». Блаженнаго Иеронима, часть 11, стр. 273. «Они не должны брить голову свою и растить волосы, но часто подстригать головы свои, ясно показывает, что мы не должны быть с бритыми головами, подобно жрецам и чтителям Изиды и Сераписа. (стр. 274) Бритыя головы имеет языческое суеверие. (стр. 277) Но для мужа Христос есть глава (1 Кор. гл. 11), которую грешник попирает и презирает, и так сказать, бреет бритвою и лишает ее красоты ея. Это сделали и сыны Аммоновы с посланцами, отправленными (к ним) Давыдом (2 Царств, гл. 10). Но если нарушение закона служит безчестием Бога, то тот, кто соблюдает заповеди закона, чтит Его, во исполнение написаннаго: да вси чтут Сына, яко же чтут Отца». Св. Епифаний Кипрский, ч. 5, гл. 7, стр. 302, изд. 1880 г. «Что хуже и противнее этого; Бороду образ мужа, остригают, а волосы на голове отращивают. О бороде в Постановлениях Апостольских слово Божие и учение предписывает, чтобы не портить ее, то есть, не стричь волос на бороде, но и не носить длинных волос, подобно блудницам, и не давать доступа тщеславию под видом праведности… Назореям это приличествовало только ради прообраза: древние были руководимы посредством прообразов будущаго и носили волосы на голове вследствие обета, и то до тех пор, пока не пришло и не совершилось обетование мира, то есть, пока не явился глава Христос, единородный Сын Божий, и узнан был в мире Присносущий, хотя и не узнан был всем человечеством, а только некоторыми уверовавшими в Него, дабы, когда мы узнали главу, не срамили головы… Это не есть какое-нибудь доброе дело для Бога, хотя и предпринимается ради Бога. Но этот обычай держится упорством после того, как прешел подзаконный образ и явилась истинна… Итак, делающих и поступающих таким образом, и пребывающих в упорстве, он устраняет от закона апостольскаго и от церкви Божией. Чуждо кафолической церкви и проповеди апостольской носить публично власяницу и иметь неостриженные волосы. (стр. 355). Некоторым угодно было носить на голове длинные волосы, конечно, ради собственнаго образа жизни, по собственному соображению, так как ни евангелие этого не предписало, ни апостолы не приняли, святый апостол Павел отверг этот обычай». Кормчая, гл. 47, лист 388, оборот. «Что же о пострижении брады; не писано ли есть в законе: не постригайте брад ваших: се бо женам лепо, мужем же не подобно: создавый Бог судил есть, Моисеови бо рече, постризало да не взыдет на брады вашы, себо мерзость Господеви. Ибо от Константина царя Ковалина и еретика суща се узаконено есть: на том бо вси знаяху, яко еретическия слуги суть, имже брады постризаны. вы же се творяще человеческаго ради угодия, противящеся закону, ненавидими будете от Богат создавшаго вас по образу своему. Аще убо хощете Богу угодити, от всего того отступити, его же Той ненавидит, и ничтоже неугоднаго Ему не творите». Номоканон, правило 174, лист 702. «Матфей же в девятой главе, третияго стиха, возбраняет верным украшати себе, или власы брады стрищи, уширяти власы, или плести власы главы своея. Не повинующихжеся отлучати повелевает: се же приводит от правила девятьдесять шестаго, шестаго собора, иже в Трулле».

Григорий: Спасибо большое. Тогда такой вопрос - почему нельзя автоматически считать всех брадострижетелй и уж тем более брадобрийц-староверов отлученными от церкви, соответственно, извергнутыми из сана, сообразно санкциям некоторых приведенных канонических норм?

Питон Каа: о. Андрей пишет: Старая и точная поговорка: брадобрийца – блудник. Как правило философствуют об этом люди с куцыми бородёнками. Им бы,хилософам,потаскать такую как у меня-взвыли бы.Оттого и стригу.И будук стричь. Раз отрастил до пупа-невмочь стало.Тупо неудобно,без всяких там жёноугождений.И мундир обязывает аккуратным быть,а не поросёнком с крошками в бороде(ибо белогвардеец).

Maxentius Valerius: Питон Каа пишет: (ибо белогвардеец). Все понятно...

САП: Григорий пишет: почему нельзя автоматически считать всех брадострижетелй и уж тем более брадобрийц-староверов отлученными от церкви, соответственно, извергнутыми из сана, сообразно санкциям некоторых приведенных канонических норм? Всякое в Церкви бывало: Толкование Зонара. на 96пр. 6 Вс.Сб. Так ныне по большей части располагают и убирают волосы на голове; а по отношению к бороде поступают совершенно наоборот; ибо как только у кого появится юношеский пушок, тотчас сбривают его, чтобы не перешел в волос, но чтобы бросалась в глаза гладкость их лица и они, так сказать, могли бы уподобляться женщинам, и казаться нежными. А у кого с течением времени волоса на бороде растут уже постоянно, те, чтобы не носить длинной бороды, хотя и не употребляют бритвы, но вместо того, раскалив на угольях кусок черепка, подносят его к бороде и выжигают им все длинные волосы на бороде, а оставляют их в такой мере, чтобы казалось, будто волос едва начинает пробиваться, и чтобы мужчины, достигшие уже зрелого возраста, походили на юношей, у которых в первый раз показывается борода. А это делается не у простых только людей, но и у людей высшего состояния. Почему это зло, распространившись, сделалось всенародным, и, как какая-нибудь эпидемическая болезнь, заразившая носящих Христово имя, пожирает почти всех; и это делается не смотря на то, что божественная и древнейшая заповедь говорит во Второзаконии: не сотворите обстрижения кругом от влас глав ваших, ниже бриете брад ваших; и великий Павел говорит: муж аще власы растит, бесчестие ему есть (1 Кор. 11, 14). Итак, отцы сего собора отечески наказывают делающих то, о чем они выше сказали, и подвергают отлучению. А нынешние отцы не только оставляют без наказания тех, которые делают с волосами на голове и бороде исчисленное выше и допускают еще большее бесстыдство и в таком виде входят в церкви, но и преподают им благословение и (верх неуместности!) – даже преподают святыя тайны, если кто из них желает причаститься. И этого не возбраняет никто, ни патриарх, ни другие архиереи, ни монахи, которых имеют духовными отцами люди так бесстыдно поступающие.

Питон Каа: САП пишет: муж аще власы растит, бесчестие ему есть Во-во...нечего растить «трамплин для вошек». Остригать надо.

кирилл: о. Андрей пишет: Старая и точная поговорка: брадобрийца – блудник. Печется о том, как угодить женам (не жене), а не как Богу. Я лично знаю "бородатых" таких блудников, ни к дной религии отношения не имеющих, и знаю людей из РПЦ безбородых, живущих "неблудно". Так что не нам смертным судить, а Богу !

Сергей Петрович: Кирилл, здесь отец Андрей не суждение выносит, а говорит о существовавших на Руси понятиях. В древности по бороде сразу можно было своего (верного) отличить от чужого (неверного, иноверного, еретика и т. д.) То есть, брадобрийца на Руси рассматривается либо как еретик, либо как содомлянин, либо как хотящий молодиться, чтобы угодить жене. Так что "старая и точная поговорка" в высказывании батюшки - отнюдь не суд.

Илия: Сергей Петрович пишет: В древности по бороде сразу можно было своего (верного) отличить от чужого И теперь тоже, аще с бородой нестриженной, может и староверцем оказаться, а ежели скобленое рыло, точно халдей

zilot: Илия пишет: И теперь тоже, аще с бородой нестриженной Или бомжом...

САП: zilot пишет: Или бомжом... Странник по нашему.

Путник: САП пишет: Странник по нашему А много ваших сраников оказываецца, особливо на трех вокзалах!

САП: Путник пишет: сраников Не "сранников", а "странников"! Они по смирению смердят Путник, а Вы куда странствуете, у Вас и имя говорящее - Путник!

Путник: САП пишет: Вы куда странствует Да в разных направлениях.

Илия: САП пишет: Странник по нашему. НЕ глумись, а то Бог накажет

САП: Илия пишет: НЕ глумись Я не глумлюсь, бомжи настоящие странники, я не говорю, что все они Христа ради странствующие, они просто странники, хотя изредка среди них попадаются и Христа ради странствующии.

о. Андрей: Питон Каа пишет: Как правило философствуют об этом люди с куцыми бородёнками. Им бы,хилософам,потаскать такую как у меня-взвыли бы.Оттого и стригу.И будук стричь. Раз отрастил до пупа-невмочь стало.Тупо неудобно,без всяких там жёноугождений.И мундир обязывает аккуратным быть,а не поросёнком с крошками в бороде(ибо белогвардеец). Дело-то Ваше. Я высказал ту точку зрения, которой лично придерживаюсь и которую НАВЯЗЫВАЮ своим духовным чадам, а Вы, поскольку не принадлежите ни к какому согласию естественно вольны поступать так, как считаете для себя правильным. Однако, что я написал - не от себя написал и не ко мне все это адресовать нужно (возмущенные комментарии), а к св. отцам и русскому народу к которому, насколько я понимаю, Вы себя причисляете. Борода – это не только часть нашей веры, это и часть нашей национальной культуры. А суда у меня вообще нет. Я интересуюсь нравственностью только своих духовны чад, ибо несу за них объективную и субъективную ответственность. Вот Сергий Петрович понимает о чем я говорю. А другие (кроме еще некоторых) - птицы свободные и мое мнение для них тоньше комариного писка.

кирилл: Сергей Петрович пишет: Кирилл, здесь отец Андрей не суждение выносит, а говорит о существовавших на Руси понятиях. В древности по бороде сразу можно было своего (верного) отличить от чужого (неверного, иноверного, еретика и т. д.) То есть, брадобрийца на Руси рассматривается либо как еретик, либо как содомлянин, либо как хотящий молодиться, чтобы угодить жене. Так что "старая и точная поговорка" в высказывании батюшки - отнюдь не суд. Вот именно - эти понятия существовали ранее. Но время нынешнее уже не то, что было, скажем, в начале ХХ века. Лично у меня бороды нет. Я воспитывался в нерелигиозной семье. Знаю еще староверов-мужчин, бороды у которых тоже нет. Хотя в храм они ходят, исповедываются. Я привык видеть себя без бороды, а привычки менять трудно. Убежден, что Господь судить будет нас мужчин не за остсутствие бороды. Мужчина с бородой - это тот облик, который Господу угоден. Ну а если у мужчины бороды нет, то Господь простит это, ведь Господь милостлив и прощает нам многое.

Severo: кирилл пишет: Я лично знаю "бородатых" таких блудников Я тоже..Никифор...с НСФ....словесный блудник...а по фотографиям вполне приличный бородач

Илия: кирилл по старой вере вилками не ядят.... и бороду не стригут... а на нет и суда нет, ежели не растет.

о. Андрей: кирилл пишет: Ну а если у мужчины бороды нет, то Господь простит это, ведь Господь милостлив и прощает нам многое. Вы уже все решили за Господа...

Сергей Петрович: кирилл пишет: Я привык видеть себя без бороды, а привычки менять трудно. Прочтите внимательно и подумайте. В этих словах Ваша главная ошибка.

студент: кирилл пишет: Лично у меня бороды нет. Самоубийца-брадобривец и лишается погребения церковного. Брадобритие - грех. Сам Христос носил бороду, носили бороды и апостолы, бороду должны носить и все христиане. Только еретики бреют бороду! Петр, вернувшись из Европы приказал насильно брить бороды, а ты добровольно. В 1705 году вспыхнуло восстание в Астрахани. Бунт начался из-за того, что Петровский губернатор поставил у дверей церквей солдат и приказал у всех, кто приходит с бородами, вырывать их с корнем. "Стали мы в Астрахани, - писали в своих грамотах астраханцы, - за веру христианскую и за брадобритие, и за немецкое платье, и за табак, и что к церкви нас и жен наших и детей в русском старом платье не пущали, а которые в церковь Божью ходили и у тех платье обрезывали и от церквей Божьих отлучали, выбивали вон и всякое ругательство нам и женам нашим и детям чинили воеводы и начальные люди". Надо отметить, что царь Петр І вполне сознательно спомогает для провокации отрицательной общественной реакции. В отличии от Ивана Грозного он открыто нарушает священные для русских традиции и вводит несвойственные для страны обычаи. Еще в завещании патриарха Иоакима (1690) и сочинении “Против латинцев и лютеран” осуждается западное богослужение в России и иностранные заимствования, а в своих проповедях патриарх Адриан порицает брадобритие, которое как будто уничижает Божий образ в человеке.

Алексей Муравьев: Сергей Петрович пишет: В этих словах Ваша главная ошибка Присоединяюсь. Мы привыкли (!) видеть себя безнадежными грешниками, не пытаемся раскаяться, а вопрос о бороде - как лакмусовая бумажка.

шлаковоз: а если борода мешает при работе, что прикажете делать?

студент: Подвязывай, если сильно большая и лезет в станок.

Алексей Муравьев: шлаковоз пишет: мешает при работе Трудно представить такую работу, при которой ЛЮБАЯ борода мешает... Даже небольшая.

mistedge: Все же стреди старообрядцев есть люди, которые бреются или остригают бороды. Как с этим борются попы (если приходилось видеть)? И как вообще можно по-христиански обличать безбородых? Высказывания Святых Отцов часто не помогают.

Severo: Меня собратья обличают..причем порой обидно....кто-то молчит....а так....я уже в навозе купаюсь....

о.АлександрПанкратов: Лично грешный аз таковых не благословляю рукою. А если спрашивают, объясняю почему. И они или больше не подходят под благословение, или начинают что - то в себе менять.

VN: о.АлександрПанкратов пишет: объясняю почему Как Вы объясняете и есть ли результаты от таких бесед?

Даша: о.АлександрПанкратов пишет: Лично грешный аз таковых не благословляю рукою Правильно, таких только палкой надо благословлять. И ногой.

Павел: Даша пишет: таких только палкой надо благословлять. И ногой. и сковородой и скалкой...



полная версия страницы