Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Гайтан » Ответить

Гайтан

Никола Хох: ГАЙТАН - вот как описывает его толковый словарь Даля : "м . гайтанчик, гайташек умалит. снурок, плетежок, тесьма; собств. снурок, на котором носят тельной кресть; южн. шелковый снурок. Гайтан с шеи отдам тебе, только удавись на нем! Хоть гайтан порви, да жену корми. Гайтанный, гайтановый, из гайтана. Гайтанщик, -щица ж. занимающийся выделкой снурков, бахромы и пр". А что про гайтан говорят старообрядцы? И только ли на нем можно носить нательный крест?

Ответов - 61, стр: 1 2 All

Severo: У нас о нем говорят тоже самое, только без "удавись". Тоже называют гайтаном и нательные кресты носят на нем. Я с крещения своего, положим, только на гайтанах крест ношу. Как стирается, продеваю в ушко новый, завязываю, а старый обрезаю и складываю в пакетик специальный.

Iwанн: На нем и носят, так же и называют. Ну в целом желатально носить на гайтане

Никола Хох: Severo пишет: а старый обрезаю и складываю в пакетик специальный. А какова участь этого пакетика в дальнейшем?


Severo: Никола Хох пишет: А какова участь этого пакетика в дальнейшем? Еще не придумал)) Они не так часто трутся))

Константин Беляев: В бане можно крест в рот положить чтоб не жёгся. С цепочкой - никак.

Никола Хох: Константин Беляев пишет: С цепочкой - никак. А где-то про это сказывается? /эт для моего дальнейшего развития /

Константин Беляев: Снимать нельзя что тут говорить. А в бане цепочка ожог оставить может.

Косолапый: Константин Беляев пишет: Снимать нельзя что тут говорить. глупости. Крест - это не тотем и не амулет. Это святыня, и вносить ее в ванную и баню нельзя по многим причинам.

Severo: Косолапый пишет: то святыня, и вносить ее в ванную и баню нельзя по многим причинам.Это один из взглядов на этот вопрос поповцев и безпоповцев

о. Андрей: Косолапый пишет: Крест - это не тотем и не амулет. Это святыня, и вносить ее в ванную и баню нельзя по многим причинам. А в туалет можно?

боинг: о. Андрей нет нельзя. голову высунь за дверь, а телом ходи по нужде.

Андрей: Вот что вы придумали про туалет и про гайтан, у меня цепь из настоящего серебра и в сауне не жжется и в русской бане не горит, а Крест с себя нельзя снимать вообще никогда, ибо если смертный час настигнет, а на тебе Креста нет, то сами знаете, что будет. У нас тако думают и поморцы, и федосеевцы и "белокриницкие", а "новозыбковцев" у нас нет.

Никола Хох: Отцы и братия я в растерянности... где же ИСТИНА?

and: Никола Хох пишет: Отцы и братия я в растерянности... где же ИСТИНА? A kakaja istina v gajtane?

Никола Хох: Истина — Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом истина есть универсальная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного познания. Противоположным истине является понятие лжи./Материал из Википедии — свободной энциклопедии/

Iwанн: Никола Хох Тут скорее традиции разных регионов

Никола Хох: Да, я это уже понимаю. Спаси Христос.

Severo: Да, но чаще на гайтане носили и носят...потому сейчас копают крестики одни, без цепочек...потому, что кайтаны истлевают в земле и остаются одни кресты.

Константин Беляев: Андрей пишет: у меня цепь из настоящего серебра и в сауне не жжется и в русской бане не горит топить пробовали? баню и сауну? А если серьёзно, у меня жжется при 85 градусах уже. Простите меня. Андрей пишет: а Крест с себя нельзя снимать вообще никогда +100

Никола Хох: А некрещенному /оглашенному/ носить нательный крестик дозволительно?

Максим: Никола Хох пишет: А некрещенному /оглашенному/ носить нательный крестик дозволительно? Он в Таинстве Крещения дается Христианину, соответственно носить "до".. не приветствуется.. Вообще в Древности.. видимо на гайтанах - носил простой люд, люди побогаче могли себе позволить цепочку.. Хотя кто знает..

Никола Хох: Максим пишет: Вообще в Древности.. видимо на гайтанах - носил простой люд, люди побогаче могли себе позволить цепочку.. Хотя кто знает.. Меня интересует, может есть по этому вопросу какое либо правило либо наставление? Спаси Христос! Я с каждым постом узнаю все больше! Хотя написано, что знание надмевает.

Урушевъ: Крест до крещения не носится. Надевается он священником при крещении с чтением молитвы «Силою и заступлением». Цепочки, уверен почти на 100 %, в древности не носили, т.к. не было технологий для их изготовления. А вот гайтан может быть и украшенным. В старину бытовали широкие гайтаны, сплетенные из бисера. Их и сейчас можно видеть в этнографических музеях. Крест на таком гайтане носили поверх одежды. Причем, как я понимаю, так ходили женщины.

Severo: у меня гайтан с металическими вплетенными проволочками...для крепости

Cocpucm: Урушевъ пишет: Крест на таком гайтане носили поверх одежды. Причем, как я понимаю, так ходили женщины. У православных мирян была традиция ношения креста напоказ и не вплотную к телу?

Урушевъ: Кстати, мой альтернативно одаренный друг, а тема про ИНН и технический прогресс будет открыта или как?

боинг: Урушевъ пишет: будет открыта или как? нет.

Урушевъ: А что так?

САП: Cocpucm пишет: У православных мирян была традиция ношения креста напоказ и не вплотную к телу? Точно, я такие в избытке у Дениса Передереева видел. Урушевъ пишет: а тема про ИНН и технический прогресс будет открыта или как? Открывай, я ее прозевал, где она была-то?

Косолапый: о. Андрей пишет: А в туалет можно? если в туалет ходить с голым задом и прочими причиндалами, и при всем этом чтобы крест болтался - то нельзя. Я лично представить не могу, как это - мыться с крестом? Наконец, когда иконы омывают, воду выливают только в определенное место. А куда стекает вода с креста в ванне? Андрей пишет: У нас тако думают и поморцы, и федосеевцы и "белокриницкие", а "новозыбковцев" у нас нет. бабьи басни. Крест - не тотем, хоть отдельные бабушки могут считать иначе. Андрей пишет: ибо если смертный час настигнет, а на тебе Креста нет, то сами знаете, что будет где это написано? Разве Бог будет за это судить, а не за те дела, которые мы натворили ко времени смерти? Многие мученики умерли без креста на шее, и что? Мы же крест снимаем не потому, что отказываемся от веры, а из почтения к святыне.

о. Андрей: Косолапый пишет: Наконец, когда иконы омывают, воду выливают только в определенное место. А куда стекает вода с креста в ванне? Мы же крест снимаем не потому, что отказываемся от веры, а из почтения к святыне. Сам я крест не снимаю, но Ваши аргументы убедительны. Нужно подумать...

А.Гоголев: Severo пишет: Я с крещения своего, положим, только на гайтанах крест ношу. Как стирается, продеваю в ушко новый, завязываю, а старый обрезаю и складываю в пакетик специальный. И я, на шнуре (гайтане), крест нательный ношу. А, когда нитки потрутся, вместе с обрезками реставрированных книг сжигаю, и пепел в потаенные места сыплю. Шнур капроновый узлом не связываю, а спаиваю на свечке. Вообще, когда крест носится на гайтане, то им удобней, по окончанию молитв, ограждаться. А вот сыну, который служит в десантных войсках, я подарил цепочку, ибо гайтаном можно удавить.

Никола Хох: о. Андрей пишет: Ваши аргументы убедительны. Нужно подумать...Прошу прощения, а до этого момента, что про это никто не думал?

о. Андрей: Никола Хох пишет: Прошу прощения, а до этого момента, что про это никто не думал? Безусловно, думали :-). Но какого-то четкого определения по сему вопросу не имеется, по крайней мере, у нас (думаю, что и в РПСЦ тоже). И мое "подумать" означает подумать над формулировкой такого определения.

Никола Хох: о. Андрей пишет: Но какого-то четкого определения по сему вопросу не имеется, Так, что каждый волен поступать так, как ему на сердце ляжет?

о. Андрей: Никола Хох пишет: Так, что каждый волен поступать так, как ему на сердце ляжет? Пока так, увы...

SERG: Никола Хох пишет: Так, что каждый волен поступать так, как ему на сердце ляжет? Для меня лично было всегда естественно снимать крест когда купаешься, хотя вопросом специально этим не интересовался. Но как то на форуме (или на этом или А.Писаревского) тоже была тема, там все участники высказались тоже так же, что крест снимать никогда нельзя. Я вначале поверил этому и на некоторое время перестал его снимать, но всегда (имею в виду в ванной) испытывал при этом какой то внутренний дискомфорт и решил все же поступать как делал раньше. В общем, рад что увидел эту тему, так как узнал что не один я так считаю.

Никола Хох: SERG пишет: Для меня лично было всегда естественно снимать крест когда купаешься А где Вы про это узнали, что крест снимать надо?

SERG: Никола Хох пишет: А где Вы про это узнали, что крест снимать надо? Как я уже сказал, вопросом этим не интересовался, т.е. ни у кого не спрашивал, просто сам так решил - "Мы же крест снимаем не потому, что отказываемся от веры, а из почтения к святыне." Т.е.снимал крест в ванной по этой причине и думал, что и все так делают.

Никола Хох: Неужели от времен Апостолов, такой немаловажный вопрос, как ношение нательного креста, до сих пор не определен? Неужели нет никакого правила? Получается, как говорят у нас на Украине, баба бабi сказала...

Константин Беляев: Наши нательные кресты отличаются от никоновских: вот их то точно нужно снимать, так как это как правило - иконы, то есть нечто имеющее изображение.

Косолапый: SERG пишет: узнал что не один я так считаю. так считают большинство наших. Константин Беляев пишет: их то точно нужно снимать, так как это как правило - иконы любое изображение осьмиконечного креста - свято.

Никола Хох: Начало обычая носить на груди нательный крестик восходит к первым векам христианства. Православные христиане всегда соблюдали этот обычай, причем смотрели на святой крест, носимый на груди, не только как на внешний признак православного христианина, но и как на спасительное орудие для отгнания диавола. В наше время, когда непрерывная связь с живой православной традицией для многих людей утеряна, они пытаются самостоятельно разобраться в духовном смысле и необходимости исполнения правил и обычаев, которые прежде ни у кого не вызывали сомнений, впитывались, как говорится, с молоком матери. Поэтому из уст современного человека можно услышать вопрос: «А грех ли не носить нательный крестик?», и многочисленные его обсуждения на православных Интернет-форумах. Вот как отвечает на этот вопрос священник отец Олег Моленко: «Для крещеного, законного и благочестивого члена Церкви Христовой не носить свой наперсный крестик есть грех. Это не смертный грех, но весьма неприятный, так как свидетельствует о небрежении данного человека к своему спасению, непочтение страданий и искупительных заслуг Богочеловека Иисуса Христа (а значит и Его Самого, и Отца и Святого Духа), соделанных крестной смертью Его, безпечность к своему спасению, гордую самоуверенность, пренебрегающую защитой от бесов и всякого зла! <…> крестик нательный вручается крещеному человеку, который становится христианином и крестоносителем. Вот ему и вручается на постоянное ношение на самом важном месте (у сердца) образ Креста Господня и своего жизненного креста. Это делается также в напоминание, что Крест Христов — оружие нам на дьявола и бесов его, имеющий силу исцелять, воскрешать мертвых и даровать жизнь. Вот почему Крест Господень называется ЖИВОТВОРЯЩИМ! Он — свидетельство о том, что человек есть христианин (последователь Христа и член Его Церкви). Вот почему грех — тем, кто носит крестик для моды, не являясь членом Церкви. Для носящего же крестик достойно, с памятью о нем и о Том, Кто был на Нем, с верой и благоговением — такое осознанное ношение нательного крестика является безсловесной молитвой, позволяющей этому крестику являть в меру вероносителя подлинную силу Первообраза — Креста Христова, которая и защищает носителя всегда, даже если он и не попросит помощи, или не имеет возможности перекреститься. Для носящего же иначе, крест не имеет никакой силы и выступает лишь в виде украшения, реликвии или отвлеченного религиозного символа или знака. Такое ношение — в грех и в осуждение небрежному или неверующему носителю». Конечно же, все сказанное относится и к детям. Совершая таинство Крещения, священник надевает на младенца крестик, который с этого момента становится неразлучным спутником нового члена Церкви. Обычно крестик одевают ребенку на недлинную ленточку и он никогда ему не мешает. Крестик не принято снимать при купании или переодевании (в прежние времена в банях имелись даже деревянные крестики, которые надевали в парилку взамен своих). К сожалению, есть и «знающие» советчики: медицинские сестры, соседки, подруги, которые авторитетно убеждают маму снять с ребенка крестик: мол маленький еще, запутается в тесемке, кожу натрет и т. п. Это всегда безосновательно и подчас ставит самого советчика в неловкое положение. Вспоминается такая история. Медсестра осматривает ребенка и говорит: «Крестик лучше бы с ребеночка снять, вот видите здесь и след остался…». «Нет, Вы не правы, — отвечает мама, — это шрам от операции на сердце». С нательным крестиком связано множество суеверий: потерял крестик — случится беда; потерянный кем-то крестик нельзя поднимать; крестик нельзя дарить, на цепочке нельзя носить и тому подобное. Все они не имеют под собой никаких оснований. Дети все теряют, могут и крестик потерять — можно купить новый, взять подаренный или найденный, освятить в храме и дать ребенку. Те крестики, что продаются в храме, освящаются специальным чином. При освящении нательного креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Крест — величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления. В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: «Крест — хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва». Существуют канонические формы крестов — четырех-, шести-, восьмиконечные; с полукружием внизу и другие. Каждая линия имеет глубокое символическое значение. На Руси более приняты восьмиконечные нательные крестики, на обороте которых по традиции делают надпись «Спаси и сохрани». Святитель Димитрий Ростовский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, Пресвятою Кровью Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием Пресвятого Имени Его». В первые века принятия Русью христианства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные показатели христианского крещения». Позже право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епископы, еще позже — и священники. Всякий, кто дерзает уподобляться им, совершает грех самосвятсва. Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием. Снять с себя крест или не носить его понималось всегда как богоотступничество. За 2000-летнюю историю христианства многие люди пострадали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя нательный крест. Этот подвиг совершается и в наше время. Алтарник Алексий, 14-летний юноша. После пасхальной службы его встретили сатанисты, потребовали снять крест и отречься от Христа. Он отказался. Его зверски изувечили, произвели ритуальную казнь, отрезали фаланги пальцев, обезобразили лицо. Еще один наш современник — воин-пограничник Евгений Родионов. Он был убит под Бамутом после трёх месяцев плена и пыток, в день, когда ему исполнилось 19 лет. За отказ отречься от Православной веры и снять крестик чеченские бандиты его обезглавили, подобно первым христианским мученикам.

Cocpucm: Никола Хох, я правильно понимаю, что в последнем сообщении вы процитровали какой-то никонианский текст? И, простите, я что-то не понимаю, какое отношение он имеет к обсуждаемому вопросу

Никола Хох: Да, это никонианское пояснение. А процитировал я его для того, чтобы хоть у кого нибудь родилась ревность о старообрядчестве /относительно этого вопроса/. А то все знают какой крест надо носить, а когда начинаешь спрашивать почему именно такой - никто не знает. Я не любопытный и делаю это не ради интереса. Я хочу знать почему так, а не иначе. Помните, что говорит Господь? Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения

Jora: Сколько наблюдал в быту наших священников - все НАПЕРСНЫЙ крест снимают перед посещением нужного чулана. И скуфью снимают. А вот насчёт нательного, да, подумать нужно... Мне кажется, он и расчитан, чтобы НЕ СНИМАТЬСЯ НИКОГДА (лишь с головой вместе).

Iwанн: Jora Крест сам по себе свят ? Куда сливать воду когда моешь святыню ?

о. Андрей: Никола Хох пишет: А то все знают какой крест надо носить, а когда начинаешь спрашивать почему именно такой - никто не знает. Я не любопытный и делаю это не ради интереса. Я хочу знать почему так, а не иначе. Помните, что говорит Господь? Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения За недостаток ведения Закона Божиего (в смысле не исполнения), а не причин появления или истории формирования того или иного христианского обычая. Для спасения вполне достаточно просто с доверием относясь к мнению Церкви в простоте сердца следовать ее установлениям. Относительно же ношения/снимания креста существовало и существует разномыслие, причем обусловленное не небрежением к святыне, а именно благоговейным ее почитанием – одни снимают, чтобы по их мысли крест не похулился соприкосновением с чем-то нечистым, иные же опасаются в любых обстоятельствах оставаться без символа и орудия нашего спасения. И в обоих случаях намеренье благочестиво, потому вероятно до сих пор никто и не решился выработать обязательного для всех правила, но предоставил этот вопрос совести и суждению каждого.

Никола Хох: о. Андрей пишет: Для спасения вполне достаточно просто с доверием относясь к мнению Церкви в простоте сердца следовать ее установлениям. Получается, если я в простоте сердца доверюсь никонианскому попу в никонианской Церкви, то тоже спасусь?

о. Андрей: Никола Хох пишет: Получается, если я в простоте сердца доверюсь никонианскому попу в никонианской Церкви, то тоже спасусь? Никола, я ведь вполне понятно написал: "Церкви", а не никонианам или еще каким-то иным сообществам. Если человек принадлежит сознательно какому-то обществу, то он должен признавать, принимать все что это общество считает правильным. Поэтому, если Вы считаете Церковью Христовой РПСЦ, то обязаны принимать все, чему она учит, а иначе Вы будите противником Церкви. Таким образом, для начала нужно определить для себя, что есть Церковь Христова и где Она есть, а потом, обретя ее , всецело довериться ей в простоте сердца.

Никола Хох: о. Андрей, спаси Вас Христос.

о. Андрей: Во славу Божию!

А.Гоголев: Вода святится - от священнодействия молитвой и крестом. При купании человек этого не совершает, значит, и нет здесь проблем. А, вот при чистке и мытье креста, с отработанными материалами желательно распорядиться - с почтением. И, здесь, не в мистике дело, а в утверждении привычки бережно, с подобострастием относиться к святыням.

о. Андрей: Если А.Гоголев пишет: при чистке и мытье креста, с отработанными материалами желательно распорядиться - с почтением. то как же А.Гоголев пишет: При купании человек этого не совершает, значит, и нет здесь проблем.

Гусляк: Ношение креста на гайтане не обязательно. Можно носить на цепочке. На гайтане носили всегда простые люди.

Полихроний: Поморцы и федосеевцы Северо-Запада непременно снимают нательный крест перед походом в баню. Веками мытьё происходило в шайке, из которой измываются все удеса, и она явно нечистая посуда. Во избежание попадания этой опоганенной воды на крест он и снимался. После бани, умыв лицо и руки из чистого сосуда, его паки надевали. Приходилось видеть рукопись, видимо, федосеевскую, где указывалось при мытье в бане крест снимать, а при купании в реке не снимать.

о.А. Панкратов: А дониконовские поучения об этом есть?

Oleg23: Полихроний пишет: указывалось при мытье в бане крест снимать, а при купании в реке не снимать. Есть такое дело!

Михаил_А: цвет гайтана имеет значение? несколько раз слышал от стариков, что чорный нельзя

САП: Михаил_А пишет: цвет гайтана имеет значение? несколько раз слышал от стариков, что чорный нельзя Не слышал такого.

джигит: всё зависит от осознания,веры.протестанты не почитают так крест, как мы,но много таких,которые готовы и умирают за ХРИСТА.мы сами формируем действительность.так и унас,чего гадать, как было...раз нет определённой догмы в этом и предания,то кому,как совесть говорит.



полная версия страницы