Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Гайтан » Ответить

Гайтан

Никола Хох: ГАЙТАН - вот как описывает его толковый словарь Даля : "м . гайтанчик, гайташек умалит. снурок, плетежок, тесьма; собств. снурок, на котором носят тельной кресть; южн. шелковый снурок. Гайтан с шеи отдам тебе, только удавись на нем! Хоть гайтан порви, да жену корми. Гайтанный, гайтановый, из гайтана. Гайтанщик, -щица ж. занимающийся выделкой снурков, бахромы и пр". А что про гайтан говорят старообрядцы? И только ли на нем можно носить нательный крест?

Ответов - 61, стр: 1 2 All

Константин Беляев: Наши нательные кресты отличаются от никоновских: вот их то точно нужно снимать, так как это как правило - иконы, то есть нечто имеющее изображение.

Косолапый: SERG пишет: узнал что не один я так считаю. так считают большинство наших. Константин Беляев пишет: их то точно нужно снимать, так как это как правило - иконы любое изображение осьмиконечного креста - свято.

Никола Хох: Начало обычая носить на груди нательный крестик восходит к первым векам христианства. Православные христиане всегда соблюдали этот обычай, причем смотрели на святой крест, носимый на груди, не только как на внешний признак православного христианина, но и как на спасительное орудие для отгнания диавола. В наше время, когда непрерывная связь с живой православной традицией для многих людей утеряна, они пытаются самостоятельно разобраться в духовном смысле и необходимости исполнения правил и обычаев, которые прежде ни у кого не вызывали сомнений, впитывались, как говорится, с молоком матери. Поэтому из уст современного человека можно услышать вопрос: «А грех ли не носить нательный крестик?», и многочисленные его обсуждения на православных Интернет-форумах. Вот как отвечает на этот вопрос священник отец Олег Моленко: «Для крещеного, законного и благочестивого члена Церкви Христовой не носить свой наперсный крестик есть грех. Это не смертный грех, но весьма неприятный, так как свидетельствует о небрежении данного человека к своему спасению, непочтение страданий и искупительных заслуг Богочеловека Иисуса Христа (а значит и Его Самого, и Отца и Святого Духа), соделанных крестной смертью Его, безпечность к своему спасению, гордую самоуверенность, пренебрегающую защитой от бесов и всякого зла! <…> крестик нательный вручается крещеному человеку, который становится христианином и крестоносителем. Вот ему и вручается на постоянное ношение на самом важном месте (у сердца) образ Креста Господня и своего жизненного креста. Это делается также в напоминание, что Крест Христов — оружие нам на дьявола и бесов его, имеющий силу исцелять, воскрешать мертвых и даровать жизнь. Вот почему Крест Господень называется ЖИВОТВОРЯЩИМ! Он — свидетельство о том, что человек есть христианин (последователь Христа и член Его Церкви). Вот почему грех — тем, кто носит крестик для моды, не являясь членом Церкви. Для носящего же крестик достойно, с памятью о нем и о Том, Кто был на Нем, с верой и благоговением — такое осознанное ношение нательного крестика является безсловесной молитвой, позволяющей этому крестику являть в меру вероносителя подлинную силу Первообраза — Креста Христова, которая и защищает носителя всегда, даже если он и не попросит помощи, или не имеет возможности перекреститься. Для носящего же иначе, крест не имеет никакой силы и выступает лишь в виде украшения, реликвии или отвлеченного религиозного символа или знака. Такое ношение — в грех и в осуждение небрежному или неверующему носителю». Конечно же, все сказанное относится и к детям. Совершая таинство Крещения, священник надевает на младенца крестик, который с этого момента становится неразлучным спутником нового члена Церкви. Обычно крестик одевают ребенку на недлинную ленточку и он никогда ему не мешает. Крестик не принято снимать при купании или переодевании (в прежние времена в банях имелись даже деревянные крестики, которые надевали в парилку взамен своих). К сожалению, есть и «знающие» советчики: медицинские сестры, соседки, подруги, которые авторитетно убеждают маму снять с ребенка крестик: мол маленький еще, запутается в тесемке, кожу натрет и т. п. Это всегда безосновательно и подчас ставит самого советчика в неловкое положение. Вспоминается такая история. Медсестра осматривает ребенка и говорит: «Крестик лучше бы с ребеночка снять, вот видите здесь и след остался…». «Нет, Вы не правы, — отвечает мама, — это шрам от операции на сердце». С нательным крестиком связано множество суеверий: потерял крестик — случится беда; потерянный кем-то крестик нельзя поднимать; крестик нельзя дарить, на цепочке нельзя носить и тому подобное. Все они не имеют под собой никаких оснований. Дети все теряют, могут и крестик потерять — можно купить новый, взять подаренный или найденный, освятить в храме и дать ребенку. Те крестики, что продаются в храме, освящаются специальным чином. При освящении нательного креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Крест — величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления. В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: «Крест — хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва». Существуют канонические формы крестов — четырех-, шести-, восьмиконечные; с полукружием внизу и другие. Каждая линия имеет глубокое символическое значение. На Руси более приняты восьмиконечные нательные крестики, на обороте которых по традиции делают надпись «Спаси и сохрани». Святитель Димитрий Ростовский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, Пресвятою Кровью Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием Пресвятого Имени Его». В первые века принятия Русью христианства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные показатели христианского крещения». Позже право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епископы, еще позже — и священники. Всякий, кто дерзает уподобляться им, совершает грех самосвятсва. Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием. Снять с себя крест или не носить его понималось всегда как богоотступничество. За 2000-летнюю историю христианства многие люди пострадали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя нательный крест. Этот подвиг совершается и в наше время. Алтарник Алексий, 14-летний юноша. После пасхальной службы его встретили сатанисты, потребовали снять крест и отречься от Христа. Он отказался. Его зверски изувечили, произвели ритуальную казнь, отрезали фаланги пальцев, обезобразили лицо. Еще один наш современник — воин-пограничник Евгений Родионов. Он был убит под Бамутом после трёх месяцев плена и пыток, в день, когда ему исполнилось 19 лет. За отказ отречься от Православной веры и снять крестик чеченские бандиты его обезглавили, подобно первым христианским мученикам.

Cocpucm: Никола Хох, я правильно понимаю, что в последнем сообщении вы процитровали какой-то никонианский текст? И, простите, я что-то не понимаю, какое отношение он имеет к обсуждаемому вопросу

Никола Хох: Да, это никонианское пояснение. А процитировал я его для того, чтобы хоть у кого нибудь родилась ревность о старообрядчестве /относительно этого вопроса/. А то все знают какой крест надо носить, а когда начинаешь спрашивать почему именно такой - никто не знает. Я не любопытный и делаю это не ради интереса. Я хочу знать почему так, а не иначе. Помните, что говорит Господь? Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения

Jora: Сколько наблюдал в быту наших священников - все НАПЕРСНЫЙ крест снимают перед посещением нужного чулана. И скуфью снимают. А вот насчёт нательного, да, подумать нужно... Мне кажется, он и расчитан, чтобы НЕ СНИМАТЬСЯ НИКОГДА (лишь с головой вместе).

Iwанн: Jora Крест сам по себе свят ? Куда сливать воду когда моешь святыню ?

о. Андрей: Никола Хох пишет: А то все знают какой крест надо носить, а когда начинаешь спрашивать почему именно такой - никто не знает. Я не любопытный и делаю это не ради интереса. Я хочу знать почему так, а не иначе. Помните, что говорит Господь? Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения За недостаток ведения Закона Божиего (в смысле не исполнения), а не причин появления или истории формирования того или иного христианского обычая. Для спасения вполне достаточно просто с доверием относясь к мнению Церкви в простоте сердца следовать ее установлениям. Относительно же ношения/снимания креста существовало и существует разномыслие, причем обусловленное не небрежением к святыне, а именно благоговейным ее почитанием – одни снимают, чтобы по их мысли крест не похулился соприкосновением с чем-то нечистым, иные же опасаются в любых обстоятельствах оставаться без символа и орудия нашего спасения. И в обоих случаях намеренье благочестиво, потому вероятно до сих пор никто и не решился выработать обязательного для всех правила, но предоставил этот вопрос совести и суждению каждого.

Никола Хох: о. Андрей пишет: Для спасения вполне достаточно просто с доверием относясь к мнению Церкви в простоте сердца следовать ее установлениям. Получается, если я в простоте сердца доверюсь никонианскому попу в никонианской Церкви, то тоже спасусь?

о. Андрей: Никола Хох пишет: Получается, если я в простоте сердца доверюсь никонианскому попу в никонианской Церкви, то тоже спасусь? Никола, я ведь вполне понятно написал: "Церкви", а не никонианам или еще каким-то иным сообществам. Если человек принадлежит сознательно какому-то обществу, то он должен признавать, принимать все что это общество считает правильным. Поэтому, если Вы считаете Церковью Христовой РПСЦ, то обязаны принимать все, чему она учит, а иначе Вы будите противником Церкви. Таким образом, для начала нужно определить для себя, что есть Церковь Христова и где Она есть, а потом, обретя ее , всецело довериться ей в простоте сердца.

Никола Хох: о. Андрей, спаси Вас Христос.

о. Андрей: Во славу Божию!

А.Гоголев: Вода святится - от священнодействия молитвой и крестом. При купании человек этого не совершает, значит, и нет здесь проблем. А, вот при чистке и мытье креста, с отработанными материалами желательно распорядиться - с почтением. И, здесь, не в мистике дело, а в утверждении привычки бережно, с подобострастием относиться к святыням.

о. Андрей: Если А.Гоголев пишет: при чистке и мытье креста, с отработанными материалами желательно распорядиться - с почтением. то как же А.Гоголев пишет: При купании человек этого не совершает, значит, и нет здесь проблем.

Гусляк: Ношение креста на гайтане не обязательно. Можно носить на цепочке. На гайтане носили всегда простые люди.

Полихроний: Поморцы и федосеевцы Северо-Запада непременно снимают нательный крест перед походом в баню. Веками мытьё происходило в шайке, из которой измываются все удеса, и она явно нечистая посуда. Во избежание попадания этой опоганенной воды на крест он и снимался. После бани, умыв лицо и руки из чистого сосуда, его паки надевали. Приходилось видеть рукопись, видимо, федосеевскую, где указывалось при мытье в бане крест снимать, а при купании в реке не снимать.

о.А. Панкратов: А дониконовские поучения об этом есть?

Oleg23: Полихроний пишет: указывалось при мытье в бане крест снимать, а при купании в реке не снимать. Есть такое дело!

Михаил_А: цвет гайтана имеет значение? несколько раз слышал от стариков, что чорный нельзя

САП: Михаил_А пишет: цвет гайтана имеет значение? несколько раз слышал от стариков, что чорный нельзя Не слышал такого.

джигит: всё зависит от осознания,веры.протестанты не почитают так крест, как мы,но много таких,которые готовы и умирают за ХРИСТА.мы сами формируем действительность.так и унас,чего гадать, как было...раз нет определённой догмы в этом и предания,то кому,как совесть говорит.



полная версия страницы