Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Святые отцы о Церковном Предании » Ответить

Святые отцы о Церковном Предании

И. Н. Поляков: Предлагаю размещать в данной теме слова от святых отец о Предании Церкви (желательно без комментариев и с указанием ссылок).

Ответов - 32

И. Н. Поляков: Василий Великий (из 27 главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию) 91. Из сохраненных в церкви догматов и проповеданий, некоторыя мы имеем от письменнаго наставления, а некоторыя прияли от апостольскаго предания, по преемству в тайне, и те и другие имееют едину и ту же силу для благочестия. И сему не воспрекословит никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо аще предприимем отвергати неписанные обычаи, аки не великую имющие силу: то неприметно повредим Евангелию в главных предметах, или паче сократим проповедь в единое имя без самыя вещи. Например, прежде всего упомяну о первом и самом общем, чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа, знаменались образом креста, кто учил сему писанием? К востоку обращатися в молитве, какое писание нас научило? Слова призывания при преложении хлеба евхаристии и чаши благословения, кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о коих упомянул апостол или евангелие, но и прежде и после оных произносим и другия, как имеющия великую силу в таинстве, приняв их от неписаннаго учения. Благословляем такожде и воду крещения и елей помазания, еще же и самаго крещаемаго, по какому писанию? Не по предани ли, умалчиваемому и тайному? И что еще? Самому помазыванию елеем, какое писанное слово научило? Откуда и троекратное погружение человека? И прочее бывающее при крещении, отрицатися сатаны и ангелов его, из какого взято писания? Не из сего ли необнародываемаго учения, которое отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, быв здраво научены молчанием охраняти святыню таинства? Ибо какое было бы приличие, писанием оглашати учение о том, на что непосвященным в таинство и воззрение не позволительно? И далее. Сия есть вина предания без писаний, дабы к многократно изучаемому познанию догматов не утратили многие благоговения, по привычке. Ибо иное догмат, а иное проповедание. Догматы умалчиваются, проповедания же обнародываются. Род же умолчания есть и неясность, которую употребляет писание, неудобосозерцаемым творя разум догматов, ради пользы читающих. Посему то все зрим к востоку во время молитв, но немногие знаем, яко чрез сие ищем древняго отечества рая, который насадил Бог в Эдеме на востоке (Быт.2,8). Такожде, стоя молитвы творим во едину от суббот, но причину сего не все знаем. Ибо не токмо, яко совоскресшие Христу и долженствующие искати горняго, стоянием во время молитв, как день воскресения, напоминаем себе о благодати нам дарованной, но и потому сие творим, яко день сей мнится быти неким образом чаемаго века. Почему, яко начало дней, и у Моисея наречен он не первым, но единым. И бысть, глаголет, вечер, и быть утро, день един (Быт.1,5): аки бы един и тот же день многократно круговращался. И так единый, который есть купно и осмый день, о котором и псалмопевец упоминает в некоторых надписаниях псалмов, назнаменует собою по сем веке грядущее состояние, день непрестающий, невечерний, безпреемственный, нескончаемый оный и нестареющий век. И так основательно церковь научает питомцев своих бывающыя в оный день молитвы в стоянии совершати: дабы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставляли в небрежении напутствия к оному преставлению. Но и вся пятьдесятница есть напоминание воскресения, ожидаемаго в будущем веке. Ибо единый оный и первый день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет седмь недель святыя пятьдесятницы. Пятьдесятница, начинаясь первым днем седмицы, им же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные промежуточные дни, сим подобием подражает веку, какбы в круговом движении начинаясь от тех же знаков, на тех же и оканчиваясь. Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием какбы преселяя мысль нашу от настоящаго в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, яко грехом низпали на землю, и то, яко человеколюбием Создавшаго нас, паки воззваны на Небо. Но не достанет мне времени повествовати о неописанных таинствах церковных. Оставляю прочее. Самое исповедание веры, дабы веровати во Отца и Сына и Святаго Духа, из каких писаний имеем мы? Аще по благочестивому умозаключению, имея долг тако веровати, како крестимся, из предания о крещении производим исповедание веры, подобное тайнодейственному изречению в крещении: то да позволят нам, по такому же заключению, и словословие возсылати подобное исповеданию веры. Но аще образ словословия отвергают, яко неписанный: то да представят нам письменныя доказательства, как исповедания веры, так и прочаго нами изчисленнаго. Итак поелику столь много есть неписаннаго, и оно имеет толикую силу в таинстве благочестия: то единаго ли не попустят нам речения, которое дошло до нас от отцев, которое мы обрели оставшееся от невымышленнаго обыкновения в неповрежденных церквах, и которое имеет немалую важность, и немалую приносит пользу силе таинства? http://www.pagez.ru/lsn/0053.php#14

И. Н. Поляков: Иоанн Златоуст (в толковании на второе послание к Фессалоникийцам, беседа 4, 2) "Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим" (ст. 15). Отсюда очевидно, что (апостолы) не все предали чрез послания, но многое сообщали и без письмени; между тем и то и другое равно достоверно. Поэтому мы должны признавать достоверным и церковное предание. Есть предание, больше не ищи ничего. Здесь (апостол) показывает, что многие колеблются (в вере). http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z11_2/Z11_2_15.htm

И. Н. Поляков: Иоанн Златоуст (в толковании на первое послание к Тимофею, беседа 18, 1) "О, Тимофей! храни преданное тебе" (ст. 20). Не уменьшай его; оно – не твое; тебе вверено чужое; не убавляй его. "Отвращаясь", – говорит, – "негодного пустословия и прекословий лжеименного знания". 2. Хорошо он сказал таким образом! Действительно, где нет веры, там нет знания. Когда что-либо рождается от собственных наших помыслов, то это не знание. Он говорит это, может быть, потому, что некоторые тогда называли себя гностиками, как бы знавшие больше других. http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z11_2/Z11_2_35.htm


И. Н. Поляков: Иоанн Златоуст (в толковании на второе послание к Тимофею, беседа 3, 1) 1.Не посланиями только (апостол) внушал ученику, что ему должно делать, но и на словах. Это он выражает и во многих других местах, когда, например, говорит: "ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного" (2 Сол.2:2,15); но гораздо яснее здесь. Итак, не будем думать, будто учение преподано им недостаточно; многое он преподал ученику и без письма, о чем и напоминает ему, говоря: "Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня". Что же означают эти слова? Как делают живописцы, говорит, так и я начертал тебе образ добродетели и всего угодного Богу, и как бы некоторое правило, первообраз, и начертание я вложил в твою душу. Это и имей; нужно ли будет тебе посоветоваться о вере, или о любви, или о целомудрии, оттуда заимствуй образцы; не будет тебе надобности искать образца у других, потому что там все содержится. http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z11_2/Z11_2_38.htm

Игорь_Яров: Спаси Христос отличная, актуальная тема!

И. Н. Поляков: Викентий Лиринский (из памятных записок Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков, часть I, II) Но, быть может, кто-нибудь спросит: ведь канон Писаний совершенен и с избытком достаточен на все. Почему же нужно присоединять к нему авторитет разумения церковного? - Потому, что священное Писание, по причине возвышенности его, не все понимают одинаково, но иный толкует глаголы его так, а иный иначе, так что представляется возможным извлечь из него столько же смыслов, сколько есть голов. Так, иначе изъясняет его Новациан, иначе Савеллий, иначе Донат, иначе Арий, Евномий, Македоний, иначе Фотин, иначе Аполлинарий, Прискиллиан, иначе Иовиниан, Пелагий, Целестий, иначе наконец Несторий. А потому-то именно, что существует такое множество изворотов крайне разнообразного заблуждения, весьма необходимо направлять нить толкования пророков и апостолов по правилу (norma) церковного и православного понимания. http://www.pagez.ru/lsn/0321.php

И. Н. Поляков: Феодор Студит (из первого опровержения иконоборцев, 19) Как иначе мы будем относиться к господствующему от начала до настоящего времени обычаю, о котором можно узнать из (рассмотрения) всякого храма Божия и священных принадлежностей? Неужели нечестиво поступил сонм Богоносных (отцов)? Неужели непорочная церковь допустила идолопоклонство? И когда она будет очищена от идолов и кем? Ясно, что это - дело антихриста. И как может быть ниспровергнуто соблюдение древних обычаев и преданий, преданное с давнего времени? Будем крепко держаться (их), утверждаемые божественными отцами, хотя это и трудно для логического доказательства. Ибо говорят, что "простота веры должна быть сильнее логических доказательств", и в другом месте: "пусть господствуют древние обычаи". http://www.pagez.ru/lsn/0537.php

И. Н. Поляков: Епифаний Кипрский (в Панарионе, против апостоликов, сорок первой, а по общему порядку шестьдесят первой ереси, гл. 6) Но нет надобности в иносказании, чтобы видеть, какую силу имеют все речения Божии; а нужны умозрение и смысл, чтобы знать силу каждого положения. Должно также пользоваться и преданием, ибо не все может быть заимствовано из божественного Писания. Посему святые апостолы одно предали в писаниях, а другое в преданиях, как и говорит святой апостол: «держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11, 2), и в другом месте: «так учу и так предал я в церквах» [в синодальном переводе "так я повелеваю по всем церквам"](7, 17), и: «если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали» (15, 2). http://www.bogoslov.ru/library/text/56833/index.html

И. Н. Поляков: Деяние седьмое VII Вселенского собора. (из Определения святого великого и вселенского собора, второго в Никее) Итак мы определяем, чтобы осмеливающиеся думать или учить иначе, или по примеру непотребных еретиков презирать церковные предания и выдумывать какие-либо нововведения, или же отвергать что-либо из того, что посвящено церкви, будет ли то евангелие, или изображение креста, или иконная живопись, или савятые останки мученика, а равно (дерзающие) с хитростию и коварно выдумывать что-либо для того, чтобы ниспровергнуть хотя какое-либо из находящихся в кафолической церкви законных преданий, и наконец (дерзающие) давать обыденное употребление священным сосудам и досточтимым обителям, - определяем, чтобы таковые, если это будут епископы или клирики, были низлогаемы, если же будут иноки или миряне, были бы отлучаемы. http://www.omolenko.com/istoria/sobory-tom7.htm?p=285#toc10 (из Продолжения седьмого деяния (анафемы и многолетия)) Кто уничижает какое-либо предание церковное, писанное ли то, или неписанное, тому анафема! http://www.omolenko.com/istoria/sobory-tom7.htm?p=294#toc10

Евгения: Евномий: "...не заграждайте слуха для наставших после, уступая преимущество предварившим". Св. Василий: "Что ты говоришь? Не должны мы уступать преимущества предварившим? Не должны мы уважить множества христиан, и теперь живущих, и всех бывших с того времени, как проповедано Евангелие? Не должны мы обращать внимания на просиявших духовными дарованиями всякого рода, потому что ты открыл этот новый лукавый путь нечестия, ненавистный и неприязненный всем им?... Велико было бы твое могущество, если бы, чего не достиг диавол различными хитростями, тебе удалось достигнуть своим приказом, и мы, поверив тебе, признали бы, что Предание, которое во все предшествовавшие времена имело силу у стольких святых, маловажнее вашего нечестивого вымысла". (Св. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия)

Евгения: "Если бы возник спор о каком-нибудь важном вопросе, то не надлежало ль бы обратиться к древнейшим церквам, в которых обращались Апостолы, и от них получить, что есть достоверного и ясного относительно настоящего вопроса? Что если бы Апостолы не оставили бы нам писаний? Не должно ли было следовать порядку Предания, преданного тем, кому они вверили церкви? Этому порядку следуют и многие племена варваров верующих во Христа, которые имеют спасение свое без хартии или чернил написанное в сердцах своих Духом и тщательно блюдут древнее Предание, веруя во Единого Бога, Творца неба и земли и всего, что в них, чрез Исуса Христа Сына Божия, Который по превосходной любви к своему созданию снизошел до рождения от Девы, чрез Себя Самого соединяя человека с Богом, пострадал при Понтие Пилате, воскрес, во славе взят [на небо] и со славою придет, как Спаситель спасаемых и Судия осуждаемых, и пошлет в вечный огонь исказителей истины и презрителей Его Отца и Пришествия Его". (Св. Ириней Лионский. Пять книг против ересей)

Евгения: Втор. 32:17 "Пожроша бесовом, а не Богу, богом их же неведеша: нови и недавни приидоша, их же неведеша отцы их". Св. Григорий Нисский "...теперь сущее, а прежде несуществовавшее, есть вполне новое и невечное, а чтить что-нибудь новое Моисей называет служением демонам, говоря: "приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши" (Втор. 32:17). ...почитание нового есть служение демонам, так как оно чуждо истинного Божества; а что теперь существует, но не было всегда, то ново и невечно..."

Евгения: "...наше изречение "веруй" означает, что непозволительно не верить словам мужей богоносных, и то же самое, что они достойны вероятия, служит таким доказательством сказанного ими, которое крепче всякого логического довода и опровержения". (Св. Григорий Богослов. Слово 4, первое обличительное на царя Юлиана)

Евгения: 2 Тим. 2:1-2 "Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Исусом, и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить".

И. Н. Поляков: Иоанн Дамаскин (из первого защитительного слова против порицающих святые иконы) II. И так, прежде всего утвердивши как бы некоторый киль или основание для размышления: сохранение церковнаго законодательства, при посредстве котораго обыкновенно происходит спасение, я снял преграду у слова и выпустил его, как бы хорошо взнузданнаго коня, из загородки. Ибо в самом деле я счел ужасным, даже более, чем ужасным, чтобы Церковь, блистающая столь великими преимуществами и искони украшенная преданиями благочестивейших мужей, возвращалось паки на худые стихии, трепеща страхом, где нет страха, и как бы не знающая истиннаго Бога – боялась впадения в идолослужение, и даже хоть в весьма малой степени лишалась совершенства, как бы на средине очень прекраснаго лица имея некоторый постоянно остающийся укол, портящий всю красоту свою неуместною прибавкою. Ведь малое, когда оно приводит к великому, не есть малое, так как прибавочная черта: чтобы древле получившее силу предание Церкви было поколеблено – не мала, потому что осуждены прежние наши наставники, взирая на образ жизни которых, должно было бы подражать вере [их]. Упрашиваем же и народ Божий, язык свят, крепко держаться церковных преданий. Ибо и в малой мере отъятие того, что предано [древностью], как бы камней из строения, очень скоро ниспровергает и все здание. Да будет, чтобы мы пребывали крепкими, стойкими, непоколебимыми, утвержденными на крепкой скале, которая есть Христос! Ему подобает слава и честь, и поклонение, вместе со Отцом и Духом, теперь и всегда, в бесконечные века веков. Аминь. http://www.pagez.ru/lsn/0235.php

И. Н. Поляков: Иоанн Дамаскин (из второго защитительного слова против порицающих святые иконы) XVI. Самовидцы же и слуги [бывшии] словесе передали церковное установление не только посредством книг, но и посредством некоторых незаписанных преданий. Ибо откуда мы знаем о святом краниевом месте? Откуда – о гробе жизни? Не [так] ли, [как] дитя от отца, приняли без записи? Что Господь был распят на кресте на краниевом месте и погребен в гробе, егоже изсече Иосиф в камени, написано. А что это и есть то, чему теперь поклоняемся, мы знаем из незаписанного предания, и весьма многое подобное этому. Откуда – о крещении в третий раз, т.е. чрез три погружения? Откуда – о поклонении кресту? Не из незаписанного ли предания? Поэтому и божественный Апостол Павел говорит: темже убо, братие, стойте, и держите предания, имже научистеся, или словом, или посланием нашим. Так как многое без записи передано Церкви и сохранено до настоящего времени, то, поэтому, зачем говорите клевету относительно изображений? Манихеи написали Евангелие от Фомы; напишите и вы Евангелие от Льва. Я не одобряю царя, который, по обычаю тираннов, похищает священство. Не цари получили власть связывать и разрешать. Я знаю царя Валента, называвшегося христианином и [однако] преследовавшаго православную веру; знаю и Зинона, и Анастасия, Ираклия и Константина, бывшаго в Сицилии, и Варданиска, который [был назван также] Филиппиком. Меня нельзя убедить в том, чтобы Церковь была устраиваема царскими предписаниями; напротив, [она должна управляться] по преданиям Отцов, как записанным, так и незаписанным. Ибо, как без писаний было возвещено во всем мире Евангелие, так без писаний передано во всем мире и то, чтобы были изображаемы Христос – воплотившийся Бог и святые, как и то, чтобы мы поклонялись кресту и молились – стоя [лицами] к востоку. http://www.pagez.ru/lsn/0236.php

Евгения: Вот подлинно учение и вот признак истинных учителей: как предали отцы, согласно между собою исповедывать одно и то же и не входить в споры ни друг с другом, ни со своими отцами; а которые не так расположены, тех скорее можно назвать негодными, нежели истинными учителями… Святые и действительные проповедники истины один с другим согласны и не разнствуют между собою; ибо хотя и в разные времена были они, но все взаимно стремятся к одному и тому же, будучи пророками единого Бога и согласно благовествуя единое слово. (Св. Афанасий Александрийский в послании “Об определениях Никейского Собора”). Пусть никто от меня не требует признаваемое нами подтверждать доказательством, ибо в доказательство нашего слова достаточно иметь от отцов дошедшее к нам предание, как наследство какое, сообщаемое по порядку от апостолов чрез последующих святых. (Св. Григорий Нисский в “Опровержении Евномия”, 4, 5). Предание, которое прияли от отцов, навсегда сохраним твердым и неподвижным; защитительного же слова вере поищем у Господа, и если найдем у кого-либо из имеющих благодать, то возблагодарим Подателя благодати; если же не найдем, тем не менее веру в признаваемое нами будем иметь непреложною. (Св. Григорий Нисский в послании к Авлавию о том, что не “три Бога”). Пребывайте в том, к чему будет руководствовать вас Дух Святый, ходя вслед Бога, не прилагаясь плоти и крови, не подавая некоторым повода хвалиться (вами), чтобы они не хвалились в вас, и славолюбие их не возрастало от вашей жизни. Вспомните о святых отцах, которым вы поручены блаженным отцом вашим и которых мы удостоились по благодати Божией быть преемниками. Не преступайте пределов, которые положили отцы наши, не пренебрегайте языком более простого проповедания и не отдавайте предпочтения различным последующим учениям, но согласуйтесь с древним правилом веры, и Бог мира да будет с вами, здравыми душою и телом. (Св. Григорий Нисский в послании к Евстафии, Амвросии и Василиссе). Должно пользоваться и преданием, ибо не все может быть заимствовано из божественного Писания. Посему святые апостолы одно предали в писаниях, а другое в преданиях, как и говорит святый апостол: якоже предах вам, предания держите (1 Кор. 11, 2), и в другом месте: так учу и так предал я в церквах (7, 17), и: аще содержите: разве аще не всуе веровасте (15, 2). (Св. Епифаний Кипрский в “Панарии”, 61, 6). Нам указаны пределы и основания и здание веры, и предания апостолов, и святые Писания, и преемства учителей, - и истина Божия отовсюду ограждена. И никого не должны вводить в обман новые басни. (Св. Епифаний Кипрский в “Панарии”, 59, 3). Темже убо, братие, стойте и держите предания, им же научистеся или словом, или посланием нашим (2 Фесс. 2, 15). Отсюда видно, что (апостолы) не все предали чрез послания, но многое сообщали и без письмени; между тем и то и другое достоверно. Поэтому мы должны признавать достоверным и церковное предание. Есть предание, больше не ищи ничего. (Святой Иоанн Златоуст в толковании на второе послание к Фессалоникийцам, беседа 4, 2). Не посланиями только (апостол) внушал ученику, чтό ему должно делать, но и на словах. Это он выражает и во многих других местах, когда, например, говорит: или словом, или посланием, аки от нас посланным (2 Фесс. 2, 2. 15); но гораздо яснее здесь (2 Тим. 1, 13): Образ имей здравых словес, их же от мене слышал еси, в вере и любви, яже о Христе Исусе: доброе завещание соблюди Духом Святым, живущим в нас. Итак, не будем думать, будто учение преподано им недостаточно; многое он преподал ученику и без письма; о чем и напоминает ему, говоря: образ имей здравых словес, их же от мене слышал еси. Что же означают эти слова? Как делают живописцы, говорит, так и я начертал тебе образ добродетели и всего угодного Богу, и как бы некоторое правило, первообраз и начертание вложил в твою душу. Это и имей: нужно ли будет тебе посоветоваться о вере, или о любви, или о целомудрии, оттуда заимствуй образцы, - не будет тебе надобности искать образца у других, потому что там все содержится. (Святой Иоанн Златоуст в толковании на второе послание к Тимофею, беседа 3, 1). О, Тимофее, предание сохрани (1 Тим. 6, 20). Не уменьшай его: оно - не твое; тебе вверено чужое, - не убавляй его. (Святой Иоанн Златоуст в толковании на второе послание к Тимофею, беседа 18, 1). Мы считаем полезным довести до вашего нелицемерного слуха, как явно клевещут на нас порицающие нас за наши догматы. Мы не отрицаем, что весьма много погрешили в других отношениях, но догматическое учение апостолов хранили до сих пор неискаженным и за одно это надеемся удостоиться сострадания и снисхождения в день явления Господня: ибо за него (догматическое учение) мы непрестанно боремся против всевозможных ересей, его же постоянно предлагаем питомцам благочестия, чрез него принесли Архипастырю и Спасителю всех нас тысячи волков, преобразивши их в овец. Это передали нам не только апостолы и пророки, но и изъяснившие писания их Игнатий [Богоносец], Евстафий [Антиохийский], Афанасий [Александрийский], Григорий [Богослов], Иоанн [Златоуст] и другие светильники вселенной и - прежде их - сошедшиеся в Никее святые отцы: исповедание веры их, как отеческое наследие, мы храним неприкосновенным и осмеливающихся нарушить эти догматы называем лживыми и врагами истины. (Блаженный Феодорит Кирский в письме к патрицию Флорентию).

володимipъ: "Кто уничижает какое либо предание церковное,писанное то, или неписанное тому анафема."- из Деянии 7 Вселенского собора.

о.А. Панкратов: А.Гоголеву очень полезно было бы с этой веткой ознакомиться. И не ему одному. Встречаются и иные "протестанты старого обряда":(

Евгения: «Тот же брат, который вопрошал о сем, сомневался, думая и говоря себе: как же некоторые из нынешних Отцов принимают те (сочинения), а мы считаем их хорошими иноками и внимательными к себе? По истечении нескольких дней, случилось ему просить Великого Старца помолиться о нем, и тогда Старец сам собою открыл ему помышление сердца его, так что брат удивился и ужаснулся сему. Ответ же Старца был таков: Ты говорил и помышлял: почему некоторые из Отцов принимают так называемые гностические главы Евагриевы и некоторые из разумных братий принимают их. Они не просили Бога, чтобы Он открыл им, истинно ли сие учение, и (потому) Бог оставил их при собственном их разумении. Впрочем, судить о сем не мое и не твое дело. Время дано нам для того, чтобы исследовать наши страсти, плакать и рыдать (о них).» Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников

Евгения: «Услышав сие и удостоверясь, он сказал: как мы читаем в житиях древних Святых Отцов, что они получали от Бога все, просимое ими? На это Старец отвечал: не все, просимое ими у Бога, получали они, но что получили, то и написали нам. Да уверит тебя в сем Евангельское слово, которое говорит: приступи к Нему некто, глаголя: сын мой зле беснуется, и приведох его многажды ко учеником Твоим, и не возмогоша его исцелити (Мф.17:16). Если же Апостолы не получили тогда исполнения сего прошения, то как можем сказать, что Святые получают все, просимое ими. Ибо и сами Апостолы вопросили Его, удивляясь и говоря: Владыко, как мы не возмогохом исцелити его? И рече им: сей род не исходит, токмо молитвою и постом (Мф.17:19,21). Потом муж сей опять спросил: почему же Святые не получают всего, что просят в прошениях своих? Старец отвечал ему: Бог все делает на пользу людям, ибо Он более знает что им полезно и благопотребно. Потому-то, что люди не знают сами полезного для них, Он и заповедал им не говорить лишнего в молитве, и не просить того, чего не должно просить, сказав: весть Отец ваш Небесный, ихже требуете, прежде прошения вашего (Мф.6:7,8). Как Бог щадит тебя, так и Святых Своих. Тебя Он щадит, дабы ты не превознесся, явно получив то, чего просил; Святые же, чтобы и они не превознеслись откровениями, которые явно даются им. И они не больше Апостола Павла, сказавшего: и за премногая откровения, да не превозношуся, дадеся ми покостник плоти аггел сатанин, да ми пакости деет (2Кор.12:7). Иди, внимай себе, и помолимся Богу, да даст Он тебе сердце твердое и веру непоколебимую. Итак, не соблазняйся о Святых: ибо не погрешает говорящий в них Святый Дух Божий; на них-то исполняется сказанное: Дух Твой Благий наставит мя на землю праву (Пс.142:10). Слышав сие, он убедился о Господе и пошел, радуясь и благословляя Бога, прославляющего Святых Своих.» Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников.

Евгения: Некоторые оказались манихеями и, избегая наказания, удалились в другое место, дабы креститься как-нибудь, (а не как должно). Как повелеваешь мне поступить? Ответ. Относительно явных манихеев ты должен написать, запрещая хотящим их крестить и объясняя, кто они такие, и от них уже зависит крестить их или нет, ибо не все, как следует, внимательны к делам, и не все знают, что таковым потребно многое тщание, долгое время, слышание Божественных слов и оглашения от благочестивых священников, для того, чтобы быть им принятыми (в Церковь), а не тотчас, и не как-нибудь, потому что это дело страшное. И где нет желания по Богу, там мы должны вспомнить нашего Владыку, сказавшего: не дадите святая псом (Мф.7:6) и прочее. Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников

Евгения: Вопрос. Как же быть, когда это человек значительный и притом друг мне, который опечалится, если я не приму его подарка, и что мне отвечать ему? Ответ. Скажи ему: любовь твоя знает, что боящиеся Бога должны сохранять то, что Он повелел. Сие можно видеть и из ваших собственных обычаев: ибо и ты, ради твоей любви ко мне, никогда не станешь нарушать заповеданного преданием вашим, и я не заключу из сего, что будто ты презрел любовь твою ко мне. И мы также имеем Предание от Бога, через Святых Отцов наших и учителей, чтобы отнюдь не вкушать ничего на празднике иноверцев. Итак, сим я отнюдь не оскорбляю должную любовь к тебе. Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников.

Евгения: Вопрос. Другой Христолюбивый муж вопросил того же Старца: если еврей или язычник позовет меня в свой праздник на обед, или пришлет мне подарки, - принять ли их или нет? Ответ. Не принимай, ибо это противно правилам [146] Святой Церкви, и ходить к нему также не следует. Примечания 146. Противно 70-му Апостольскому правилу, также 37-му и 38-му правилу Лаодикийского собора. Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников.

Евгения: О древности церковного предания.Св.Климент Александрийский. «В самом деле, те, кто держится нечестивых учений и склоняет к ним других, обращают божественное слово не во благо, но во зло» ; они закрывают себе вход в Царство Небесное, и тем, кого обманывают, не дают постичь истину. Не имея ключа от входа, они используют поддельный ключ, или, как говорят, отмычку (a)ntiklei=»), с которой проникают не в наружную дверь, куда мы попадаем при помощи Божественного предания, но взломав боковую калитку, украдкой пробираются за церковные стены, всячески искажая истину и выступая в качестве наставников, посвященных в мистерии (mustagwgoi/) и воспитывающих души нечестивцев. Однако несложно показать, что их мирские сообщества возникли позже кафолической церкви. Проповедь Спасителя по пришествии его на землю началась при Августе и завершилась приблизительно в середине царствования Тиберия. Проповедь апостолов, включая сюда и служение Павла, закончилась при Нероне. Первые же ересиархи появились позднее, приблизительно во времена императора Адриана. Возникновение новых ересей продолжалось до царствования Антонина Старшего. Тогда же жил, к примеру, и Василид, хотя сам он и его последователи кичливо утверждают, что он был учеником Главкия, переводчика Петра. Говорят также, что наставником Валентина был некий Февд (Qeuda=) , ученик Павла. (107, 1) Маркион, живший почти в то же время, был уже стар, по сравнению с остальными, более молодыми. И один только Симон мог в течение некоторого времени слушать Петра. Все это наглядно доказывает, что секты образовались через отделение от древней и истинной Церкви уже позже, а некоторые, в свою очередь, отделились от них, заклеймив себя позором отступничества. Из сказанного, я полагаю, ясно следует, что есть только одна истинная Церковь – та, которой старшинство принадлежит по праву. Именно к ней принадлежат, Божией волей, все праведные. Есть один только Бог, один Господь, и поэтому в высшей степени славно и заслуживает всяческого уважения все то, что проявляет себя как единство, имитируя тем самым единство этого первоначала. В соответствии с природой этого Единого, Церковь по самому существу своему должна быть едина, и разделение ее на множество церквей, к которому стремятся еретики, есть насилие над ней. Мы утверждаем, что по сущности своей, по замыслу, по происхождению и по превосходству первоначальная и кафолическая церковь едина, которая по воле единого Бога, через единого Господа объединяет всех, готовых принять «единство веры», одной веры, утвержденной на особых заветах, а точнее, на одном завете для всех времен. Предопределил же к этому Бог тех, о ком от начала мира знал, что они будут праведны. Это превосходство церкви, основанное на едином первоначале, которое, в силу своей единственности, превосходит все остальное и не может сравниться ни с чем иным, есть предмет особый, о котором речь пойдет отдельно. Из ересей одни носят имена своих основателей. Таковы, например, валентиниане, маркиониты, василидиане (хотя эти последние и хвастают, будто они являются последователями Матфея, однако это не так, ибо мы знаем, что учение всех апостолов, как и восходящее к ним предание, едино). Другие ереси называются по месту своего происхождения, например, ператики. Иные именуются по народу, среди которого они были распространены (таковы, например, фригийцы); иные получили название в силу отличий их образа жизни, каковы, например, энкратиты («воздерживающиеся»), или особенностей учения, как, например, докетисты или гематиты. Некоторые получили название благодаря гипотезам или лицам, которых они почитают, таковы, например, каиниты и офиты. Наконец, некоторые названы в соответствии с чинимыми ими беззакониями и беспутствами, каковы, например, ученики Симона, позже названные «энтихитами» .

Евгения: Бывает, что тот же святой сегодня о том же деле говорит одно, а завтра — другое, — это не есть разногласие. И опять: один говорит одно, а другой — другое о том же самом изречении Писания Божественного, ибо часто и то и другое внушала Божественная благодать сообразно с временем и состоянием людей. Преп. Петр Дамаскин Святые, если говорят о естественной вещи, то по рассмотрению, то есть по ведению естественному, от ведения существующего (творений), происходящего вследствие чистоты ума, говорят с полнейшей точностью о намерении Божием и испытывают Писания. Когда же превыше естества представляется чувственная или умственная вещь или написанное изречение, то святые познают его по откровению, если дается им ведение об этом от Святого Духа. Если же не дается, но для пользы остается им это неоткрытым, то они не стыдятся сказать истину и сознаться в человеческой немощи, говоря: не знаю, Бог ведает. Преп.Петр Дамаскин Если на случайную дорогу, не изведанную делом, едва ли кто решится вступить без верного проводника, то кто дерзнет вступить на таинственную стезю, ведущую к Богу? Поистине таковой прельщает себя и прежде вступления на путь уже заблудился, как незаконно подвизающийся, как, напротив, и шага не сделав, достиг конца тот, кто подчиняет себя отеческим уставам. Ибо откуда иначе имеем мы узнать, как ополчиться против плоти или как вооружиться против страстей или бесов? Как без них (отцов) научиться отличать доброе от недоброго, когда к добродетелям цепляются худые страсти и всегда стоят при дверях их? Как без них умудриться обуздывать чувства телесные и настраивать силу души? Одним словом, как сподобимся достигнуть единения с Богом и научиться Божественным священнодействиям и таинствам без посвящения в них тайноводителем истинным и просвещенным? Преп. Каллист и Игнатий

андрей ю.: Святитель Іоаннъ Златоустый: «Есть такая простая вещь какъ доброе раздѣленіе. Точно такъ же какъ согласіе можетъ быть добрымъ, есть и такая вещь какъ недоброе согласіе. Ни коей же пользы нѣтъ въ «чистомъ житіи» при прилежаніи къ негоднымъ догматамъ вѣры... ибо не токмо еретики суть враги Божіи, но такожде и тѣ, кои состоятъ съ сими въ общеніи. Аще кто исповѣдуетъ нѣкую ересь о Вѣрѣ, бѣги отъ онаго и не имѣй съ онымъ ничего общаго, не токмо аще сей человѣкъ есть, но и аще есть ангелъ съ небесе пришедый. Оберегайся со всякимъ тщаніемъ отъ любви къ еретикамъ; да не примешь сего ради нѣкую ложную вѣру (догматъ) во имя сей любви... Чистота еретиковъ хуже всякаго разврата... ибо какъ можетъ дѣвственникъ или дѣвственница, противоставъ истинной Вѣрѣ, обращать теперь вниманіе на заблужденія, предавъ себя вѣрѣ демоновъ и почитая ложь? Возлюбленніи, многажды вамъ глаголахъ о безбожныхъ еретицехъ и нынѣ молю, не совокуплятися съ ними ни въ яденіи, ни въ питіи, ни въ дружбѣ, ни въ любви: творяй бо сія, чюжа себѣ творитъ Христовой Церквѣ. Аще кто и безплотныхъ житіе подъиметъ, еретикомъ же пріобщаяся въ дружбѣ и въ любви, таковый чюжъ есть Христа Владыки: якоже убо сытости не имамы Владыку Христа любити, такоже не имамы сытости врага его ненавидети. Глаголетъ бо Самъ: иже нѣсть со Мною, на Мя есть (Лук. 11, 23).

иер.Алексан.Черногор: андрей ю. -- Св.Иоанн Златоуст пишет: Аще кто исповѣдуетъ нѣкую ересь о Вѣрѣ, бѣги отъ онаго и не имѣй съ онымъ ничего общаго, не токмо аще сей человѣкъ есть, но и аще есть ангелъ съ небесе пришедый. 1. Иже во Св. Геннадий, патр. Конст., констатирует: «/…/ если этого епископа будете когда-либо поминать, то себе не повредите, потому что он православный сам и православной хиротонии от законного патриарха той области. Довольно и того, что не будет когда-либо необходимости ему служить в монастыре. Если бы он когда и оказался лицемерным и двойственным, то и тогда вы не должны печалиться: ведь сказал наш Господь, что «Принимающий пророка во имя пророка» (и прочее); блаженный же Иоанна – «Всякий дух, который исповедует Господа Исуса Христа (и прочее) – от Бога есть, и всякий дух, который не исповедует – не есть от Бога!» Поэтому и Святая Церковь принимает Исповедание – и довольствуется этим, а намерения людей никто не знает, кроме одного Бога». Несколько далее: «Относительно ваших епископов смотрите только, как было сказано, чтобы они были православными, не учили и не выдавали какого-либо мнения, противного правой вере и не служили Литургии вместе с еретиками или отделенными. Остальное происходит от неведения их и тяжести времени, и тут они заслуживают прощения, или же – по их воле, а в этом они одни будут держать ответ перед Богом. Вы же через благоговение перед Богом получите полную мзду за послушание им. Итак, как мы раньше сказали, Христианство воинствует и ныне, как и прежде. /…/» Цит. по: Занемонец А. В., Иоанн Евгеник и православное сопротивление Флорентийской унии. СПб., 2008. В приложение – Цитируется Письмо № 204, составленное Св. Геннадием, патр. Конст., и озаглавленное в надписаньи: «Честнейшему в монах кир Максиму, в миру Софиану, и всем подвизающимся в Святом Синайском монастыре преподобнейшим иеромонахам и монахам». Нач. словами: «О, честнейший и любезнейший нам об Исусе Христе кир Максим /…/», сс. 132—140. 2. Его же, из др. письма: «/…/ Итак, если они (оказываются) еретиками, то кто же, будучи в здравом уме, станет когда-либо молиться с еретиками или окажется сослужащим, когда мы и от молитвы со схизматиками отвращаемся согласно Святым канонам? – Ведь совместная молитва, и сослужение, предполагают согласие, Единство и общение, а единение и согласие с еретиками любой человек, имеющий ум, сочтет за зло! Делающий это СТАНОВИТСЯ ЕРЕТИКОМ по умыслу из-за (своего) молчания и одобрения. «Ибо тот, кто в сокровенности иудей, не есть иудей!», -- говорит Христос! Так и тот, кто потаенно православный, был бы не православным, но тем, за которыми он следует и с которыми он молится пред лицом Бога и людей. Поэтому не надо с таковыми сослужить и, вообще, молиться, чтобы делающие это НЕ СТАЛИ СООБЩНИКАМИ ЧУЖОГО ГРЕХА. Посему общник, как говорится (зри 2 правило Антиохийского Собора и его толкования – прим. свящ.А.Ч.), для сообщающегося – и сам несообщающимся будет! И десятое апостольское правило гласит, что «аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый, да будет отлучен!» И сорок пятое гласит следующее: «Епископ или пресвитер, или диакон с еретиком помолившийся, да будет отлучен!» Так как иерей есть учитель и страж, и свет для прочих людей, то должно ему и словами, и делами быть воистину учителем, а не на словах говорить одно, на деле – совершать другое: ибо люди скорее следуют делам, чем словам. Если латиняне ошибаются, а иерей при общем обозрении оказывается сослужащим с ними, то – он делом учит толпы людей, что латиняне ни в чем не ошибаются. И таким образом он обращает людей в латинское учение – и скрывает Истину, делается растлителем народа, становясь вместо спасителя предателем. Поэтому нельзя с ним сослужить никоим образом, чтобы самому не согрешить и чтобы не потребовал Бог ответа за чужой грех! Не должно молиться с латинянами ни в коем месте и ни в какое время, каков бы ни был предлог, чтобы самому не быть сочтенным Богом за латинянина, и чтобы отлучение канонов, как мы показали, не оказалось против. Так же и с состоящими с ними в общении, даже если они нашего обряда и рода – ибо они никакого не имеют от них отличия, если только не еще большего достойны осуждения как оставившие Истинное отеческое достояние и последовавшие не-отеческим догматам, являясь предателями Истинного и отеческого учения. Даже и антидора от них не брать, ИБО ЭТО ВЫРАЖАЕТ ОДОБРЕНИЕ И НЕКОЕ ЕДИНСТВО. Но! – быть в Единстве с еретиками или схизматиками и молиться вместе, как мы показали, вредно – И ПОДЛЕЖИТ КАНОНИЧЕСКОМУ ОТЛУЧЕНИЮ. Ни в чем вовсе не должно общаться с не—состоящим в общении, ЧТОБЫ САМОМУ НЕ СТАТЬ ТАКОВЫМ, сообразно с правилами Святых апостолов». /…/» Цит. по вышеуказанному изд.: диакон А.В. Занемонец, Иоанн Евгеник и православное сопротивление Флорентийской унии. СПб., 2008. Цитируется из Приложения труд – «Кир Геннадий Схоларий против латинян», сс. 141—145. 3. Его же, из др. письма: Письмо, надписанное обращением: «Честнейший в монахах кир Иоаким!» «/…/ пишем это отдельно своей собственной рукой для лучшего разумения вашего и оповещения братий. Если приходит в монастырь какой-либо иеромонах, или просто священник, или дьякон нашего рода с Крита или Пелопоннеса, или с других островов и у вас есть некоторое сомнение относительно рукоположившего его: «Не латинствовал ли тот когда-либо?»; или – о самом иеромонахе: «Не сослужил ли он когда с ними Литургию, или не поминал кого из них?»; или если вы будете знать это наверняка, то подобает, чтобы он задержался в монастыре: сотворил покаяние и дал Исповедание с обещанием – и тогда примите его как священника и сослужите с ним. И это говорим не только ради пользы монастыря, но! – и ради Истины и устроения Церкви Христовой. Так и мы сделали в Патриархии, приняв покаяние всех, давших Исповедание – и умирился мир: мы последовали Святым Соборам /…/ Примечание: Заметь, принимает вовсе не епископ: священник, или – руководитель монастыря с братиею! Продолжение: "/…/, а те Соборы последовали Господу нашему Исусу Христу и Богу" //// и там о том, что "благодать священства Господь Сам дарует Ему!" Завершает: «и принимайте их исповедание и их Священство! – Господь с вами!» Цит. по вышеуказ. изд.: Занемонец А. В., Иоанн Евгеник и православное сопротивление Флорентийской унии. СПб., 2008. В приложение – Цитируется Письмо № 206, составленное Св. Геннадием, патр. Конст., к Иоакиму-монаху, сс. 140/68.

паломник: "...здраво научены молчанием охранять святыню таинства."Красиво,проникновенно,а главное - верно !

Konstantino: паломник пишет: "...здраво научены молчанием охранять святыню таинства."Красиво,проникновенно,а главное - верно ! это у кого молчание? Вы зайдите хатя бы в никонианскую книжную лавку и посмотрите на тома трудов молчальников. И это прежде чем написать нужно было бы все обсудить. Молчать было некогда. А при такой болтовне что можно охранить? Такой взгляд возможен только тогда когда принимаешь гору этой макулатуры за действительные труды молчальников, а если подумаешь, что в те времена небыло бумаги, печатного станка и т.п. то начинаешь осознавать и задаваться вопросом, а кто же за молчальников столько наболоболил?

паломник: А действительно,кто ?Как оценить труд настоящего молчальника?Каковы критерии макулатуры?Просветите!

Georgiy: Святитель Мелетий Александрийский(Послание о Пасхе)"...наконец, столь великое презрение к святоотеческим преданиям? Откуда надежда на ваших лицах, о дерзкие? Что у вас на сердце? И вы со благим дерзновением надеялись войти внутрь того мирного царствия, как же вы добровольно стали начинателями столь великих соблазнов? И сможете ли вы там посмотреть в лицо святым отцам, если в древности вы извратили их догматы, а теперь бесстыдно отреклись и от их ПРЕДАНИЙ ? ...даже если бы в нововведении не было вреда, а только некоторое допустимое изменение, в любом случае, пользы не было бы.А если введение этого новшества сопряжено с опасностью, как с ней сопряжено всякое нововведение, то ведь опасности надо избегать. Ибо, как сказал Василий Великий, «даже малое перестаёт быть малым, когда наносит великий вред». Но не малое — смущать Церковь и сеять в ней раздор, попирать отеческие предания и презирать божественные установления." https://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Aleksandrijskij/Poslanie-o-Paskhe/#sel=8:148,8:213 Святой Мелетий(Папа Александрийский) говорил:"Когда мы все предстанем перед страшным престолом,-кого признают своим святые?Отвергших отеческую веру и богодухновенных святых отцов предания,или нас,православных,которые ничто и ни в чем не изменили?Не тех,но нас."(книга Кириллова,лист 434)



полная версия страницы