Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Приравниваемые к самоубийцам » Ответить

Приравниваемые к самоубийцам

Teutonicus: Подскажите, пожалуйста, если кто помнит, почему у нас лишают церковного погребения тех, кто расстался с жизнью в результате разного рода лихачества и грубой неосторожности? Вроде был какой-то соборный канон или в епитимийниках что-то. Яндекс выдает только инструкцию патр. Андриана (1697): "а которой человек обесится, или зарежется, или купаясь и похваляясь и играя утонет, или вина опьется, или с качели убьется, или иную какую смерть сам над собою своими руками учинит, или на разбое и на воровстве каком убит будет, и тех умерших у церкви Божии не погребать..., а велеть их класть в лесу, или на поле, кроме кладбища и убогих домов". Он же это не сам придумал, правда?

Ответов - 17 новых

САП: Teutonicus пишет: Подскажите, пожалуйста, если кто помнит, почему у нас лишают церковного погребения тех, кто расстался с жизнью в результате разного рода лихачества и грубой неосторожности? Вроде был какой-то соборный канон или в епитимийниках что-то. Имеются ввиду, те кто помер по пьяни.

Teutonicus: Не только, насколько я помню и как из слов Андриана тоже следует: или купаясь и похваляясь и играя утонет, или вина опьется, или с качели убьется

САП: Teutonicus пишет: или купаясь и похваляясь и играя утонет, или вина опьется, или с качели убьется Так, это все по пьяни бывает. Детей же погибших от несчастного случая отпевают.


RexSep: САП пишет: Так, это все по пьяни бывает. Детей же погибших от несчастного случая отпевают. Не обязательно. Например, у меня (больного эпилепсией) иногда даже у трезвого бывают и заплетающийся язык, и "пьяная" походка... (Однажды меня даже в вытрезвитель забрали). А уж особенно этому (опьянению без вина) способствует... игромания. (Например, я могу опьянеть с 600 мл кваса, а могу, вместо этого, с пяти билетов моментальной лотереи, скажем, "Спринта"). Так что формулировка "или" - вполне имеет "право на жизнь". Кстати: у староверов игромания - грех? ...И ещё: а если я (трезвый) в воде потеряю сознание и из-за этого утону?!

САП: RexSep пишет: ...И ещё: а если я (трезвый) в воде потеряю сознание и из-за этого утону?! http://rdc.forum24.ru/?1-0-0-00000131-000-0-0-1285188997 RexSep пишет: Например, у меня (больного эпилепсией) иногда даже у трезвого бывают и заплетающийся язык, и "пьяная" походка... (Однажды меня даже в вытрезвитель забрали). А уж особенно этому (опьянению без вина) способствует... игромания. (Например, я могу опьянеть с 600 мл кваса, а могу, вместо этого, с пяти билетов моментальной лотереи, скажем, "Спринта"). Сочувствую RexSep пишет: Кстати: у староверов игромания - грех? Да.

Игорь Кузьмин: Мне зрится, что все таковые случаи, где подвергается живот опасности, подлежат испытанию по разуму 14 правила свт. Тимофея Александрийского. Вот интересное и полезное для разумение поучение из Измарагда свт. Евсевия (Вероятно, Александрийского еп., 9 в.). «ИЗ "ИЗМАРАГДА" СЛОВО БЛАЖЕННОГО ЕВСЕВИЯ-АРХИЕПИСКОПА ОБ УТОПАЮЩИХ (ГЛАВА 82) Как-то летом человек утонул, переплывая реку. И одни говорили: «По делам своим получил», а другие говорили: «Смерть пришла к нему». Об этом царь Александр спросил блаженного епископа Евсевия. И сказал ему Евсевий: «И те и другие далеки от истины. Если бы каждый по делам своим получал, то весь мир погиб бы в муках, но дьявол не может читать в сердцах, а лишь подсматривает, и подслушивает, и высматривает смерть человека. И так стремится погубить, чтобы в сетях его погиб человек. Когда узнает дьявол, что суждена смерть человеку, то поспешит поссорить его или гнев в нем разбудить или ярость, чтобы и от легкого удара умер человек. Или убедит его в весенний день переправляться через реку, или ввергнет его в иную беду, и своими уловками приведет его к смерти. Но задумайся и посмотри, как иных людей без жалости бьют и оружием ранят, но не умирают они, а бывает, случится, что кто-либо и от слабого удара тут же умрет. И подобно этому: если кто зимой и в лютый мороз выйдет из дому и по дороге умрет, замерзнув, — то по своей вине умирают таковые. Если же кто выйдет из дому в тихую погоду, и в пути застигнет его ненастье, и не будет места, где спрятаться, то таковые умирают мученической смертью. И еще: если кто придет к реке и увидит на реке мутные волны, и никто через нее не переправляется, а он, понадеявшись на себя, вздумает дерзнуть ее перейти и, попав в беду, скоро погибнет, то за такого не следует и даров в церковь приносить — сам он себе убийца. Если кто, услышав о страшном разбое на распутье дорог, все же пойдет как смельчак той дорогой, то, если убьют его, сам себе он убийца. А если кто в <...> драке будет убит или повесится, то такие по своей воле умирают; ни погребать их не следует, ни даров в церковь за них не нужно приносить — сами себя погубили. Если же с кем внезапная беда случится: или утонет, или убьют его, или ослепнет кто, — то таковые умирают как мученики».». Дозде из Измарагда. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5144 Вот ниже небесполезная подборка выписок, показующая некий разум св. писания о подобных случаях. Там и ссылки на древлероссийские источники. «СТАТИЯ, 49. Еже самим себе извольно смерти не предавати, и гладом не моритися; аще и Бога ради. Евангелие от Матфея [зач. 69]. Рече Господь, иже хощет душу свою спасти, погубит ю. От толкования [Благовестник, лист 153]. Якоже бо и душу и тело презирати повелевает [Господь], не убивати же себе рече, но веры ради не щадети времени призывающу. [ниже]: От толкования на евангелие от Луки [лист 156]. Уча Господь, яко лепо возненавидети, не токмо всех сущих, но и самыя своея души. смотри же да не восхитишися реченным просте и без разума; ниже безчеловечеству учит Бог человеколюбец, ниже самому ся погубляти, не буди то. Паки от толкования на Матфея [лист 121]. Еже бо себе зазрети, добро есть, а еже удавити, бесовско дело есть. [ниже]: На Иоанна [лист 135]. Никогда же в таковое неистовство мошно приити ми, яко себе убивати. се бо бесовско есть; а не Божие. Из бесед святаго Златоуста [на послание к галатом, лист 1552]. Во плоти сущии угодити Богу не могут: что убо убити ли подобает плоть. сам же иже сия глаголет, не плотию ли обложен есть; не плотьская, но диявольская сия суть учения; он бо человекоубийца бяше искони. На послание к римляном [лист 225]. Что убо ссечем ли тело, да угодим Богови, и изыдем от плоти, и мужеубийцам нам повелеваеши быти, но добродетель ведый: зриши ли коликая безместная раждаются, аще просто глаголемая приимем. На послание к филиписеом [лист 1995]. Распни тебе самого глаголю, да не убиеши сам себе, не буди, сие бо есть нечестиво. но якоже Павел глаголаше, мне мир распятся, и аз миру. Паки на послание к галатом [лист 1469]. Не молю да возмеши их от мира, [рече Господь] но да соблюдеши их от неприязни, сиречь от злобы. аще же не приемлеши сего наказания; но еще лукаво быти настоящее житие глаголеши. не порицай самех себе убивающих. [ниже]: и иже насилованною смертию, или удавою, и иными некими разрушая еже жити не был бы порицатися достоин по вашему разуму. ныне же и Бог таковыя мучит паче, нежели мужеубийца, и вси омражаемся, и в лепоту: аще бо инех убивати не добро, много паче себе. В толковании на Иоанна [Благовестник, зач. 67]. Сего ради неволею разлучается от тела душа, се Богу на пользу устроившу, да не сами себе изрезываем. Ис книги Симеона новаго Богослова [от слова о различных. внимании]. Нецыи же прельстившеся, и ни единаго наказания от человек приемше, но своима рукама сами себе убийцы быша; се от прельстившаго их научени быша. друзии вниз стремная места себе ввергоша. а инии во ужи себе удавиша. и кто убо различия изречет диявольския прелести. Бароний [лето Господне, 331]. В сицевое неистовство приидоша донатисты, яко себе новое мученичество, имже бы у народа прославились обретоша; си есть убиение самых себе. повергахуся с гор, падаху во огнь, потопляхуся в воде, аки бы за веру и за Христа; и единомысленнии их, вместо мучеников освещаху. о сем на многих местех глаголет Августин, в толикое юродство ересь приводит, еже и между погаными не бе. О иже гладом морящихся. Благовестник от толкования, евангелие от Марка [лист 43]. Помысли же и сие, яко Христос никого же хощет погубити алчна. Лествица, [о великих подвижницех пишет] [слово 5, лист 95]: Нецыи же мало воды вкушающе, престаяху, елико токмо от жажды не умрети. Книга Никона Черныя горы [слово 44. от постных. Василия Великаго]. Подобает поститися в меру, и нужнейшую помощь телу приносити. [выше]: да не безмерием воздержания силу телесную разрушивше, праздно то, и бездельно потщание деянии сотворим. Того же. Пост и еже ясти с словом благочестия восприимати потребно есть, яко да егда убо заповедь Божия постом исправити лепо есть, постимся. егда же паки заповедь Божия брашна ищет укрепляюще тело, да ямы: не яко чревообьядницы, но яко делатели Божии. Тимофея Александрийскаго [правило 14]. Аще убо кто сам себе убиет, приношение не принесется за него; токмо аще не будет ум погубил. Зинарь старописменной [слово 198]. Аще каков любо человек, волею своею свержет себе низ брег и умертвится, или в воду или низ камени, или ножем заколется, или каковою любо смертию, или ужем обесится, таковый не погребается яко християнин, ни да поют его; но да повергут его, яко же единаго от поганых: аще будет се и Бога ради сотворил, да не пощадится; таковыя бо добродетели и смерти не заповедал Бог никомуже. Еже по нужде гонения самоубившихся, приимати и поминати. Память святых мученик седми братии Маккавей, и учителя их Елеазара, и матери их Соломонии [август, 1]. [ниже]: Мати же их Соломония, понеже скончавшихся сынов своих виде, и не стерпевши рук человеческих нападания, помолившеся, и в розжегшуся сковраду себе вверже, и тако Богу дух свой предаде. От святаго Григория Богослова, о Макковеох [стих 17]. Сия глаголаше, и прилагаше себе к ним, образом яко на торг, на огненное жжение текши, и не пождавши ведущих ту людей; на сковраду злых мук к детем себе приложи. О страдании святаго священномученика Анфима Никомидийскаго [минея четия, киевск., октября, 3]. Тогда ярость царска распалися зело, и паче зверя люта возрыча пожырая християны, их же великия громады, мечем посекаемы бяху, инии огнем сожигаеми; но и сами от верных множайшии мужи и жены, божественною любовию разжегшеся, яко в некую прохладу во огнь себе вметаху. От жития святыя мученицы Дросиды [Пролог, март 22]. Царь повеле две пещи запалити вне града, и жещи я на всяк день. написа же на пещех подпись сице; мужие галилейстии, иже распятому покланяющиися, [ниже]: пожрите богом, ащели ни, то кождо вы сам себе да вревается в пещь. таковому же повелению изшедшу. и слышавши сия раба Божия Дросида, яко кождо от християн, веры ради и любви Христовы вревают сами себе в пещь. Бароний [лето Господне 252]. Во Александрии погании, Аполонию девицу уже состаревшую емше, зубы ей сокрушиша, и огнем претяху, аще Христа хулити не восхощет, она же испросивши малое время на разсуждение, сама во огнь вскочи и сгоре. [ниже]: Жена бе в Риме християныня [лето, 309], Софрония именем; еже муж ея страха ради, соизволи Максимину на нечистоту отдати. и спроси себе Софрония поити в камару, аки хотящи украситися, и рабынею девицею возвести глаголя, да будут таковыя християныни приятны мучителю; и тамо заключишися, и Богу вручившися. от надхнения Духа Святаго, острым железом прободе сердце свое, и мертвый труп мучителю остави. Такова же бе во Антиохии Пелагия, девица млада, яже изволи низврещися с горы и разбитися, неже осквернитися от неверных, иже ю на нечистоту похитити хотяху. о сей пишет Амбросий, похваляя велие мужество ея. еже и Златоустый яко единостранец ея творит. Тоя же Пелагии мати, пишет тамо же святый Амбросий, ведома к судии; изволи паче утопитися в некое реце, неже впасти со дщерми, в поганския нечистыя руки, на погубление чистоты. еже и Евсевий воспоминает: несть сомнения, яко на сие имаху особое надхнение Духа Святаго, якоже и Августин показует. Память святых мучениц, Домнины, и дщери ея Виринеи, и Проскудии [октября, 4]. Сия жены, воини яша я. [ниже]: река же течаше путем, им же идяху, они же утаишася от воин, ядущим им хлеб. и молитвы сотворше наскоре внидоша в реку, тако и оставиша себе, вдашася струям водным, и тако скончашася. разсудивше, яко любве ради Христовы, боле есть водою утопитися, нежели беззаконным в руки вдатися. Никона Черныя горы [слово 52]. Яко не подобает по нужди бывающая, или по смотрению некоему временну, всегда та во свидетельство приносити; но егда паки таковое найдет время. Кормчая старописменная. Вопрос. Аще кто ума цела не имый, удавится, или избодется, или утопится, достоит ли зань приношению быти: [ниже, от ответа] Аще от безумия се сотворил, а не бесен, ни от беды, недостойно зань приношению быти. Вопрос. Аще раб, или рабыня, не терпящи злых господей погубится, достоит ли за тех приношению быти. Ответ. Достоит, а господарю епитимьи. Ис книги Измарагда писменной. Аще кто от беды и нужды великия, или от господарей злых, удавится, или уколется, или утопится, или инако погубится, достоит за него приношению быти, а господарю епитимьи три лета, поклонов по 300 на день». http://starajavera.narod.ru/stostatejnik.html

mihail: Про пьяниц,дураков и негодяев всё понятно. А как быть с ГЕРОЯМИ! Приведу пример про своего однофамильца: из ВИКИ, хотя список ГЕРОЕВ бесконечен! Командир танковой роты лейтенант Платонов был убит, атака прекратилась. Младшему политруку Панкратову удалось ползком добраться до вражеского пулемёта. С помощью нескольких гранат он попытался уничтожить огневую точку, но попытка оказалась неудачной — через какое-то время пулемёт возобновил стрельбу. Продвижение солдат под шквальным огнём без многочисленных потерь было невозможно. Тогда политрук Панкратов рванулся к вражескому пулемёту и закрыл его собой. Это позволило получить бойцам несколько секунд для решающего броска. Рота, поднявшись в атаку Ежили всё верно написано, то человек понимал что погибнет.

САП: Игорь Кузьмин спаси Бог за поучение!

Игорь Кузьмин: mihail пишет: Про пьяниц,дураков и негодяев всё понятно. А как быть с ГЕРОЯМИ! Православных воинов тако судила Церковь (по разуму свт. Афанасия), что они достойны своей похвалы, но кроме как примера мученичества. 13 правило свт. Василия В. Убиение на брани отцы наши [смотри послание святаго Афанасия к Аммуну монаху. Валсамон и Зонар согласно замечают, что предполагаемый святым Василием совет вообще не был употреляем в действие, как по неудобности, так и по уважениям, в начале сего правила изложенным] не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющия нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо Святых Тайн. Толк. Зонара. Не в виде обязательного предписания, а в виде совета предлагает святый, чтобы убивающие на войне в течение трех лет воздерживались от причащения. Впрочем, и этот совет представляется тяжким; ибо он может вести к тому, что войны никогда не будут причащаться божественных даров, и в особенности лучшие, - те, которые отличаются отвагою: ибо они никогда не будут иметь возможности в течение трех лет прожить в мире. Итак, если те, которые, ведут войны одну за другой и умерщвляют неприятеля, удаляются от причащения, то они во всю жизнь будут лишаемы благого причащения, что для христиан – нестерпимое наказание. Но зачем считать имеющими нечистые руки тех, которые подвизаются за государство и за братьев, чтобы они не были захвачены неприятелями, или чтобы освободить тех, которые находятся в плену? Ибо если они будут бояться убивать варваров, чтобы чрез это не осквернить своих рук, то все погибнет, и варвары всем овладеют. В виду этого и древние отцы, как свидетельствует сам Василий Великий, не причисляли к убийцам тех, которые убивают на войне, извиняя их как поборников целомудрия и благочестия; ибо если будут господствовать варвары, то не будет ни благочестия, ни целомудрия: благочестие они отвергнут, чтобы утвердить собственную религию; а в целомудрии никому не будет дозволено подвизаться, так как все будут принуждены жить так, как они живут. А великий в божественном учении Афанасий в своем каноническом послании к монаху Аммуну говорит буквально следующее: «непозволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно». Итак, я думаю, что это предложение Василия Великого никогда не действовало; но, по крайней мере, оно приносило иногда пользу тем, кто защищал церковные предания. Так мы знаем из истории, что когда император Никифор Фока стал требовать чтобы убиваемые на войне причислялись к мученикам, и подобно им были чтимы и прославляемы, тогдашние архиереи представляли со своей стороны, что такое чествование было бы несправедливо, и, не быв выслушаны, воспользовались наконец словами Василия Великого, как правилом, говоря: «каким образом мы можем причислять к мученикам падших на войне, когда Василий Великий отлучил их на трехлетие от таинств, как имеющих нечистые руки»? Синопсис. Воюющий за благочестие, хотя и есть защитник (оного), пусть три года воздерживается от причащения. Аристин. Убийства не войне не считались древними отцами за убийства, как пишет и Афанасий Великий к монаху Аммуну, говоря, что доблестных в брани должно сподоблять великих почестей и воздвигать им памятники, возвещающие геройские их деяния: они убивают врагов и делают дело законное и достойное похвалы. И сей великий муж не отвергает мнения (древних отцев), имея в виду, что войны защищают целомудрие и благочестие. Впрочем, он советует, что хорошо было бы таковому воздерживаться только от причащения, потому что он имеет нечистые руки. Вальсамон. Настоящим правилом святый предлагает в виде совета, чтобы совершившие убийство на войне воздерживались от причащения три года, хотя (древние) отцы дали таковым прощение и не считали их наряду с убийцами, так как они подвизались за благочестие и целомудрие верных, которые иначе могли бы подвергнуться (варварскому) пленению. Хотя правило это изложено достойно святолепия божественного отца, но оно не действует, потому что может случиться, если оно будет принято, что войны, находясь постоянно на войне и убивая неприятелей; никогда не будут причащаться, что невыносимо. А написано, что когда император Фока потребовал, чтобы убиваемые на войне причислялись к мученикам, тогдашние архиереи, воспользовавшись этим правилом, заставили царя отказаться от своего требования, говоря: «каким образом мы причислим к мученикам падших на войне, которых Василий Великий устранил от таинств, как имеющих нечистые руки»? Когда же, по царскому приказанию, предстали пред собором различные священники, а также и некоторые епископы, и признались, что они участвовали в битве с неприятелями и убили многих из них, то божественный и священный собор, следуя настоящему правилу и 43-му того же святого и другим божественным постановлениям, хотел, чтобы они более не священнодействовали; но большинство и особенно те, которые были более воинственны, настояли на том, что они даже достойны наград. А многие за то, что убили людей во время игры в палки, были причислены к вольно-невольным убийцам, так как эта игра не принадлежит к числу тех пяти игр, которые признаются законом и называются состязаниями от (то есть кулачный бой, бег, прыгание, кидание диска и борьба); отчего те, которые убивают в этих играх, не подвергаются предосуждению. Славянская кормчая. Убийства на бранех, не убийства: причащения же три лета не приимати сим. Воин на брани за благоверие, аще убиет, три лета да не примет общения. Толкование. Иже на бранех бывающия убийства, не убийства вменишася от святых отец: яко же и великий Афанасий Аммуну мниху в послании глаголет, честий великих достойни суть, иже во бранех храбровавши, образы подобия их поставляти, лепо есть проповедати храбрость их, яко убивают противныя, и дело творят законно, и похвалы достойно: Се же и великий сей муж тех суда не отмещет, понеже за целомудрие, и за благоверие храбор на брани убивает: обаче совещавает, добро есть глаголя таковому, три лета причащения токмо не приимати, понеже не чисте имать руце. http://agioskanon.ru/otci/007.htm

Игорь Кузьмин: И тя, Сергий, спаси Господи за доброе слово!

Oleg23: mihail пишет: Ежили всё верно написано, то человек понимал что погибнет. Брат, тут дело в гололеде.

Teutonicus: Игорь Кузьмин Очень Вам благодарен! Все приведенные Вами выписки очень интересны, а из "Измарагда" -- как то, что мне было нужно. Я подозреваю, что на эту тему еще могут иметься кое-какие указания в Потребнике, но нет его под рукой.

Oleg23: Teutonicus пишет: так как они подвизались за благочестие и целомудрие верных, которые иначе могли бы подвергнуться (варварскому) пленению.

Teutonicus: +++предполагаемый святым Василием совет вообще не был употреляем в действие+++ Вспомнил, кстати, как подвергали епитимье нормандцев, участвовавших в завоевании Англии в 1066 г. Вопрос об этом задали заехавшему туда спустя несколько лет еп. Эрменфриду Сьонскому, и вот что он ответил: "Каждый, кто знает, что убил человека в большой битве, должен понести епитимью по году за каждого человека, которого он убил. Каждый, кто ранил человека, но не знает, умер тот или нет, должен понести епитимью в сорок дней за каждого человека, которого он так ударил, продолжая ее или прерываясь [каждый раз после 40 дней]. Каждый, кто не знает, сколько человек он убил или ранил, должен по смотрению своего епископа нести епитимью по одному дню каждую неделю до конца своей жизни" (Concilia Rotomagensis provinciæ. Rec. G. Bessin. Rotomagi, 1717, p. 50). Епитимья в то время подразумевала пост и сухоядение. Эти указания касались только тех, "кто действовал по приказу герцога Вильгема, будучи обязаным ему воинской службой". Остальные, в том числе все клирики, хотя бы просто взявшие в руки оружие, по мнению Эрменфрида, подлежали епитимье обычного убийцы.

Игорь Кузьмин: Teutonicus, спаси Вас Господи за доброе слово!

Teutonicus: свт. Евсевия (Вероятно, Александрийского еп., 9 в.) Я нашел греч. оригинал и навел кое-какие справки. В греч. рукописях автором этого слова (омилии) называется некий Евсевий -- то "мних", то "епископ", то "папа", но чаще всего "архиепископ" Александрийский. О нем ничего толком не известно. Современные ученые датируют это и другие слова, приписываемые Евсевию, V -- нач. VI в. и предполагают, что автор жил скорее в Сирии или Палестине, а не в Египте. В древности его омилии (или скорее "вопросоответы") пользовались большим авторитетом; их часто цитирует преп. Иоанн Дамаскин и проч.

Игорь Кузьмин: Teutonicus пишет: Современные ученые датируют это и другие слова, приписываемые Евсевию, V -- нач. VI в. и предполагают, что автор жил скорее в Сирии или Палестине, а не в Египте. Ну да, такие тексты трудно поддаются авторизации. А «царь Александр», как для них верифицируется?



полная версия страницы