Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Поповская фелонь » Ответить

Поповская фелонь

Виталий Вараюнь: Образ Свт. Леонтия Ростовскаго (конца 16го в.)

Ответов - 93, стр: 1 2 3 All

Хорхе: САП пишет: состою в РПЦ МП Не беспокойтесь; вы сами там состоите, хотя и обманываетесь пуговицами на никонианских фелонях ваших попов.

САП: Хорхе пишет: вы сами там состоите Не, наши с щепотниками/обливанцами в молитве не сообщаются... Пуговицы на резанных фелонях конечно мощный зазор

and: tO PO CHTO TAK PISTAT'("Потому как относительно длинные фелони сохранились у греков до сих пор... ) A POTOM TAKUYU SNIMKKU DAVAT'????????????? VOZMOZHNYM PODUMAT' CHTO PRO ETOT FELON RECH IDIET

Хорхе: САП пишет: Не, наши с щепотниками/обливанцами в молитве не сообщаются... Ну а латынники с мусульманами в молитве не сообщаются, и что, они от этого эталон традиции, на кой претендует "староверие"? Удивляет постановка вопроса

Сергей Сергеевич: О!Хорхе ! Кажись давненько тебя тут не видывали, - все борешься с врагами веры и традиций?

and: Сергей Сергеевич пишет: О!Хорхе ! Кажись давненько тебя тут не видывали, - все борешься с врагами веры и традиций? A kak vy dumjetie? Ja Vash Vrag ????Sergey!!!!!!!!!!!!

о.АлександрПанкратов: Как же он там состоит, если над ним был совершён от ВАШЕЙ конфессии чиноприём?!

Сергей Сергеевич: and пишет: A kak vy dumjetie? Ja Vash Vrag ????Sergey!!!!!!!!!!!! У меня нет врагов кроме бесов и моих грехов. Вы,and, враг самого себя, к сожалению.

mistedge: Хорхе, вам не надоело своими бреднями народ честной доставать? Вы со своей нео-тертрулианщиной достали по-моему всех. Епископы фелонь на сакос когда поменяли? Митры вместо клобуков когда епископы начали носить? Это все не иновации? Иновации, только вот через Апостольское преемство дано то, что было дано Петру: "свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах". Нету ни единого канона на облачения. Давайте тогда уж совсем назад пойдем к Апостольским временам! Ладно обряды, в них смысл глубокий не раздельный от их самих. А вы из-за пуговиц сидите один у себя в комнатке как единственный ревнитель древлего благочестия. Вам б самое место было со "старцем" Капитоном. У вам как у Мормонов идеи "великой апостасии". Бог для вас не живой, не ведет он больше Церковь после 17ого века...вы вот одини остались с другими, которым фелони - повод к вот такми бредням. Не нравятся вам фелони, найди священника и пошейте ему правильные. Только пора б выходить из своей тертулианщины. А для остальных... вот наши Ирийские фелони:

Косолапый: mistedge пишет: со "старцем" Капитоном простите, встряну в столь до ужаса важную дискуссию: а что вы имеете против "великаго и пречуднаго старца Капитона" (Виноград Российский)?

mistedge: С вашей позиции ничего. По мне и, надеюсь, согласно другим поповцам, он в пал в прелесть крайнего эсхатологического пессимизма и глаголил несколько других не-Православных учений, которые, с позиции, во всяком случае, (Старо)поморцев, являются Православными, в связи с их исчислением конца света. Я не член ДПЦ или ДКЦ, так что не обессудьте.

Косолапый: Позиция понятна.

Хорхе: mistedge пишет: Хорхе, вам не надоело своими бреднями народ честной доставать? Это где это "народ честной"! увидели? В таком случае, приятно познакомиться, очень приятно: - Царь. Бредни - это для слепых рассказ о том, что трава под их тростью зеленая, а небо над головой - голубое. Вот такие "бредни," понимаешь mistedge пишет: Митры вместо клобуков когда епископы начали носить? Это все не иновации? Иновации, только вот через Апостольское преемство дано то, что было дано Петру: "свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах". Нету ни единого канона на облачения. Расскажите еще, что четырехконечный никонианский крыж попам каноны носить не возбраняют... Вы рассуждаете как католик, потому что ваша вера в "Церковь", есть всего навсего никониано-латинская доктрина "опере операто", которая нейтрализует все, что связано с выражением веры в образе жизни и самоидентификации верующего.

Алекс: 11.08.08. молился на Рогожке. И у о.Иоанна (фамилию не знаю) была подстегнутая фелонь.

САП: Косолапый пишет: "великаго и пречуднаго старца Капитона" (Виноград Российский)? А в какой главе Винограда Российского написано про Капитона?

mistedge: каноны носить не возбраняют Так вы ответа не дали на мои вопросы. Я может рассуждаю как католик, только вот вы вообще по-моему не рассуждаете

Косолапый: САП пишет: А в какой главе Винограда Российского написано про Капитона? про него есть весьма положительное упоминание в главе "О дивном отце Вавиле".

САП: Косолапый пишет: про него есть весьма положительное упоминание в главе "О дивном отце Вавиле". У меня книжица "Виноград Российский" издательства "Третий Рим" 2008г. перепечатка с издания 1906г. Там в 21гл. "О отце Вавиле" сказано, что Вавила был учеником Прохора, а про Капитона нет ни слова.

Хорхе: mistedge пишет: Я может рассуждаю как католик, только вот вы вообще по-моему не рассуждаете Я не рассуждаю, а привожу факты, которые вы целенаправленно игнорируете. Вера в иллюзию, - это все, чему могут научить современные попы. Изучайте историю Русской Церкви.

Косолапый: САП пишет: У меня книжица "Виноград Российский" издательства "Третий Рим" 2008г. перепечатка с издания 1906г. Там в 21гл. "О отце Вавиле" сказано, что Вавила был учеником Прохора, а про Капитона нет ни слова простите, память подвела. Там чуть пораньше, на л. 46, о отцех вязниковских: Тамо отцы чуднаго и дивнаго воздержания бяху, тамо предивный оте Капитон живяше, иже пророческих даровании преизобильно почерпе богатство. предняя яко задняя, дальняя яко ближняя непогрешительно возвещаше л. 46 - 46 об. И еще подробно рассказано о том, как за ним охотились царские вояки, как он обличал новины и т. д.

САП: Косолапый пишет: простите, память подвела. Там чуть пораньше, на л. 46, о отцех вязниковских: цитата: Тамо отцы чуднаго и дивнаго воздержания бяху, тамо предивный оте Капитон живяше, иже пророческих даровании преизобильно почерпе богатство. предняя яко задняя, дальняя яко ближняя непогрешительно возвещаше л. 46 - 46 об. И еще подробно рассказано о том, как за ним охотились царские вояки, как он обличал новины и т. д. Спаси Бог, увидел.

Косолапый: Во славу Божью

mistedge: игнорируете Ну это вы мне не ответили про клобуки и сакосы.

and: http://www.liveinternet.ru/users/708893/post72698437/

mistedge: Рукова что-то широковаты.

САП: mistedge пишет: Рукова что-то широковаты. Так ето единоверец: Как етот: Благовещенский Керженский единоверческий мужской монастырь. Монах-схимник,1897г.

mistedge: А есть еще такие:

о.АлександрПанкратов: Этот тоже единоверец. Причём достаточно известный.

о.А. Панкратов: Никакой обрезанной фелони здесь нет. Она просто у локтей в складки собрана, а так длинная спереди, якоже бысть древле.

Виталий Вараюнь: Да, да... просто их всякие ревнители называют обрезанной, думая что, мол, это никониане первыми перестали шить длинный перед на фелонях. Я вот образ и поместил, чтоб показать - наши современные старооб. фелони не от никонан взяты.

о.А. Панкратов: Да длинная она на сей иконе: спереди, такая же, как и сзади. Вы, кажется, не поняли моих слов выше.

Виталий Вараюнь: Если даже она была на пуговицах, не возможно, чтоб она была такой же длинны... ведь наши фелони когда на пуговицах складываются примерно пополам, а сзади они почти до пола. А складок я не вижу... передняя часть фелони отчетливо короткая, ИМХО. На других иконах складки показывают отчетливо... и даже тогда фелонь довольно длинная спереди. Тут же не так.

Косолапый: простите, а с чего вы взяли, что икона именно 16 века? Больше напоминает Сызранское письмо 19 в.

Виталий Вараюнь: Такую ей дали датировку.

о.А. Панкратов: Фелонь преп. Сергия радонежскаго, сохранившаяся доселе в ТСЛ, спереди такая же длинная,как и сзади. Вверху спереди там три пуговицы,а ниже - ДВА ряда петель. Её подстёгивали ДВА раза, а не один, как более поздние фелони.Так и здесь могло быть. Икона же по стилю, в основе, безусловно, древняя. А вот поля и лузгу (это то,что между полями и самим образом) могли и поновить позднее. При этом и собственно икона могла быть ПРОписана (но не ЗАписана сплошь, это другое дело).

САП: Фелонь преподобного Сергия XIV в. Холст, камка, длина - 141 Фелонь (в обиходе - риза) представляет собой верхнее богослужебное одеяние священников и в некоторых случаях епископов. Во множественном числе слово "ризы" означает все вообще облачения, но форма единственного числа подразумевает фелонь. Это одеяние очень древнее. Фелонь в древности представлял собой плащ-накидку из длинного прямоугольного куска шерстяной материи и служил для защиты от холода и непогоды. Его надевали на оба плеча, причем передние концы стягивались на груди, и через одно плечо; иногда в середине этого плаща делался вырез для головы, и надетый на плечи фелонь покрывал длинными концами спереди и сзади все тело человека. При этом у иудеев края фелоня украшались иногда ряснами или ометами - отделкой из нашитых кружев; а по самому краю этой отделки нашивались так называемые тресны - синий шнур с кисточками или бахромой в знак всегдашнего памятования о заповедях и Законе, что было поведено Самим Богом (Чис. 15:37-40). Фелонь носил Господь Исус Христос в Своей земной жизни. Это подтверждают древние иконы, где Спаситель почти всегда изображен в плаще, надетом иногда на оба плеча, а иногда через одно плечо. Возможно, именно фелонь - плащ имеет в виду Иоанн Евангелист, когда говорит, что на Тайной вечери Господь, собираясь умыть ноги ученикам, снял с Себя верхнюю одежду. Фелонь носили и апостолы, свидетельство чему есть у апостола Павла (2 Тим. 4:13). Многие считают, что это была его богослужебная одежда. Во всяком случае, даже если Господь и апостолы употребляли фелонь только как обычную верхнюю одежду тех времен, в сознании Церкви она именно поэтому приобрела священное значение и с самой глубокой древности стала употребляться в качестве богослужебного облачения. Нечто вроде фелоня представляло собой в древности и вретище - длинная накидка из грубой власяницы, покрывавшая все тело и надевавшаяся во время скорби, покаянного поста, в знак позора на преступников. По преданию, и Христос при поругании был облечен во вретище. Фелони в древней Церкви были белого цвета. Блаженный Симеон, архиепископ Солунский, дает самое полное и глубокое объяснение символического значения фелоня: "Белизна этой одежды означает чистоту, святыню и сияние славы Божией, ибо Бог есть свет и одеяйся светом, яко ризою... Фелонь шьется без рукавов во изображение вретища, в которое одет был Спаситель во время поругания. Эта священническая одежда покрывает все тело, от главы до ног, во образ Божия Промысла, который нас от начала поддерживает и хранит. Во время священнодействия фелонь поднимается обеими руками, и эти руки, как крылья, означают ангельское достоинство, а действия, ими совершаемые, действенную силу, которой совершает таинство иерей. Священный фелонь означает высшую и свыше подаваемую силу и просвещение Святого Духа. Эта одежда означает и светлость первейших горних чинов, и силу Божию, все содержащую, промыслительную, вседе-ятельную, благотворную, которою Слово снизошло даже до нас и чрез воплощение, распятие и восстание соединило все горнее с дольним." Из слов блаженного Симеона видно, что еще в XIV-XV вв. фелонь покрывал священнослужителя от шеи до ног спереди и сзади. Мозаики святой Софии в Константинополе также изображают древних святителей в фелонях, нисходящих со всех сторон почти до земли. Таким образом, древний вид церковного фелоня - это колоколообразный мешок, без рукавов, с вырезом для головы, без твердых подкладок в верхней части. В древности фелонь был богослужебным одеянием священников и всех епископов, вплоть до патриархов. До XI-XII вв. святители не имели никаких других богослужебных одеяний. Отличием патриарших и митрополичьих фелоней были изображаемые на них кресты, чего не имели на подобных одеяниях даже архиепископы и епископы. Фелонь патриархов и митрополитов сплошь покрывали изображениями крестов, а потому называли полиставрий (греч. - многокрестие). Некоторым архиепископам и епископам в виде особого патриаршего благословения дозволялось носить фелони с четырьмя крестами. После того как в XII в. Константинопольские патриархи стали носить саккос как верхнее богослужебное одеяние, полиставрий стал входить в обиход все большего числа архиереев, и в XV в. он был одеянием всех епископов. Форма фелоня менялась. Для удобства ношения спереди на подоле стал делаться больший или меньший полукруглый вырез, то есть передний подол фелоня уже далеко не доходил до ступней. Со временем верхние оплечия фелоня стали делать твердыми и высокими, так что задний верхний край фелоня в виде усеченного треугольника или трапеции стал возвышаться теперь над плечами священнослужителя. В XV-XVII вв. на фелонях появилась особая отделка. Окружность выреза для головы и подол фелоня облагались нашитыми полосами в более древние времена. Но в XV-XVII вв. к этим полосам присоединяется еще полоса, охватывающая фелонь вокруг по спине, груди и предплечиям. Эта полоса знаменует собою язвы на теле Господа Исуса Христа с истекавшей из них кровью, то есть то же, что полосы на оплечиях стихаря. Поскольку иерейский стихарь-подризник всегда надевается только под фелонь, эта символическая полоса была как бы вынесена с нижней одежды на верхнюю. Кроме того, на фелоне появилась еще одна полоса, пересекающая грудь ниже указанной верхней полосы и проходящая вдоль всего фелоня, близко к подолу, но несколько выше его. Таким образом, фелонь имеет ныне четыре символических полосы, которые означают Четвероевангелие, служителями и благовестниками которого являются епископы и священники. В отдельности эти полосы имеют и свои особые значения. Полосы на вырезе для головы и по краю подола знаменуют собой путы, которыми был связан Господь Исус Христос, ведомый на суд. Полоса, идущая по груди и спине, как уже сказано, знаменует следы бичеваний Спасителя - кровавые язвы на теле Его. Полоса, пересекающая грудь и идущая вдоль краев фелоня, не доходя до них, - это знамение Пречистой Крови Христа, истекшей из Его прободенных ребр на Кресте. Все эти полосы означают также Божественное охранение, благодать, силу и премудрость, окружающие священнослужителя при совершении им таинств Церкви. На спине в верхней части фелоня под плечевой полосой так же, как и на стихаре и по тем же причинам помещается знамение креста. А внизу спинной части фелоня, ближе к подолу, на одной линии с крестом нашивается восьмиконечная звезда. Восьмиконечная звезда в христианском представлении означает восьмой век - наступление Царства Небесного, новую землю и новое небо, так как земная история человечества насчитывает семь периодов - семь веков. Таким образом, в двух кратких символах - кресте и восьмиконечной звезде обозначены на фелоне начало и конец спасения человечества во Христе Исусе. Эти символы могут означать также Рождество Христово (звезду над Вифлеемом) и Его Крестный подвиг. Однако Вифлеемская звезда содержит в себе и знамение будущего века, ибо с пришествием Сына Божия во плоти к людям "приблизилось Царство Небесное." Звезда и крест на фелоне знаменуют, кроме того, соединение в Православной Церкви благодати священства Ветхого (звезда) и Нового (крест) Заветов. Если древние фелони по покрою представляли собою круг или почти круг с вырезом в центре для головы, что символически означало полноту Божественной благодати, то позднейшие и современные фелони представляют в развернутом виде, если разрезать фелонь по центру груди, почти правильный полукруг. Покрой фелоней изменялся исторически одновременно с введением саккосов в общее употребление всех епископов, в связи с чем. фелонь становился иерейской одеждой. Поэтому изменение покроя фелоней, как преимущественно иерейской одежды, соответствовало тому обстоятельству, что священник не обладает полнотой благодати, какой обладает епископ. И поскольку фелонь перестал быть обязательным епископским облачением, то он потерял форму полного круга. Полноту архиерейской благодати стал отображать саккос. С XVI-XVII вв. фелони часто стали делать из золотой парчи, так что их верх возвышался конусом над плечами. И чтобы верх фелони из легких тканей тоже возвышался, их верх стали изготовлять с жесткой подкладкой. Жесткая верхняя часть фелоня яснее явила в наглядном внешнем образе духовное понятие о ярме и иге Христовом, которые несет на себе в своем служении священник. Жесткая часть стала как бы прямо соответствовать той духовной одежде христиан, о которой апостол Павел говорит: "Облекшись в броню веры и любви" (1 Фес. 5:8), и в ином месте: "Облекшись в броню праведности" (Еф. 6:14). Фелонь, таким образом, помимо указанных выше значений, приобрел значение брони веры, любви и праведности, в которую как бы и внешне теперь облекается священник, напоминая себе и верующим о духовном облачении воинов Христовых. В Посланиях апостол Павел говорит о всеоружии Божием, которое должны взять христиане для духовной брани с силами тьмы (Еф 6:11-17; 1 Фес. 5:8), перечисляя при этом некоторые виды этого оружия. С этой точки зрения богослужебные одежды действительно напоминают воинские доспехи. Вмещая в себе множество высоких духовных понятий, фелонь общим своим обликом преимущественно означает сияние Божественной славы и крепости, Божественного света, облекающих священнослужителей, одеяние праведности и духовной радости. Поэтому в молитве при надевании фелоня читается: "Священницы Твои, Господи, облекутся в правду и преподобнии Твои радостию возрадуются всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь" (Пс. 131:9). Понятия о Божественном свете, праведности, радовании, как о богатстве духовных дарований и чувств, дают возможность фелоням быть не только белого цвета. Фелони делаются из золотой, серебряной парчи, что особенно подчеркивает значение сияния славы, а также из материи других основных цветов, принятых в богослужении для облачений. Начиная с XVIII в. Великим постом надеваются фелони черного цвета с белыми полосами, являясь в этом случае знамением рубища и вретища, в которое одет был Спаситель при поругании. С глубокой древности в Церкви употребляется короткий фелонь, надеваемый при посвящении в чтеца и означающий, что посвящаемый приходит под ярем подчинения и послушания священнослужителям Церкви, под кров Бога. Поскольку посвящение в чтеца - это возведение в степень низшего клирика, то и фелонь надевается не полный, а короткий. Правила Восточной и Русской Церквей повелевали чтецам всегда носить короткий фелонь за богослужением, что и соблюдалось в, Греции до конца XIV в., а в России - до XVI в. После этого времени короткий фелонь уже не употребляется при богослужении и надевается только при посвящении в чтеца. http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/hram_obriady_bogosluzhenia.htm

САП: о.А. Панкратов

А. Емельянов: Вопрос к о. Александру: отче, а если эту фелонь (в коей Вы на фото) от пуговиц отстегнуть, она до пола будет?

о.А. Панкратов: Нет,не до пола. Но она достаточно длинная спереди. Причём старинная, века 19-го. Хранится в Белой Кринице, где грешный аз и облачался во оную во время Собора 2006 г., когда и было сделано приведённое выше фото.

Severo: Фелонь короткой на иконе изобразили намеренно. Иконописное письмо символичное достаточно и если подстегнуттая фелонь выглядит краткой, то и изобразили ее такой, избегая мелочей и условностей. Так же как не изображали пояса например у попов. а икона все таки на Сызранку смахивает....точнее не смахивает, а так и есть, либо поля записаны и лузга сызранцами))



полная версия страницы