Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Украшение храмов травой и древами - не языческий ли это обряд? » Ответить

Украшение храмов травой и древами - не языческий ли это обряд?

Сергий Савчук: Ой Вы люди наученные! Растолкуйте Христа ради, почему на праздник Троицы Храмы украшают зелеными ветками, травой и т.д.? Не является ли это отголоском языческих обрядов. С Вербным воскресеньем все ясно, и батюшки вербные ветки освящают, а у нас на Украине праздник Троицы же давно называют не Троица а Зеленые праздники. Простите Христа ради. Сергий

Ответов - 25

САП: Сергий Савчук пишет: Растолкуйте Христа ради, почему на праздник Троицы Храмы украшают зелеными ветками, травой и т.д.? И в Духа Святаго Господа Истиннаго и Животворящаго - цвет жизни зеленый. Потому и облачения на Троицу зеленые, и на Рублевской Троице - Дух Святой (справа) в зеленых ризах: Сын (слева) в красных (плотяных) нижняя синяя (дух), приемелет жертвенную чашу с агнцем, Дух (справа) в зеленой ризе (животворящий), нижняя риз синия (дух), центральная фигура Отца в пурпурной ризе (царь) покрыт синей (дух) невидим. Отец и Дух указуют перстами на жертвенную чашу, которую нужно принять Сыну. Ангелы единолики, что указует на их единосущие и нераздельность (Солнце Трисолнечное).

Михаил Родин: Сергий Савчук пишет: Не является ли это отголоском языческих обрядов. Христианство поглотило и переосмыслило много языческих форм: бывшие языческие храмы становились христианскими, бывшие языческие обычаи наполнялись новым христианским смыслом и принимались христианами, бывшие языческие символы, воспринимались Церковью и приобретали новые глубинные значения.

Иерей Вадимъ: В дополнение к вышесказанному.Начатки всех плодов, как известно, несутся в церковь и посвящаются тем самым Богу. На Троицу - это свежескошенная трава ( есть старинный обычай до этого дня травы не косить, сена не заготавливать). А насчет некоторых языческих обычаев - тут еще нужно посмотреть, кто у кого перенял: христиане от язычников или, сдается мне, НАОБОРОТ...


Мария: Вопрос: В день Пятидесятницы в храмах и даже в домах принято постилать зелень и цветы. Откуда такой обычай и есть ли где о нем писано? Ответ: В Уставе Новгородского Софийского собора начала XVII века, после указания постилать к вечерне в день Пятидесятницы «прутие», помещен следующий вопросо-ответ: «Аще ли кто вопросит: чесо ради постилаются в церквах многолиственное ветвие древес в день Пятьдесятый? Ответ: Глаголют убо неции, яко двою ради вину таковое узаконишася быти. Повествуют убо сице: Понеже до воплощения Божия поклонялися людие кусту и огню и иным тварем, а не Творцу всех и Богу, по Христове же Рожестве умолкоша идолопоклонение и многобожие еллинское преста и отнюдь исчезе, и сего ради рече в день Пятьдесятныи постилаем листвие и попираем ногами прежде бывшую еллинскую честь, и поклоняемся Творцу всех и Содетелю, а не твари… И инако убо овии глаголют быти сему: вместо рече иудейскаго праздника потчения сениц сие творим. И сего ради зде уставися лежати на листу и попирати ногами прежде бывший закон, понеже убо ветхая рече мимо идоша и вся быша нова». Однако составитель ответа не соглашается ни с тем, ни с другим объяснением. «Аз убо мню, – говорит он, – не тако сему толкованию быти. Праведно судих малыми, елико вместит мысль моя худая, разрешити яже о сих недоумение». Приступая к разрешению недоумения, ответчик прежде всего критически разбирается в приведенных объяснениях «некиих». Он говорит: «Аще бы сего ради узаконися древеса многолиственныя постилати во храмех на сей Тройческий праздник яко идолопоклонение преста, прилично (было) бы творити сия на праздник еже по плоти Христова поклоняемаго Рожества: понеже бо Рожеством Своим еллинское многобожие устави и истреби, яко же бо и во Египте пришествием Своим идолы сокруши. И подобно бы уже совокупити всякое многобожие еллинское, не едино древо, но и огнь, и камень, и солнце, и луну, и иную тварь, почтенную ими; они убо ни единому древу поклонялися и честно творили, но и прочих, о них же предрекохом». Так же говорит ответчик и в отношении другого объяснения о «потчении сениц». «И то, – говорит, – неправо же мудрствуют, и зело неискусно. Понеже убо не в поругание закон сотворен от Бога: аще и на время узаконися тогда; но да не творим его ныне и не ходим по нем, а ругатися ему не подобает, яко же и Сам Единородный рече: не приидох разорити закона или пророки, но да исполнити. Аще что и не потребно ныне во християнстве от закона того обретается нам по евангельскому спасительному завещанию и святых апостол учению, и сие оставити и не творити того, а не ругатися богоданному сему закону». Разсмотрев далее подробно основания к установлению иудейских праздников: Пасхи, Пятидесятницы и «потчения сениц» и выяснив, «яко не сицевыя ради вины постилаем зде (на праздник Пятьдесятницы) листвие», ответчик, наконец, высказывает и свое мнение: «Сего ради убо мню, – говорит он, – таковое действие узаконися, понеже бо сотвори Бог небо и землю и вся украшения их и потом сотвори человека и оживотвори его, вдохну в лице его дыхание жизни и устрои его над всею тварию, яко бы князя и властелина того постави и вся ему покори… И сего ради, мню, на сей Тройческий праздник постилаем листвие, яко человека ради сотворено бысть украшение земное и покорено ему вся. И в лепоту убо приносится листвие на сей настоящий трисолнечный день и постилается под ногама человеческима, яко не ко иному чесому потребну сущу, – не яко другое овощие. Ибо всяко плодоносие вначаток времен своих собрания приносится в домы иерейския на благословение, и в честь Сотворшему е и в потребу человеком, сие же листвие во время красования своего приносится и постилается в храмех; яко Божественный трисиятельный праздник сей празднуется в начаток ликования весны, во время новолиствия, понеже убо тогда всяка тварь обновляется обра-щающися на первое. Прилично убо сему негде и в писании повествуется: Весны убо рече время начинается, воздух веселится, светлостию блистаяся… сеются жатвы и зеленеются поля, и новолиствием облачаются древеса и отвсюду «украшаются плоды земли, и прочая»… И в лепоту убо таковому твориму… яко вся красная мира сего человека ради сотворена суть яко (же) и Сам Творец и Владыка поносившим Ему книжником о законе: не человек, рече, сотворен субботы ради, но суббота человека ради. Тако же и вся тварь, и украшение земное человека ради устроено бысть и учинено, и да видев человеческий род неизреченное человеколюбие Божие, молитвы своя к Богу неослабно простирает и плод благодарения приносит, и к Творцу своему вси вкупе любовию горят». Давая такое объяснение обычаю постилати зелень на Троичный праздник, ответчик оговаривается следующими словами: «О сем убо благодатию Христовою разсудих, елико мя вразуми Божественный Параклит; а в Божественных писаниях сего не обретох, откуду начало прият и коея ради вины сицевое постилание бысть». Журнал «Церковь», 1910 г.

Мария: А вот что пишет один из никонианских историков: Особенность русского чина всенощного бдения составляло украшение храмов зеленью в великие праздники летнего времени – обычай, сохранившийся в настоящее время только в праздник Пятидесятницы. О нем можно говорить как о чисто русской богослужебной особенности, так как восточные церкви, несмотря на большее богатство их растительного мира сравнительно с Россией, этого обычая не знают. На Православном Всотоке издревле употребляются в Неделю ваий пальмовые ветки, каковой обычай установился еще в IV веке… Русская Церковь приняла от Восточной употребление ваий, но кроме того создала свой обычай украшения храмов зеленью. Соборные чиновники указывают такое украшение храма в праздник Пятидесятницы, Преображения Господня и Успения Божией Матери. Что касается видов зелени, то они представляли собой в одних случаях древесные ветви, в других – свежескошенную траву. Первый вид зелени, как видно по всем Чиновникам, употреблялся в Пятидесятницу… Из… перечня древесных пород, ветви которых привозились для украшения храма в Пятидесятницу [«а лист добыть березовой, черемховой да ивовой, и смородник с прутием» – Чиновник Новгородского собора – вставка моя, из другого абзаца], видно, что их подбор исходил из соображения наполнения храма ароматом, каковой присущ данным растениям… Второй вид зелени – свежескошенная трава – употреблялась в праздники Преображения и Успения. Употребление древесных ветвей в эти праздники памятники не указывают… В Холмогорах 30 ноября в престольный праздник апостола Андрея Первозванного, когда уже не было свежей зелени, постилалось сено… Само украшение храмов производилось путем постилки зеленью всего пола в алтаре и в храме [«и по пределом, и в папертех»]… Можно полагать, что, кроме постилки пола, зеленью украшались отдельные предметы храма, например, тронное место епископа, аналои… Из чиновника Новгородского Софийского собора видно, что зелень полагалась на том кресле, на котором лежала книга, по которой архиепископ читал на вечерне Пятидесятницы главопреклонные молитвы.

Нарьян-Мар: Михаил Родин пишет: бывшие языческие храмы становились христианскими, бывшие языческие обычаи наполнялись новым христианским смыслом и принимались христианами, бывшие языческие символы, воспринимались Церковью и приобретали новые глубинные значения. Вот и пожинаем плоды. Язычество свирепствует на Святом месте. Свежескошенная трава хороша для коров - для скота. Богу стог сена ни к чему. "Жертва Богу - дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит." Сказаны эти слова задолго до пришествия в мир Христа, но язычники по сути до сих пор не поняли их смысла. То травы накосят, то вербы наломают и ищут в траве глубинный смысл и жертву Богу.:-)))

Jora: Нарьян-Мар пишет: То травы накосят, то вербы наломают Вы опять перегибаете палку. Трава, м.б., и пережиток язычества, но уж верба - никак нет. Она нам напоминает о ВАИЯХ, исторически имевших место тогда, при празднуемом событии.

Нарьян-Мар: Jora пишет: Она нам напоминает о ВАИЯХ В данном случае соглашусь. Т.к. это единственное что распускается к дню входа Господа Исуса Христа в Иерусалим. И ассоциативно это растение можно использовать как символ пальмовых ветвей(символ царской власти).

Прасковья: Благословите Господа вся дела Его...псалом102Я ничего странного, а тем более языческого в этой традиции не нахожу

Jora: Прасковья, на всё есть Устав. А если следовать Вашей логике, то и гадов и птиц пернатых нужно приносить в храм.

Sergey Sergeevich: Сергий Савчук пишет: языческих обрядов И что же в этом страшного? Что у язычников, какие-то инопланетные обряды были? Да, те же почти символы, жертвы и прочее, только бывало содержание произвольное вкладывалось. Ну, еще человеческие жертвы... Так то тоже интуиция, что должен именно Человек умилостивить Бога. Ведь и христиане закалают Агнца на каждой Литургии и ядят Его Тело Кровь. Так что вопрос не в том какой обычай, а в том, как мы его понимаем. А то у нас из подрушника богословию делают - как сложить, положить, с ручкой или без и т.д. Короче: по нашей вере вилками не ядят! Кто с вилкой - еретик!

Сергий Савчук: Мария Спаси Христос за ответ! Но я пока не очень хорошо разбираюсь в старославянском языке, хотя стараюсь читать. Поясни на современном решение Софийського собора по этому вопросу. И отдельно, можно ли украшать ветками иконостас и в алтаре? А меня прости Христа ради. Сергий.

Евгений Иванов: Не только траву стелят, но и деревья ставят. Раз как-то на Рогожском каштаны с брезами были. Нет такого обычая у часовенных. Не ставили березу и волжских скитах. Но по мне, как научили, так молиться и следует. Откуда пришло, не знаю. Но не я учредил и учредили задолго до меня.

о.Олег: Преподобный Ефрем Сирин.Из слова на Честный и Животворящий Крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне.

о.Олег: Jora пишет: на всё есть Устав. Воистину так,брате.И храм Божии- это не "овощное хранилище", в которое чего захотел, то и насыпал.Что и когда должно быть в храме строго указано Церковным Уставом, и святоотеческими преданиями (Св. Симеон Фесалоникийский, например).Про сей же обычай сказано: Мария пишет: «О сем убо благодатию Христовою разсудих, елико мя вразуми Божественный Параклит; а в Божественных писаниях сего не обретох, откуду начало прият и коея ради вины сицевое постилание бысть». Однако, насколько мне известно,корни сего "постилания" идут из Новгорода (на этой теме упоминается о Новгородских уставах).А Новгород, как известно, в 16 веке "прославился" ересью жидовствующих.И как известно из истории,практически ни одна ересь не была полностью уничтожена, не смотря на усилия святых отцев Церкви.Да збудется Писание:" Подобает в вас многим ересям быти, дабы искушеннии явлени были". Сергий Савчук пишет: Не языческий ли это обряд? Вот, дорогой Сергий,и делайте вывод языческий ли это обряд или ...?

Полихроний: В ДПЦ этот обычай почти нигде не практикуется

Aleko: Зато много разных цветочков, в том числе искусственных. В этом смысле уж лучше свеже скошенная трава по праздникам и ветвия древесные. Мое мнение такое, что это отголосок русских крестьянских земледельческих обычаев, распустились деревья, взошла трава, поспели плоды и Слава Богу, люди несли все в храм, как благодарность и чтоб освятить урожай. Есть ли тут язычество? я думаю нет, ведь несут все это Господу Богу и никаких магических свойств этим предметам (той же траве) не приписывают. (сравни сухарики или платочки или чай и т.п. освященные на мощах разных там старцев - вот где язычество, сюда же можно добавить землю из Иеросалима и воду из Иордана)

володимipъ: Обычай украшать храмы березовыми ветками конечно перешел из язычества:Обряды с берёзой В четверг девушки шли в лес «завивать берёзу»[3] (ср. песню «Во поле берёза стояла»). Выбрав деревья, девушки завивали их — связывали верхушки двух молодых берёзок, пригибая их к земле[4]. Из веток заплетали венки[5]. При этом пели песни, водили хороводы, а под берёзками ели принесённую с собой еду (при этом обязательно должна была быть яичница). При завивании венков девушки кумились, то есть совершали обряд кумления[6]: на связанные в виде круга ветви берёз вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли друг друга кумой (посестримство). Специалисты объясняют этот обычай как пережиток древнейших обрядов, отмечавших половую зрелость девушек и принятие их в особую половозрастную группу. Когда заканчивались чисто девичьи обряды, к участницам гуляний присоединялись парни с угощением и выпивкой. Песни и хороводы затягивались далеко заполночь, и гуляния нередко приобретали разнузданный характер. Поэтому Церковь к подобным праздникам относилась крайне отрицательно: к примеру, Стоглавый собор 1551 года резко осуждал подобные гуляния: Русальи о Иванове дни и в навечерии Рождества Христова и Крещения сходятся мужи и жены и девицы на нощное плещевание, и на безчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, и на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком осквернение и девам растление. И егда мимо нощь ходит, тогда отходят к реце с великим кричанием, аки беси, и умываются водою. И егда начнут заутреню звонити, тогда отходят в домы своя и падают, аки мертвии, от великого клопотания.[7] Песня-величание семицкой берёзки Берёзонька белая, Берёзонька кудрявая На чём приехала? На ковре, на золоте, На атласе, на бархате. У кого же ты гостила? У отца, у матери, У роду, у племени, У красных девушек. Хотят берёзоньку срубить, И её в речке утопить. По книге «Обрядовая поэзия»[8] Завиванием и кумлением обряды с берёзой не ограничивались. Берёза — это вообще центральный объект в Семик и Троицу, ей посвящено множество обрядов. Берёзу выбирали в лесу, завивали, вырубали и украшали, носили по деревне, вокруг полей, водили вокруг неё хороводы, устраивали рядом с берёзой гуляния. В Троицу берёзовыми ветвями украшали церкви, избы и даже улицы. После праздников берёзу разрывали и разбрасывали ветки по полю, или кидали в реку.[3] Причина такого повышенного внимания именно к берёзе заключается в том, что молодую берёзу считали средоточием магической плодородной энергии. Эта энергия важна и полям, которые жизненно нуждаются в плодородии (см. также ниже), и людям и скоту, которым необходима энергия плодовитости. Поэтому и поля, и людей старались приобщить к этой живительной энергии берёзы.[3][9] Кроме того, берёзу в её ритуальной роли можно сравнить с «майским деревом» западноевропейских народов. Оба этих явления своими корнями восходят к древним тотемическим представлениям[10]. click here Только непонятно: чем обычай украшать храмы березой на Троицу хуже обычая украшать храмы елками на Рождество Спасителя? Наверное только тем ,что последний более поздний.

Jora: володимipъ пишет: хуже обычая украшать храмы елками на Рождество Спасителя? Зачем? "Быть как все нормальные церкви?" Aleko пишет: ведь несут все это Господу Богу Есть Устав. См. выше цитату прп. Ефрема. Зачем искать оправдания явно не древнему обычаю?

Прасковья: Володимир, а какое отношение имеет приведенный Вами текст, к украшению храма на Троицу? Между грехом и добрым делом всегда существовала тонкая грань. Если расматривать "обычай" кушать, то можно тоже прийти к мысли, что это обычай языческий. Так что же теперь есть нельзя, но тогда мы помрем. Итак, если в старину существовали какие либо языческие обряды, то совсем необязательно усматривать в нех связь с церковными обычаями.

володимipъ: Прасковья пишет: Володимир, а какое отношение имеет приведенный Вами текст, к украшению храма на Троицу? Между грехом и добрым делом всегда существовала тонкая грань. Текст приведен только для того,что показать происхождение обычая.Блины на масленицу также имеют языческое происхождение. Всё дело в том каким духовным содержанием наполнять обычай. Можно например, и языческое капище или еретический храм превратить в православный,освятив его и наполнив православным богослужением. А можно и православный храм наполнить еретичеством. Также и обычаи. В этом отношении трава и ветки-символы схождения Утешителя и рождения Новозаветной Церкви на Троицу. Точно также я считаю,что вечнозеленые ветки на Рождество Христово можно воспринимать как символ Вечной Жизни во Христе.

Игорь_Яров: Согласен с володимиром.

Jora: володимipъ пишет: В этом отношении трава и ветки-символы схождения Утешителя и рождения Новозаветной Церкви на Троицу. Точно также я считаю,что вечнозеленые ветки на Рождество Христово можно воспринимать как символ Вечной Жизни во Христе. Какого святого отца это мнение?

макарыч: володимipъ пишет: Можно например, и языческое капище или еретический храм превратить в православный,освятив его и наполнив православным богослужением. А можно и православный храм наполнить еретичеством. Также и обычаи. Золотые слова. Если убрать из нашей веры все что досталось нам от язычества, то с чем останемся? Ну уберем березку, вербу, ель, блины, яблоки, голбцы и домовины на могилах, и прочее доставшееся от предков славян язычников. Потом уберем свечи и лампады доставшиеся от евреев. Ну и все остальное тоже в помойку. В конце концов останемся только с тем что есть в святом писании, с чистой верой. А то что старообрядцы всегда были хранителями народных обрядов, новым староверам не указ. Но свидетели Иеговы так уже поступили. И что вышло? И мы что, туда же? Вот к чему ведет ревизия отеческих обрядов. Языческие они или нет, не нами установлены, не нам и менять. Надо лишь наполнить их христианским смыслом.

Severo: макарыч пишет: А то что старообрядцы всегда были хранителями народных обрядов, новым староверам не указ. А Рябушинский в своем труде "Философия старообрядчества" пишет, что никонеане отличаются всеми этими языческими заморочками и т.д., в отличии от старообрядцев, которые не верят в суеверия. не зря я Вам галку поставил за проповедь язычества. Вы либо никонианин, либо просто провокатор.



полная версия страницы