Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Имеет ли право оглашенный подходить ко кресту и иконе? » Ответить

Имеет ли право оглашенный подходить ко кресту и иконе?

Александр: Собственно вопрос. Если какие-то конкретные правила по этому поводу? Просьба, если не сложно, дать конкретные цитаты или ссылки.

Ответов - 16

Евгений Иванов: Александр пишет: Собственно вопрос. Если какие-то конкретные правила по этому поводу? Просьба, если не сложно, дать конкретные цитаты или ссылки. Даже не слышал о таких. Да и спамятью у меня неважно. Но кажется, после службы или до, в порядке исключения к иконе пускают. Но не с улицы, а хотя бы тех, кто у дверей регулярно стоит.

Jora: Если чтение Писания слышат, возможно, что и ...

о. Андрей: Александр пишет: Собственно вопрос. Если какие-то конкретные правила по этому поводу? Просьба, если не сложно, дать конкретные цитаты или ссылки. Если оглашенные могут молиться лишь в притворе храма, то каким-образом они могут подходить к кресту? С другой стороны известны примеры, когда еретикам ради их привлечения к вере беспрепятственно давали антидор.


Jora: о. Андрей пишет: Если оглашенные могут молиться лишь в притворе храма А на соответствующем Литургийном возгласе из притвора выходят? Вопросом не интересовался, но думал всегда, что из храма - в притвор.

о. Андрей: Они должны молиться в преддверии храма за архиерейским амвоном, а по возгласе об оглашенных уходить в притвор и там быть до конца службы. Как они могут в таком случае подойти под крест? С другой стороны, как я написал выше, церковная история знает иные прецеденты, которые приобрели и каноническое значение, однако старообрядческие священнослужители в отношении оглашенных стоят, как правило, на позиции акривии.

Александр: Спаси Христос всех ответивших! о. Андрей пишет: как я написал выше, церковная история знает иные прецеденты, которые приобрели и каноническое значение А что это за каноны и о чём они говорят?

САП: Александр пишет: Имеет ли право оглашенный подходить ко кресту и иконе? Оглашенные изыдите, вот и все правило, стоять в притворе...

о. Андрей: САП пишет: Оглашенные изыдите, вот и все правило, стоять в притворе... А например икону целуют не на литургии, а перед первым часом или в наше время во время избранного псалма, и Евангелие целуют на Всенощной. "Оглашенные изыдете" в данном случае ничего не объясняет. Александр пишет: А что это за каноны и о чём они говорят? Это не канон, а исторический прецедент, по авторитету ни чуть не меньший, чем, например, прецеденты единоличной хиротонии. Из ответов Патриарха Геннадия Схолария честнейшему в монахах кир Максиму, в миру Софиану, и всем подвизающимся в святом Синайском монастыре преподобнейшим иеромонахам и монахам: Вопрос-ответ 4. Еще монахи спросили, возможно ли давать панагию армянским и латинским паломникам. Мы же говорим, чтобы вы давали им и антидор, потому что они христиане и из-за этого идут из столь дальних стран для поклонения Господнему Гробу. Если они и отделены от нас из-за некоторых вопросов веры и неправославны, но как христиане с верою и благоговением ищут освящения нашего, то мы должны дать им. А изречение «не давайте святыни псам» и проч. разумеет неверных, т. е. иудеев, сарацин, эллинов, манихеев и других, которые притворяются христианами, не будучи таковыми. Поэтому и прибавляет: «Чтобы они, обернувшись, не потоптали ее и не растерзали вас». Ведь топчущие - действительно псы и свиньи, а ищущие святыни с верой и благоговением и принимающие ее не суть таковые. Слушайте, как и Господь говорит: «Всякий, кто не против вас, тот за вас», и «Приходящего ко Мне не изгоню вон». Только великое Таинство Причастия не давайте им, не только из-за величия таинства, но из-за того, что таинство это представляет все Божественное домостроительство, предшествуемое исповеданием истинной веры, поэтому не должно его давать тем, кто ложно мыслит относительно Божественного домостроительства или богословия и противоречит Кафолической Церкви. Если же кто из них, возжелав остаться на этом месте или заболев, откажется от своей отеческой веры и исповедует веру Вселенской Церкви, то сподобьте его и такового общения. Таков обычай вселенской христианской Церкви. Так и святейшие Патриархи, когда совершали по праздникам литургию, то приходящих армян и латинян, со всяким благоговением пребывающих на литургии, не изгоняли, но и благословляли их, приходящих с православными, совершающих коленопреклонения и целующих патриаршую руку, и преподавали им антидор. Так и ученики Христовы не изгоняли вон приходящих к ним. Достаточно и того, что вы сами не ищете и не берете освящения от них, как неправославных и отделенных. Но если они сами ищут освящения от вас, то вы должны не отсылать их, как мы об этом наперед сказали."

САП: о. Андрей пишет: А например икону целуют не на литургии, а перед первым часом или в наше время во время избранного псалма, и Евангелие целуют на Всенощной. "Оглашенные изыдете" в данном случае ничего не объясняет. Насколько я понимаю, оглашенные равно как и отлученные, должны стоять в притворе, и в сам храм не входить, потому как они технически могут прикладываться к иконе которая в храме?

Евгения: Глава 10-я. - об оглашенных Ищи в 1-й главе буквы A. 1-е правило Тимофея Александрийского говорит: если отрок оглашенный, или даже и муж, при совершении священной жертвы, приступив без лукавства, причастится божественных даров, то немедленно должен быть крещен, ибо призван от Господа. Неокесарийское 5-е говорит: кто из оглашенных более совершенных согрешает и перестает грешить, тот должен стоять с слушающими, и если будет из слушающих и не оставляет греха, в таком случае должен быть изгнан из церкви в разряд плачущих. - Ибо в древности оглашенные разделялись на два чина: на принявших веру уже более совершенно, но отлагающих крещение, которые оставались в храме до молитвы оглашенных и, когда она таинственно произносилась, преклоняли колена, а когда было возглашаемо: "Елицы оглашеннии, изыдите", выходили, - и на пришедших недавно, которые, как несовершенные, после слушания божественных Евангелий, выходили [Замечание о разделении оглашенных на два разряда заимствовало у толкователей Зонары, Вальсамона и Аристена. То же объяснение правила и в нашей Кормчей (См. Прав. Св. Пом. соб. с толков, изд. Москов. Общ. люб. дух. проев. Стр. 82-83) и в Пидалионе. 1841 г. р. 225.]. Ищи еще в 1-й главе буквы B правила: Василия Великаго 20-е, Феофила 4-е, Кирилла 4-е. Глава 6-я. - о местах покаяния Кающиеся разделяются на четыре степени: на плачущих, слушающих, припадающих и купностоящих. Плачущие - те, которые стоят вне врат молитвенного храма и от входящих и исходящих верных просят молитвы и прощения греха; слушающие - те, которые стоят внутри врат в так называемом притворе, слушают божественные Писания и общее учение и потом выходят с оглашенными; припадающие - те, которые стоят внутри церкви, позади амвона, и выходят с оглашенными, когда диаконом будет провозглашено: "елицы оглашении" (т.е. изыдите); а купностоящие - те, которые участвуют с верными в молитвах и песнопениях, но воздерживаются от причащения святых таин, доколе, по прошествии узаконенного времени, совершенно не получат божественного общения. [Сн. о степенях покаяния: св. Вас. Вел. прав. 56, 85, 57, 58, 59, 77, 80, 82, 81; св. Григ. Нис. См. послание к Летоию; schol. Harmenop, in epitame canon can. 58; Вс. 12; Ант. 2; Вас. Вел. 4, 61, 64, 75, 83; Анк. 1, 5, 6, 8, 16, 22; Лаод. 5, 6, 13; Const. Apost, cap. 12; Анк. 4, 25; толк. Зон. и Арист. на 11 и 14 правила I Всел. Соб.] Матфей Властарь

Евгений Иванов: САП пишет: Насколько я понимаю, оглашенные равно как и отлученные, должны стоять в притворе, и в сам храм не входить, потому как они технически могут прикладываться к иконе которая в храме? После службы или до, естественно к иконе. Но это редкие исключения.

о. Андрей: САП пишет: Насколько я понимаю, оглашенные равно как и отлученные, должны стоять в притворе, и в сам храм не входить, потому как они технически могут прикладываться к иконе которая в храме? Евгения пишет: в древности оглашенные разделялись на два чина: на принявших веру уже более совершенно, но отлагающих крещение, которые оставались в храме до молитвы оглашенных и, когда она таинственно произносилась, преклоняли колена, а когда было возглашаемо: "Елицы оглашеннии, изыдите", выходили, - и на пришедших недавно, которые, как несовершенные, после слушания божественных Евангелий, выходили Это правила, а я привел пример каковой на самом деле нередко была практика и почему.

САП: о. Андрей пишет: а я привел пример каковой на самом деле нередко была практика и почему. Ну, а на Руси бытовала иная практика, еретиков и сомнительных православных иностранцев просто не пускали в храм, а оглашенные иностранцы проходили 40-д-й искус в монастырях.

о. Андрей: На Руси и своим не всем крест давали целовать не то что иноверцам, однако поскольку Церковь Христову нельзя делить на русскую и нерусскую, то следует говорить, что это вообще в Церкви к этому был различный подход в зависимости от ситуации.

САП: о. Андрей пишет: Церковь Христову нельзя делить на русскую и нерусскую, то следует говорить, что это вообще в Церкви к этому был различный подход в зависимости от ситуации. Ну, есть правила и традиция, и правила, и традиция (сохранившиеся у нас) говорят, о том, что оглашенного не пущают к святыне, а та традиция о которой говорили вы, давно прервалась...

о. Андрей: Важно, что она имело место и широкое распространение с благословения авторитетного и несомненно православного священноначалия...



полная версия страницы