Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Старообрядцы и предпринимательская культура в царской России » Ответить

Старообрядцы и предпринимательская культура в царской России

Severo: Для Европы характерна связь между религиозными меньшинствами и предпринимательской деятельностью. Хорошо известна роль нонконформистов в Англии, гугенотов во Франции и евреев по всей Европе. Неизменное присутствие религиозных диссидентов-старообрядцев среди первых российских предпринимателей естественным образом подталкивало историков к мысли рассматривать их как российский аналог веберовских предпринимателей-кальвинистов. В данном очерке исследуется парадоксальная роль, которую старообрядчество сыграло в появлении и развитии частного предпринимательства в России. Ключевые слова: предпринимательская деятельность, старообрядчество, предпринимательская культура, диссидентские сообщества, предпринимательские качества, старообрядцы — лидеры русской буржуазии. Читать полностью

Ответов - 10 новых

Дмитрий: Severo пишет: парадоксальная роль, которую старообрядчество сыграло в появлении и развитии частного предпринимательства в России. Ничего парадоксального тут нет. в старообрядческой среде бедность никогда не была признаком нравственности и честности. Скорее наоборот. Если в деревне был человек живший бедно не в силу обстоятельств, а по собственной лености, он подвергался всеобщему осуждению. Так как он этим позорил Господа, который дал ему все возможности для достойной жизни. Чтобы иноверцы и никонияне не говорили, что-ж ваш Бог вас даже обеспечить не может. А наоборот каждый должен на своем примере доказывать где настоящая вера дающая благодать на небе и на земле. Кроме того старообрядцы всегда помогали друг другу во всех делах, в том числе в делах торговых. Работники староверы шли работать к хозяину староверу. И хозяин знал что они честно работают,а работник знал что ему честно платят. Честность в делах была в среде старообрядцев возведена в принцип. Они говорили, мы не по человеческому закону живем, а по божией правде. Все это знали и старались иметь дела именно со староверами. Знали что бородатый старовер не обманет и не кинет ни в чем. Иностранцев в России удивляло что купцы и предприниматели староверы заключают миллионные контракты и дают кредиты без всяких записей, устно, простым рукобитием. И никому в голову не приходит что кто-то может обмануть или не исполнить что-то. Вот в этой честности и был секрет успеха старообрядческого предпринимательства.

САП: Помню, читал письмо на Рогожское, в котором рабочие-старообрядцы из Гуслиц, жаловались на фабриканта-старообрядца, что он де им не дает и раз в год поговеть седьмицу Постом, чтоб причаститься.

Алексей Рябцев: Дмитрий пишет: Кроме того старообрядцы всегда помогали друг другу во всех делах, в том числе в делах торговых. Работники староверы шли работать к хозяину староверу. И хозяин знал что они честно работают,а работник знал что ему честно платят. Розовые слюни распускаете. Я, вот, прямой потомок (по матери) фабрикантов-старообрядцев Балашовых (это текстильщики) и дальний родственник Кузнецовых (это фарфоровые заводчики). И об реальных отношениях в этой среде знаю по рассказам родственников. Так что не надо сказок рассказывать.


Агния: Алексей Рябцев пишет: Я, вот, прямой потомок (по матери) фабрикантов-старообрядцев Балашовых (это текстильщики) и дальний родственник Кузнецовых (это фарфоровые заводчики). И об реальных отношениях в этой среде знаю по рассказам родственников. Что-то у Ваших родственников пошло не так. Это видно по их потомкам.

САП: Вот здесь Алексей Рябцев более подробно разбирает вопрос о старообрядческом купечестве: https://www.youtube.com/watch?v=3Ee5f4fIhQ8 Алексей Рябцев: "По-моему шесть у нас исторических кладбищ в Москве, таких больших имееется в виду, известных. Из них два - Преображенское и Рогожское - кладбища старообрядческие. Из чего можно сделать вывод, что никак не меньше трети населения Москвы в то время иповедовало старообрядчество. Только нашего согласия... А старообрядчество делится на многие согласия. Накануне революции было 24 храма только в Москве. Не говоря уже о других местах...Всем известно, что создать какой-то большой капитал - это очень сложно. Есть русская пословица: От трудов праведных палат каменных не наживешь. Просто от того что ты будешь хорошо работать и долго ты не сумеешь создать достаточное количество капитала, которое позволит в дальнейшем каким-либо образом эффективно инвестировать. Но! Не было как-би счастью, да несчастье помогло. Старообрядческие общины в силу гонений не обладали правом юридического лица. И все капиталы старообрядческих общин, которые существовали в то время приходилось записывать на подставных лиц. Это были наиболее уважаемые предприимыивые люди. То есть эти люди получали в свое руки такой достаточно крупный акционерный капитал. Сразу. и могли уже на этом капитале активно развиваться...Если Вы интересуетесь такими вещами как, например, московская архтектура, то практически все особняки вот эти дворцы в стиле модерн, которые строил Шептель - это все особняки старообрядческих купцов. Но ничего хорошего особенно в этом нет. То есть люди вместо того чтобы балагочестивыми делами заниматься - они начали себе дворцы строить. Ну вот все это революцией и закончилось." http://fuchik2.livejournal.com/18506.html

Jora: В данном случае САП и Алексей Юрьевич правы. Деньги людей, даже самых лучших, портят. Недаром Златоуст обрушивается на богатство. Разумеется, лень - большой порок, и 6 дней заповедано работать.

Дмитрий: Алексей Рябцев пишет: И об реальных отношениях в этой среде знаю по рассказам родственников. А у меня другой опыт. Я потомок новгородских крестьян. Мои предки, например, свою продукцию возили в Петербург к Елисееву, работали ямщиками у купцов старообрядцев, у них же работали на заводах. Потому что знали что при расчете староверы не обманут. Что купцы опять же стараются нанимать своих, потому что им доверяют. Да и вообще в нашей округе среди населения считалось что деловые отношения лучше иметь со старообрядцами беспоповцами. А с никониянами держи ухо востро. А Балашовы и Кузнецовы они каких согласий, может от этого зависело?

Алексей Рябцев: Дмитрий пишет: А Балашовы и Кузнецовы они каких согласий, может от этого зависело? Во всех больших старообрядческих родах присутствовали представители разных согласий. Переход из согласия в согласие был рядовым яалением. Также как и "межсогласные" браки. Балашовы были окружники и неокружники (мои - неокружники). Кузнецовы, в основном, - окружники. Морозовы были и поповцы, и беспоповцы. То, что Вы задаете такой вопрос, показывает, что тема старообрядчества Вами освоена не очень глубоко. Если Вы на самом деле 1965-го года рождения, то вынужден сказать (простите уж...), что наивность - не самое лучшее качество в Вашем возрасте.

Пелагея: попадалась мне информация, что до 80% купечества были старообрядцами.

САП: Пелагея пишет: попадалась мне информация, что до 80% купечества были старообрядцами. фейк http://artesliberales.spbu.ru/contacts-ru/raskov/copy_of___2012.pdf



полная версия страницы