Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » О старообрядческом Служебнике » Ответить

О старообрядческом Служебнике

Сергей А.: Уважаемые старообрядцы, просветите, пожалуйста, кто в курсе - какой из дореформенных Служебников взят за основу того Служебника, которым пользуются современные староверы при совершении Литургии? В литературе указано, что старообрядцы пользуются книгами, изданными при первых российских патриархах, но какими именно? Первый печатный Служебник появился в 1602 году, при патриархе Иове, а всего до патриарха Никона было больше десяти изданий Служебников (последние - в 1651 и 1652 гг.), причем все они немного отличались друг от друга, поскольку работа по улучшению текстов проводилась постоянно. Поэтому вопрос - какой именно из дореформенных текстов был взят за образец, и почему именно он? И еще вопрос - единый ли Служебник у современных старообрядческих согласий - РПсЦ, РДЦ, беспоповцев, или их богослужебные книги чем-то отличаются между собой? Спаси Христос!

Ответов - 15

САП: Сергей А. пишет: единый ли Служебник у современных старообрядческих согласий - РПсЦ, РДЦ, беспоповцев, или их богослужебные книги чем-то отличаются между собой? У безпоповцев Служебник не используется. Общая последовательность служб, начинающие и завершающие молитвы находятся в Часослове. На вечерне и утрене чтутся или поются кафизмы в Псалтыри (стихи для пения — в Обиходе). Книги Апостол и Евангелие используются постоянно на часах, а евангелие в воскресенья и праздники также и на утрене. В воскресенья на всех службах используется Октай (Шестоднев), а на вечерне, утрене, часах и Минея, в пред — и после пасхальный период — Триоди (Постная, Цветная).

Агния: Сергей А. пишет: какой из дореформенных Служебников взят за основу того Служебника Могу только ответить как можно получить ответ на этот вопрос. В каждой староверской богослужебной книге есть сзади указание на исходник, с которого она печатана. В исходнике указан год, месяц , число, при каком патриархе печатана, при каком царе, в какой книгопечатне, в день поминовения какого святого. В общем подробное описание. Вы сами можете зайти в лавку на Рогожском (РПсЦ), спросить нужную Вам книгу и поисследовать исходник. То же самое касается и РДЦ в лавке на Павелецкой можно посмотреть , какие исходники они использовали при печатании своих книг. В противном случае, можете ждать , если кто из форумчан возьмёт на себя проделать для Вас такой труд. Насчёт расхождений , известных мне, это только шрифт. Шрифт книг из лавок в РДЦ и шрифт книгопечатни при Преображенском Богаделенном Доме, с которых печатает современная типография в Верещагино ,существенно отличаются на глаз. Может и у других различаются, тут я не такой специалист. Попадаются некоторые незначительные расхождения в текстах в книгах единоверческой печати. Всё-таки тесное общение с никонианами даром не проходит. Но можно подправить карандашиком чуть-чуть и использовать для моленья, просто надо знать что расхождения есть. Желательно такие книги сверять с традиционно староверскими. Сергей А. пишет: работа по улучшению текстов проводилась постоянно. Улучшению текстов? И что же там "улучшали" ( с Вашего позволения возьму в кавычки слово улучшали до Ваших разъяснений) в текстах при Иове ,Филарете и Иосифе? П.С.Книги ,печатанные при Иове, слишком древние, ни разу в руках таких не держала, ничего не могу про них сказать. Печатанные при Филарете изредка попадаются,но основная масса книг в обиходе- печатаны во времена Иосифа . Не знаю, если я хоть чуть чуть помогла Вам,Сергий, с ответом. Может , наоборот, по неразумию своему только запутала.

Severo: Не буду утверждать уверенно, но вроде бы в основном используются редакции Иосифовской печати


САП: Severo пишет: вроде бы в основном используются редакции Иосифовской печати Да, у меня: Часослов, Минея, Шестоднев - иосифовской печати.

Сергей А.: САП пишет: У безпоповцев Служебник не используется. Общая последовательность служб, начинающие и завершающие молитвы находятся в Часослове. Благодарю Вас за такую интересную информацию. Теперь буду знать. Но что же тогда получается, у беспоповцев Литургия не служится? Простите мое невежество в данном вопросе.

Сергей А.: Severo пишет: в основном используются редакции Иосифовской печати Спасибо большое. Значит, наверное, это те Служебники начала 1650-х.

Сергей А.: Агния пишет: Могу только ответить как можно получить ответ на этот вопрос. Агния, большое спасибо за ценные сведения и дельный совет. Так и сделаю. Просто я полагал, что был выбран какой-то один текст за образец. Но если Служебники печатаются с разных дореформенных изданий - это несколько меняет дело. Агния пишет: Улучшению текстов? И что же там "улучшали" Ну, в принципе, эти правки были, видимо, не принципиальны, если там и были изменения от издания к изданию, то не большие. Старообрядческих материалов по этому поводу, к сожалению, в интернете не нашел, но в работах по церковной истории такая информация есть. Вот, к примеру, в "Православной энциклопедии" в статье об истории русского богослужения говорится: "При Патриархе Иоасафе I (1634-1640) в основном перепечатывались книги, изданные Патриархом Филаретом, но с некоторыми изменениями". Или вот: "До Патриаршества Никона в Москве вышло ок. полутора десятков изданий Служебников и Потребников. Изложенные в них чины литургии и таинств, принадлежа к общепринятой тогда в России редакции кон. XVI в., тем не менее отличаются от издания к изданию. Чинопоследования таинств редактировались для печатных изданий рассматриваемого периода дважды: при Патриархе Филарете (в результате справы периода междупатриаршества) и при Патриархе Иосифе. При последнем претерпел некоторые изменения и чин литургии". Но, понятно, что это вовсе не те изменения, которые произошли потом, в 1650-е гг. Но поскольку такая информация присутствует, я и пытался разобраться, какие именно тексты берутся современными староверами за основу. Интересуюсь историей развития русского богослужебного чина и, в частности, историей древлеправославного богослужения.

САП: Сергей А. пишет: Но что же тогда получается, у беспоповцев Литургия не служится? Ну, да, законного же священства не обретается.

Агния: Сергей А. пишет: Но если Служебники печатаются с разных дореформенных изданий - это несколько меняет дело. Я этого не утверждала совсем. Возможно, и даже скорее всего, с одного. Так как в старину не было разделений на РПсЦ и РДЦ и безпоповцев. В основном используются старинные книги Иосифовской печати, то есть одни и те же для всех конфессий. Что же касается нашего времени и современного книгопечатания, то простейший способ иметь достоверную информацию - пойти в лавку и посмотреть своими глазами .) Я уже замечала ошибки в таких современных изданиях, как "Молитвослов для детей" . Тут уж кто во что горазд печатает, к сожалению.

САП: Агния пишет: Я уже замечала ошибки Из всем известных, Псалтырь печатаная Арсением Уральским.

Сергей А.: Агния пишет: Возможно, и даже скорее всего, с одного. Обязательно выясню, потому что это точка, где древнерусская богослужебная традиция продолжила существование в лице старообрядческой. САП пишет: Ну, да, законного же священства не обретается. Понятно.

Агния: САП , помните различия ,например, в 50-Псалме : дал бых убо и дал бым убо . Ну вот, я думаю ,примерно о таких незначительных различиях и идёт речь у Сергия в его истории о различиях в дораскольных текстах.-

Сергей А.: А еще такой вопрос: читал, что в старообрядческой практике во время совершения в алтаре проскомидии, в храме чтец читает полунощницу, 3-й, 6-й и 9-й часы. Это действительно так в настоящее время? То есть когда иерей возгласом "Благословен Бог наш.." дает сигнал на начало проскомидии и, одновременно, на чтение в храме часов, у вас действительно это все полностью читается - и полунощница и трое часов?

Агния: Сергей А. , все Часы читаются без исключения. А вот насчёт последования литургии и вообще богослужения, есть очень хорошая видео-лекция. Лучше , чем в этом видео, Вам никто не ответит, потому что в службе много ньюансов. Тут, кстати , помянут и служебник , по какому именно молятся староверы и почему. Начало ,11 минут вступления, можете пропустить, а далее лучше послушать всё не пропуская. Там каждый момент имеет значение и разъяснение. Я лично очень благодарна за эту лекцию. Сама многое впервые открыла для себя.

Сергей А.: Агния, огромнейшая Вам благодарность. Посмотрел, действительно хорошая лекция. Теперь понятно, почему у староверов перед Литургией служат полунощницу и трое часов. Это потому интересно, что народ-то в храме проскомидии не слышит, она в алтаре в полголоса, а слышит он, что в это время в храме читают. Вот и хотелось понять, почему читают именно это. Что ж, логика ясна.



полная версия страницы