Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » О внешних формах благочестия во время богослужения и домашней молитвы » Ответить

О внешних формах благочестия во время богослужения и домашней молитвы

Сергей А.: Уважаемые староверы, просветите, пожалуйста, в таком вопросе: известно, что внешние формы благочестивого поведения во время богослужения или домашней молитвы у старообрядцев очень отточены и строги. Речь, в данном случае, не о бытовых моментах, одежде, бороде и т.п., а о том как и когда креститься, прикладываться к иконам, о поклонах, о правиле, что женщины стоят слева, мужчины справа и т.п. Например, в обычной церкви человек сразу начинает целовать иконы, совершает крестное знамение когда возникает желание перекреститься и т.п. В староверческой традиции, насколько слышал, к иконам прикладываются редко, только в особый момент богослужения, крестятся и кланяются только когда положено и т.п. И вопрос такой - где эти нормы зафиксированы - в какой книге или книгах, или это неписанные правила? Кто в курсе, расскажите, пожалуйста, или порекомендуйте где об этом прочесть.

Ответов - 7

САП: Сергей А. пишет: И вопрос такой - где эти нормы зафиксированы - в какой книге или книгах, или это неписанные правила? Кто в курсе, расскажите, пожалуйста, или порекомендуйте где об этом прочесть. Прочтите для начала Сын церковный.

Феодосия: Наберите в поиске: о.Александр Панкратов, у него есть книжка на эту тему/забыла название/.

САП: Статья о поклонах. Журнал «Духовные ответы».

Сергей А.: САП пишет: Прочтите для начала Сын церковный. Благодарю. Интересный документ. Очевидно, что он имеет большой авторитет у староверов. Но тут хотелось бы уточнить: перечисленные в книге поклоны и поводы по которым они совершаются - это и сейчас так, в современной практике старообрядчества? То есть реально ничего по сравнению с перечисленным в "Сыне церковном" не изменилось? САП пишет: Статья о поклонах. Журнал «Духовные ответы». Там приведены цитаты о поклонах из ряда книг: Око церковного, Арсения Уральского, Геннадия Пермского - следовательно, есть как бы несколько источников, определяющих внешние формы поведения на богослужении? Феодосия пишет: Наберите в поиске: о.Александр Панкратов, у него есть книжка на эту тему/забыла название/. К сожалению, выпавшие списки его книг весьма старые (2007 года, на сайте "Самарское староверие"), и там ничего похожего не приведено. Скорее всего, книга написана позже и туда не попала.

Михаил_А: Сергей А. пишет: Наберите в поиске: о.Александр Панкратов, у него есть книжка на эту тему/забыла название/. К сожалению, выпавшие списки его книг весьма старые (2007 года, на сайте "Самарское староверие") вот http://mu-pankratov.livejournal.com/161756.html

САП: Сергей А. пишет: Там приведены цитаты о поклонах из ряда книг: Око церковного, Арсения Уральского, Геннадия Пермского - следовательно, есть как бы несколько источников, определяющих внешние формы поведения на богослужении? Да, но большинство следуют традиции своего согласия и не занимаются церковной археологией. Око церковное Устав Арсения Уральского «Устав епископа Геннадия» в журнале «Церковь», 1909, № 9, сканов в сети не видел, подшивка за 1909г. продавалась в лавке на Белорусской и на Рогожском. Сергей А. пишет: перечисленные в книге поклоны и поводы по которым они совершаются - это и сейчас так, в современной практике старообрядчества? То есть реально ничего по сравнению с перечисленным в "Сыне церковном" не изменилось? Зависит от согласия, что-то изменилось, что-то нет.

Сергей А.: Михаил_А пишет: вот http://mu-pankratov.livejournal.com/161756.html Спаси Христос! Да, там много всего по данному вопросу. САП пишет: большинство следуют традиции своего согласия Око церковное Устав Арсения Уральского «Устав епископа Геннадия» Огромная благодарность Вам, буду разбираться.



полная версия страницы