Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Рыба в первое воскресение Великого поста » Ответить

Рыба в первое воскресение Великого поста

Михаил_А: В календаре на завтра, 5 марта, стоит сноска на Зонар пр.108 стр.77: мирским четыре краты в Великий пост рыбу ясти. таки-можно завтра рыбки откушать? и когда еще можно, кроме Лазаревой суботы и Вербного?

Ответов - 10

САП: У нас рыба только на Вербное и на Благовещенье.

Феодосия: И у поповцев такожде. Сроду не слышала про рыбу в первое воскресенье, даже когда у никониан была.

САП: По Соловецкому уставу дозволяется: Пласти приготовлялись из сушеной рыбы, смолотой в порошок и свареной с толчеными сухарями. За недостатком муки пласти часто употреблялись вместо хлеба.

Михаил_А: Феодосия пишет: И у поповцев такожде календарь РПСЦ

САП: Михаил_А пишет: календарь РПСЦ http://calendar.drevle.com/#/2017/03/05

Михаил_А: По принятию Россией христианства, греки принесли туда Студийский или Константинопольский устав, который и стал основой русского устава, в то время как в Византии, в двенадцатом и тринадцатом веке, преобладающим стал устав св. Саввы (Иерусалимский). В конце четырнадцатого века и начале пятнадцатого века, митрополиты московские, - Фотий и Киприан, - первый из них - грек , а второй – болгарин греческой школы, - стали вводить в России устав св. Саввы – Иерусалимский, заменяя им Студийский устав, но они не успели довести реформу до конца. Поэтому в русском уставе осталось много древних, более архаических ранневизантийских черт Студийского устава, чем в уставах, которыми пользовались греки четырнадцатого и пятнадцатого века. Так как после 1439 года в России больше не было греческих митрополитов, то русская церковь так и сохранила до середины семнадцатого века этот переходный устав, в котором более архаичные элементы устава Студийского отличали его от во всем нового греческого Иерусалимского устава. Но, к сожалению, история перемены уставов, и в греческой церкви и в русской, была забыта, и греки, забывшие Студийский устав, считали старые черты русского устава нововведениями" С.Зеньковский «Русское старообрядчество» (Москва, изд. «Церковь», 1995 г.) Глава «Русский обряд и греки»

Михаил_А: В понедельник первой недели поста вкушали сухоядение однажды в день после вечерни (завещания прп. Феодора Студита, IX в., и прп. Афанасия Афонского). Памятники студийской практики иногда предписывали полное неядение в первый и второй дни этой недели (Орбельская Триодь, XII—XII вв.), а Святогорский Устав указывает на эти дни даже не пить и воды. Со вторника и в течение всей недели до пятницы ели хлеб, горох вареный или бобы, соленую капусту без масла, груши, по пяти смокв, сливы и каштаны. Иногда (Орбельская Триодь) хлеб заменялся просфорой. Питьем служили или чистая вода, или, чаще всего, теплая вода, смешанная с перцем, тмином и медом. Иногда (Устав Патриарха Алексия, 1025—1043 гг.) употребляли в качестве питья гороховый настой и сливовый сок. Вино на этой недели полагалось только для «немощных» и «замытаревших во днех». Из общего правила находим исключение лишь в Типиках Пантократорскаго монастыря (дан императором Иоанном Комненом в 1136 г.), обителей св. Маманта (1146 г.) и Илии Вомон (1162 г.), в которых предписано и в эти дни давать здоровым инокам вино, но лишь по половине красовули. В пятницу первой недели полагалась каша (Типик прп. Саввы Сербского) или кутья (с миндалем, изюмом, орехами и другими плодами), и вливали в капусту масло и пили вино (Типик Патрарха Алексия и Пантократорский). Императрица Ирина в 1118 г. разрешила монахиням константинопольского монастыря Богородицы Благодатной вкушать в этот день два вареных блюда с маслом. В большинстве других монастырей хотя и ели два вареных блюда, но без масла. Вино пили во всех монастырях ради памяти великомученика Федора Тирона. В субботу ели два блюда, вареные с маслом, и пили вино. Императрица Ирина и Уставы св. Маманта и Илии Вомон разрешают на черепокожих или на октаподов [осьминогов], как в Типике прп. Саввы Сербского, данном афонскому монастырю Хиландар в 1192 г. В Пантократорском Типиконе к числу черепокожих относятся устрицы, мидии и визига. Мирянам разрешалось на рыбу (Устав 1553 г.), которую монахи ели только в том случае, если приносил ее в качестве утешения христолюбец. Режим постный в первое воскресенье поста или в неделю Православия, а равно и во все субботы и воскресные дни поста ничем не отличался от режима субботы первой недели.

САП: Михаил_А пишет: календарь РПСЦ У вас календарь где печатан?

Михаил_А: САП пишет: У вас календарь где печатан? в Ижевске

САП: Михаил_А пишет: В календаре на завтра, 5 марта, стоит сноска на Зонар пр.108 стр.77: мирским четыре краты в Великий пост рыбу ясти. Зонара 77 лист. оборот.



полная версия страницы