Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Учение св.Дионисия Ареопагита об иерархии (продолжение) » Ответить

Учение св.Дионисия Ареопагита об иерархии (продолжение)

Димитрий Н.Б.: В теме click here в споре с Георгием (РДЦ) я обязался обосновать обязательность трехчинной иерархии Церкви. Как мне представляется, такая необходимость следует из учения св.Дионисия Ареопагита. Хорошо бы, конечно, полноценную обзорную статью написать на эту тему, но такую задачу я не потяну, излагаю вкратце основное. Заранее извиняюсь за упрощённость и «топорность», но в формате форума по-другому вряд ли возможно. Да, еще конечно надо оговориться, что я удручён необходимостью опираться на русскоязычные тексты, но возможность использовать славянский пока что отсутствует. Надеюсь, общий смысл не искажён. Если кто-то читал славянский текст (или греческий оригинал) и знает о каких-то смысловых различиях – буду очень рад просветиться. Итак, из учения св.Дионисия следует, что структура церковной иерархии отнюдь не случайна. Она отражает, а точнее, ПРОЖДОЛЖАЕТ иерархию небесную (ангельскую). И, если сказать упрощенно - эта иерархическая структура, волею Божией, является для нас «проводником» Божественного Света и соединяет нас с Ним. Эта мысль выражена в самом начале трактата «О Небесной Иерархии»: [quote]…Всякое излияние просвещения, благодатно одождяемое на нас от виновника своего – Бога Отца, как единотворная сила, паки возвышая и делая нас простыми, возводит нас к соединению с привлекающим "всех" Отцем…Обратившись с молитвою к Исусу, истинному свету Отца…чрез которого мы получили доступ к Отцу, источнику света, приникнем, сколько возможно, к свету священнейшего слова Божия…Свет сей никогда не теряет внутреннего своего единства, хотя по своему благодетельному свойству и раздробляется для того, чтоб сраствориться с смертными срастворением, возвышающим их горе, и соединяющим их с Богом…Сей Божественный луч не иначе может нам возсиять, как под многоразличными, священными и таинственными покровами, и притом, по Отеческому промыслу, приспособительно к собственному нашему естеству. Потому-то в первоначальном установлении обрядов светейшая наша Иерархия образована по подобию премирных небесных Чинов, и невещественные Чины представлены в различных вещественных образах и уподобительных изображениях, с тою целию, чтобы мы, по мере сил наших, от священнейших изображений восходили к тому, что ими означается, – к простому и не имеющему никакого чувственного образа… Для сего-то возможного для нас Богоуподобления, при благодетельном для нас установлении тайноначалия, которое и открывает взору нашему небесные Чины, и нашу Иерархию возможным уподоблением Божественному их Священнослужению представляет сослужащею чинам небесным, под чувственными образами предначертаны нам пренебесные умы в священных писменах, дабы мы чрез чувственное восходили к духовному, и чрез символические священные изображения – к простой, горней небесной Иерархии.[/quote] Цитата, разумеется – это выборочные фрагменты из текста (гл.1 трактата), я предлагаю всем ознакомиться с гл.1, да и со всем трактатом целиком. В нём св. Дионисий дает понятие об иерархии вообще, и об иерархии небесной или ангельской в частности. Иерархия вообще, по его словам, есть священное учреждение между разными чинами, имеющее целью возможное для них уподобление своему началу чрез очищение, просвещение и совершенствование себя и подчиненных себе. В иерархии Ангелов это начало есть сам Бог, Творец всяческих, которого они стремятся и сами познать, и многоразлично открывать другим, – от чего и называются вообще все Ангелами (вестниками). Св.Дионисий описывает структуру небесной иерархии. Она подразделяется на три тройственные степени: первая - Серафимы, Херувимы и Престолы, вторая – Власти, Господства и Силы, третья – Начала, Архангелы и Ангелы. Первая степень, как достойнейшая, непосредственно приобщается Божеству и получает от Него и свет, и чистоту, и совершенство, в самом первом их проявлении. Следующие за тем чины очищаются, просвещаются и совершенствуются уже посредством божественных озарений, сообщаемых, им от первой степени, и сами в свою очередь разливают те же озарения на низшие чины, посредством вторичного проявления. Первая степень начальствует над второю, вторая – над третьею. А эта последняя ангельская степень, состоящая из Начал, Архангелов и Ангелов, начальствует над учреждениями человеческими, чтобы все в порядке восходило к Божеству. Это положение - то, что церковная иерархия восходит к иерархии Небесной - отчетливо проявляется в книге Откровения Иоанна Богослова, где пастыри (иерархи) именуются Ангелами Церквей. И переходя к описанию уже церковной («человеческой») иерархии (трактат "О Церковной Иерархии"), св.Дионисий вновь доносит до нас ту же мысль: [quote]…Как та, так и вся эта теперь воспеваемая нами иерархия имеет одну и ту же для всех действий священноначальнического служения силу – именно иерарха, так как его собственно лицу, и достоинству, и чину предоставляется воспринимать всю полноту совершенства в вещах божественных и обожение и подчиненным каждому по достоинству сообщать пребывающее в нем от Бога священное обожение; а подчиненные (пресвитеры, диаконы и другие чины церковные), сами следуя высшим, ведут вперед низших, которые тоже и сами идут вперед и других, насколько возможно, руководствуют, и каждый при такой богоучрежденной связи иерархической делается по мере сил причастником истинной и действительной красоты, и мудрости, и доброты.[/quote] И эта церковная иерархия, по св.Дионисию, имеет ту же ангелоподобную трехчинную структуру. [quote] Тричастность состава всякого священноначалия мы, кажется, достаточно объяснили уже, когда воспевали другие иерархии, сказав, согласно нашим священным преданиям, что весь круг священноначалия слагается из божественнейших таинств богоозаренных умозрителей и таинников их, и (лиц), священносовершаемых ими (т. е. этими таинниками)… …Она (Церковная иерархия – Дм.Н.Б.) также имеет тричастный состав, заключая в себе святейшие священнодействия таинств, богообразных служителей святыни и людей, в приличной мере возводимых ими к святыне. Каждая из трех составных частей нашего священноначалия, подобно иерархии…той, которая божественнее нашей, делится по силам на три степени: первую, среднюю и последнюю, чем поддерживается священнолепная соразмерность и благоустроенная, взаимная, в определенном для каждой чине и крепкая связь между всеми. [/quote] Таким образом, мы видим совершенно четкую картину. Учение св.Дионисия об иерархиях – это не больше не меньше, как одна из сторон христианской онтологии. Трехчинность иерахии имеет не случайное, а онтологическое значение, и разрушение структуры, «выпадение звена» приведёт к разрушению всего здания. А если от целости этого здания зависит, как говорит св.Дионисий, доступность для нас богоуподобления, то такое событие (разрушение иерархической структуры) означает качественное изменение Церкви как таковой – Церковь теряет свои свойства, и вопрос встаёт о наличии в такой изменённой Церкви благодати. И, в таком случае, позиция каких-нибудь спасовцев-нетовцев, утверждающих будто бы «благодать теперь взята на Небо», представляется более последовательной, нежели позиция тех, кто допускает действие благодати при «усечённой» иерархии. Именно поэтому я считаю, что трехчинная иерархия во Вселенской Церкви не может исчезнуть временно и потом «восстановиться».

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Саныч: Феодосия пишет: беспоповцы-то куда как пострашнее еретики будут, чем "никоны" Чем? Вы же сами цитировали, что ересь в уме, это о Боге лгать (если по ортодоксии) В чем на Бога лжем?

мвм: Саныч пишет: Вы же сами цитировали, что ересь в уме, это о Боге лгать (если по ортодоксии) В чем на Бога лжем? Да к тому же и на бумаге такого как в РПЦ Феодосия пишет: 1.Несть конца - на: не будет конца 2.И воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечшася - на: ...от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. нет.

Феодосия: Саныч, прежде всего в том, что беспоповцы не поверили(или наплевали?) на слова Христа, что врата адовы Церковь не одолеют. В том, что вы попрали Его заповедь, лишив народ Евхаристии, тогда как Господь сказал, подавая ученикам Чашу: "Пийте от неё вси, сия есть кровь Моя нового Завета за вас и за многие изливаемая во оставление грехов. Тако творите в Мое воспоминание, дондеже приду"(пока не приду, т.е. до Второго пришествия). По "мелочи" же - про антихриста, к примеру, - даже вспоминать не собираюсь, тысячи раз уже всё говорено.


мвм: Саныч пишет: Вы же соловецких страдальцев и других ублажаете, а они еще при попах старого поставления уже стали безпоповцамиФеодосия пишет: беспоповцы ... попрали ... заповедь, лишив народ Евхаристии Это вы о каких - таких "безпоповцах"? О Свщенно и Прподобно мучениках соловецких? Ну, смелее.

alexa: Феодосия пишет: Всяко лучше, чем в беспоповском притворе В этом году в пасхальные дни власти запрещали передвижения на общественном транспорте без "пропуска". Строже всего это контролировалось в метро (там проездной без "пропуска" не срабатывал и не пропускал человека). До храмов безпоповцев (если угодно, Людмила, называть их можно и молельнями) можно было добраться и не прибегая к услугам метрополитена, что я с радостью и сделал. Собственно, повторяю это по причине того, что Людмиле, как тем кино-немцам, видно, не запоминается из беседы ничего кроме последней фразы. Раз Людой запоминается только особенно выделенные текстом слова, повторю: С точки зрания "греко-кафолика старого обряда", к которым себя причисляет Людмила, в любом древлеправославном храме молиться даже в притворе гораздо душеполезнее, чем лобызать условно говоря "мощи серафимушки" и принимать причастие из рук хоть самого патриарха Кирилла у самых царских врат никониянской церкви.

alexa: alexa спросил: И служба в РПЦ МП идёт не по правленным Никоном книгам? Феодосия пишет: По ним, увы. Феодосия пишет: "Никониянская" - это уже без малого четыреста лет как пустой ярлык. Нет в РПЦ последователей Никона. То есть служба в РПЦ МП ведётся согласно книгам и по обрядам, по которым наказал Никон, но к церковной реформе Никона РПЦ МП не имеет никакого отношения? Тогда вопрос: РПЦ МП под руководством патриарха Кирилла является или не является преемницей той церкви, что называлась до момента 1917 года Греко-российской православной церковью и со времён Петра Первого управлялась Святейшим Синодом, имея формальным главою - действующего императора (императрицу) Российской империи?

Феодосия: Не трудись ничего выделять - у меня прекрасная память. А на твои нюансы по передвижению по Мск я не обращала внимания - слишком много хочешь по отношению к твоей персоне.

alexa: Феодосия пишет: пользуюсь старыми текстами. Это ты прям во время церковной службы в храме РПЦ МП, в то время, когда твой "батюшка" ведёт службу по никониянским книгам, стоишь и бдишь за ним, поправляя его ошибки согласно старым текстам? Или где и как ты ими, "старыми текстами", пользуешься? Вот зачитывает твой "батюшка" символ веры никониянский, все стоят внимая благоговейно (или там ходят от одной "иконы" Матронушки к другой "иконе" Серафимушки, всяко в никониянских храмах бывает, но, предположим, ты не из тех захожан-лобызателей РПЦ). И вот ты стоишь, надо полагать, поближе к центру солеи (у вас там в новообрядных храмах стоит всяк пол там, где хощет). Стоишь и, дослушав никониянский символ веры, в конце тактично так но строго поправляешь: батюшка, специально для меня, чувствующей себя "греко-кафоликом старого обряда", не могли бы Вы заменить: не "Не будет конца", а "Несть конца"? Да, и ходите в следующий раз на службе правильно, посолонь. Ну и там ещё пару неточностей исправьте.... На что тебе добрый батюшка и отвечает: дщерь моя (ибо Люда всё ж, наверное, имеет духовного отца в РПЦ МП, как недавно имела такого в РПСЦ, а после - в РДЦ), Люда, да не вопрос! Я ж как тот Герасим-на-всё-согласен. Я ж как тот персонаж из анекдота, который ответил "как хочешь, раз у вас нынче такие правила!" на требование той жительницы юго-западной цэ европейской республики, признать правильность "в" а не "на". Я ж просто балаганный шут, а не священник РПЦ, скажет Людмиле "батюшка". Мне ж, как священнику РПЦ, ведущему службу по новообрядным книгам, ничто (даже архиерейский собор наш, рпц-шный) не мешает специально для Люды повторить ту же службу согласно её "старым текстам". Специально для Люды, ещё раз, все по местам, итак, начали: "Миииииром Господу помолимся....!" Так, Людмила? Что-то никак по-другому людмилино "пользование старыми текстами" применительно к церковной службе в новообрядной церкви не представляется осуществимым.

alexa: Феодосия пишет: у меня прекрасная память Что, прям все свои прошлые отречения от ересей помнишь? И от ересей никониянских, когда "поступала" в РПСЦ? И от ересей ... (не могу придумать, от чего ты отрекалась, когда меняла РПСЦ на РДЦ, видимо, не уведомив так "любимого" тобой о. Андрея (Марченко) о своей принадлежности к РПСЦ "яко о небывшей")? И от ересей проклятых "раскольников" помнишь, как отрекалась при возвращении в лоно РПЦ МП?

Саныч: Феодосия пишет: беспоповцы не поверили(или наплевали?) на слова Христа, что врата адовы Церковь не одолеют Каждое согласие считает себя Церковью, как ты РПЦ (кроме староспасовцев) Феодосия пишет: В том, что вы попрали Его заповедь, лишив народ Евхаристии, тогда как Господь сказал, подавая ученикам Чашу: "Пийте от неё вси, сия есть кровь Моя нового Завета за вас и за многие изливаемая во оставление грехов. Тако творите в Мое воспоминание, дондеже приду"(пока не приду, т.е. до Второго пришествия На Выгу и у феодосеевых причащались крохами запасных Даров до конца 18в., покуда они не окончились На Соловках судили так, судя по распросным листам: Не хотели молиться за царя «ирода»-«зверя» Большая часть Соловецкого духовенства заняли примирительную к царю позицию и потеряли уважение братии, да и подозрение в ереси, и предательстве защитников монастыря, почему их и отправили вон PS «Причина казни пустозерских мучеников во главе с Аввакумом: "за великие на царский дом хулы"» (из записок графа А. А. Матвеева, написанных после 1716 года) https://iphs.livejournal.com/118624.html PS « Всегдашнее сокрушение у него было о том, что мы лишились святого причастия тела и крови Христовой. О, как он сожалел об этом даре и плакал всегда при воспоминании о нем!» (Исторический рассказ инокини Раисы о древнем старце Никите Семенове. 1957 г. по гр.л.ис.)

Феодосия: alexa пишет: в любом древлеправославном храме молиться даже в притворе гораздо душеполезнее, чем лобызать условно говоря "мощи серафимушки" и принимать причастие из рук хоть самого патриарха Кирилла Да ничуть! Потому что древлеправославные храмы - это по сути молельные дома определенных религиозных согласов, ни один из которых Церковью не является, а потому благодать Божья там не присутствует. С таким же успехом можно молиться и дома, тем более, если соберутся двое или трое, когда и Господь посреди них. Идеальный вариант для православных приверженцев старого обряда - посещать единоверческую церковь. Но у меня, к сожалению, такой возможности нет - ближайшая находится за 350 км. Разумеется, я чадо РПЦ МП как мистического Тела Христова. Но с РО РПЦ МП отношения у меня, скажем так, сложные. Особенно со времени ковидо-истерии. Службы я не посещаю, ничьи мощи не лобызаю, Причастие с проспиртованной лжицы принимать отказалась(только исповедуюсь там). Тем паче - из рук патр.Кирилла как главного зачинщика этого кощунства. Об этом ещё весной открыто заявила на главном форуме РПЦ, за что меня там благополучно забанили. Но, несмотря на это, продолжаю утверждать, что единственной истинной Церковью на Руси была и остаётся РПЦ (бывшая греко-российская). И останется таковой хоть и в лице единственного верного епископа с паствой до Второго славного пришествия Христова. Аминь. Больше, Ляксандр, можешь меня не пытать - все сказала. (Кстати, формальным главою Церкви во все времена и во всех странах был император, великий князь, король и т.д. - это вовсе не изобретение послераскольной России).

alexa: Феодосия пишет: древлеправославные храмы - это по сути молельные дома определенных религиозных согласов, ни один из которых Церковью не является, Ну расскажи ещё раз, как является для тебя истинной церковью никониянская РПЦ МП, проклявшая все дониконовские православные церковные обряды. Да, и, вроде, Феодосия, Люда, фрау, мисс и проч. и проч. Вроде, хулить древлеправославные обряды .... Ну как-то тут неуместно, не по-правилам как-то.

Феодосия: А где я их похулила

alexa: Сначала о грустном: Феодосия пишет: А где я их [древлеправославные обряды ]похулила Вот, вроде, твои слова: "древлеправославные храмы - это по сути молельные дома определенных религиозных согласов, ни один из которых Церковью не является, а потому благодать Божья там не присутствует". Теперь о весёлом: Феодосия пишет: Кстати, формальным главою Церкви во все времена и во всех странах был император, великий князь, король и т.д. - это вовсе не изобретение послераскольной России Ну, это мягко говоря, не так: рассказала б ты такое веке даже пусть в восемнадцатом Римскому епископу (папе) в присутствии короля-солнца Людовика - лучшего друга мушкетёров. Искали б тебя потом по всей Франции гвардейцы того же кардинала с вполне понятно целью. Ещё смешней, когда какая-нит Екатерина Скавронская или прочие елизаветы в декольте и с пышной прической под корону входят в алтарь кафедрального собора российской правительствующей церкви для выполнения необходимых инаугурационных формальностей при вступлении в "начальники" такой вот "церкви".

Саныч: Феодосия пишет: Кстати, формальным главою Церкви во все времена и во всех странах был император, великий князь, король и т.д. - это вовсе не изобретение послераскольной России Это изобретение протестантов От них этому Петр I научился, умудрившись стать главой аж двух церквей РИ: синодальной и лютеранской

Феодосия: А я-то... Эх, ошиблась! При чем тут хула на обряды, alexa?! Это мое оценочное суждение вообще о староверских церквах. Точно так же, как и ты имеешь свое мнение о моей. И регулярно его демонстрируешь в многочисленных уничижительных вариациях.

Саныч: Феодосия пишет: Об этом ещё весной открыто заявила на главном форуме РПЦ Это http://orthodoxy.cafe/ ?

Феодосия: Саныч пишет: Это изобретение протестантов Ну да! А то все великие князья, а потом первые Романовы не верховодили в русской Церкви И митрополитов/патриархов ставили по их указке, и соборы они собирали, и все важные вопросы они же решали. (Нет, в "кафе" я даже не зарегистрирована. На азбуке.ру)

Саныч: Феодосия пишет: формальным главою Церкви во все времена и во всех странах был император, великий князь, король и т.д. Феодосия пишет: все великие князья, а потом первые Романовы не верховодили в русской Церкви И митрополитов/патриархов ставили по их указке, и соборы они собирали, и все важные вопросы они же решали. Ты различаешь: формально и фактически?

Феодосия: Тут скорее формально-фактически Потому как по букве закона, вроде, нет... А на самом деле - как бы да.



полная версия страницы