Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Агиасма. Богоявленская вода и крещенские традиции. » Ответить

Агиасма. Богоявленская вода и крещенские традиции.

САП: Великая святыня. Об освящении святой Богоявленской воды. Семьдесят лет господства безбожной власти не могли, конечно, не сказаться на церковной и духовной жизни наших христиан. Многие церковные истины, благочестивые обычаи и отеческие преданий, к сожалению, стали забываться. Современные авторы замечают, что на их место приходят учения и традиции заимствованные из мирской жизни, из практики инославных церквей и конфессий. Среди таких сомнительных заимствований находится мнение "о трех освященных водах". Его сторонники полагают, что есть три вида святой воды. По их мнению, наивысшей степенью освящения обладает вода, освященная в навечерие Богоявления. Эту воду можно использовать только в течении трех часов после чина водоосвящения. Однако, хранить и пить ее больше нельзя. Второй степенью освящения обладает вода, освященная в сам день Богоявления. Эту воду можно хранить и потреблять в течении всего следующего года. Третей степенью святости обладает вода, освященная во время обычного водосвятного молебна. Ее можно потреблять также в любое время. [more]Учение "о трех водах", хотя и кажется на первый взгляд логичным, не соответствует ни древнехристианским, ни древнерусским, ни старообрядческим традициям. Более того, оно противоречит им. Исчерпывающий ответ на эту тему мы можем найти в многочисленной дореволюционной старообрядческой литературе. Здесь уместно привести отрывок из журнала "Златоструй" за 1912 годы, этот же ответ перепечатан в журнале "Духовный ответы" за 1997 годы и некоторых других изданиях: "Сколько раз освящается вода на Богоявленские праздники, и как хранить ее в течение года? Большая вода — Богоявленская — освящается один раз 5 января, и о ней-то и сказано, чтобы по прошествии трех часов (дальнего ради расстояния, по прибытии — еще одного часа), хранить ее "опасно" — т.е. осторожно, соблюдать сохранно, как святыню, которую употребляют христиане, по рассуждению своего духовного отца, вместо причастия. По освящении воды всякий христианин имеет право кропить в своем дворе в течение трех часов, а "дальняго ради разстояния", т.е. если кому надо ехать домой за десятки, а иногда и сотни верст, то, по приезде на место, можно кропить свой двор в течение часа. Если же сказано в "Церковном оке", что "единажды, токмо с вечера освящати воду", то далее, в том же "Церковном оке" сказано, что списатель этой книги не знает, откуда этот обычай заимствован, и просит боголюбивых христиан, знающих это, "да просветят и нас", т.е. тех, кто писал это рассуж-дение. Очевидно, что Устав не запрещает освящать воду и 6 января, а только писавший это замечание не знал причины, почему это надо со-вершать. Причину же такого обычая мы находим в объяснении преподобного Максима Грека, который так говорит об этом. При патриархе греческом Фотии еще существовал обычай у принявших христианство, бывших язычников. Каждого первого числа месяца они раскладывали около своих дворов костер и перепрыгивали его, т.к. некоторые ново-обращенные в христианство придерживались языческих суеверий и ве-рили, что это перескакивание очищает человека и дает ему здоровье на месяц. Чтобы уничтожить такой языческий обычай, патр. Фотий сделал распоряжение каждого первого числа месяца совершать освящение воды и окроплять верующих. Это мало-помалу отучило христиан новообращенных от их языческого обычая. Тот же патриарх установил, чтобы в январе месяце, вместо первого числа, совершать освящение воды на самый праздник Богоявления, кроме уже положенного по уставу освящения большой воды накануне Богоявления, т.е. 5 января. Таким обра-зом установлен был обычай совершать освящение воды первого числа каждого месяца, за исключением января, когда освящение совершалось 6 числа и2 февраля, когда освящение воды совершалось на праздник Сре-тения Господня. Отсюда ясно, что 5 января освящается большая вода, а вода, освященная 6 января имеет силу ту же, что и вода, освященная первого августа. И хранить надо именно ту воду, которая освящена 5 января, о ней-то и сказано, что она заменяет иногда, по рассуждению настоятеля, святое причастие, когда кто окажется недостойным принимать Святые Тайны. Погрешают, поэтому те, которые не сохраняют этой воды только потому, что боятся ее пролить или разбить посуду. К сожалению, этот греховный и неправильный взгляд существует во многих местностях сре-ди наших христиан, и они, вместо того, чтобы благоговейно хранить свя-тыню, предпочитают избавить себя от забот по ее сохранности и выпи-вают эту святую воду в тот же день". Такие же разъяснения по поводу Богоявленской воды – "Великой агиасмы" имеются в древних церковных уставах, сочинениях святых отцов и древнехристианских писателей св. Киприана, Тертуллиана, св. Епифания, св. Василия Великого и других. Имеется также немало исторических свидетельств того, что на Руси христиане хранили воду, освященную именно в навечерие Богоявления. Более того, до 12 века в русской церкви вообще отсутствовал обычай второго освящения воды на утро Богоявления. Этот обычай прижился лишь после того как в церквях получил распространение Иерусалимский богослужебный устав. К сожалению, благочестивый обычай второго освящение воды в праздник Богоявления иногда приводил в недоумение малограмотных христиан. Так например, преподобный Максим Грек указывал на то, что некоторые невежественные люди считали что водоосвящение совершается дважды потому, что Христос был дважды крещен. Однако, это суеверие не имело большого распространения на Руси. Настоящая путаница началась лишь после церковного раскола. Так патриарх Никон, пристрастно изучая древние студийские уставы, вовсе запретил водоосвящение в самый день Богоявления: "А в самый день Богоявления … к совершению водоосвящения не дерзати, зане единое крещение поапостолу, а не два". Придерживающихся иного мнения Никон не забыл предать проклятию: "..кто по сем завещании дерзнет инако мудрствовати, да будет церковной казни повинен, еже есть проклятию и отлучению".Это решение было отменено собором 1666-1667 годов как не соответствующее современной греческой практике. Собор постановил возобновить двукратное освящение воды, совершая его в навечерие Богоявления и на следующий день. В противовес проклятьям Никона этот собор разработал свои, еще более страшные анафемы: "Если кто не послушает нас или начнет прекословить … предаем проклятию и анафеме как еретика и непокорника и отсекаем, как гнилой уд". Впрочем, возможность попасть под страшные проклятия собора и стать "гнилыми удами", не напугало новообрядческих богословов и издателей того времени. В новом, обязательном для общецерковного употребления Типиконе 1682 года, было вновь запрещено двукратное освящение воды. После смерти патриарха Иоакима новообрядческие богословы уже в четвертый раз вернулись к вопросу о освящении богоявленской воды. Издатели Типикона 1695 годана этот раз опять "разрешили" совершение второго освящения воды. К сожалению и на этом водосвятная чехарда не закончилась. В синодальном типиконе 1749 года статья о двухкратном освящении воды была вычеркнута. В Типиконе 1791 появилась снова. В 1794 поступил новый указ – не печатать такую статью. Нет указания на двухкратное освящение водыи в Типиконе 1814. Эта злосчастная статья в богослужебном уставе синодальной церкви появляется опять лишь в 1838 году. Водосвятная неразбериха конца семнадцатого – начала девятнадцатого века не только не внесла ясности в учение новообрядческой церкви по этому вопросу, но лишь усилила брожение мнений и умов. Сегодня небольшая часть новообрядцев продолжает хранить память о древней традиции и считает Великой Агиасмой лишь воду освященную в навечерие Богоявления. Другая часть никониан выработала учение "о трех водах" которое, к сожалению, сегодня почитается некоторыми как полностью православное. Самая большая часть новообрядцев приняло учение о том, что вода, освященная по уставу в навечерие Богоявления, и вода, освященная на следующий день, полностью равны по силе и являются одинаковыми святынями. Это дикое мнение противоречит не только учению св. отец и церковным уставам, но и всякому здравому смыслу. Во-первых, повторяя образ крещения Христова дважды мы действительно следуем мысли суеверов считавших, что Христос крестился дважды. Во-вторых, признавая, что освящение Богоявленской воды происходит лишь благодаря форме службы (Великое водосвящение) мы допускаем, что оно может совершаться в любое время и любое количество раз. Так, иногда, и происходит в никонианских церквях, когда великое водоосвящение происходит не только по два, но и по три, по четыре, по пять раз судя по количеству желающих приобрести эту воду. Ясно, что освящение Великой Агиасмы, святой Богоявленской воды, происходит только один раз в году. Это священнодействие подобно некоторым другим христианским таинствам имеет разовое время действования. Так например, человек может креститься только раз вы жизни, хотя бы и погружался после этого сотни раз. Также он может только раз в день приобщиться, хоть бы и пытался несколько раз принять Св. Дары. Справедливости радио тметим, что некоторые современные старообрядческие церкви вернулись к раннехристианской традиции исовершают освящение воды единожды – в навечерие Богоявления. Такая практика сегодня существуетвует в Славяно-Грузинской Древлеправославной церкви. О причащении (приобщении) Богоявленской водой О том, что в древней христианской церкви Богоявленской воды, Великой агиасмы, в качестве духовного утешения приобщались христиане не допущенные к причастию Св. даров знает каждый. В любой брошюрке посвященной святой воде читатель обязательно встретит фразу из старинного типикона: "Точию агиасму да пиет".(Агиасма –святыня (греч.)) То есть, вместо причастия, на время епитимии, кающийся грешник получал возможность потреблять Богоявленскую воду. Это тайнодействие имело высокий духовный, нравственный и церковный смысл. Люди совершившие грехи, отлученные от причастия телом и кровью Христовой и находящиеся под епитимей, наложенной духовным отцом, тем не менее не выпадали из церковного общения. В течении месяцев или лет отлучения от св. причастия они получали в качестве духовного утешениясв. Богоявленскую воду. При этом кающиеся грешники регулярно исповедывались духовному отцу, совершенствовали свою жизнь и осознавая свое неполноценное положение стремились к полноценному церковному общению во Христе - через причастие св. тайн. Отцы церкви, установившие это спасительное священнодействие, понимали, что лишение кающегося грешника любой святыни приведет его к отчаянию, унынию и даже отпадению от церкви. О необходимости приобщения св. Богоявленской водой говорил один из великих церковных учителей св. Иоанн Златоуст. Ему принадлежит одна из редакций Чина причащения святой водой великого Богоявленского освящения. Молитвы Иоанна Златоуста дошли до наших дней. Русская церковь имеет их в соответствующих последованиях помещенных в дораскольных и старообрядческих изданиях. Приобщение кающихся святой Богоявленской водой имело большое распространение в древней русской церкви. Сведения об этом мы можем найти в древних монастырских рукописях, богослужебных уставах, в дополнительных частях старинных Служебников12 – 16 веков и других письменных источниках. Подробная информация о приобщении св. Богоявленской водой содержится в сборнике преп. Кирилла Белозерского, так называемой "Энциклопедии русского игумена". Этот документ достаточно ясно и недвусмысленно рассказывает о бытовавших в Древней Руси канонических нормах и церковных правилах. В главе посвященной причащению говорится: "Якоже прежде проречеся о гресех каковых-либо – да отлучен будет или едино лето, или 2 лета, или 3,или 4,или 5, или 6, или 7, или по осьмих – пращати его противу силы коеждого … А на Рождьство Христово, и на Богоявление, и в Великий четверг и в Велия суботу, и на Пасхе- да вкушает агиасму, еже есть святая вода, и на ПетровДень, и на Успение Пресвятые Богородица…" (Энциклопедия русского игумена 14-15 веков. Сборник преп. Кирилла Белозерского.- СПБ, издательство Олега Абышко, 2003. С. 85) Таким образом, христиане, находящиеся под епитимией, могли приобщаться св. Богоявленской водой не только от случая к случаю, но и регулярно - каждый двунадесятый праздник, подобно остальным, удостаивавшимся св. даров. Наличие этой информации в личном сборнике преп. Кирилла Белозерскаго имеет для нас особое значение. Известно, что преподобный игумен духовно окормлял не только иноков, но и многих видных мирян тогдашней Руси. Потому его свидетельства несомненно указывают на общую церковную практику. Традиция приобщения Богоявленской водой сохранялась в обители преподобного Кирилла вплоть до церковного раскола. В келарском обиходнике монастыря, датированном 1655 годом, мы находим: "Аще кто по совету духовного отца недостоин причастия тела и крови Христа Бога нашего, и он причащается святые воды богоявленския и на святую Пасху, и на Петров день, и на Успение Богородицы, и на Рожество Христово, и на Богоявление Господне".(Келарский обиходник Матфея Никифорова старца Кирилло-Белозерского монастыря. – М.: Индрик, 2002. с. 102) После церковного раскола 17 века большинство древлеправославных христиан сохранило обычай приобщения святой Богоявленской водой. Как ни странно, но еще большему распространению потреблению Богоявленской воды способствовали лютые гонения воздвигнутые на старообрядцев. Многие церкви и монастыри были разорены и осквернены. Из-за отсутствия освященных престолов и антиминсов древлеправославные священники в некоторых местах не могли в течении многих лет служить св. Литургии. Однако даже в самых тяжелых условиях они каждый год совершали Великое освящение воды. Благочестивые люди хранили Богоявленскую воду как великую святыню в течении всей жизни и в случае невозможности принять тело и кровь Христову приобщались водой по великим праздникам, в случаях болезни и даже перед смертью. Стараясь опорочить людей, отказывающихся посещать господствующую церковь и приобщающихся по великой нужде вместо причастия Богоявленскойводой, синодальные миссионеры навесили на них ярлык "сектантов – водяников". Так об этом пишет видный "православный" богослов 19 века С. В. Булгаков: " При случае болезни они (старообрядцы – прим. автора) причащаются богоявленной водой, откуда и получили себе название "водяников".( Православие: Праздники и посты. Богослужение. Требы. Расколы, ереси, секты. М, - Современник, 1994. с. 308) После восстановления трехчинной иерархии в древлеправославной церкви не произошло никаких особых изменений в использовании Великой агиасмы. Как и раньше, она подавалась исправляющимся христианам в качестве духовного утешения. Так например, епископ Арсений Уральский писал в письме к священнику Стефану Лабзину: "Женщина, которая тайно у вас исправляется, а в доме молится вместе с никонианами, не должна быть допущаема до причащения святых таин тела и крови Христовой, но если брака ей почему-либо невозможно расторгнуть и христианской исправы во исповеди лишится не восхощет, то пусть приходит на исповедь, и для освящения ее можно подавать ей богоявленскую воду. Ибо в этом есть часть освящения". (Епископ Арсений Уральский. Оправдание Старообрядствующей СвятойХристовой Церкви. Письма. Москва,- Издательство "Китеж", 1999. С. 260) Совсем другая ситуация с Великой агиасмой сложилась в русской новообрядческой церкви. Желание уничтожить всех древлеправославных христиан подталкивает синод к законодательному изменению церковных канонов. С этой целью научный совет православных богословов разрабатывает ряд мер по обнаружению раскольников. Поскольку многие древлеправославные христиане под разными предлогами отказывались причащаться в новообрядной церкви, то иерархи господствующей церквирешили отменить нравственных каноны и епитимийные прещения установленных вселенскими соборами и отцами церкви. 28 февраля 1722 года выходит указ синода разрешающий допускать к причастию всех, независимо от совершенных грехов: "Того ради церковь святая, всегда едину власть имущая издавати правила к исправлению сынов своих, по разсуждению времен и нравов человеческих прощает исповедающимся древний канон, яко отраву от злоковарненных человек на погибель их употребленный. Кающегося же и исповедающего грехи своя, какие ни были, к причастию святых тайн припускает безотложно". После этого указа последовал и ряд других, подобных. Так в частности, был установлен штраф за отказ от исповеди и причастия, в армии и учебных заведениях причастие становятся обязательной повинностью за уход от которой следовало наказание. (Новообрядческая традиция допуска к причастию "безотложно" дожила до наших дней. Помалкивая об истинных причинах появления этого обычая, новообрядцы трактуют его проявлением особой пастырской любви, снисходительности к немощам современного человека.) Ясно, что при таком подходе к причащению святых тайн, духовное утешениев виде Великой Агиасмы уже не требовалось и не применялось. Чин причащения Агиасмой был изъят из богослужебных книг новой церкви. Сегодня большинство новообрядческих авторов рассматривают приобщение Богоявленской воды как древнюю, давно отмершую экзотику первых веков христианства. Некоторые из них допускают потребление богоявленской воды в любое время и даже приготовление на ней еды. В наши дни обычай употребления Великой Агиасмы в качестве духовного утешения продолжает существовать в лоне РПСЦ. Однако, к сожалению, он практикуется не так часто, как в дораскольной и дореволюционной старообрядческой церкви. Некоторые духовники, отлучая своих чад от причастия или даже временно не допуская к нему, попутно отлучают их и от всех остальных церковных святынь. Этот обычай нельзя считать вполне благочестивым по двум причинам. Во-первых, он не соответствует древней христианской и старообрядческой практике. Во-вторых, отлучение от всех церковных святынь выводит пасомого за рамки церковной ограды. Оставшись на долгие годы без священнодейственного общения с церковью, не ощущая действия благодати Христовой, христианин подвергается суровым испытаниям и тяжелым искушениям, могущим привести к разрыву с церковью. С другой стороны, регулярная исповедь и приобщение Богоявленской водой несомненно стали бы важнейшими элементами подлинно христианского покаяния, чаяния прощения, освящения, путем духовного возрождения человека. Приобщение Великой агиасмой могло бы помочь и многим новопришедшим христианам: крещеным в детстве, но не имевшим долгие годы общения с церковью, новокрещенным, присоединенным от еретических церквей. Всем известно, что многие из них не имеют духовного и аскетического опыта, не знают необходимых молитв, не могут содержать должный пост и говение. Временно не допуская таких людей до причастия св. тайн, духовники, тем не менее, могут сохранять таких христиан в церковном общении регулярно исповедуя и приобщая Богоявленской водой. Думается, что в наши дни древний обычай приобщения Великой агиасмой должен быть восстановлен в должном объеме. Глеб Чистяков (Москва) http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/247-1-0-779[/more]

Ответов - 183, стр: 1 2 3 4 5 All

Владимир: Партизан пишет: святая вода сегодня в кране или нет Вода набранная из крана и выставленая на балкон в ночь с 18 на 19 стоит годами не портится,сам проверял.

Партизан: Она и без балкона не портится, поэтому и вопрошаю.

Агния: Дмитрий пишет: А серьезно, откуда пошла эта традиция? Есть у меня грешным делом одно предположение , версия: Чувствует народ никониянский, что кропление да мочение в тазике частей тела все ж не есть крещение. Вот и сигают в прорубь . Довершаются. но это только версия)))


Партизан: Психологической достоверности версия не лишена, но по какой тогда причине ныряют староверы? И почему некоторые староверы ныряют, а другие нет?

Агния: Ну Вы ж понимаете, что я шутила. А что касается ныряний в среде староверов, то Церковь этому не учит. А уж люди много чего делают от себя. Жены стригут власы и в брюки облачаются. Мужи бороды бреют. Кто-то уже елки в храмы Божии тащит. На соседней ветке вон наперстными крестами предлагают увешаться и на гулянья пуститься. Много чего человеки делают, чему Церковь не учит.

Dmitry91477: Выскажу своё недостойное мнение: я думаю не стоит предаваться всем "крещенским забавам", но если человек истинно верующий, телесно здоровый и имеет желание на Святое Богоявление скажем так "вспомнить", я думаю в этом ничего плохого\антихристскаго нету. Но - "по вере вашей - да будет вам". Если это делается с добрыми Християнскими намерениями, думаю гнушаться этого не стоит. Лично моё мнение - если неправ, поправьте.

Aleko: Партизан пишет: но по какой тогда причине ныряют староверы? И почему некоторые староверы ныряют, а другие нет? На никониан насмотрелись и тоже захотелось по нырять. А теперь еще по примеру никониан и проруби стали вырубать в виде Креста. По моему мнению если купание в проруби это определенный народный обычай, то вот "иордани" в виде Креста это уже схоже с кощунством. Никонианам для привлечения людей в Церковь одной молитвы мало, не катит, народу экшен подавай, вот и организоввывают под праздники разные народные гулянки магическо-мистического характера, наподобии купания в проруби, регулярных крестных ходов, гастролей мощей, благодатного огня и др. А некоторые старообрядцы берут с никониан пример и продолжают от них по привычке перенимать.

Aleko: Владимирский собор 1274 г.1. О кресте, иже на земли и на леду пишют. Никтоже да не пишет на земли креста и на леду, егда воду крестят, да не оукаряемо боудет победное оружье наше. По крещении бо попирают ногами человеци, кони и весь скот и псы, потом и порты мыют и польют и сквернами. Не тем бо крестом освящаеться вода, доспеным на леду, нъ держимым священьничьскими руками. И неции глаголют, яко освятил есмь крест трижды и четырежды. И крестов много связавшее, вода крестити, и до осми дней в перенос носити, и потом разрешати кресты, - что сего несмысльства горее? Чьтуще и не разоумеем: да мы сотонины съблазны и многыми грехы связани, ищем крестом резрешитися. Крест бо освятился есть кровью Христовою и освящает вся – люди и водоу, а креста – никтоже: тъ како мы крест освящаем, вяжем и раздрешаем? Отселе не буди тако; аще ли, то проклинати повелеваем.

САП: Aleko пишет: купание в проруби это определенный народный обычай Игумен Даниил (1106-07 гг.): В самый праздник водокрещения, был на Иордане с всею дружиною моею, и видехом благодать Божию, приходящую на воду иерданьскую, и множество народа безчисленно тогда приходят к воде со свещами; и всю ту нощь бывает пение изрядно и свещь без числа горящь. В полунощи же бывает крещение воде; тогда бо Дух Святый исходит с небес на воды иерданьския. Человеки же достойнии добре видят, како всходит Дух Святый, а вси народи, не видят, но токмо всякому человеку радость бывает тогда в сердце. Да егда погрузят священницы крест честный и егда рекут «в Иердане крещающу Ти ся Господи», - и тогда вси людие вскачют в Иердани, крещающиеся в Иерданьстей реце, якоже бо Христос в полунощи крестился от Иоанна Aleko пишет: по примеру никониан и проруби стали вырубать в виде Креста. Раньше в Богоявление на Руси крестили в реках, как об этом свидетельствует Павел Алеппский, а крестильни по форме, часто бывают в форме креста, от сюда и кресчатая иордань: священники тотчас же крестят младенцев и мужчин, ибо этого дня ждут от года до года Купание в проруби удивляло иностранцев: Павел Иовий (1526г.), присутствовавший при водоосвящении, свидетельствует, что «по окончании церемонии недужные и больные бросаются в реку; быв уверены, что священная вода омоет нечистоту болезни»...Путешественник Герберштейн (сер.16в.) в своих записках уверяет, что в «Иордане» купались не только безнадежные больные, которых в воду погружали другие, но и матери купали в ней своих младенцев и «сейчас же вытаскивали»

Aleko: Вот и я говорю, что это народный обычай сигать в воду, причем русский, раз иностранцы этому удивляются. Причем со слов игумена Даниила и Павла Алеппского похоже, что было принято в этой иордани именно принимать крещение. А вот просто купание это уже частная людская инициатива. В этом году на Богоявление был в Старой Руссе, днем решили прогуляться по городу. Около никонианского Воскресенского собора на месте слияния рек Полисть и Порусья была организована такая кресчатая иордань. Когда подошли поближе до вокруг проруби оказалось все заплевано шелухой от семечек, кучей "бычков", фантиков, оберток, разного мусора и даже пустых пивных бутылок. Было ощущение, что здесь ночью было весело, эдакая тусовка. Не знаю, но меня как то не впечатляет. да и вот эти окунания в три погружения тоже как то сомнительно.

САП: Aleko пишет: Вот и я говорю, что это народный обычай сигать в воду, причем русский, раз иностранцы этому удивляются. Игумен Даниил (1106-07 гг.) о Богоявлении в Палестине: и тогда вси людие вскачют в Иердани, крещающиеся в Иерданьстей реце, якоже бо Христос в полунощи крестился от Иоанна Иностранцев удивляло, что сигали в прорубь!

Aleko: САП цитируя иг. Даниила пишет: вскачют в Иердани, крещающиеся в Иерданьстей реце, якоже бо Христос в полунощи крестился от Иоанна я может не правильно понял, но мне кажется здесь речь идет именно о крещении людей в реке иордане, так же как и Христос крестился.

Игорь_Яров: Aleko пишет: я может не правильно понял, но мне кажется здесь речь идет именно о крещении людей в реке иордане, так же как и Христос крестился. Но народ-тогда в целом был крещенный, крестились во младенчестве. Не младенцы же в прорубь ныряли? Если же предположить, что ето крестили каких-нибудь иноверцев(предварительно составив к Богоявлению списки :)), то наверное иностранцы обратили бы на ето внимание?

Полихроний: Церковные обычаи в Уставах показаны. А народные - кои осуждены, а о которых умолчано, как и о купании в праздник Богоявления. Прежде у староверов этого не было, да и у никониан досоветских не водилось

Severo: Aleko пишет: я может не правильно понял, но мне кажется здесь речь идет именно о крещении людей в реке иордане, так же как и Христос крестился. Мне тоже так показалось

Severo: Игорь_Яров пишет: Но народ-тогда в целом был крещенный, крестились во младенчестве. Не младенцы же в прорубь ныряли? В то время Иерусалим был не под владычеством Православных Императоров...там и сарацины и латыны жили

САП: Полихроний пишет: как и о купании в праздник Богоявления. Прежде у староверов этого не было, да и у никониан досоветских не водилось А кто и окунаться будет, под лед. И я буду, каждый год в ердани окунаюсь. Мало что мороз, а душе радость. В Ерусалиме Домна Панферовна вон была, в живой Ердани погружалась, во святой реке... вода тоже сту-у-деная, говорит. - А Мартын-плотник вот застудился в ердани и помер? - С ердани не помрешь, здоровье она дает. Мартын от задора помер. Вон уж и светать стало, окошечки засинелись, печки поглядеть надо, пусти-ка... - Нет, ты скажи... от какого задора помер?.. - Ну, прилип... Через немца помер. Ну, немец в Москве есть, у Гопера на заводе, весь год купается, ему купальню и на зиму не разбирают. Ну, прознал, что на Крещенье в ердань погружаются, в проруби, и повадился приезжать. Перво-то его пустили в ердань полезть... может, в нашу веру перейдет! Он во Христа признает, а не по-нашему, полувер он. Всех и пересидел. На другой год уж тягаться давай, пятерку сулил, кто пересидит. Наша ердань-то, мы ее на реке-то ставим, папашенька и говорит - в ердани не дозволю тягаться, крест погружают, а желаете на портомойне, там и теплушка есть. С того и пошло, Мартын и взялся пересидеть, для веры, а не из корысти там! Ну, и заморозил его немец, пересидел, с того Мартын и помер. Потом Василь-Василич наш, задорный тоже, три года брался, - и его немец пересидел. Да како дело-то, и звать-то немца - папашенька его знает - Ледовик Карлыч! - А почему Ледовик? - Звание такое, все так и называют Ледовик. Какой ни есть мороз, ему все нипочем. И влезет, и вылезет - все красный, кровь такая, горячая. Тяжелый, сала накопил. Наш Василь-Василич тоже ничего, тяжелый, а вылезет - синь-синий! Три года и добивается одолеть. Завтра опять полезет. Беспременно, говорит, нонче пересижу костяшек на сорок. (И.Шмелев "Лето Господне") Описывает детские воспоминания 19в.

Игорь_Яров: Severo пишет: В то время Иерусалим был не под владычеством Православных Императоров...там и сарацины и латыны жили Так речь-то собственно была не только про Иеросалим. Aleko и САП писали про иностранцев, наблюдавших это на Руси. Про что я и написал выше.

Severo: Игорь_Яров пишет: Так речь-то собственно была не только про Иеросалим. Aleko и САП писали про иностранцев, наблюдавших это на Руси. Про что я и написал выше. А я про фразу Даниила конкретно))

Игорь_Яров: Severo пишет: А я про фразу Даниила конкретно)) Касательно свидетельства Даниила, возможно так оно и есть.

Dmitry91477: Думаю, что ничего плохого окунуться в Воде, освященной в этот день самим Бгом нет. Это все же не "самокрещенство", а впрочем и Святое Крещение в этот великий праздник принять не возбраняется. А вот об этих действах стоит призадуматься. http://samstar.ucoz.ru/news/foto_dnja_kreshhenie_v_borodulino_permskogo_kraja/2010-01-19-3111

Aleko: Игорь_Яров пишет: Так речь-то собственно была не только про Иеросалим. Aleko и САП писали про иностранцев, наблюдавших это на Руси. Я тоже конкретно про фразу Даниила и про Иеросалим. А про свидетельства иностранцев в России я писал, что у нас это явно народный обычай, которому как раз и удивлялись писавшие иностранцы.

Jora: Aleko пишет: иордани" в виде Креста это уже схоже с кощунством. А ещё и троккретно, и с прознесением Лиц Святой Троицы... Нехорошо. Я так не делал никогда, т.к. у УЦставе нет ни слова, ни даже намёка.

САП: Jora пишет: Я так не делал никогда А у вас на водоемах лед бывает, такой толщины, что по нему ходить можно?

Jora: САП пишет: А у вас на водоемах лед бывает, такой толщины, что по нему ходить можно? Не каждую зиму, но бывает. В Уставе не указано, ещё и скомпрометировано внешними, поэтому и не делаю.

vinarevi55: Уважаемыя братие! Лед на Кубани бывает и достаточно крепок! Сейчас, например у нас на черноморском бреге -12 ниже нуля, у Георгия, мню, и все 15, так, что иордань сотворити проблемма редкая. - Азъ же к етому отношусь спокойно. Надо будет, ради Христа, и в свои 56 (без малого) окунусь без всякого риску для своего телеснаго здравия. - А то, что болеют и, паче, мрут прохлаждаясь в крещенскую ночь, или накануне, иль поутру, то, прежде всего, от бравады, верой там и не пахло! Языческое удальство, похвальба, и пьяный задор - мнит ми ся! - Никоне же "священствующие", яко и паписты (те, правда в другом), пиарятся, токмо воду в проруби вскипятить слабо, не впример, якоже для агиасмы.

Dmitry91477: vinarevi55 vinarevi55

Феодосия: - Каково отношение различных старообрядческих согласий к агиасме? - Освящаются ли абсолютно все водоемы в ночь на Богоявление наитием Духа Святаго или церковный чин над водой строго обязателен? - Где взять святую воду тем, кто живет очень далеко от храма? Хотите верьте, хотите нет, но "никонианская агиасма" хранилась у меня в доме, не портясь, по многу лет (до семи). Еще более удивительно, не протухают яйца, освященные на Пасху (сама кропила дома св.водой)! Они как-то мумифицируются сами собой и гремят, как погремушки. Одному такому яйцу уже 5 лет, несколько других лежат с прошлой Пасхи (к тому времени я уже покинула РПЦ МП). Кто-нибудь может дать всему этому какое-то разумное объяснение (если оно здесь вообще возможно)?

Феодосия: Спаси Христос, Сергей Александрович! Может, про пасхальные яйца (см.выше) что скажете?

А.Гоголев: Феодосия пишет: Каково отношение различных старообрядческих согласий к агиасме? Освящаются ли абсолютно все водоемы в ночь на Богоявление наитием Духа Святаго или церковный чин над водой строго обязателен? Где взять святую воду тем, кто живет очень далеко от храма? Игорь_Яров пишет: Великая святыня. Об освящении святой Богоявленской воды. Семьдесят лет господства безбожной власти не могли, конечно, не сказаться на церковной и духовной жизни наших христиан. Многие церковные истины, благочестивые обычаи и отеческие преданий, к сожалению, стали забываться. Вот как раз, именно, в эти годы разумные люди и особо почувствовали, что чудеса и благодать даются по вере. Aleko пишет: В Крещенскую ночь из любого открытого источника. В эту ночь освящается все водное естество. Как и многие придерживаюсь мнения Aleko. Считаю, что в Крещенскую ночь, освещается вся свежая питьевая вода, даже чистая с водопроводного крана. Вот уже 12 лет, наливаю две трёх литровые банки, и пользуюсь до следующего праздника. Отливаю, периодически, в пол литровую бутылочку, и она стоит у меня, под рукой, в моленной. Здесь, надо иметь в виду, что посуда для хранения должна быть хорошо вымыта, и находиться отдельно, от всяческих продуктов. За все упоминаемые годы, только раз вода испортилась. Случайно закрыл крышкой от огурцов, и получился конфуз. Вода протухла, и пришлось вылить на забор. Но, здесь, имейте в виду, что польза от святой воды, бывает только - по нашей вере.

А.Гоголев: Как известно, на праздник Богоявления Господня, вся питьевая вода на земле, освящается самим естеством Божьим. И замечено, что эта святыня, выказывает свою пользу, в большей мере, по вере. Обряд же, совершаемый священником над ней, фактически, не влияет на её свойства. Торжественность совершаемого действа, всего лишь, усиливает и укрепляет веру присутствующих в её чудесные свойства. Особенно, это важно для людей, которые верят больше не силу глагола, а в зримую манипуляцию обряда.

Sergey Sergeevich: Феодосия один мудрый человек (федосеевский наставник) сказал по этому поводу: Бог никому не остается должником. Т.е. кто просит с верой, тот то и получает. Другой федосеев наставник говорил мне, что и татар Бог слышит и молитвы их исполняет... Вот как. Я думаю, что Бог не таков, как в правилах для общего пользования, Он ВСЕГДА САМ по СЕБЕ, а правила для нас, что бы мы в худшее не пали...

Михайло: Феодосия пишет: про пасхальные яйца (см.выше) что скажете Краска закупоривает поры в скорлупе яйца и препятствует проникновению внутрь гнилостных бактерий.

Феодосия: Михайло пишет: Краска закупоривает поры в скорлупе яйца и препятствует проникновению внутрь гнилостных бактерий. [/quote Слишком материалистично,чтобы быть в данном случае верным! Фишка в том,что после покраски многие яйца дети побили, но и в трещинах они остались нетленны...]

Михайло: Феодосия пишет: Слишком материалистично,чтобы быть в данном случае верным! Законы материального мира также созданы Богом, и их существование не менее удивительно, чем их кажущееся "нарушение" в границах чудес, но обычно на это не обращают внимание из-за их обыденности. Для понимания даже так называемой Вами "фишки" не будет лишним почитать о строении куриного яйца. Это позволит сохранять простые яйца в хозяйстве более длительное время свежими

mihail: Михайло пишет: Законы материального мира также созданы Богом Тезка! Как всегда

Oleg23: Михайло пишет: Законы материального мира также созданы Богом, и их существование не менее удивительно Само существование мира чудесно, это даже Энштейн признавал, как он верил и в существование ТВОРЦА! Наука (кроме марксистской) не противоречит .

SPECTATOR: Михайло пишет: Это позволит сохранять простые яйца в хозяйстве более длительное время свежими Типа, все красить надо чтоль?

mihail: SPECTATOR пишет: Типа, все красить надо чтоль? Смотря в какой цвет! Ежили в красный, то можно ошпарить! Ежили в синий, то можно прищемить!

SPECTATOR: mihail пишет: Смотря в какой цвет! Ежили в красный, то можно ошпарить! Ежили в синий, то можно прищемить! У кого чего болит...



полная версия страницы