Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Ношение мирянами наперсных крестов. » Ответить

Ношение мирянами наперсных крестов.

Игорь_Яров: До революции, повсеместно существовала традиция ношения на груди на красивом гайтане или цепи креста. Причем обычай етот был распространен весьма широко, от Украины, до Поморья, Печоры, в Забайкалье зафиксирован у семейских. Мужчины носили крест поверх одежды, женщины же, в некоторых регионах прятали под передник, оставляя с наружи цепочку(напр. в Усть-Цыльме) Вот некоторыя картинки:

Ответов - 167, стр: 1 2 3 4 5 All

Игорь_Яров: Из известных личностей: олонецкий поэт Н.А.Клюев

Игорь_Яров: Еще: предположительно ярославское литье, кстати, тоже Усть-Цыльма

Игорь_Яров: Усть-Цыльма:


Константин Беляев: Но тем не менее, он тоже без Распятья.

Игорь_Яров: Константин Беляев пишет: Но тем не менее, он тоже без Распятья. Совершенно верно! С распятьем, наподобие современных никониянских тельников, носили на Украине и в южных губерниях, хотя и там тоже оставались и вполне староверския кресты. Вообще же, с распятием как правило были все энколпионы, хотя речь сейчас не о них. Тем более, что особенности их ношения доподлинно не известны. Здесь же, времена не столь отдаленные. На Пинеге лично говорил с женщинами, чьи матери еще надевали ети кресты на гулянья. Там кстати за передник их не подтыкали, а количество оных у невесты говорило о состоятельности семьи. Иногда, шли как никониянский архиерей, с двумя-тремя крестами на груди.

Игорь_Яров: Вот, кстати Вел. Устюг, конец XVII в.,из собрания музея Андрея Рублева: А ето - Каргопольский уезд, нач. XVIII века:

Игорь_Яров:

Aleko: Такие Кресты, только может чуть меньше размером и сейчас некоторые носят (но не поверх), у моей супруги такой. А вот то, что носили на красивых цепях да еще и поверх одежды впервые узнал. Очень интересно.

САП: Aleko пишет: А вот то, что носили на красивых цепях да еще и поверх одежды впервые узнал. Да, поскольку сейчас ета традиция умерла...

Игорь_Яров: Aleko пишет: А вот то, что носили на красивых цепях да еще и поверх одежды впервые узнал. Очень интересно. Есть довольно много литературы, но увы, отсканировать нечем, поетому, все что хотелось бы, в теме не удалось поместить, как будет возможность, выложю.

Игорь_Яров: Кое что по етому поводу: Собрание православных крестов Российского Этнографического музея формировалось с 1903 г. и до наших дней. Примерно половину крестов составляют серебряные, а остальные изготовлены из медных, оловянистых сплавов. В собрании Музея преобладает категория крестов, наиболее востребованная за пределами храмовой службы, - нагрудные: тельники и наперсные кресты, носимые поверх одежды в составе нарядного костюма. Кроме того, имеется и категория киотных крестов, важная для религиозной традиции в среде русских старообрядцев. Собрание охватывает все исторические периоды развития крестечного дела, отображая характерные для них композиционные стили: энколпионы XIII-XV вв.; производные от них монолитные, с развитой иконографией, кресты XIV-XVI вв.; специфически русские, весьма разнообразные по своей форме и семиотическим художественным средствам нагрудные кресты XVII-XVIII вв.; лаконичные по форме и выразительным средствам кресты XIX в.; наконец, традиционные по форме, но наделенные близким к иконописи замыслом авторские кресты рубежа XX-XXI вв., созданные талантливым петербургским мастером Ю. А. Федоровым. В целом собрание нагрудных крестов зримо воссоздает определяющие направления в развитии православного художественного мышления, реализующего в композиции креста - индивидуальной святыни - его главные функции и символы: уподобление его библейскому древу жизни, а также солнцу христианского учения. Представлены многие центры, в которых собрание киотных крестов позволяет охарактеризовать особенности православного восприятия, свойственные старообрядчеству. Директор РЭМ В.М.Грусман "Крест - святыня драгоценная". По материалам выставки православных крестов Для людей, исповедующих православие, носимый на груди крест - личная святыня, способ постоянной связи с другими верующими и Богом, знак устремления к духовной и эстетической цельности. Крест символизирует подвиг Христа и Его Воскресение. Выставка из собраний Российского этнографического музея посвящена исторической символике, а также типологии, формам бытования нагрудных крестов у православных мирян России, в различных этнокультурных традициях. В первом разделе выставки прослежены этапы развития крестечного дела с ХII-ХIII в. по XIX в. Здесь же, на материале изделий русских мастеров XVII-XVIII вв., представлены основные типы православной художественной реализации двух общехристианских идей: Крест Христов подобен библейскому Древу жизни и символизирует свет христианского учения, Апостольскую церковь. Тельники и более крупные кресты, носимые поверх одежды, получили широкое распространение уже с первых веков крещения Руси. В ХII-ХIII вв. преобладающим типом нагрудного креста были энколпионы - двустворчатые кресты-мощевики. Разнообразны формы четырехконечных киевских энколпионов: с округлыми, трапециевидными концами; со средокрестием, образованным дугами или уподобленным квадрату, ромбу. Иконографическая композиция обычно объединяла створы: на лицевой стороне помещалось изображение Распятия (без показа Голгофского креста), на оборотной - Богородицы, святых. В это же время появляются энколпионы с изображением русских святых, князей Бориса и Глеба. В XV-XVI вв. наряду с энколпионами весьма распространены производные от них кресты - повторяющие их форму (квадрифолий и др.), но монолитные и с более подробным изображением обстоятельств Распятия и более широким представлением святых. На верхнем конце креста нередко воспроизводился один из ключевых христианских сюжетов - Спас Нерукотворный, Престол Уготованный и др. На кресте появляются надписи: ЦРЬ СЛВЫ ("Царь славы") и NИK ("Ника", т.е. слава, победа). XVII-XVIII вв. - время расцвета русской крестечной традиции, опиравшейся не только на усвоение византийских и древнерусских образцов. В России тогда уже существовали различные центры изготовления серебряных, меднолитых крестов - в Москве, Твери, Великом Новгороде, Ярославле, Вологде, Великом Устюге и др. Определяющие факторы в разработке новых типов крестов - развитие религиозно-художественного мышления на Руси при создании храмовых крестов (купольных, фасадных), а также появление различных самобытных вариантов сочетания формы, иконографии и орнаментики, способов пластического, цветового выражения: символики библейского Древа жизни и света христианского учения. Так, начиная с XV-XVI вв. на русских нагрудных крестах, в отличие католических, Распятие могло замещаться изображением восьмиконечного Голгофского креста (непременно с косой планкой - подножием Распятого). Эта композиция, ставшая весьма распространенной с XVII в., расширила знаковые возможности пластики: изображенный на поверхности восьмиконечный крест, в единстве с копием и тростью, черепом Адама - это Крест Христов; а четырехконечный крест-изделие означал конфессиональную принадлежность его владельца. Более подробная информация о распятии - еще одно отличие русских крестов от западноевропейских. Кроме IНЦИ (соответственно упомянутому в Евангелии "Иисус Назорей Царь Иудейский"), на кресте непременно имелись надписи о Распятом: IС ХС // СНЪ БЖIИ ("Иисус Христос Сын Божий"). В добавление к прежним прославляющим надписям, находившимся на вертикальной планке, ниже рук Распятого, на горизонтальной планке креста-изделия помещался текст: КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛАНЯЕМСЯ ВЛАДЫКО И ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ СЛАВИМ. Идея победы над смертью и возможности воскрешения благодаря подвигу Христа передавалась надписью около черепа Адама: М. Л. Р. Б. ("Место лобное рай бысть"). Символика живоносного Древа жизни находила выражение в особенной форме концов креста - в виде округлого, овального лепестка, или бутонообразного, или трилистника. Кроме того, благодаря изображению идущих снизу вверх растительных побегов, обрамлению креста по периметру завитками, листьями, помещению растительных элементов в углы средокрестия и, наконец, благодаря эмалированию (обычно голубым, синим, зеленым, желтым цветом) и помещению каст с драгоценными камнями на лицевой стороне креста. Второе общехристианское символическое значение передавалось лучами, идущими из средокрестия креста - по одному, проходящему по биссектрисе этого угла, или, чаще, по три луча из каждого угла, и тогда общее их количество символизировало двенадцать апостолов, учеников Христа. На оборотной стороне креста обычно помещался текст одной из двух молитв, прославляющего характера: "ДА ВОСКРЕСНЕТ БОГ И РАЗЫДУТСЯ ВРАЗИ ЕГО И ДА БЕЖАТ ОТ ЛИЦА ЕГО НЕНАВИДЯЩИ ЕГО И ЯКО ИСЧЕЗАЕТ ДЫМ ДА ИСЧЕЗНУТ И ЯКО ИСЧЕЗАЕТ ВОСК ОТ ЛИЦА ОГНЯ ДА ПОГИБНУТ БЕСЫ ОТ ЛИЦА ЛЮБЯЩИХ БОГА НАШЕГО" или "КРЕСТ - ХРАНИТЕЛЬ ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ КРЕСТ КРАСОТА ЦЕРКОВНАЯ КРЕСТ ЦАРЕМ ДЕРЖАВА КРЕСТ БЕСОМ ЯЗВА". Молитва усиливала обережную функцию носимого на груди креста. Нагрудные кресты, появившиеся в XIX в., имели более простую форму, нередко без обрамления по периметру и без декора во внешних углах средокрестия. Вместе с тем им присуща более подробная иконография страстей Христовых: на оборотной стороне могли помещать изображения молотка и гвоздей, лестницы и др. В конце XX - начале XXI в. в связи с возрастанием религиозности усиливается потребность в ношении креста и вновь появляются крестечные композиции, в основном повторяющие типы XVII-XVIII вв. К числу мастеров, развивающих русскую православную традицию, принадлежит петербургский ювелир Ю.А. Федоров. Используя традиционные формы нагрудных крестов, мастер расширяет круг представляемых на них христианских иконописных сюжетов, что усиливает сопричастность верующего, владельца, креста с историей православия и Церковью. Во втором разделе выставки охарактеризовано своеобразие типов нагрудных крестов у других православных народов, входивших в состав российского государства в XIX- начале XX вв. Впервые широко представлены способы ношения креста в составе праздничного костюма, когда ярко проявлены те функции, которые присущи бытованию креста в народной среде: в качестве необходимого элемента в создании цельного эстетического облика и оберега. В среде русского населения в конце XVI- XVIII в. крест носили на массивной цепи, звенья которой имели форму кружков, заполненных завитками, или S-образных элементов и составлялись в два-три и более ряда. С конца XVIII в. серебряные, бронзовые цепи нередко состояли из рядов строенных, счетверенных восьмерок. В XIX в. у крестьян нагрудный крест - деталь женского праздничного костюма носили на "гайтане" - широкой бисерной цепи или тканой тесьме, кумачовой полосе, украшенной бисером и дополненной по обе стороны от креста бусинами из янтаря (которому приписывали обережную силу), цветного стекла, пасты. Украинские кресты, изготовлявшиеся в XVII- XIX вв. на территории Воронежской, Харьковской губ., а также в Галиции (ныне западная Украина), характеризуются своеобразной проработкой раннесредневековых художественных традиций. Распространены были кресты, все полупланки которых расширялись от средокрестия и имели трапециевидную форму, а также прямоконечные кресты с треугольниками, ромбами и / или перекрестиями на всех концах. На поверхности обычно изображалось распятие (без Голгофского креста), надписи нередко отсутствовали. Два общехристианских символа, связываемых с Крестом Христовым, передавались элементами, помещаемыми в углы средокрестия и извне у концов, при этом луч и двойной завиток нередко соприсутствовали и даже дополнялись перекрестием. На концах гуцульских крестов нередко изображались восьмиконечные звезды и концентрические круги - деталь раннесредневекового крестечного декора. Кресты отливались из бронзы, латуни, реже из серебра. Их носили на витых металлических цепочках, трехгранных в сечении, или на кожаной тесемке, декорированной латунными бляшками. У гуцулов распространено было женское шейное украшение згарда состоящая из нескольких, от трех до двенадцати и более крестов, подвешенных на цепочке и разделенных пружинками, трубочками. Грузинские мастера в XVIII- XIX вв. отливали кресты из серебра, реже из золота. Нередко встречались равноконечные кресты с расширением всех полупланок. Характерная особенность иконографии - изображение святого Георгия, признаваемого покровителем грузинского народа. Кресты, носимые в составе нарядного костюма, декорировались драгоценными камнями, а также, что характерно для византийского искусства, металлическими подвесками в форме лепестков, бубенчиков. Нагрудное украшение могло включать в себя и несколько крестов, закрепленных на серебряной цепи. У православных эстонцев-сету (проживавших на территории Псковской губ.) широко бытовали серебряные кресты, изготовленные русскими мастерами. Вплоть до середины XIX в. у молодых женщин-сету существовал оригинальный способ включения креста в состав праздничного костюма: множество крестов подвешивали на массивную серебряную цепь, и при ходьбе они звенели, выполняя обережную функцию. Позднее в нагрудное украшение входили не более двух крестов. У народов Поволжья - мордвы, марийцев, крещеных татар и чувашей - серебряные или медные кресты русской работы входили в состав нагрудных, шейных украшений. Крест (реже несколько крестов) помещался, как и у русского населения, на бисерный гайтан, с дополнением серебряных монет, либо бисерную застежку на рубахе, либо на ожерелье из раковин каури. У народов Восточной Сибири - якутов, эвенков, эвенов - наряду с крестами русской работы, привезенными из европейской части страны, бытовали и отлитые по их образцу, из серебра или сплавов цветных металлов, якутские кресты. Традиционные крестечные формы дополнялись гравированными изображениями Голгофского креста (без показа Распятия) и черепа Адама, краткими надписями. Крест носили на металлической цепочке поверх одежды; у эвенков иногда закрепляли сразу несколько крестов на меховой нагрудник, создавая тем самым единое украшение. Будучи в первую очередь индивидуальной святыней, православный крест и прежде и в настоящее время служит объединению христиан, принадлежащих разным этнокультурным традициям. Выставка демонстрирует исторически сложившиеся формы соединения символики креста и эстетики народного быта.

Kostya28: На Пинеге лично говорил с женщинами, чьи матери еще надевали ети кресты на гулянья. Там кстати за передник их не подтыкали, а количество оных у невесты говорило о состоятельности семьи. Иногда, шли как никониянский архиерей, с двумя-тремя крестами на груди. Получается, что мирянам позволительно носить более одного креста? Или есть какие-либо правила на счет этого?

САП: Игорь_Яров пишет: но увы, отсканировать нечем Цифрового фотика нет? Можно сфотать и файнридером распознать, я частенько так делал, когда сканера не было. Kostya28 пишет: Получается, что мирянам позволительно носить более одного креста? Ну, да один тельный, другой наперсный, поверх одежды - украшение.

Игорь_Яров: Natalia пишет: А как вам такие перлы: ...по обе стороны от креста бусинами из янтаря (которому приписывали обережную силу)... ...множество крестов подвешивали на массивную серебряную цепь, и при ходьбе они звенели, выполняя обережную функцию... Не верю этому. Кто автор ? Вы наверное прочли, что сие написано про нерусския народы. Что же с них взять-то? В целом же традиция ношения таких крестов вполне православная, и любом случае, весьма древняя. Автор указан. Не я :).

Игорь_Яров: Sergий пишет: Посему, я считаю кощунственнымъ выставлять эту Святыню напоказъ покрасоваться Покрасоваться, ето конешно плохо... Вы однако, укажите кое правило запрещает носить Крест поверх одежды, и попутно с етим докажите, что такой практики не было в древности. Пока же Вы токмо воздух сотрясаете. Еще буду очень признателен, если возьмете на Себя труд указать свое упование.

Игорь_Яров: http://slil.ru/28504668

Игорь_Яров: vinarevi55 пишет: Увольте! - Украшать себя "бижютерией" Читайте внимательно свои писания: vinarevi55 пишет: укращать себя Пишете грамотно, и внимательно читайте оппонента. vinarevi55 пишет: и прочая мудрствования от лукаваго (дабы показать свою ученность) Ето Вы про себя пишете? vinarevi55 пишет: на сем велия толерантном (ко всякой ереси) форуме! Если у Вас такое мнение о данном форуме, какой смысл в Вашем здесь присутствии? И последнее, вопрос для самых одаренных: Как по Вашему бытовавшая в народе традиция ношения крестов мешает спасению? Каким собором, св. отцом она запрещена? Почему християне для повышения своего кругозора не могут ознакомиться с данной темой? Очень хотелось бы, услышать вразумительные ответы, поскольку пока что, кроме словоблудия и оскорблений форума и оппонентов, Вы на свет не произвели. Все приведенные Вами цитаты можно с таким же успехом применить к Вашим мудрованиям.

Игорь_Яров: Natalia пишет: Игорь, простите меня за невнимательность. Вы тоже простите меня за "учтивость". По ставрографии выложил выше ссылку на очень достойную книжку "Образ Креста", если интересно, можете ознакомиться.

Игорь_Яров: Монография "Народный костюм Русского Севера в собраниии Архангельского музея изобразительных искусств" Л.Ф.Кислуха: "На "метище" съезжались не только и парни со всей округи - приезжали гости из соседних волостей. Эти мероприятия превращались в настоящие смотрины, где решалась судьба многих юных сердец - выбирали невесту, "приглядывали" жениха... Особенно эффектно на этих праздниках смотрелись девушки - "повязочницы" и богатых крестьянских семей, чьи наряды были самыми дорогими. Они стояли на "метище" столбами, не смея шелохнуться: "роскошно разряженные... на затылке к золотой повязке из широкого позумента привязано множество ярких лент, которые шелковым каскадом спускаются по спине; на лбу и на висках - жемчужные переплеты". Известно, что вся их одежда весила около сорока килограммов. Сложный наряд девушки - "повязочницы" состоял из множества предметов и деталей, каждому из которых уделялось особое внимание. В него входили: короткая ситцевая рубашка с широким рукавом(полурубашье), шелковый сарафан, "коротена" и головной убор-повязка. Обязательными атрибутами являлись также шелковые платки, которые носили на плечах, а также шейные и нагрудные украшения - жемчужный или бисерный "наборочник", янтарные бусы и цепи с крестами."

САП: vinarevi55 Игорь_Яров Чего ссориться то? Была такая традиция на Руси - ношение простецами наперсных крестов (без Распятья) на нарядных гайтанах как украшение. Сейчас эта традиция умерла. О чем спор-то? Хорошая была традиция или нет?

САП: vinarevi55 пишет: не традиция сие было, Слава Богу, а вольнодумство и вероотступничество! Думайте как хотите, но многие староверцы держались такого обычая и в грех это не вменяли. Я таковых крестов много видел. Были да же женские подвески с такими крестами.

Игорь_Яров: САП пишет: но многие староверцы держались такого обычая и в грех это не вменяли. Я таковых крестов много видел. Были да же женские подвески с такими крестами. Серег! А не выложишь свои материалы?

Игорь_Яров: Еще фотографии:

Игорь_Яров:

САП: Игорь_Яров пишет: А не выложишь свои материалы? Я по наперсным крестам специально материалов не собирал, а вот встречались они мне весьма часто, из чего и сделал вывод об распостраненности сего обычая в прошлом...

Игорь_Яров: САП пишет: а вот встречались они мне весьма часто, А из чего ты сделал вывод, что оне наперсные? По размерам?

САП: Игорь_Яров пишет: А из чего ты сделал вывод, что оне наперсные? По размерам? Я их встречал и с гайтанами, вот такие:

Игорь_Яров: САП пишет: Я их встречал и с гайтанами, вот такие: А где?

САП: Игорь_Яров пишет: А где? Их много было у Передереева.

Игорь_Яров: САП пишет: Их много было у Передереева. Прости мою безграмотность, но все- таки, ето где?

Игорь_Яров: А вот Московское литье, конец XVIIв. тоже муз. Андрея Рублева:

Игорь_Яров: Вот еще картинки из монографии Кислухи: А ето из собрания коллекционера старинной одежды Веры Голубевой:

САП: Олег пишет: Наперсные кресты, причем с изображением распятия и с изображением святых были на Руси и в 15 веке, так что не волнуйтесь http://forum.relicvia.ru/topic2775.html

САП: Игорь_Яров пишет: ето где? Он собирал их на Севере (Мезень и пр.) и в Зоволжье.

Агния: Игорь_Яров пишет: Вот еще картинки из монографии Кислухи: А ето из собрания коллекционера старинной одежды Веры Голубевой: Красотишша. Только причем тут староверы?

Агния: Вот коптская церковь самая древняя ,айда все как у коптов делать. Копты — египетские христиане, представители одной из самых древних ветвей христианства, сохранившие в своей истории и культуре черты, уходящие корнями в глубину веков, в мир фараонов и их подданных.

Агния: Жаль картинки не умею ставить. Вам бы понравились. Там у коптов и кресты красивыя и костюмчики , а главное древность не чета нашей.

vinarevi55: Игорь_Яров пишет: Вот еще картинки из монографии Кислухи: А ето из собрания коллекционера старинной одежды Веры Голубевой: Агния - а какия величави и надменни сии жены, красящия себя узорами, бижютерией и прочими побрякушками с християньской символикой! - Все уже было, сестра, и сии естеты не открыли америки, уверяю вас .

Игорь_Яров: vinarevi55 пишет: Агния - а какия величави и надменни сии жены, красящия себя узорами, бижютерией и прочими побрякушками с християньской символикой! Во первых ето не жены, а девицы, изучайте материал:) А то что Вы приняли за надменность - чинность и степенность, которых в наше время не найдешь. Агния пишет: Копты — египетские христиане Вы правда считаете еретиков-монофизитов християнами? По Вашей трактовке, ето иначе как полизать блевотины зловерия не назовешь. Агния пишет: Там у коптов и кресты красивыя и костюмчики , а главное древность не чета нашей Для меня ценны не древность и эстетика, а впервую очередь принадлежность сего обычая нашей вере и культурной традиции. Если для Вас ето не очевидно, Ваша проблема. Агния пишет: Красотишша. Только причем тут староверы? Шестьдесят процентов Пинежскаго уезда до революции - староверы(филипповцы и аороновцы) А вы себе староверов в чем представляете в немецком платье? У християн одежда делилась на моленную и мирскую. Мирская тогда была такой. Изучайте предмет.

vinarevi55: Агния - Изучай, не изучай, но до лютеров нам все равно далеко,... Нам бы в благочестии веры устоять, да и довлеет нам! - А жены ето не всмысле супружницы, а всмысле жены (половое различие) - ну чего непонятнаго для християнина? - хотел сказать Игорь_Яров, мнит ми ся. - Да пусть она, хоть трижды пребывает (телесно) девою, но растленна гордынею, надменностью и превозношением, в ея понятии, над остальными низшими ( в тленном богатстве, или же в истинности вероисповедания), уже ето одно отдаляет сию от спасения зело! А иначе для чего и украшаться, то бишь выпендриваться???



полная версия страницы