Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Ношение мирянами наперсных крестов. » Ответить

Ношение мирянами наперсных крестов.

Игорь_Яров: До революции, повсеместно существовала традиция ношения на груди на красивом гайтане или цепи креста. Причем обычай етот был распространен весьма широко, от Украины, до Поморья, Печоры, в Забайкалье зафиксирован у семейских. Мужчины носили крест поверх одежды, женщины же, в некоторых регионах прятали под передник, оставляя с наружи цепочку(напр. в Усть-Цыльме) Вот некоторыя картинки:

Ответов - 167, стр: 1 2 3 4 5 All

Михаил Родин: Игорь_Яров, очень интересная тема, спаси Христос за информацию!

Игорь_Яров: САП пишет: Он собирал их на Севере (Мезень и пр.) и в Зоволжье. А заволжские какого типа?

Игорь_Яров: Михаил Родин пишет: Игорь_Яров, очень интересная тема, спаси Христос за информацию! И Вас спаси Христос, рад, что Вам было интересно! Если есть какие-нибудь материалы, выкладывайте, тема еще не достаточно изучена.


Косолапый: интересный этнографический матриал, я тоже про такое читал где-то. Но это не более, чем простонародные некнижные традиции. Выгребать с молитвой дерьмо за коровой при переезде или кормить куриц с заслонки на Великий четверг - из той же оперы, от христиантва там - одна наружность. Все-ж таки крест надевать на гулянку - кощунство, жена пляшущая - подруга диавола. Когда супруги честно сходятся, и то повелено крест тельный снимать, а пляшущей девке, которая, по Златоустому, блудит со многими, на нее смотрящими, так и подавно.

Игорь_Яров: Вот еще из "Народного костюма Русского Севера": Костюм невесты из деревни Ваймуши, снимок 20-х гг.: А вот по заказу, женский костюм, теже места: Посад Ненокса две девушки и женщина:

Игорь_Яров: В начале темы, я писал про южно-русскую традицию ношения Креста на бисерном гайтане, вот картинки: Орловская губерния, Севский уезд,деревня Логаревка 1904г. Здесь крест с распятьем никониянскаго образца: Воронежская губерния, 1908г.: Тульская губерния, конец XIX века: Рязанская губерния, конец XIX в.: Тульская губерния, Новосильский уезд, село Паньково : Воронежская губерния, 1910г. : Тульская губерния, Новосильский уезд, село Вышняя Залегощь 1902г., девушки в праздничных костюмах:

Игорь_Яров: А вот Архангельская губерния, крестов здесь нет, но думаю небезынтересно посмотреть на типажи: Летний берег, посад Луда, 1910г.: Архангельская губерния, Архангельский уезд: Там же, 1867 г.: Фотографии из книги: "Русский традиционный укостюм", Н. Сосниной и И. Шангиной, рецензент - кандидат исторических наук Л. Лаврентьева. СПБ Искусство 2006.

Игорь_Яров: А вот из энциклопедии "Русский народный костюм из собрания государственного музея этнографии народов СССР",Ленинград "Художник РСФСР" 1984 :

Игорь_Яров: А вот еще из книги Шангиной: Цепь- нагрудное металлическое как женское, так и мужское украшение. Цепи получили большое распространение в народном костюме с древнейших времен. Они делались как из драгоценных так и из простых металлов и украшались сканью, зернью, эмалью. Цепи использовались в виде самостоятельных украшений и в качестве цепочек для подвешивания крестов, образков. В русском ювелирном искусстве различа¬лось несколько разновидностей этого типа украшений. Одну из них представляли кольчатые, или кольчужные, цепи, отличавшиеся массивностью и некоторой грубоватостью исполнения. Они были преимущественно мужскими украшениями. Основным элементом в кольчатых цепях являлись

Михаил Родин: Вот, нашёл интересную цитату. "Цепь с крестом (фото 4) — особое украшение. Называли ее цепь "колетцатая", так как ширину ее составляли несколько скреп¬ленных между собой маленьких колечек — от двух до пяти. "Двухколетчатые" — узкие, "пятиколетчатые" — широкие, они и стоили дороже, особенно если цепь была серебряная. Различие в этих украшениях тоже говорило о достатке семей. На цепь подвешивался крест, массивный, медный либо серебряный, или из простого металла. Одновременно носили от одной до трех цепей с крестами. Если надевали три креста, то один располагался по центру, а два других — по краям. П. С. Ефименко пишет: "...к шейным украшениям относим: кресты, они бывают деревянные (кипарисные), медные и серебряные массивные, висят на шеях... на серебряной широкой цепочке"'9. Цепи были настолько длинными, что кресты находились почти у пояса. Как свидетельствуют ис¬точники, носили на Пинеге и цепи без креста, либо крест прятали под сарафан. По всей видимости, это связано с антирелигиозной пропагандой в советский период, что подтверждают и некоторые помнящие старину пинежанки."(Л. Ф. КИСЛУХА "ДЕВИЧИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ повязочницы НА ПИНЕЖЬЕ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА") Лично от себя добавлю, что в принципе употребление креста в качестве украшения не предосудительно само по себе. Крест, по-разному стилизованный, употребляется в качестве украшения многих священных предметов, часто крестами украшаются священнические одежды (имею в виду орнамент из крестов, а не просто кресты в положенных местах на патрахели или фелони), есть кресты на папахах и кубанках... Если в этом украшении выражается преданность человека Христу, то это украшение только на пользу. Кстати, именно поэтому оно и употребляется для обрамления груди (персей -- наперсный крест), где сердце наше, и главы (на кубанках, например), где наш разум. Да владычествует Господь Исус над сердцем и разумом. Для християнина куда радостнее украсить свой костюм не языческими мотивами из солнц, радуниц, трав, деревьев или животных, а Крестом Господа и Спаса. Другое дело, если крест употребляется чисто для стилистики, без смысла. Украшение ради украшения. В этом случае и само украшательство бесполезно и пошло, и часто бывают откровенные кощунства. В данном случае без разницы, с каким крестом на сиськах сфотографируется полуголая тётка: с нательным или наперсным, с православным или латинским -- всё одно, кощунство.

Игорь_Яров: Агния пишет: Красивы и разнообразны народные традиции на Руси, да не все наши , християнские. Какие то из них остатки языческих верований, какие то басурманами навеяны, какие то латинами притащены, Русскаго народа нет: одни финно-угорской кровью загрязнены, другие татарской, третьи под Литвой были, мордва, чуваши , зыряне , чудь.... Вы сами-то видете логическое завершение Ваших выводов? Вам с vinarevi55 срочно надо создавать свой народ, в парралель с упованием, не загрязненные ересями и инородцами. Только все таки название себе другое придумайте, а то ведь спутают Вас не дай Бог с кем нибудь :) И не тратьте время попусту, а то к концу света не успеете!

Игорь_Яров: Михаил Родин пишет: Другое дело, если крест употребляется чисто для стилистики, без смысла. Украшение ради украшения. В этом случае и само украшательство бесполезно и пошло, и часто бывают откровенные кощунства. В данном случае без разницы, с каким крестом на сиськах сфотографируется полуголая тётка: с нательным или наперсным, с православным или латинским -- всё одно, кощунство. Спаси Христос за хорошую статью! Касательно приведенных Вами выводов, полностью согласен. От себя добавлю, что как некий перегиб в угоду чистой эстетике можно рассматривать, традицию ношения 2-х и более крестов, о чем я писал выше. По сути через ето смысл Креста несколько нивелируется, но я думаю, что на той же Пинеге ето уже позднее явление, сродни с тем, когда в последние предреволюционные годы уходила старинная геометрическая вышивка, забывалось значение отдельных орнаментов, а на смену приходили цветочки срисованные с мыльных оберток.

Михаил Родин: Игорь_Яров пишет: От себя добавлю, что как некий перегиб в угоду чистой эстетике можно рассматривать, традицию ношения 2-х и более крестов, о чем я писал выше. По сути через ето смысл Креста несколько нивелируется Ну да. Интересно и то, что наперсный крест (весь из злата, в каменьях!!!) был неотъемлемым элементом царского наряда. Некоторые здешние враги украшений, интересно, станут возмущаться таким "кощунством"?

Игорь_Яров: Михаил Родин пишет: царского наряда. Некоторые здешние враги украшений, интересно, станут возмущаться таким "кощунством"? Ну цари -то разныя были, да и куда им до современных "ревнителей"! Благочестие не то...

Игорь_Яров: Косолапый пишет: интересный этнографический матриал, я тоже про такое читал где-то. Но это не более, чем простонародные некнижные традиции. Выгребать с молитвой дерьмо за коровой при переезде или кормить куриц с заслонки на Великий четверг - из той же оперы, от христиантва там - одна наружность. Все-ж таки крест надевать на гулянку - кощунство, жена пляшущая - подруга диавола. Когда супруги честно сходятся, и то повелено крест тельный снимать, а пляшущей девке, которая, по Златоустому, блудит со многими, на нее смотрящими, так и подавно. Однако етой традиции держатся и Ваши одноверцы. В Усть-Цыльме например. К тому же надо отметить, что во время соблюдения етих простонародных традиций, вера была крепка, чего не скажешь про времена нынешния... Да и где Вы прочли про пляски? Я про них ничего не писал, да и не было такой традиции в староверческих селах Пинеги, Мезени и Печоры. На гуляньях все ходили чинно, максимум, хороводы водили. И по поводу снятия тельника во время соития с женой, полностью согласен с Вами, сам сего придерживаюсь, токмо к теме нашего разглагольствования сие не относится.

Aleko: Игорь_Яров пишет: Русскаго народа нет: одни финно-угорской кровью загрязнены, другие татарской, третьи под Литвой были, мордва, чуваши , зыряне , чудь.... Если так подходить к вопросу, то вообще нет никаких народов... может оно и верно есть христиане и не христиане. Кстати тепреь любой желающий может незадорого сделать тест ДНК и узнать какой он крови, финоугр, татарва аль славянин.

Игорь_Яров: Aleko пишет: Если так подходить к вопросу, то вообще нет никаких народов... может оно и верно есть христиане и не христиане. Кстати тепреь любой желающий может незадорого сделать тест ДНК и узнать какой он крови, финоугр, татарва аль славянин. Ето я показал логическое завершение мудрствований Агнии.

Михаил Родин: Христианство всегда поглощало культурные особенности обращающихся к Христу народов. Поэтому, думаю, естественно, что у славянских и финно-угорских племён, которые украшают свой наряд ЖИЗНЕННО ВАЖНЫМИ, часто магическими, символами, при переходе в христианство так прижилась традиция украшать одежду крестами -- самым жизненным символом. Христос -- Живот наш. А про снятие тельников при супружеской жизни -- это, кажется, есть только местами у беспоповцев. По-моему, никаких святоотеческих правил на этот счёт нет. Насколько я знаю, тельник не поганится ни в бане, ни на честном супружеском ложе, ни при грязных работах. А если я снимаю крест, который выражает мою преданность Спасу и отгоняет бесов, то становлюсь как нехристь. "Крест -- бесом язва", и тем более его нельзя снимать в то время, когда могут одолеть греховные страсти.

САП: Михаил Родин пишет: А про снятие тельников при супружеской жизни -- это, кажется, есть только местами у беспоповцев. По-моему, никаких святоотеческих правил на этот счёт нет. Насколько я знаю, тельник не поганится ни в бане, ни на честном супружеском ложе Тут та же логика, что нельзя сразу после совокупления прикасаться к святыни. Ну, и чтоб с креста вода не лилась в поганую воду.

Михаил Родин: САП пишет: Тут та же логика Правил, как я сказал, насчёт тельника нет. Его же не снимают, когда ходят до ветру, что делают, например, с мантией иноки. Так что логики здесь мало. А то получится "бодание логиками". С одной стороны -- стекание воды, а с другой -- ограждение от бесов. Лучше не столько на логику, сколько на правила опираться. И ещё стоит просто признать как факт, что в отдельных беспоповских согласиях есть традиция снимать в бане тельник, а в большинстве других согласий есть традиция не снимать. То же -- с супружеским ложем. И не стоит опровергать одну традицию другой. Несостоятельность традиции можно обосновать только однозначным запрещением от святоотеческих правил.

Михаил Родин: САП Мне одна християнка рассказывала, как нечаянно в ванной с одеждой сняла нательный крест, а когда купалась, её как будто душить стали и ужас обуял. Почувствовав рукой, что на груди нет креста, она ещё больше испугалась и начала его искать. В себя пришла только тогда, когда его снова с молитвой надела. Думаю, сторонники снимания креста тоже могут привести "страшные истории из жизни", поэтому, по-моему, лучше ни на опыт и ни на логику не опираться безоглядно. Но только на правила. Святые отцы, они умнее нас были.

САП: Михаил Родин пишет: Правил, как я сказал, насчёт тельника нет...И ещё стоит просто признать как факт, что в отдельных беспоповских согласиях есть традиция снимать в бане тельник, а в большинстве других согласий есть традиция не снимать. То же -- с супружеским ложем. И не стоит опровергать одну традицию другой. Несостоятельность традиции можно обосновать только однозначным запрещением от святоотеческих правил. Енто точно.

Косолапый: Игорь_Яров пишет: Однако етой традиции держатся и Ваши одноверцы. ну, во-первых, ее держатся не только они, а во-вторых, некоторые мои единоверцы (и не только они), напимер, носят булавку от сглаза. И это ровным счетом не говорит об их христианстве. Кстати, некоторые говорят, что нельзя руку при крестном знамении опускать ниже пояса - а тут аж гантайн с крестом заправляют в пояс Вот вы и скажите, какая из этих традиций "более христианская". Игорь_Яров пишет: К тому же надо отметить, что во время соблюдения етих простонародных традиций, вера была крепка, чего не скажешь про времена нынешния согласен. Но крепка была вера не только в Бога, но и в "чох, полет птиц, ворожбу" и т. д., за что положена епитимья в потребнике. Крест как "оберег" - несомненное кощунство, так же, как и нашептывание "Отче наш" на воду, по Златоустому, "аще и святых будут призывание, аще и знамение креста явственне будет являтися, подобает нам сицевых бегати". Игорь_Яров пишет: На гуляньях все ходили чинно, максимум, хороводы водили это идеализация, плясали еще как, знаю не по наслышке. Да и хоровод, имевший в языческие времена ритуальный смысл, тоже не такая уж невинная забава. Думаю, что традиция эта был не из лучших, да и отмерла давно, и истинный смысл ее (крест как оберег-уркашение, не больше) отошел в прошлое. Теперь бери ее и заполняй новым смыслом, скажем, исповедыванием Христа. Только это уже будет совсем другая традиция

Aleko: Михаил Родин пишет: Насколько я знаю, тельник не поганится ни в бане,Раньше были даже особые банные кресты - деревянные. Михаил Родин пишет: И не стоит опровергать одну традицию другой Вот это точно, не надо искать ересь там где ее нет. А то получается по принципу "у нас может и плохо, зато у вас еще хуже". Знаю поповцев, которые так же снимают Крест и в Бане и с женой. (я снимаю только в бане)

Игорь_Яров: Михаил Родин пишет: Так что логики здесь мало. А то получится "бодание логиками". С одной стороны -- стекание воды, а с другой -- ограждение от бесов. Лучше не столько на логику, сколько на правила опираться. Логика здесь как и в других случаях простая, некие сложившиеся представления конкретнаго сообщества. Св. отцами ето действительно никак не регламентированно, поетому, думаю держаться или не держаться етого на произволении каждого. Я же снимать крест, перед баней скажем, был приучен в детстве бабушкой. Вот и держусь сего... Среди безпоповцев сей обычай действительно распространен в большей степени.

Игорь_Яров: Михаил Родин пишет: Несостоятельность традиции можно обосновать только однозначным запрещением от святоотеческих правил. Совершенно верно.

Игорь_Яров: Косолапый пишет: это идеализация, плясали еще как, знаю не по наслышке. Смотря где. А Вы откуда будете? Косолапый пишет: Да и хоровод, имевший в языческие времена ритуальный смысл, тоже не такая уж невинная забава. Совершенно верно, смысл языческий, также как у русских вышивок на рубахах и рушниках! А теперь внимание : Косолапый пишет: Теперь бери ее и заполняй новым смыслом, скажем, исповедыванием Христа. Вот етим и следует заниматься! Хотя в случае с крестами, не соглашусь что превалировала обережная функция, ето еще доказать надо. А обычай етот был весьма широко распространен, из чего уже можно заподозрить, что семантика его варьировалась. Косолапый пишет: Кстати, некоторые говорят, что нельзя руку при крестном знамении опускать ниже пояса - а тут аж гантайн с крестом заправляют в пояс Вот вы и скажите, какая из этих традиций "более христианская". Косолапый! Бабы и мужики пояс по разному подвязывали! Почитайте хоть у Аввакума, с кем он никониянского попа сравнивает... Мужики на чреслах, бабы под грудями.

Aleko: Игорь_Яров пишет: Почитайте хоть у Аввакума, с кем он никониянского попа сравнивает... Мужики на чреслах, бабы под грудями. Кстати на одном из федосеевских соборах повязывать женщинам на сарафанах пояса было запрещено.

Игорь_Яров: Aleko пишет: Кстати на одном из федосеевских соборах повязывать женщинам на сарафанах пояса было запрещено. Верно! Традиция везде была разной. Угличский собор например, запретил носить "всяку пестрядь", а на Пинеге филипповцы носили, мужики - пестрядные рубахи, жонки - сарафаны "пестрядинники". Про Усть-Цыльму я уж молчу, хотя там, если я не ошибаюсь, всегда придерживались Выга.

Михаил Родин: САП пишет: Матфей Правильник хоть и извиняет брачное соитие покровительством законом, тем не менее указывает Тут, как и во многих других вопросах, многое зависит от угла зрения. Не помню, кто точно, то ли Кири Иеросалимский, то ли Иоанн Златоустый, писал, что и в похоти есть положительная сторона, потому что она производит зачатие новой жизни. Кто-то смотрит с негативного угла и говорит: "В браке соитие, конечно, допускается, но...", а другой из Отцов смотрит с положительного угла и говорит: "В браке, конечно бывает похоть, но...". А вообще законное брачное сожитие само по себе не плохо, как не плохо поедание пищи или сон. Извращение или невоздержание греховны (о чём говорят все чины исповеди). Вот с едой. Есть не грешно. Обжираться или есть мясо в пост грешно. Но воздерживаться от еды зело полезно для души. Спать не грешно. Но спать целыми днями -- грех. А святые некоторые не спали десятилетиями. Так и с браком. Жить с женой не грешно. Извращаться и не воздерживаться -- грех. Но многие святые сохранили полное девство. Вот интересно, те, кто считает, что неснятие тельника при совокуплении с женой означает осквернение святыни, они когда после соития его снова надевают: сразу или через сутки? Aleko пишет: Раньше были даже особые банные кресты - деревянные. Интересно! Это с каким-то духовным смыслом или чисто практически, чтобы металл в бане не обжигал?

САП: vinarevi55 пишет: Скажите тогда колиже скверна сходит, ну через сколько после извержения муж достоин прикоснуться святыни? Через день. При етом нужно омыться, из древнего опросника: Или был со женою, а забыся умыть? – пост 3 дни. Соф.839,. л.195об.-197. (середина XVIв.) «Исповедь в России в XIV-XIXвв.» Корогодина М.В. А вот из жития инока Епифания: И бе со старцем в келии живяше бес зело лют, много бо старцу пакости творяше во сне и на яве. Негогда бо той старец Кирило изыде ис тоя пустыни во Александров монастырь духовныя ради потребы ко отцем духовным и приказал свою пустыню назирати отцу своему родному Ипатию и зятю своему Ивану, в деревне живущим, 12 верст от его пустыни. "А в келию мою, - рече, - не ходите", - оберегая их старец от беса, сице рек. Зять же его Иван соблудил со женою своею и, не обмывся, взем соседа своего, именем Ивана же, о сем сказа нам жена его последи, и идяше пустыни дозрети. И не послушаша старцева наказания, внидоша в келию его и возлегоша спать. Бес же Ивана поганаго до смерти удавил, и власы долъгия кудрявыя со главы содрал, и надул его, яко бочку великую, а другаго Ивана вынес ис кельи в сени и выломил ему руку. И той Иван живой спал в кельи в сенех день да нощь. И как наполняшеся сутки, он же пробудилъся, яко пьян, и, рукою своею не владея, приполъзе ко Ивану удавленому, хотяше бо его разбудити, и узре его удавлена, отекша, надута, и ужасеся зело, едва ис келии исползе на брюхе и на коленах. И кое-как приползе во другую во странноприимную келью и тут полсуток со умом собирался. И по сем сволокся в карбас и пустился на низ по реке. И принесе его вода в деревню ко Ипатию, тестю Ивана удавленаго. Он же взем людей, и иде в пустыню и в келью старцеву, и взяша зятя своего, и понесоша. И треснула кожа на Иване удавленом, бе бо надул его бес крепко и туго зело, и истече крови много в келье. Они же ужем5 связаша ему брюхо, и на древе несоша его в карбас, яко бочку, и везе на погост, и в яму в четыре доски положиша, тако и погребоша. Сия ми вся поведа старец Кирило, и Иван безрукой, и Иван Лукин, которой тово удавленово носил и погребал. http://bibliotekar.ru/rus/88.htm

Михаил Родин: Да про запрет прикосновения к святыне в день совокупления в законном браке известно. Меня вот что интересно. Те, кто приравнивает ношение тельника к прикосновению к святыне, через какой срок после соития надевают крест? Тоже через день? Или как?

Игорь_Яров: Михаил Родин пишет: Тоже через день? Или как? Я после того, как помоюсь :) А вообще все индивидуально, ты же понимаешь, что ето не общеобдержная традиция. А по поводу сношений с женой перед воскресной службой, помнишь, у Алеппского? Когда он описывал, как перед тем как войти в церковь, над приходящими поп читал молитву от скверны. Безпоповцы начал за замирщение кладут. У нас увы, нет ни того ни другого...

Михаил Родин: Игорь_Яров Под воскресенье, под среду и пяток известно. После сношения вообще нельзя в церковь, по-моему. Там не до начала... Св. Ап. Павел писал, кажется в Коринф, что есть разные братия: одни едят всё (как Божие творение), другие едят только овощи. Вот они их призывает не укорять друг друга. Кто не ест, для Господа не ест. Кто есть, для Господа ест и благодарит. Если кто снимает тельник, для Господа снимает, если кто не снимает -- для Господа не снимает. Примерно так. То же самое с наперсными крестами. Кто не хочет носить, чтобы не делать из Креста всего лишь украшение, -- хорошо, пусть не носят. Если кто ради славы Христовой станет носить его -- Слава Богу! Я вот что думаю. Если сейчас найдётся хороший мастер, который наладит массовое и КАЧЕСТВЕННОЕ производство таких крестов, то, может, християне станут их носить... Я лично охотно купил бы в подарок жене и сестре. Пусть носят, чтобы люди видели, что они Христовы. Вот мастеров только не осталось.

Игорь_Яров: Михаил Родин пишет: Под воскресенье, под среду и пяток известно. После сношения вообще нельзя в церковь, по-моему. Там не до начала... Св. Ап. Павел писал, кажется в Коринф, что есть разные братия: одни едят всё (как Божие творение), другие едят только овощи. Вот они их призывает не укорять друг друга. Кто не ест, для Господа не ест. Кто есть, для Господа ест и благодарит. Если кто снимает тельник, для Господа снимает, если кто не снимает -- для Господа не снимает. Примерно так. То же самое с наперсными крестами. Кто не хочет носить, чтобы не делать из Креста всего лишь украшение, -- хорошо, пусть не носят. Если кто ради славы Христовой станет носить его -- Слава Богу! Я вот что думаю. Если сейчас найдётся хороший мастер, который наладит массовое и КАЧЕСТВЕННОЕ производство таких крестов, то, может, християне станут их носить... Я лично охотно купил бы в подарок жене и сестре. Пусть носят, чтобы люди видели, что они Христовы. Вот мастеров только не осталось. Полностью с тобой согласен! Увы, терпение и любовь к ближнему, в наше время явления редкие. У нас если и дружат, то против кого-то. Касательно сношений перед службой, конечно нельзя. Но грех сладок, а человек падок, как известно. Поетому, чтоб не лишать согрешивших соборной молитвы, над ними читалась специальная очистительная молитва( в старых текстах "оцестетельная"). По поводу крестов, в принципе сейчас такие льют, есть разнаго качества, сложность только в гравировке, и в шариках, их раньше припаивали. Самый дефецит - цепь. Сейчас, увы, такие никто не делает, у нас и попы с архиереями софринскии используют... У меня есть несколько старинных с цепями. Иногда надеваю.

Михаил Родин: Игорь_Яров пишет: Поетому, чтоб не лишать согрешивших соборной молитвы, над ними читалась специальная очистительная молитва( в старых текстах "оцестетельная"). Вот я не знал! Ура, теперь можно... Шутю. Вот сколько снисхождения проявляет Бог к слабым и согрешающим, поразительно! Игорь_Яров пишет: принципе сейчас такие льют Но, наверное, не массово. И не особо они доступны для нас, провинциалов.Игорь_Яров пишет: у нас и попы с архиереями софринскии используют... И такой моветон бывает. :( Игорь_Яров пишет: У нас если и дружат, то против кого-то. А вот это, к сожалению, очень даже так.

Игорь_Яров: Кстати, вот еще ссылка на нашу же страницу, много полезных и здравых мыслей:нательные кресты-энколпионы

Игорь_Яров: Михаил Родин пишет: Вот сколько снисхождения проявляет Бог к слабым и согрешающим, поразительно! Да, в отличие от некоторых наших благочестивых собеседников, Господь милостив и долготерпелив. Михаил Родин пишет: Но, наверное, не массово. И не особо они доступны для нас, провинциалов.Игорь_Яров пишет: Ты знаешь, как ни странно, относительно массово, вот например мастерская "Калежа", где Рогожка литье(самое дешевое) заказывает:Калежа. Правда, здесь латунь на фотографии, но я думаю, можно и серебряные заказать, или посеребрить такие, раньше часто так делали.

Михаил Родин: Я там прейскуранта не нашёл.

Михаил Родин: Игорь_Яров пишет: Кстати, вот еще ссылка на нашу же страницу, много полезных и здравых мыслей Да, я читал. Вот старых литых икон много встречается с петлями для ношения на груди (я так полагаю). Но не носят тоже.



полная версия страницы