Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Обыденная жизнь верхокамских староверов. » Ответить

Обыденная жизнь верхокамских староверов.

САП: Старообрядческий быт сакрален, все социальные связи, конфликты, происшествия, все личные переживания пропускаются через причинно-следственный анализ высшего порядка, ведь каждый человек должен чувствовать себя "на Божьей ладони". Хотя тут же органично существует "народная демонология": вера в "порчу", "сглаз", "пошибку" [7]. Такими же важными задачами, как выявление элементов традиционного хозяйства или личного понимания веры для нас является исследование обыденности: заурядных, естественных элементов ткани повседневности, начиная с простого: как едят, как завязан платок, как сидит хозяйка, как и где присаживаются, приходя в гости... [more]Обыденные жизненные циклы почти совпадают с богослужебными кругами, только к дневному, седмичному и годовому надо прибавить важный – сезонный, который хотя и присутствует в церковном календаре, является в нем как раз наименее заметным. Обычный день, в котором делаются дела "как обычно", вот соседка зашла, "дак она всё ко мне ходит, язык-от – колоколо" [8], – а что нового? – да вроде бы ничего. Которое утро просыпаюсь от того, что в избе запел петух (зимой домашнюю птицу часто держат в избе за печкой), светает поздно, он проснулся вместе с Евдокией Александровной: "Петя-Петя, опять ты проспал и мы за тобой! Не стыдно тебе! Честны-от люди уж молятся!" Сквозь сон думаю, что надо бы срочно включить камеру… Сначала умываются, "затопляют" буржуйку, ставят варить картофельные очистки, которые остались после вчерашнего самодельного крахмала, встают на молитву, которую спокойно прерывают бытовыми вопросами, мелкими хозяйственными нуждами. А тепло взаимоотношений, лаконичную пластику движений немолодых женщин по избе, то, как циклически в течение дня подается "питтё" и автоматическим движением накрывается кружка, когда все напились: "нельзя посуду оставлять просту, биси-те напакостят" – все это надо увидеть. "Обедать" садимся около часу дня (без завтрака с непривычки туго), только отмолились. Нас усаживают в красном углу, "на почете", сами хозяйки едят за столом у печи. Евдокия Александровна постоянно подходит к нам и что-нибудь предлагает: "Лук-репка будёшь исть?" - "Не-ет!" - "Есть!" Веселимся, хотя верхокамская еда вполне соответствует христианским правилам – ее едят для удовлетворения потребности, а не ради удовольствия. Правда, картофельные очистки в сравнении с окрошкой из соленых "пеканов" оказались даже вкусными. После обеда приходит время поработать. Зимой нас учили прясть шерсть, ткать половики, вязать носки с очень тугой пяткой, шить лестовки… Зимой катают свечи, и хотя эта работа требует духовного благословения, нас тоже приспособили к делу, весело оговаривая первые неприглядные результаты. И в любое время года найдется время вечером почитать душеполезную книгу и попеть духовные стихи. Перед вечерним домашним молением второй раз трапезничаем, еда та же, что и в обед, только без окрошки. "Чай" – травяной отвар делают специально ради нас, в этом доме по верхокамской традиции пьют квас или "питтё" – солодовую брагу с овсяной мукой. Только после моления у Анны Еремеевны сошлось время дошить мне дубас (косоклинный портяной сарафан старинного кроя). Швейная машинка на том же столе – у печки, над ней "тетка Анна" пристроила лампу, чтобы не мешать Евдокии Александровне спать. Еремеевна рассказывает, как ее донимал покойный муж перед смертью, время как раз для такого рассказа. Около двух часов ночи, очнувшись на свет лампы, звонко запел петух, разгоняя нас по кроватям. Как Анна Еремеевна молилась "на отход ко сну" снять не удалось – она тихо клала поклоны в полной темноте. Н.В. Литвина. Обыденная жизнь верхокамских староверов. По материалам архива визуально-антропологических съемок, 1990-2000-е гг. http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2851[/more]

Ответов - 17

Александр: САП пишет: Н.В. Литвина. Наш с Алеко хороший друг. Настоящий профессионал - археограф и визуальный антрополог.

Виталий Вараюнь: Визуальный антрополог. "Кадушку" надо на ютюб заливать?

Сергей Петрович: Александр пишет: визуальный антрополог И может одним взглядом национальность определить? Или следы смешения с инородцами?


Александр: Сергей Петрович пишет: И может одним взглядом национальность определить? Или следы смешения с инородцами? Нет, конечно:)) Визуальная антропология - это вспомогательная историческая дисциплина, основным предметом которой является доскональная видео-фиксация объекта изучения. "Визуальная антропология ставит задачу отображения с помощью современных средств информации реального состояния многообразных культур, в первую очередь малоизвестных и исчезающих, что помогает созданию более полной и объективной картины гуманитарного мирового сообщества." http://www.cbook.ru/peoples/appl/viz_an.shtml http://www.ruthenia.ru/folklore/hristoforova1.htm

Сергей Петрович: Александр пишет: Нет, конечно:)) А жаль. Если б еще и по фотографиям, я б показал бы ему типы восточной части Орловской области.

mihail: Сергей Петрович пишет: Если б еще и по фотографиям, я б показал бы ему Дык вроде визуальный антрополог дэвушка!?

Сергей Петрович: mihail пишет: Дык вроде визуальный антрополог дэвушка!? Ой!

Сергей Петрович: А я скрытый текст не читал: букв много. Я только картинки посмотрел.

Сергей Петрович: Мне своих текстов хватает, сюда я поговорить прихожу. И чем больше тема "забалтывается", тем оно приятнее.

Sergey Sergeevich: Александр пишет: Визуальная антропология У меня друзья есть фашисты, они хорошо в этом разбираются, измерят линейкой череп и сразу скажут ариец или нет!

Виталий Вараюнь: Дык че, смотреть как алтайский староверец кадушку мастерит, кому-недь хоцца?

Oleg23: А в Канаде кадушки да бочки мастерят?

Виталий Вараюнь: Весьма возможно.

purgine: там про видеосъемки речь, кто нибудь видел сюжеты?

Афанасий: по виду-удмуртки

Афанасий: На фото к статье - поморцы и наставник из деревни Кулига, Удмуртия, Кезский район.

амартол Димитрий: Афанасий пишет: Удмуртия Земляки однако! Ляпота!!!



полная версия страницы