Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Скуфьи и камилавки » Ответить

Скуфьи и камилавки

Варсонофий: Здравствуйте. Разъясните пожалуйста: 1. Различались ли до раскола на Руси скуфьи и камилавки? 2. Кто до раскола носил скуфьи/камилавки - диаконы, попы, архиереи, иноки? Каков был порядок ношения скуфий/камилавок в повседневной жизни и на богослужении? 3. Как сегодня в староверии выглядят скуфьи и камилавки? 4. Кто и когда их носит в современном староверии? 5. Было ли до раскола понятие наградных скуфий/камилавок? Награждают ли ими в староверии сегодня? 6. Различались ли до раскола скуфьи и камилавки цветом? Что означает современное различие цветов скуфий/камилавок (например, чёрные и синии в РПСЦ)?

Ответов - 161, стр: 1 2 3 4 5 All

Oleg23: Она. Чего непонятно то? Не похожа?

Варсонофий: Oleg23 пишет: Она. Чего непонятно то? Не похожа? !!!!!!!!!! Похожа. Просто просмотрел сотни иконографических описаний - и ни разу (!) не называли это епитрахилью: то параман, то аналав, то схима!

Варсонофий: Здесь тоже епитрахиль!?


Андрей Нестерович: Судя по всему это часть схимнического одеяния. Преподобная Феврония не могла патрахиль носить. :)

Андрей Нестерович: Игорь_Яров пишет: Современная старообрядческая камилавка, - синтез дораскольной и никониянской. Игорь, а где можно взглянуть на дораскольную скуфью или камилавку?

Варсонофий: Обнаружил на данном форуме несколько старых тем про скуфьи, клобуки, камилавки... Ой, как стыдно - это уже тысячу раз всё перемывалось, а я снова с теми же вопросами...

Oleg23: Варсонофий пишет: не называли это епитрахилью: то параман http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/77226/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BD Современный. Впрочем присмотрелся в первом Вашем примере тоже видны веревочки (которые перепоясывали монаха держа параман) значит параман. преподобного Сергия.

Андрей Нестерович: Параман носится на спине между лопаток.

Варсонофий: Ну на иконе стрелкой-то, что обозначено?

Михайло: Следуя методу исключения, остается аналав.

Игорь_Яров: Андрей Нестерович пишет: Игорь, а где можно взглянуть на дораскольную скуфью или камилавку? Так в начале этой темы САП картинки выложил.

Варсонофий: Михайло пишет: Следуя методу исключения, остается аналав. Я тоже так думал, пока не прочитал статью "Аналав" в Православной Энциклопедии (РПЦ МП). Теперь в замешательстве Аналав - часть облачения великосхимника - перевязь, крестовидно возлагаемая на плечи, спину и грудь, образующая по форме Андреевский крест... C XVII в. и до наст. времени словом «Аналав» ошибочно называют и др. предметы монашеской одежды. Встречается обозначение словом «Аналав» схимы или схимоарха... В Требнике Петра (Могилы) 1646 г. говорится: «Кукуль со аналавом… всегда вкупе бывают… покрывая главу, предняя же и задняя», т. е. Аналавом названа передняя часть куколя. Этот процесс нашел отражение в иконографии. Практически до кон. XVI в. изображение Аналава в облачении преподобных устойчиво; ко 2-й пол. XVII в. его наличие становится необязательным; для XVIII в. характерна лишь реминисценция аналава, след которого можно видеть в характерном орнаментальном мотиве в виде перекрещивающихся дугообразных линий, изображаемых на схиме... Древний вид, способ ношения, символику Аналава во многом воспринял параман, возлагаемый на монаха в малом постриге... Следовательно, если доверять "ПЭ" - то что я указал стрелкой - передняя часть куколя (естественно, великосхимнического). Аналав же присутствует в виде перекрещивающейся на груди перевязи. Таким образом, указания старых Потребников о возложении при постриге в великий ангельский образ аналава и куколя относятся к этим предметам (аналав на спину на перевязи и куколь - сшитые вместе остроконечный клобук и "передник"), а не к отдельно "переднику" и головному убору. В старой теме "Ткани и вид монашеских одежд" (2008 г.), да и в некоторых других, что-то подобное обсуждалось. Прошу извинить меня за то, что в пятисотый раз возвращаюсь к этим вопросам. Это видимо особенности "форумного" обсуждения - вокруг да около, с одного предмета на другой... Игорь_Яров пишет: Впервые греком Феофаном митрой был награжден архимандрит. Было это в начале семнадцатого века, и такая практика без изменений продолжалась вплоть до раскола. После никонияне начали давать митры протоиереям... В Православной Энциклопедии (РПЦ МП) в статье "Вонифатьев Стефан" написано: 25 дек. 1651 г. «государеву духовнику благовещенскому протопопу» Стефану Вонифатьеву была дарована «властелинская шапка» (митра). Это один из первых примеров появления нового обычая, или всё ж таки может какая-то традиция уже сложилась до этого?

Андрей Нестерович: Игорь_Яров пишет: Так в начале этой темы САП картинки выложил. Так на картинке шапка архиерейская и великокняжеская, а не скуфья и камилавка.

Игорь_Яров: Там была камилавка преп.Кирила Белоезерскаго, и еще чья-то. Поповские скуфьи есть в лицевом Житие преп.Сергия, будет время выложу картинку.

Андрей Нестерович: Игорь_Яров пишет: Там была камилавка преп.Кирила Белоезерскаго, и еще чья-то. Где они были?? Игорь_Яров пишет: Поповские скуфьи есть в лицевом Житие преп.Сергия, будет время выложу картинку. Сделай милость.

Андрей Нестерович: http://shot.photo.qip.ru/003Y8L-3008iQ4/ это старообрядческая скуфья?

Игорь_Яров: САП пишет: Варсонофий пишет:  цитата: я так понимаю, всюду скуфьи/камилавки/наплешники, которые суть одно и тоже, только покрой разный – кому какой больше нравится? Значит так, скуфья - священнический наплешник, камилавка - иноческий. Вот из Устав Арсения Уральского: Скуфья св. Никиты, еп.Новгородского, находившаяся на его мощах и относящаяся как минимум ко 2-й пол. 16 в. Из истории вопроса: Вот что сообщал о скуфье Адам Олеарий, немецкий ученый, путешествовавший по России в 30-е гг. XVII в.: «Эту шапочку они (священники. — В.М.) в течение дня никогда не снимают, разве чтобы дать себе постричь голову. Это священный,заповедный предмет, имеющий большие права. Кто бьет попа и попадет на шапку или же сделает так, что она упадет на землю, подлежит сильной каре и должен платить за “бесчестие”. Однако тем не менее попов все-таки бьют. <…> Чтобы при этом пощадить святую шапочку, ее сначала снимают, потом хорошенько колотят попа и снова аккуратно надевают ему шапку» (Олеарий 1906: 330). Функции собственно головного убора, необходимого для защиты от непогоды, выполняла шляпа или шапка, которую священники надевали поверх скуфьи. Если архиерей снимал с головы священника скуфью, это означало лишение сана. Камилавка прп.Кирила Белозерского. Вот это сообщение в начале темы найди. Там две картинки.

Игорь_Яров: Андрей Нестерович пишет: старообрядческая скуфья Современная поделка.

Андрей Нестерович: Игорь_Яров пишет: Вот это сообщение в начале темы найди. Там две картинки. нашел. Спаси Христос!

Андрей Нестерович: Игорь_Яров пишет: Современная поделка. насколько она близка своей формой к дораскольной скуфье?

Игорь_Яров: Андрей Нестерович пишет: Насколько она близка Дораскольная скуфья была ниже, из другой материи, разных цветов, причем как я понимаю, носило ее только белое духовенство. Иноки носили либо полный куколь, т.е. покрытую наметкой вязанную камилавку, наподобие той, что САП выложил, либо в келии, и во время некоторых богослужебных моментов только камилавку. Причем малая мантиЯ, которую так любят нынешние старообрядческие монахи, использовалась исключительно доя ношения в келье и для работы. В повседневности мних должен был носить каптырь, однорядку, пояс, удлиненную манатьЮ. Для посещения церкви одевали еще более длинную соборную мантиЮ.

Федор фон бок: Андрей Нестерович пишет: Преподобная Феврония не могла патрахиль носить. :) Речь идет о схиме. Обратите внимание - вдоль схимы идет веревка с узелками, сходящаяя с нее. Это встречается и в археологии погребений тех лет. Толкование этого непременного атрибута дониконовской схимы сейчас утеряно. Про скуфью Никиты Новгородского -он был епископом. Следовательно, перед нами епископская скуфья, с херувимами. Нечто подобное было обретено в могиле Маркела Вологодского похороненного в 1663 в Соловках.

Варсонофий: Федор фон бок пишет: Толкование этого непременного атрибута дониконовской схимы сейчас утеряно. В статье ПЭ этот атрибут прямо назван аналавом (они же плетцы). При всём скептическом отношении к РПЦ МП вообще и ПЭ в частности, статья "Аналав" в этой самой ПЭ выглядит достаточно аргументировано. Там указывается на имеющуюся сегодня путаницу в названиях элементов великосхимнического облачения.

Федор фон Бок: Возможно. Получается что аналав включал в себя кожанный квадрат с оттиском креста и сопутствующими надписями (какие находят археологи), и был связан конструктивно с плетцами. Но тогда получается что он одевался поверх однорядки и схимы, под мантию.

Андрей Нестерович: Игорь_Яров пишет: удлиненную манатьЮ. насколько она длинна была? примерно до каких пор?

Oleg23: Андрей Нестерович пишет: примерно до каких пор? Как на выше изображенных иконах.

Андрей Нестерович: Интересно в какую пору появилась красная оторочка иноческих скуфей, мантии и каптыря? Если я не ошибаюсь ее не было в 17-м веке и ранее? Не латынское ли это веяние? Ведь у католиков она также присутствует в монашеском одеянии.

Андрей Нестерович: Oleg23 пишет: Как на выше изображенных иконах. На каких именно?

Oleg23: На всех. Вот хотя бы на изображении приведенном Агнией мантия коричневого цвета.

Игорь_Яров: Черный краситель был досточно дорогим, поэтому черными мантиями обладали далеко не все иноки. Обычно облачения были в цвет некрашенной овечьей шерсти ( коричневый например ).

Oleg23: Или красили естественными растительными красителями, вот и получался коричневый цвет.

Андрей Нестерович: Oleg23 пишет: На всех. Вот хотя бы на изображении приведенном Агнией мантия коричневого цвета. Игорь, писал о трёх видах мантий. Короткой, удлиненной и соборной. На фото я наблюдаю соборные мантии и на фото Агнии в том числе. Мне интересна длинна той манатьи, которую Игорь назвал удлиненной.

Oleg23: Варсоновий ранее приводил рисунок, так на этом рисунке изображенный третьим схимник как раз в такой мантии то есть для молитв в храме (самой длинной), а вот на рисунке Агнии в повседневной. В более короткой, примерно как сейчас любят, работали.

Igor: Перечитал архив форума.От этого понятнее не стало.Ведь просили рисунок и название.А тут опять через пустое в порожнее переливают:масса фотографий,а толку никакого.Как должно выглядеть облачение -рисунок.И как все части этого облачения называются.Начиная с парамана и кончая мантией-рисуннки.Создаётся впечатление,что этого никто не знает.

Федор фон Бок: Андрей Нестерович пишет: Не латынское ли это веяние? Ведь у католиков она также присутствует в монашеском одеянии. Вы сами ответили на свой вопрос.

Андрей Нестерович: Oleg23 пишет: Варсоновий ранее приводил рисунок, так на этом рисунке изображенный третьим схимник как раз в такой мантии то есть для молитв в храме (самой длинной) Та что до пят что ли?

Oleg23: Да.

САП: Андрей Нестерович пишет: Интересно в какую пору появилась красная оторочка иноческих скуфей, мантии и каптыря? Притом мантия наша имеет и некоторый знак багряного цвета. Что же значит сей багряный знак? Каждый царский воин имеет на своей епанче багряницу. Ибо так как царь носит багряную одежду, то и все воины его нашивают на епанчи свои багряницу, т. е. отличие царское, чтобы по этому узнавали их, что они принадлежат царю и ему служат. Так и мы носим багряный знак на мантии нашей, показывая, что мы стали воинами Христовыми и что обязаны терпеть все страдания, какие Он претерпел за нас. Ибо когда Владыка наш страдал, то Он был одет в багряную ризу, во-первых, как царь - ибо Он есть Царь царствующих и Господь господствующих, потом же и как поруганный оными нечестивыми людьми. Так и мы, имея багряный знак, даём обет, как я сказал, переносить все страдания Его. (авва Дорофей) Игорь_Яров пишет: Причем малая мантиЯ, которую так любят нынешние старообрядческие монахи, использовалась исключительно доя ношения в келье и для работы. В повседневности мних должен был носить каптырь, однорядку, пояс, удлиненную манатьЮ. Стараясь, чтобы одеяние их было и малоценно и удобно, избегая дорогих одежд, они закрывают шею и плечи небольшой епанчой. (Преподобного Иоанна Кассиана послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей)

САП: Igor пишет: .Как должно выглядеть облачение -рисунок.И как все части этого облачения называются.Начиная с парамана и кончая мантией-рисуннки.Создаётся впечатление,что этого никто не знает. Камилавка прикрывает выстреженную на макушке плешь надевается под клобук. Параман, крепится на спине и крестообрахно крепится на груди, прикрепляясь к тельному кресту. Шнурки парамана Пересекаются вот так: На практике, параман зачастую имеет только два шнурка которые проходя со спины через плечи прикрепляются к ушку тельного креста. Параман носят под однорядкой.

Igor: САП,спаси Христос!Вот теперь все почти понятно.На фото на монахе короткая мантия,она носится повседневно?А длинная одевается на богослужение?Так?Еще вопрос по параману:он похож на никонианский на этом фото?Если нет,то можно рисунок как параман завязывается?



полная версия страницы