Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Куржецкий Собор » Ответить

Куржецкий Собор

Yar: К сожалению, детализированное документальное описание Куржецкого (Курженского) Собора отсутствует. Имеющиеся данные позволяют сделать вывод, что проходил он по инициативе и под председательством священномученика епископа Павла Коломенского, являвшегося одним из наиболее вероятных кандидатов на патриарший престол (лишь по настоянию царя Алексея Михайловича был избран мордвин Никон). На Куржецкий Собор прислали святительские грамоты Патриарх Афанасий Цареградский, Митрополит Макарий, Архиеписокп Маркелл, Епископ Александр. Однако постоянно упоминается, что некие епископы приняли личное участие в соборе. Вполне возможно, что святитель Павел Кооломенский как раз и был на том соборе избран подлинным Русским Патриархом, а также, что были поставлены тайные епископы, имена коих до сего дня неизвестны.

Ответов - 79, стр: 1 2 All

Александр: Yar пишет: Вполне возможно, что святитель Павел Кооломенский как раз и был на том соборе избран подлинным Русским Патриархом, а также, что были поставлены тайные епископы, имена коих до сего дня неизвестны. А есть какие-либо доказательства?

Сергей Петрович: Из области фантазий.

Oleg23: Дело темное и ныне прояснить нельзя... Увы.


Administrator2: «Сказание о страдании и скончании священномученика Павла, епископа Коломенского» в котором, в частности, говорится о некоем «великом соборе», состоявшемся по благословению епископа Павла и некоторых других епископов в Куржецкой обители при игумене Досифее. Куржецкая (Курженская) обитель, основанная неким старцем Евфросином, находилась в Палеостровском крае, куда как раз и был сослан епископ Павел Коломенский. Старообрядческий историк Иван Филиппов в «Истории о зачатке Выговской пустыни» пишет: «По сих же явися ин муж, свят благочестив игумен Досифей с Тихвины Николы Беседнаго монастыря, благочестия ради крыяся, старостию и добродетельми украшеный, иже часто прибегая к пустынной некоей Курженской обители, в строении преподобного некоего отца Евфросина, в ней же и святыя церкви бяху, в них же собираяся со многими отцы великими постники и знаменоносцы, иже от многих стран и от Соловецкия обители изшедшии, яко Ангели нецыи земнии и небеснии человецы, службу Богови за весь мир приношаху и житием добродетельным просвещаху»[4]. О Куржецком соборе также свидетельствуют жития древлеправославных подвижников (Корнилия Выговского, Кирила Сунарецкого). Именно Куржецкая обитель, укрытая непроходимыми лесами и болотами земли Новгородской, стала первым местом сбора гонимых за свою веру русских людей. Здесь продолжали совершать богослужение по древлеправославному чину те священники, которые не приняли никоновских новшеств. Здесь в 1656 г. состоялся первый собор, четко обозначивший свою позицию по отношению к реформам. Вполне естественно, что в условиях жестоких преследований инакомыслящих собор не мог собраться открыто и был собором тайным, а подписи многих лиц, стоящих под Деяниями Куржецкого собора были поставлены отдельно (в древней Церкви в условиях гонений была подобная практика, когда епископы не имели возможности быть лично и присылали на соборы грамоты за своей подписью). Так, на Куржецком соборе были читаны грамоты митрополита Новгородского Макария, архиепископа Вологодского Маркела, епископа Вятского Александра, архимандрита Соловецкого Никанора, московского протопопа Аввакума и многих других. Стоит под Деяниями собора и подпись патриарха Константинопольского Афанасия Пателора, находившегося некоторое время в России. В своих грамотах все перечисленные архиереи и отцы предавали анафеме никониан и их новые догматы. На соборе было составлено жесткое определение: приходящих от никонианской церкви крестить и рукоположения (т.е. священства) ее не принимать. В «Сказании…» о Куржецком соборе говорится: «Бысть о сем соборное уложение всех сих отцев, во означенной пустыне, в ней же первыи председательствуя священныи епископ Павел Коломенскии изоустным своим приказанием и заповеданием Досифею вышепомяновенному игумену, и своеручною ему данною грамотою на собор принесенною, в ней же и анафемы на новоявльшияся никониянисты и на их новыя небогоугодныя догматы положени суть вечныя клятвы. Подобне же и Макария митрополита Новогородскаго. Такова же бе прислана грамота с келейником его старцем Симеоном, в ней же вся Никоновы новшества анафематисует, и никаких таин от тех приимати не повелевает. Такоже и от Маркела епископа Вологоцкаго грамота своеручная подобна сим присланная. Тако же и от Александра Вяцкаго епископа своеручная грамота прислана бе. В них же во всех нововыниклая никониянская небогоугодная предания и догматы анафеме предаются. Такожде и от соловецких отец соборная грамота бе. И от вышеозначенных страдалец своеручная их внесошася грамоты, в них же во всех Никоном внесенная вся новшества отлагаются, вся таинства тех новодействуемыя отметаются, и всяко не приятни во христианех творятся. По них же смотряху священнии они отцы соборне всяко разсудивше, и по правилом апостольским и отеческим, и по святособорному изложению блаженнаго и многострадальнаго Филарета патриарха Московскаго и всея России уложиша за приятие в великороссийскую церковь явственных латынских множайших и сквернейших ересей приходящих от тоя весма покрещевати, и рукоположение тех не в рукоположение положиша, но второе рукополагати таковыя от самех священных епископа, аще будут Божиим благоволением блюдомы негде древлецерковнаго благочестия священнии архиереи. К сим же и руки своя приписаша и принесоша соборное уставление священному Павлу епископу и многострадальному, той же прият оное и похвалив разум священных мужей, яко и кроме самоличнаго присудствования пастырей своих священных архиереов, боголюбезнаго уставления в соборней святей церкви во утвержение верным священнии мужие уложивше постановиша богоугодне и подписа тое священнострадалныи священною своею рукою: Павел епископ юзник Коломенскии смиренныи архиерей подписуюсь. Такоже и протчии о них же рехом выше архиереи оное соборное уставление принесенное им подписаша своеручно, и Соловецкой обители в книгохранителницу оное, в сохранение блюсти послаша, и всему тех собору запоручиша, и тако сии священнии мужие по совету и по благословению всесвященнаго епископа Павла Коломенскаго, в та времена во оной области новогородской во изгнании суща сего бывша и прочих вышепомяновенных архиереов, благословением же и завещанием приходящих убо от великороссийския церкви новокрещеных повторяху истинным крещением, сами же иже в Господню смерть единою святою соборною апостольскою церковию единым от православных точию даемым. Такожде и новорукоположенных иереов никако же приимати, но и заповедающе всем по ним стояти хотящим не приимати таковых. О чем свидетельствуют вси страдалцы Новогородския области, и соловецтии всесоборнии отцы, и Олонецкия страны вси пустыннии отцы. За что и крови своя всеусердне даже и доныне о Господе проливают. Аминь»[5]. Позже некоторые епископы и священники, участвовавшие в Куржецком соборе, подверглись давлению со стороны сторонников патриарха Никона, а, видя судьбу епископа Павла Коломенского, устрашились за свою жизнь и стали проявлять лояльность к никоновской реформе. Судя по всему, именно активная роль епископа Павла в Куржецком соборе послужила причиной того, что он был неожиданно перевезен из Палеострова в Новгород и там после пыток сожжен в срубе. Но этого реформаторам показалось мало. Они хотели уничтожить всякое напоминание об осудившем их соборе. Когда в 1663 г. умер тайный сторонник Старой Веры митрополит Новгородский Макарий, то возглавивший Новгородскую епархию митрополит Питирим, известный гонитель Древлеправославия и будущий патриарх, приказал стереть Куржецкую обитель с лица земли. «Тогда вышереченная Куржецкая пустыня лютым оным от архиерея гонением истребися, и в ней святыя церкви огнем пожжены быша»[6], — свидетельствует историк Выговской пустыни. http://pomorian.narod.ru/module/module29.htm

Евгений Иванов: Administrator2 пишет: Так, на Куржецком соборе были читаны грамоты митрополита Новгородского Макария, архиепископа Вологодского Маркела, епископа Вятского Александра, архимандрита Соловецкого Никанора, московского протопопа Аввакума и многих других. Т.е. сами они отсутствовали. Administrator2 пишет: В своих грамотах все перечисленные архиереи и отцы предавали анафеме никониан и их новые догматы. На соборе было составлено жесткое определение: приходящих от никонианской церкви крестить и рукоположения (т.е. священства) ее не принимать. И как заочные подписанты, включая Аввакума следовали деяниям предпологаемого собора? Аввакум, после этого, кажется, даже недолго служил по новому.

Oleg23: Евгений Иванов пишет: кажется, даже недолго служил по новому. Это ты, друг милый, откуда?

Administrator2: Евгений Иванов пишет: Аввакум, после этого, кажется, даже недолго служил по новому. Что-то странное ты написал...

Евгений Иванов: Был я у завтрени в соборной церкви на царевнины имянины, — шаловал[75] с ними в церкве той при воеводах; да с приезду смотрил у них просвиромисания[76] дважды или трожды, в олтаре у жертвенника стоя, а сам им ругался; а как привык ходить, так и ругатца не стал, — что жалом, духом антихристовым и ужалило было. Так меня Христос-свет попужал и рече ми: «по толиком страдании погубнуть хощешь? блюдися, да не полма рассеку тя!» Я и к обедне не пошел и обедать ко князю пришел и вся подробну им возвестил. Боярин, миленькой князь Иван Андреевич Хилков, плакать стал. И мне, окаянному, много столько божия благодеяния забыть?

Сергей Петрович: Да тут всё странное: от первой до последней строчки. Ну нельзя ж настолько увлекаться фантазиями! Или цель оправдывает средства?

Евгений Иванов: И это после ссылки и Собора? Может я и неправ, но сдается мне, что Аввакум про Курженецкий собор ничего не знал. Потому, как ссылается на чудо "тонкий сон", а не на соборные решения.

Евгений Иванов: Сергей Петрович пишет: Да тут всё странное: от первой до последней строчки. Ну нельзя ж настолько увлекаться фантазиями! Или цель оправдывает средства? Нет у меня никаких целей. Сергей Петрович, ты знаниями богат. Как понимать этот фрагмент жития?

Сергей Петрович: Да я не тебе писал.

Administrator2: Евгений Иванов, но он с ними не молился, токмо стоял и смотрел. Сергей Петрович пишет: Ну нельзя ж настолько увлекаться фантазиями! И Куржецкую обитель просто так сожгли? Евгений Иванов пишет: Аввакум про Курженецкий собор ничего не знал. Потому, как ссылается на чудо "тонкий сон", а не на соборные решения. Ап.Павел в посланиях ни разу не ссылается на Иеросалимский апостольский собор, об необязательности для верующих из язычников постановлений ВЗ, а все доказательства приводит от Писания, он, что не знал о соборе или Деяния врут, или может апостольский собор не авторитетен?

Сергей Петрович: Как понимать? Да так, как он пишет: зашел, поприсутствовал, ужаснулся и ушел.

Евгений Иванов: Сергей Петрович пишет: Да я не тебе писал. Думаю, что там тоже злого умысла не было. В начале 80-х были слухи, что Патриарх (никонианский) Горбачева анафеме предал. И это при телевидении, прессе. А что взять с 17 века.

Евгений Иванов: Administrator2 пишет: Евгений Иванов, но он с ними не молился, токмо стоял и смотрел. В алтаре? И не крестился? И его никто не выгнал? И зачем ему тогда столь грозное видение было?

Сергей Петрович: Administrator2 Ага. Ты еще напиши, что епископ Павел благословил всех странствовать, будучи способным оставить по себе преемника. И было бы дораскольное епископство. Вот это я и назвал фантазиями, потому что в такое никогда не поверю, хоть ангел с неба мне вещай.

Евгений Иванов: И как понимать: "ругаться им перестал". Ругаться перестал, а молиться не молился?

Сергей Петрович: Yar пишет: мордвин Никон Протестую! И всегда буду протестовать ради истины. Святый священномученик протопоп Аввакум пишет: отец его - черемис, а мать - русалка. Не беру в кавычки, так как цитирую вольно, на память. А черемисы - марийцы, а не мордва.

Евгений Иванов: Евгений Иванов пишет: Ага. Ты еще напиши, что епископ Павел благословил всех странствовать, будучи способным оставить по себе преемника. И было бы дораскольное епископство Мне все-таки кажется, что это произведение по слухам составленное, без всякой черной мысли. Кто-то слышал, о якобы имевшем месте соборе и записал предание.

Administrator2: Евгений Иванов пишет: Ругаться перестал, а молиться не молился? Из жития: Простите, барте, никонияне, что избранил вас; живите, как хочете.

Евгений Иванов: Administrator2 пишет: Из жития: Простите, барте, никонияне, что избранил вас; живите, как хочете. Тут обращение, но там пересказ самого жития. Аввакум публично сожалеет. К тому же, даже если он не молился, то зачем благославлял никонов, ходил на эту экскурсию?

Administrator2: Евгений Иванов пишет: тому же, даже если он не молился, то зачем благославлял никонов, ходил на эту экскурсию? Когда он благословлял?

Сергей Петрович: Я еще раз внимательно прочел. И вот, что думаю: Дважды и трижды зашел, ругался, потом перестал. Конечно, молился. Но, вроде, сам не служил. А что вы хотите? Себя на это место поставьте, умники. Там такое брожение было, такое смятение, пока всё оформилось и улеглось, пока всё по полочкам разложили в сознании. Аввакум - тоже человек, были и у него сомнения. Но венчает не начало, а конец. Что в каждой душе происходит - Бог весть, но Он же и выводит человека из затруднительного положения. Каждый человек нуждается в отдыхе, а Аввакум был изрядно в ссылке измучен. Это только Интернет-ревнители, сидя в теплых местах, способны обсуждать возмущающие их поступки. А сами они в той шкуре и не были. Да, повторю, Серёжа, как хочешь убирай, бань, блокируй: "Честны комсомолы" никогда не поймут гонимых и страдальцев.

Евгений Иванов: Также все предполагаемые епископы, кроме Павла Коломенского на открытый конфликт не пошли. И это после анафем и отказа принимать никонианских попов. Все, конечно, может быть. Но как-то странно

Евгений Иванов: Administrator2 пишет: Когда он благословлял? По возвращению из ссылки в Даурию бояр.

Евгений Иванов: Сергей Петрович пишет: Я еще раз внимательно прочел. И вот, что думаю: Дважды и трижды зашел, ругался, потом перестал. Конечно, молился. Но, вроде, сам не служил. А что вы хотите? Себя на это место поставьте, умники. Там такое брожение было, такое смятение, пока всё оформилось и улеглось, пока всё по полочкам разложили в сознании. Аввакум - тоже человек, были и у него сомнения Все это правильно. Но это вполне понятно, если бы протопоп ни о каком Куржецком Соборе не знал. Имено этот довод я и доказываю. Окончательный разрыв, это, наверное, 1666 или даже штурм Соловецкой обители. С 1653 - период шатаний и смятений.

Евгений Иванов: Братья Денисовы в "Поморских ответах" тоже Куржецкий собор не упоминают. Конформисты? Не знали? Не поверили?

Administrator2: Сергей Петрович пишет: Да, повторю, Серёжа, как хочешь убирай, бань, блокируй: "Честны комсомолы" никогда не поймут гонимых и страдальцев. Ты о чем? Евгений Иванов пишет: Также все предполагаемые епископы, кроме Павла Коломенского на открытый конфликт не пошли. И это после анафем и отказа принимать никонианских попов. Все, конечно, может быть. Но как-то странно Иван Неронов, Ефрем Потемкин вообще отступили... Евгений Иванов пишет: По возвращению из ссылки в Даурию бояр. На никониянскую службу ходить? Евгений Иванов пишет: Братья Денисовы в "Поморских ответах" тоже Куржецкий собор не упоминают. Иван Филиппов его описал.

Евгений Иванов: Скорее всего, была книга "Курженецкий соборник" с письмами всех перечисленных епископов, протопопа аввакуму, где действительно никониане предавались анафеме и возможно содержался запрет на прием новых попов. Безпоповство было уже в самом ранем периоде. А кто-то неправильно прочел соборник и добавил сказание о якобы имевшем месте соборе. Тогда понятно, как Аввакум образца 1666 года с Павлом Коломенским образца 1653 года встретился.

Евгений Иванов: Administrator2 пишет: На никониянскую службу ходить? Нет. просто как людей. Анафематственных не благословляют.

Евгений Иванов: Administrator2 пишет: Иван Неронов, Ефрем Потемкин вообще отступили... Так вначале восстали, потом отступили. А Новгородский епископ Макарий, так и открыто против реформ не высказался. Просто служил по старым книгам до самой смерти и паства с ним по старому молилась. Но за Никона.

Сергей Петрович: Евгений Иванов пишет: Просто служил по старым книгам до самой смерти и паства с ним по старому молилась. Но за Никона. А какая разница? Поминание предстоятеля в ектениях означает присутствие этого предстоятеля и полное согласие с ним. Если предстоятель - еретик, с ним требуется общение разрывать.

Евгений Иванов: архиеписком Маркел скончался в 1662 году в Соловецкой обителе. Формально, Соловки молитвенного общения с Москвой не разрывали. Молились по старым книгам. Т.е. ситуация была аналогичной: греки в Московском царстве.

Administrator2: Евгений Иванов пишет: Анафематственных не благословляют. Так они за старым крещением тогда были и испрашивали благословения у страдальца, а он то думал, что веру дониконовскую можно на Русь вернуть, от того и благословлял.

Михайло: "Сказание о страдании и скончании священномученика Павла, епископа Коломенского", если кто хочет ознакомиться, опубликовано в Поморском календаре за 2006 год.

Евгений Иванов: Сергей Петрович пишет: А какая разница? Поминание предстоятеля в ектениях означает присутствие этого предстоятеля и полное согласие с ним. Так то оно есть. но видимо, действительно в 1653-1666 годах была умеренная (внутренняя) оппозиция, к которой принадлежали Маркел и Макарий. Соловецкий монастырь в результате военного конфликта, спровоцированного военным походом отошел от никонианства породив спасовщину и поморский толк. А Новгород, минув репресии, ушел в никонианство окончательно

Administrator2: Евгений Иванов пишет: Соловки молитвенного общения с Москвой не разрывали. Порвали во время осады и перестали литоргию служить.

Евгений Иванов: Administrator2 пишет: Так они за старым крещением тогда были и испрашивали благословения у страдальца, а он то думал, что веру дониконовскую можно на Русь вернуть, от того и благословлял. Верно. Но у тебя Курженецкий Собор каким годом датируется? Каковы его решения, а потом "он думал..." Здесь либо Житие "косит", либо Сказание

Евгений Иванов: Administrator2 пишет: Порвали во время осады и перестали литоргию служить. 1666-1668, архиеепископ Маркел умер в 1662, за 4 года до осады. Он мог быть автором деяний Курженецкого собора? То, что безпоповцы появились уже в первом поколении я знаю.



полная версия страницы