Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » О неядении русскими раков до раскола. » Ответить

О неядении русскими раков до раскола.

САП: Здесь же имеется и очень много раков; так как ни татары, ни русские не едят их, то их без всякого внимания выбрасывают. Олеарий Арсений Суханов удивлялся на греков: ядят в среду и в пяток икру, раки морския и речныя, и что в раковинах мясо, и слизы рогатыя, и каракатицу, и иные гадины, и ежи морския. А говорят: что в том нет скверны.

Ответов - 160, стр: 1 2 3 4 All

Максим: о. Андрей пишет: Внимательнее при копировании :-). Сори. Торопился, исправлю.

Максим: Светояр пишет: 14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Тоже, исправьте плиз.

о. Андрей: САП пишет: упомянание об ядении лебедей и зайцев есть только в Домострое (середина 16в.) Греки задолго до раскола ели зайчатину. И святые сие считали законным и оправданным. Из текста 11/12 века «Память и житье блаженаго учителя нашего Констянтина философа, перваго наставника словеньску языку»: Ркоша же пакы июдѣи: «Како вы свинину и заячину ядуще, не противитеся Богу?» Отвѣща же к нимъ: «Первуму завѣту заповѣдающа вся снѣсте, яко зелье травное: вся бо чистая чистымъ суть; а сквернымъ и свѣсть ся осквернила.[100] И Богъ бо въ твари глаголеть: „Се вся добра зѣло" http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2163


Severo: Пойду куплю зайца и съем его

о. Андрей: :-).

Severo: Хотя олин раз ел...что то мне это мясо сладковатое не очень понравилось...неестественное)) лучше говядины поесть))

Nikodim: Severo пишет: олин раз ел...что то мне это мясо сладковатое не очень понравилось...неестественное)) Это, скорее всего, кот попался...

Severo: Nikodim пишет: Это, скорее всего, кот попался... Не не....при мне разделывали....кролик был, а не заяц...но одна суть и коты тоже

mihail: Други! Помню два года назад, была уже тема, но однозначного вывода не сделали. Я уверен что многие форумчане далеки от таких пошлых вопросов и под вечер вкусив скудной пищи, сокрушают свои сердца о своих недостойных поступках и мыслях на масленицу. Да и я тоже, глядя на витрины магазинов, уверен -что сейчас поститься, не то что лет сто назад. И всё же! Можно, али нет? В Номоканоне упоминаются черепокожие: "...В святую и великую Четыредесятницу ямы единою на день сухоядение, точию сочиво без масла. Вина же и масла в суботу и неделю вкушаем. Такожде и от черепокожих. Рыбу же ямы точию на Благовещение и в Неделю Цветоносную"

Степка: Конечно можно, устрицы прекрасно идут под бутылочку "Шабли" или "Мерсо". В крайнем случае можно улиток под самогон.

mihail: "Мы только устриц ожидали От цареградских берегов. Что устрицы? Пришли! О радость! Летит обжорливая младость Глотать из раковин морских Затворниц жирных и живых, Слегка обрызнутых лимоном." А.С. Сейчас то и лягушек жрут но как говаривал Собакевич Чичикову - "...Я тебе прямо в глаза скажу, что я гадостей есть не стану. Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму её в рот, и устрицы тоже не возьму, я знаю, на что устрицы похожа...". На Алтае например, до сих пор раков зазирают. Вопрос то - Как относятся разные сугласы к "морепродуктам"?

Степка: mihail пишет: Как относятся разные сугласы к "морепродуктам"? А чего попы вашего дугласа говорят?

mihail: Степка пишет: А чего попы вашего дугласа говорят? Так ведь не было голосования! Вот я и спрашиваю.

Степка: Так попы рогожские чего говорят?

Administrator2: mihail пишет: Такожде и от черепокожих Черепокожие - это молллюски живущие в раковинах. mihail пишет: Можно, али нет? Старообрядцы прошлого о таком и помыслить не могли: В тот самый вечер, как мать Манефа сидела у Марьи Гавриловны и вела грустные речи о падении, грозящем скитам Керженским, Чернораменским, Василий Борисыч, помазав власы своя елеем, то есть, попросту говоря, деревянным маслом, надев легонький демикотоновый кафтанчик и расчесав реденькую бородку, петушком прилетел в келарню добродушной Виринеи. Завязался у них поучительный разговор о черепокожных, про которых во всех уставах поминается, что не токмо мирским, но и старцам со старицами разрешено их ядение по субботам и неделям святой великой четыредесятницы. Мать Виринея утверждала, что это об орехах говорится, а Василий Борисыч того мнения держался, что черепокожные - морские плоды, и сослался на одну древлеписьменную книгу, где в самом деле такое объяснение нашлось. - Так вот оно что,- с удивленьем покачивая головой, говорила мать Виринея, увидя в почитаемой за святую книге такие неудобь понимаемые речи.- Так вот оно что - морские плоды!.. Что ж это за морские плоды такие?.. Научи ты меня, старуху, уму-разуму, ты ведь плавал, поди, по морям-то, когда в митрополию ездил... Она ведь, сказывают, за морем. - Не за морем, матушка, а токмо по близости Черного моря, того самого, что в Прологах Евксинским понтом нарицается,- молвил Василий Борисыч. - Помню, голубчик, помню,- сказала Виринея.- А видел ли ты его, касатик? - Кого, матушка? - А этот понт-от...- сказала Виринея.- Ведь это, стало-быть, тот, про который на троицкой утрени поют: "В понте покрыв Фараона" (Так в дониконовских книгах. Ныне поется: "Понтом покрыв".). - То другой, матушка,- ответил Василий Борисыч.- Много ведь их, понтов-то, у господа,- прибавил он. - Эка премудрость божия! - с умиленьем сказала Виринея, складывая на груди руки...- Чего-то, чего на свете нет!.. Так что же, видел ты его, голубчик?.. Понт-от этот?.. - Довелось видеть, матушка, довелось, как в Одессе проездом был,- молвил Василий Борисыч. - Что ж, родной, этот понт-море, поди, пространное и глубокое? - с любопытством продолжала расспросы свои мать Виринея. - Пространное, матушка, пространное - краев не видать,- подтвердил Василий Борисыч. - И глубокое? - спросила Виринея. - Глубокое, матушка - дна не достать,- ответил Василий Борисыч. - Как Волга, значит...- со вздохом молвила Виринея и облокотившись на стол, положила щеку на руку. - Какая тут Волга! - усмехнулся Василий Борисыч.- Говорят тебе, дна не достать. - Премудрости господней исполнена земля! - набожно молвила Виринея.- Так вот оно, море-то, какое... Пространное и глубокое, в нем же гадов несть числа,- глубоко вздохнув, добавила она словами псалтыря. - Есть, матушка, и гады есть,- подтвердил Василий Борисыч. - Какие же это плоды-то морские, сиречь черепокожные?.. Ты мне, родной, расскажи.. Научи, Христа ради... Видал ты их, касатик?.. Отведывал?.. Какие на вкус-то?.. Чудное, право, дело!.. - Морскими плодами, матушка, раковины зовутся, пауки морские да раки... - начал было Василий Борисыч. - Полно ли тебе, окаянному!..- закричала Виринея, подняв кверху попавшуюся под руку скалку.- Дуру, что ли, неповитую нашел смеяться-то?.. А?.. Смотри ты у меня, лоботряс этакой!.. Я те благословлю по башке-то!.. Досада взяла Василия Борисыча. - Ну, матушка, с тобой говорить, что солнышко в мешок ловить,- сказал он.- Как же ты этого понять не можешь! - Статочное ли дело, чтоб святые отцы такую погань вкушали?- громче прежнего закричала Виринея.- И раков-то есть не подобает, потому что рак - водяной сверчок, а ты и пауков приплел... Эх, Васенька, Васенька! Умный ты человек, а ину пору таких забобонов нагнешь, что и слушать-то тебя грех. Василий Борисыч плюнул даже с досады. Да, забывшись, плюнул-то на грех не в ту сторону. Взъелась на него Виринея. - Что плюешься?.. Что?.. Окаянный ты этакой! - закричала она на всю келарню, изо всей силы стуча по столу скалкой...- Куда плюнул-то?.. В кого попал?.. Креста, что ль, на тебе нет?.. Коли вздумал плеваться, на леву сторону плюй - на врага, на диавола, а ты, гляди-ка, что!.. На ангела господня наплевал... Аль не знаешь, что ко всякому человеку ангел от бога приставлен, а от сатаны бес... Ангел на правом плече сидит, а бес на левом... Так ты и плюй налево, а направо плюнешь - в ангела угодишь... Эх ты, неразумный!.. А еще книги все знаешь, к митрополиту за миром ездил!.. Эх ты!.. - Так что ж, по-вашему, матушка, означают эти черепокожные, сиречь морские плоды?- спросил Василий Борисыч, стараясь замять разговор о плевке, учиненном не по правилам. - Известно, орехи,- сухо ответила Виринея. - Как же орехи-то на воде выросли?- спросил Василий Борисыч. - Божиим повелением,- сказала Виринея. - Ну, матушка, с тобой говорить, что воду решетом носить,- молвил с досадой Василий Борисыч.- Что в книге-то писано?.. "Морские плоды". Так ли?.. - С толку ты меня сбиваешь, вот что... И говорить с тобой не хочу,- перебила его мать Виринея и, плюнув на левую сторону, где бес сидит, побрела в боковушу. Между тем как в келарне шел спор о черепокожных и о плевках, она наполнилась певицами, проведавшими, что учитель их сидит у Виринеи. http://az.lib.ru/m/melxnikowpecherskij_p/text_0050.shtml

Степка: Да, забывшись, плюнул-то на грех не в ту сторону. Вот, все ваше обрядчество и выродилось в подобную чепуху: в какую сторону плюнуть, какой рукой соль брать и прочее.

mihail: Administrator2 пишет: Старообрядцы прошлого о таком и помыслить не могли Нуууу, они много о чем подумать не могли! Даже о картохе! Не будем равняться на сухопутных жителей. У липован, ни чего не известно про мидий?

Степка: mihail пишет: Даже о картохе! Чипсы не ели! Темнота! Чипсы с пывом это ж вкусно! А уж с креведкой и кальмаром! Сидим мы тут давеча с креведкой и пьем пыво с кальмаром и ведем разговор задушевный, все о духовности и о высоком!

Konstantino: mihail пишет: У липован, ни чего не известно про мидий? брэхня в номоканоне все известно а он до появления староверцев. Святитель Василий Великий Беседы на Шестоднев Беседа 7 О пресмыкающихся Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую... по роду. Теперь повелевает произойти начаткам каждой породы и как бы некоторым семенам естества, а множество живых тварей сокрыто в последующем преемстве, когда нужно им будет расти и множиться. К иному роду принадлежат так называемые черепокожные, например: раковины, гребенки, морские улитки, веретенки и тысячи разнообразных устриц. Иной опять кроме сего род составляют так именуемые мягкочерепные: крабы, раки и тому подобное. К иному сверх сего роду принадлежат так названные слизняки, имеющие плоть мягкую и губчатую: полипы, каракатицы и им подобные. И между сими опять есть бесчисленные различия: ибо драконы, мурены, угри, которые водятся в илистых реках и озерах, по сходству природы своей приближаются более к ядовитым пресмыкающимся, нежели к рыбам. Иной род мечущих икру, и иной - живородящих. Живых детей рождают вьюны и мокрицы, и вообще животные, так называемые хрящеватые. Живородящие суть: большая часть китов, дельфины и тюлени, о которых рассказывают, что они новорожденных детей своих, чем-нибудь испуганных, приняв опять в чрево, прячут там. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/vasily/shestodnev/11.html

mihail: Аристотель в середине 4-го в. до н.э. в трактате "О возникновении животных": "черепокожие стоящие посередине между животными и растениями, как принадлежащие к тому и другому роду, не выполняют дела ни тех, ни других: подобно растению, они не имеют женского и мужского пола и не порождают одно в другом, а подобно животному они не производят из себя плода, как растения, но образуются и рождаются из некого состава, землистого и влажного". "их возникновение, отчасти, схоже, отчасти, не схоже с возникновением других животных. И это имеет свои основания, так как по сравнению с животными они похожи на растения, а по сравнению с растениями - на животных. Поэтому в известном отношении они возникают из семени, в другом - не из семени, и здесь - самопроизвольно, там - друг от друга, или одни - так, другие - иначе. Вследствие противоположности их природы и природы растительной, на земле черепокожие не водятся совсем, разве только какой-нибудь небольшой род, вроде улиток, или, быть может, другие подобные им, но редко встречающиеся; в море же и других водных местах их очень много самой разнообразной формы". А вот откель берутся черепокожие: "что касается черепокожих, то у одних из них тело образуется самопроизвольно, у других же - от какой-то силы, исходящей из них, причем и они нередко возникают путем самопроизвольного образования".

Konstantino: думаю, что зазирая черепокожих люди зазирают Номоканон. Не хочешь есть не ешь, только не стоит зазирать ибо из Номоканона слов не выбросишь. Наверное как то так.

Jora: mihail пишет: Можно, али нет? В Уставе написано - значит, можно. То, что так традиционно не делали на Руси - ничего не доказывает. Ну не был так развит рынок, вот и все.

Konstantino: Jora пишет: В Уставе написано - значит, можно. То, что так традиционно не делали на Руси - ничего не доказывает.

Administrator2: На самом деле еще в 16в. в субботы и недели Постом вкушали и рыбу (кроме Великой Субботы) об этом сказано в Домострое (следы до Иеросалимского Студитского Устава), потому, что субботы и недели не постные. Великий Пост - это десятина за весь год, как в году 365 дней, так и Пост 36,5 дней. 7Х5=35 (постных дней кроме суббот и воскресений) 35+1 (Великая Суббота) + 0,5 ночь Воскресения = 36,5 постных дней. Апостолы, желая не нарушать закон, но восполнять недостаток его и в этом (отношении), определили (в 9-м правиле) посвящать Богу десятины не временных вещей, но дней жизни нашей в каждом обращении года, дабы чрез усердие и более теплое покаяние в эти дни мы могли, с Божией помощью, уврачевать душевные немощи целого года. Эти дни поста мы и называем десятою частию года: ибо семь седмиц его, за исключением суббот и воскресных дней, составляют тридцать пять дней; а если приложить к ним и великую субботу и половину светлой и светозарной ночи, то будет 36 дней с половиною, что в точности составляет 10-ю часть 365 дней года: ибо десятая часть трехсот есть тридцать, 60-ти - 6 и 5-ти - половина (Трактат этот почти буквально заимствован из поучения Аввы Дорофея (VII в.) о постах, приложенного к книге Ефрема Сирина.) Синтагма Матфея Правильника PS А моллюсков на Руси не ели по национальной традиции из-за отвращения к ним.

Степка: Administrator2 пишет: На самом деле еще в 16в. в субботы и недели Постом вкушали и рыбу (кроме Великой Субботы) А некоторые здесь вустрицой пренебрегают! А вот "Шабли" то поди не брезгают?

Jora: Administrator2 пишет: не ели по национальной традиции Бабушкина вера

Administrator2: Jora пишет: Бабушкина вера Ага, и лягушек не есть - бабушкина вера!

Konstantino: Administrator2 пишет: Ага, и лягушек не есть - бабушкина вера! может ты трусы с носками зазираешь и нужник под комору перестроил, а бегаешь за угол своей высотки?

Administrator2: Konstantino пишет: может ты трусы с носками зазираешь? Наши бабушки-християнки их не зазрят, с чего же я буду зазирать?

Konstantino: Administrator2 пишет: Наши бабушки-християнки их не зазрят, с чего же я буду зазирать? дык Administrator2 пишет: Старообрядцы прошлого о таком и помыслить не могли а бабушки у вас гурру однако.

Administrator2: Konstantino пишет: а бабушки у вас гурру однако Моя учитель християнской веры.

mihail: Administrator2 пишет: Моя учитель християнской веры. Сегодня прошел рабочий обед (симпозиум без масла и вина ) и по началу Викторыч тоже кривилси при слове черепокожие, но опосля наших доводов с Александрычем, признал что- "Зазирать вустриц там всяких, пауков морских да улитков НЕЗЯ!, просто ето дело вкуса!!!"

Нарьян-Мар: Konstantino пишет: котов не любит тот кто не умеет их готовить Это хорошо, что постепенно у христиан наступает прояснение в том, что пост имеет суть одну, а формы разные( зависящие от традиций и культуры). Даже смирительная рубашка имеет разные размеры.

Konstantino: Нарьян-Мар пишет: Это хорошо, что постепенно у христиан наступает прояснение в том, что пост имеет суть одну, а формы разные( зависящие от традиций и культуры). Даже смирительная рубашка имеет разные размеры.

Administrator2: mihail пишет: Зазирать вустриц там всяких, пауков морских да улитков НЕЗЯ! Не путай родное с близким: устрицы - черепокожии (можно по Уставу), а вот креветки и пр. мягкочерепные...

mihail: Administrator2 пишет: Не путай родное с близким Да один хрен, несет селедкой! (с) Мы сегодня с Викторычем обсуждали, он туда и кальмаров с каракатицей и осьминогом причисляет! Как бы, все морския гады!

Administrator2: mihail пишет: он туда и кальмаров с каракатицей и осьминогом причисляет! А это уже головоногие!

Cocpucm: Устрицы уж больно по цене "кусаются", а вот замороженные мидии стоят около 160 руб./кг в Ашане. Мне вчера жена сделала их с рисом (см. рецепты "морепродукты с рисом" в и-нете, только убрать из рецепта креветки) — весьма приятственно

mihail: Cocpucm пишет: Мне вчера жена сделала их с рисом Ооооо! И мне тоже! Такой -морепродуктнай плов! С белым винцом, зело приятственно!

Konstantino: Cocpucm пишет: вот замороженные мидии стоят около 160 руб./кг в Ашане. Мне вчера жена сделала их с рисом (см. рецепты "морепродукты с рисом" в и-нете, только убрать из рецепта креветки) — весьма приятственно о вкусах хотя и не спорят но могу поделиться собственным опытом. Пробывал разные блюда из устриц, но одно пришлось по вкусу и очень простое в приготовлении. Нужно просто жарить мидии в оливковом масле и на терку натереть по среднему корень имбиря. Можно стушить их со сладким перцем в белом вине, тоже пойдет.



полная версия страницы