Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Кормчая. » Ответить

Кормчая.

володимipъ: Кормчая книга — Так называется принятый от константинопольской церкви в православных русской и других славянских церквях сборник правил церкви и государственных к ней относящихся законов, подвергавшийся, после принятия, разным дополнениям и изменениям. В греческой церкви этот сборник назывался номоканоном (см. Византия). Слово "Номоканон" в славянских списках переводилось буквально "законоправильник", "законоправило"; с течением же времени этот перевод заменили названием "К. книга; глаголемая греческим языком номоканон, словенским же сказаемая законоправило". В константинопольской церкви в VI — IX вв. образовались и употреблялись различные виды сборников церковного права. С распространением христианской веры между славянскими народами эти сборники переходили к ним в разных переводах и здесь дополнялись и изменялись. Славянский перевод церковных правил впервые совершен в IX в. для болгарской церкви и приписывается христианскому первоучителю славян, св. Мефодию. Первым сборником церковного законодательства на славянском языке явилась "Синагога" Иоанна Схоластика, с присоединением к правилам вселенской церкви местных правил константинопольской церкви (Иоанна Постника, устава студийского) и некоторых государственных узаконений, каковы: "Закон судный" или Эклога Льва Исаврянина (в болгарской редакции), извлечения, из Эклоги и Прохирона. Этот сборник наз. в русской литературе болгарской редакцией Кормчей, списки ее были в употреблении в России с первых времен основания в ней церкви; до настоящего времени их сохранилось два (в Румянцевском музее, № 230 по описанию Востокова, и в московской академии, № 54). Независимо от болгарской К., в России весьма рано, по всей вероятности — еще при Ярославе I, совершен был свой славяно-русский перевод с греческого языка такого сборника церковного законодательства, который в греческой церкви находился в большем употреблении в VIII — XI вв., чем сборник Схоластика. Этим сборником была так называемая Синтагма XIV титулов, которой в греческой церкви было несколько редакций. Между ними различаются две главные: до-фотиевская и фотиевская; последняя наз. также и фотиевым Номоканоном. Первой славяно-русской Кормчей была Синтагма XIV титулов в дофотиевской редакции, но дополненной различными прибавлениями как в церковных правилах, так и в государственных узаконениях. Следующие списки этой К. сохранились до нашего времени: в московской синод. библ. № 132 по старому каталогу, № 227 по новому — XI в.; в моск. Троице-Сергиевой лавре № 207, XV в. (полный); в соловецкой библиотеке по печатному каталогу № 413, XV или XVI века, по описанию рукописей Царского № 212, XVI в. В состав списков этого разряда К. входят: предисловие первого составителя синтагмы, "титлы" или систематический указатель (по предметам) правил, хронологическое собрание правил вселенской церкви, изложенных в полной редакции, в том виде и порядке, в каком они изданы соборами и св. отцами (но без толкований), — извлечения из новелл Юстиниана в виде 87 глав, новеллы его же 137, 3, 77, 132 и 133, — отрывки из Прохирона и Эклоги (о браке) и пр. В XIII в. произошли в русской церкви события, послужившие поводом к оживлению в ней канонической письменности и к происхождению новых двух разрядов К. После татарского погрома назначен был из Константинополя митрополитом всея России Кирилл II. Между прочими мерами к восстановлению порядка церковного, он обратился к болгарскому князю Иоанну Святиславу с просьбой о присылке в Россию К. книги с толкованиями на правила церкви, разумение которых стало неясным. В исполнение этой просьбы прислан был в Россию сербский перевод К., сделанный с греческого языка около 1225 г. сербским архиепископом св. Саввой. Список этого перевода был предложен митрополитом Кириллом II на владимирском соборе 1274 г. русским епископам в руководство для церковного управления. Сербская К. имеет следующие отличительные особенности: в ней помещается "сочетание правил" (или "титлы") в XIV титулах в фотиевской редакции; правила вселенской церкви излагаются в сокращенной редакции, неизвестно кем составленной, сохраненной и принятой греческим канонистом Алексеем Аристином в его толковании на правила; правила сопровождаются толкованиями греческих канонистов — большей частью Аристина, иногда Зонары; в ней находится сборник государственных узаконений в 87-ми главах, как и в первой славяно-русской К., весь Прохирон Василия Македонянина, новеллы имп. Алексея Комнена о браке, многие правила местной греческой церкви и статьи канонического, литургического, исторического и полемического содержания. Сербская К. переписывалась в течение XIV — XVI вв. в разных местностях России в большом количестве списков, разряд которых носит в ученой русской литературе обычно название К. рязанской редакции, по древнейшему, сохраняющемуся доныне в имп. публичной библ., списку, составленному для рязанского кафедрального собора в XIII в. В сербской К. или, что то же, в рязанской редакции К. правила вселенской церкви изложены, как упомянуто выше, в короткой редакции, а в первом славяно-русском переводе К. они помещены в полной редакции; поэтому русские составители списков К., по приобретении списка сербской К. с толкованиями, нашли возможным составлять такие списки К., в которых они заимствовали из первого русского перевода правила по большей части в полной редакции, а некоторые в усеченной, и присоединяли к ним толкования, находящиеся в сербской. Таким образом, произошел, наряду с разрядом сербской или рязанской К., особый разряд списков К., который в ученой нашей литературе называется софийской редакцией К., так как древнейший список этого разряда, составленный в XIII в. в Новгороде, найден в новгородском Софийском соборе (ныне хранится в московской синодальной библиотеке). Отличительные особенности списков софийской редакции: синтагма XIV титулов помещается в них с двумя предисловиями и в фотиевской редакции; правила церкви изложены обычно в полной редакции, некоторые — в усеченной, и сопровождаются толкованиями; в них находятся статьи, перенесенные из сербской К., и имеются русские статьи, каковы: русская правда, уставы св. Владимира и Ярослава, правила владимирского собора 1274 г. и др. Списки этой редакции в XIV — XVI в. распространены были в большом количестве, имели практическое значение и сохранились до нашего времени в значительном числе. Рукописные списки софийской и рязанской редакций К. составлялись или по распоряжениям отдельных иерархов, или частными лицами. Отсюда разнообразие в списках той и другой редакции: в некоторые списки вносились статьи, которые в других не помещались; одни и те же статьи помещались в разных списках не на одном и том же месте; в иных списках число статей значительно увеличивалось; вкрадывались или вносились в некоторые списки неисправности, статьи неизвестного происхождения, сомнительного или апокрифического содержания. Сличение разнообразных списков К. уже в XV в. возбуждало недоумения относительно наиболее верного ее состава. Первая попытка пересмотра приписывается митрополиту Киприану в конце XV в.; в начале XVI века пересмотром русской К. кн. занимались Максим Грек, инок князь Вассиан Патрикеев, преп. Иосиф волоколамский, инок Волоколамского м-ря Нифонт, затем митроп. Даниил. Тем же попыткам следует приписать, между прочим, происхождение так называемой сводной К., составленной иосифлянами. Пересмотренная в первой половине XVI в. митрополитом Даниилом, сербская К., по-видимому, приготавливалась к изданию для общего употребления во всей русской церкви. В XVII в., при патриархе Иосифе, она подверглась новому пересмотру, в некоторых частностях изменена, дополнена или сокращена против древнейших списков и была напечатана в 1650 г. Иосифовская К. в большей своей части представляет сербскую К. Она содержит: "Предисловие к читателю, сказания о соборах, два предисловия к синтагме XIV титулов или "граней", "титлы или правилом сочетание" и 71 гл., в которых изложены правила свв. апостолов (гл. 1—4), соборов (гл. 5—20), отцов (гл. 21—35) и иерархов (36—41), извлечения из новелл Юстиниана (гл. 42 и 44), Алексея Комнена (гл. 43) и закона Моисея (гл. 45), закон судный (гл. 46), сочинение Никиты Стифата против латинян (гл. 47—48), Прохирон и Эклога (49—50), статья "О тайне супружества" (гл. 51), постановления некоторых греческих соборов (гл. 52—54) и канонические ответы митроп. ираклийского, патр. св. Никифора, Иоанна кипрского (55—59), Тимофея александрийского (61) и Анастасия синайского (69); "Хиротония" (60 ст.); правила монахам (гл. 62—64), статьи Кирилла Туровского (65—68), пресвитера Тимофея и Никона Черногорца (70—71), выход книги. Лишь только отпечатана была Иосифовская К. и разошлась в нескольких экземплярах, как патриарх, от имени которого она напечатана, умер, и на его место вступил Никон. Патриарх Никон остановил выпуск из типографии значительнейшей части экземпляров Иосифовской кормчей книги, произвел в них перемены и выпустил их в 1653 г. в обращение от своего имени, с некоторыми дополнениями. Дополнения эти следующие: в начале помещены сказание об основании и устройстве русской православной церкви, грамоты об учреждении патриаршества в России и сказание о поставлении в патриархи Филарета; в конце — подложная грамота Константина Великого папе Сильвестру и сказание о римском отступлении от православной веры и церкви. Сверх того, выпущены в этих экземплярах листы 393—402 из 47-й главы (из статьи Никиты Стифата) и прибавлено об участии патриарха Никона в издании К. Это издание называется Никоновской К. — Издание Иосифовской К. было повторено в XVIII в. в Варшаве старообрядцами, но никем не авторизовано. В 1885 г. Иосифовская К. напечатана в московской единоверческой типографии, с благословения св. синода, но с пропуском 393—462 л. — Никоновское издание К. имело исключительное употребление в церкви до времен Екатерины II, как издание церковное. В 1787 г. последовало Екатерининское издание К., под непосредственным руководством св. синода. В "Екатерининской К." статья Никиты Стифата (гл. 47) опущена; к статье "О тайне супружества" присоединено русское толкование старинных славянских названий родственных имен; число глав в книге 70; вся книга делится на две части; предметный указатель к первой части помещен между 41 и 42 гл. При Александре I К. издавалась два раза, в 1804 и 1816 гг.; с тех пор она больше не издается. Первая ее часть заменена "Книгой правил", в первый раз изданной св. синодом в 1839 г.; вторая часть имеет в настоящее время значение источника права русской церкви лишь по тем вопросам, которые не разрешены в памятниках самостоятельного русского законодательства. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Ответов - 20

Лесной житель: Где в Москве Кормчую Книгу сиречь Номоканон купить можно? Было издание, выпущенное в Питере лет 10 назад. Такая толстая как кирпичь небольшого формата с золотым тиснением. Одно время везде продавалось за 500 руб. и у никонияк тоже во всех лавках, а потом пропало... увы. Подскажите, где сейчас купить можно?

Лесной житель: И еще вдогонку... О книге Старчество чтоб издать ее помнится здесь на форуме речь велась. Хотелось бы и эту книгу заиметь тоже. Подскажите, кто знает, куда обратится за оной.

САП: Лесной житель пишет: Где в Москве Кормчую Книгу сиречь Номоканон купить можно? Тут видел: http://pravkniga.ru/trade-monastiri.html?id=10 И на Таганке у единоверцев в лавке: http://wikimapia.org/10728216/ru/Единоверческий-храм-святителя-Николы-в-Студенцах


володимipъ: Кормчая по-русски "Правительница"- сборник канонов греческой Церкви,который утвердил, как книгу для управления Русской Церкви Поместный Владимирский собор 1274 года. Если,кто до конца внимательно дочитал статью из словаря,то в конце написано,что Кормчию в полном объеме издали 1653 году.И после этого её напечатали аж 1787 году,но из неё выкинули статьи Никиты Стифата ,в которых содержится порицание брадобрития как латинского обычая. При Екатерине дворяне все были обязаны брить бороды поголовно,по закону Петра 1 и потому из Кормчей выкинули эту часть книги.До 2004 года новообрядцы Иосифскую Кормчию в глаза не видели.Вместо неё с 1839 года стали издавать "Книгу Правил",то есть только те правила которые указаны во 2 правиле 6 Вселенского собора+правила 7 Вселенского,поэтому новообрядцы про канонический запрет про брадобритие ничего не знают их учили и учат в семинариях ,что каноны указаны в "Книге правил",а про остальные правила в"Кормчей" не говорят,поэтому они не знают про запрет на брадобритие.

САП: володимipъ пишет: Если,кто до конца внимательно дочитал статью из словаря,то в конце написано,что Кормчию в полном объеме издали 1653 году. Все таки и Иосифовская Кормчая вышедшая в 1650г. имела некоторое хождение, хоть и малым тиражем. Позже ето издание тиражировали староверцы. володимipъ цитирует: Лишь только отпечатана была Иосифовская К. и разошлась в нескольких экземплярах, как патриарх, от имени которого она напечатана, умер, и на его место вступил Никон. Патриарх Никон остановил выпуск из типографии значительнейшей части экземпляров Иосифовской кормчей книги... Издание Иосифовской К. было повторено в XVIII в. в Варшаве старообрядцами, но никем не авторизовано. Кроме того широкое распостранение имели рукописные Кормчии с которых и была напечатана Иосифовская Кормчая, эти Кормчии во множестве выложенны на: http://www.stsl.ru/ , можете сравнить их тексты.

володимipъ: САП пишет: Кроме того широкое распостранение имели рукописные Кормчии с которых и была напечатана Иосифовская Кормчая, эти Кормчии во множестве выложенны на: http://www.stsl.ru/ , можете сравнить их тексты.Сап,а как думаешь сколько времени надо ,чтобы сделать один список в ручную?

Jora: володимipъ пишет: сделать один список в ручную В монастырях монахов, и, соотв., рук много было ...

Сергей Петрович: Jora пишет: В монастырях монахов, и, соотв., рук много было ... И все - одним почерком? Вот это мастерство!!!

САП: володимipъ пишет: как думаешь сколько времени надо ,чтобы сделать один список в ручную? Думаю сама перепись Кормчей в 600 лист. займет для опытного переписчика не больше 2 месяцев (10 лист. в день). А если переписчиков много, и один диктует, а прочии пишут, то можно добиться большого числа копий, покрывающий спрос. Сергей Петрович пишет: И все - одним почерком? Вот это мастерство!!! У Передереева видел изумительные книги, как буд-то на машинке напечатаны, видимо чятельно следили за почерком переписчиков.

володимipъ: После того ,как в Москве запустили печатный станок, професссия переписчика должна была постепенно умереть,а как долго она существовала?

САП: володимipъ пишет: После того ,как в Москве запустили печатный станок, професссия переписчика должна была постепенно умереть,а как долго она существовала? Ничего она не умерла, и никониянские иноки переписывали книги еще в 19в. поглядите тут: http://www.stsl.ru/manuscripts/index.php?col=2&gotomanuscript=011 Вот к примеру: http://www.stsl.ru/manuscripts/book.php?col=2&manuscript=020.2 А некоторые староверы и сейчас книги переписывают, тетрадки пишут: http://memory.loc.gov/cgi-bin/ampage?collId=mtfxtx&fileName=txw/wbr0003//mtfxtxwbr0003.db&recNum=0&itemLink=r

володимipъ: Нет САП,примеры с новообрядцами,неудачные приводишь,книги не переписка,старых,а новодельные,единственное-молитва Михаилу,но это уже не те переписчики,которые все время этим занимались. А что касается старообрядцев-то сие ради нужды,из-за гонений было.Сейчас специальность- профессиональный переписчик,какая она была для нужд церковных умерла.

о.А. Панкратов: Неправда. В ряде приходов переписывают богослужебные тексты для клиросов из книг в тетради большого формата, чтобы было хорошо видно всем певцам. Это, например,на Рогожском доселе делается.

володимipъ: о.А. Панкратов пишет: Неправда. В ряде приходов переписывают богослужебные тексты для клиросов из книг в тетради большого формата, чтобы было хорошо видно всем певцам. Это, например,на Рогожском доселе делается. Я пишу про прфесссию,а Вы говорите,что книги,кое-какие время от времени,в свободное время переписывали-о разных вещах говорим.

Виталий Вараюнь: Все же есть те, кто этим занимаютя профессионально... нашумевший Феодосий например. Есть и другие, на сколько мне известно. Хотя цели у них, по большому счету, конечно отличаются от тех, что были у древних переписчиков.

САП: володимipъ пишет: А что касается старообрядцев-то сие ради нужды,из-за гонений было.Сейчас специальность- профессиональный переписчик,какая она была для нужд церковных умерла. Нет, и аз сим балуюсь

Сергей Петрович: Нет, нет, согласитесь, володимipъ прав. Это - время от времени. Виталий Вараюнь пишет: нашумевший Феодосий например Это который? Феодосий Борисович, что ли? И чем он нашумел? Перепиской он тоже не занимается постоянно. С голоду от такой деятельности в наши времена помереть можно.

о.А. Панкратов: А откуда уверенность, что старые переписчики книг только одним этим и жили, не имели других источников средств к существованию?

Бил: Кто желает купит?-продам, ,870 стр.,Часть Первая,приемлемое состояние,вышлю фото, Одна из важнейших книг, с помощью которой осуществляется управление православной Церковью. Она включает в себя тексты апостольских правил, постановлений вселенских и поместных соборов, посланий св. отцов, представляя собой, таким образом, главный источник церковного законодательства.Всего несколько экземпляров Кормчей в первоначальном виде попало в свободное обращение. Именно этот вариант первого издания впоследствии стал наиболее авторитетным для старообрядцев.Пишите bilzvezda@mail.ru. С Уважением к Вам,Бил.

А. Емельянов: Не набивайте лишнюю цену. Тут есть и такие, что Кормчую наизусть (или почти) знают. Сколько?



полная версия страницы