Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Скуфьи и камилавки » Ответить

Скуфьи и камилавки

Варсонофий: Здравствуйте. Разъясните пожалуйста: 1. Различались ли до раскола на Руси скуфьи и камилавки? 2. Кто до раскола носил скуфьи/камилавки - диаконы, попы, архиереи, иноки? Каков был порядок ношения скуфий/камилавок в повседневной жизни и на богослужении? 3. Как сегодня в староверии выглядят скуфьи и камилавки? 4. Кто и когда их носит в современном староверии? 5. Было ли до раскола понятие наградных скуфий/камилавок? Награждают ли ими в староверии сегодня? 6. Различались ли до раскола скуфьи и камилавки цветом? Что означает современное различие цветов скуфий/камилавок (например, чёрные и синии в РПСЦ)?

Ответов - 161, стр: 1 2 3 4 5 All

Иерей Вадимъ: 1.Различались. 2.Монахи, священноиноки и архиереи - камилавки с клобуком, белое духовенство - скуфии.Клирик должен был носить скуфию постоянно, закрывая выстриженное на главе гуменце. Скуфия снимается, когда священнослужитель читает молитвы, сказывает ектении и прокимны, отпусты и т.п.; также во время молитв "Отче наш", "верую", "Достойно есть", на чтении Евангелия, на вынос и целование и причащение всякой святыни; во время выхода на вечерни, служащий клирик - во все время литургии, и в некоторые другие моменты (об этом подробно изложено у Ксеноса в "Истории Ветковской церкви" и у свт. Арсения Уральского в "Кратком практическом уставе. Иноки в те же моменты снимают клобук, не снимая камилавки (ее снимают только на Причастие Св. Таин). 3. Скуфия - состоит из 4-х лопастей; у черного духовенства по низу добавляются красная оторочка и черный венец ниже ее. Камилавка круглая. 5. Нет. 6. Есть исторические данные, что до Никона попы носили в быту маленькие багряные скуфейки. На службах же употреблялись скуфии такого же цвета, как всё прочее облачение. Никаких "наградных" цветов у скуфии нет. Если есть еще вопросы, можете писать на i.vadim@bk.ru. Всего доброго! С праздниками Успения Пресвятыя Богородицы и пренесения Нерукотвореннаго Образа Господня! Простите Христа ради.

Варсонофий: Спаси Христос, отче. С праздниками! С Вашего позволения обращусь ещё с вопросами. Низкий поклон за всё.

САП: До раскола скуфьи и камилавки назывались - наплешниками, по той причине, что они служили целью прикрыть выстреженную макушку, обычно были вязанные, иноки поверх наплешника надевали клобук, на подобии детской, мягкой шапочки по Дорофею, с ушами, чтоб во время трапезы наклонившись не видеть соседа. Наградных наплешиков не было, если игумен/духовный отец/епископ срывал с головы инока/клирика наплешник/камилавку/скуфью - это был знак низложения из сана...


Варсонофий: САП, благодарю. На этом фото: я так понимаю, всюду скуфьи/камилавки/наплешники, которые суть одно и тоже, только покрой разный – кому какой больше нравится? Почему на этом фото: одни иереи в скуфьях, другие без? А вот ещё я слышал, что были какие-то шапки - иерейские, священноиноческие и архиерейские. Вот на фото: Что за шапки? Кто, почему и когда их надевает? Почему на этом фото: часть иереев идёт в скуфьях, а часть в "шапках"? На этом фото: что за головные уборы на владыках? Заранее приношу извинения за возможное некорректное отображение моих картинок - ибо не опытен.

Aleko: А еще кафтаны, (или как там они называются) на этой картинке запахиваются в разные стороны. и у некоторых пуговицы в два ряда. Или это портные шьют каждый на свое усмотрение?

Балда: Aleko пишет: А еще кафтаны, (или как там они называются) на этой картинке запахиваются в разные стороны. и у некоторых пуговицы в два ряда. А как Богоугодно надо запахивать кафтаны? На какую сторону?

Konstantino: Балда пишет: А как Богоугодно надо запахивать кафтаны? На какую сторону?

САП: Konstantino пишет: А как Богоугодно надо запахивать кафтаны? До Петра I если ето не однорядка, то запахивались кафтаны на лево, а Петр привез западную моду и одел служилых людей в кафтаны/камзолы которые запахивались на право, постепенно ето нововведение стало общепризнанным в России, и сейчас вся мужская одежда запахивается на право, а женская на лево (как издревле повелось).

САП: Варсонофий пишет: я так понимаю, всюду скуфьи/камилавки/наплешники, которые суть одно и тоже, только покрой разный – кому какой больше нравится? Значит так, скуфья - священнический наплешник, камилавка - иноческий. Вот из Устав Арсения Уральского: Скуфья св. Никиты, еп.Новгородского, находившаяся на его мощах и относящаяся как минимум ко 2-й пол. 16 в. Из истории вопроса: Вот что сообщал о скуфье Адам Олеарий, немецкий ученый, путешествовавший по России в 30-е гг. XVII в.: «Эту шапочку они (священники. — В.М.) в течение дня никогда не снимают, разве чтобы дать себе постричь голову. Это священный, заповедный предмет, имеющий большие права. Кто бьет попа и попадет на шапку или же сделает так, что она упадет на землю, подлежит сильной каре и должен платить за “бесчестие”. Однако тем не менее попов все-таки бьют. <…> Чтобы при этом пощадить святую шапочку, ее сначала снимают, потом хорошенько колотят попа и снова аккуратно надевают ему шапку» (Олеарий 1906: 330). Функции собственно головного убора, необходимого для защиты от непогоды, выполняла шляпа или шапка, которую священники надевали поверх скуфьи. Если архиерей снимал с головы священника скуфью, это означало лишение сана. Камилавка прп.Кирила Белозерского.

Игорь_Яров: Богоугодно попу и иноку ходить в установленной церковью для их чина одежде - однорядках. А если "поп" одет в кафтанчик или безобразное с огромными ватными плечами двубортное пaльто, разницы куда его запахивать нет никакой. Собственно только этим уродским изделием старообрядческие "священнослужители" от никониянских и отличаются, а так все тоже самое, - софринские облачения, митры на протоевреях, длинные волосья, отсутствие гуменца, никониянские "скуфьи", софринские же наперсные кресты и панагии. Как любит писать уважаемый мной участник - артисты.

Варсонофий: Ну никак не сложить мне цельной картины – вот едва-едва начнёт проясняться, так какая-нибудь мелочь всё рушит САП пишет: Значит так, скуфья - священнический наплешник, камилавка - иноческий. Иерей Вадимъ пишет: Монахи, священноиноки и архиереи - камилавки с клобуком, белое духовенство - скуфии. Иерей Вадимъ пишет: Скуфия - состоит из 4-х лопастей; у черного духовенства по низу добавляются красная оторочка и черный венец ниже ее. Камилавка круглая. Так чёрное духовенство носило скуфьи?! Да вот и ниже написано: «СКУФЬЯ еп. Никиты»! Всё таки, предметы одинаковые, а только названия разные?! В приведённом отрывке из Устава Арсения Уральского сказано: «Скуфья священника подобна малой иноческой камилавке». В чём подобие – в назначении, или в форме? Будьте добры, «ткните» пальцем на представленных выше фото, где «дораскольная» скуфья, где «дораскольная» камилавка!

САП: Варсонофий пишет: Будьте добры, «ткните» пальцем на представленных выше фото, где «дораскольная» скуфья, где «дораскольная» камилавка! Скуфья свт.Никиты Новгородского: "Современная" скуфья (так как в Уставе Арсения Уральского): Камилавка прп.Кирила Белозерского: На нее сверху надевается клобук.

Aleko: Балда пишет: А как Богоугодно надо запахивать кафтаны? На какую сторону? А как ваше мнение? САП пишет: До Петра I если ето не однорядка, то запахивались кафтаны на лево, а Петр привез западную моду и одел служилых людей в кафтаны/камзолы которые запахивались на право, Т.е. я так понял сейчас это не регламентируется, какой хочешь кафтан такой и заказываешь.

Балда: Aleko пишет: Т.е. я так понял сейчас это не регламентируется, какой хочешь кафтан такой и заказываешь. Читал статью, в которой указывалось, что еще в начале и середине XIX века на Рогожском шла борьба с новомодными кафтанами, которые ныне стали общепризнанными и каноническими в старообрядчестве. Игорь_Яров пишет: Богоугодно попу и иноку ходить в установленной церковью для их чина одежде - однорядках Ну это все таки русская традиция. Думаю, что апостолы однорядки и митры с меховой опушкой не носили. Игорь_Яров пишет: Собственно только этим уродским изделием старообрядческие "священнослужители" от никониянских и отличаются Еще старообрядческие попы пока редко косы и хвосты делают,в отличии от никонианства, где не только попы, но и благочестивые миряне ходят с хвостами под резиночку и косами.

Балда: Типичный благочестивый никонианский мирянин с хвостом "под резиночку" - редактор "православной" газеты Сергей Чапнин.

Игорь_Яров: Балда пишет: однорядки и митры с меховой опушкой не носили. Митры по всей видимости действительно в таком виде появились на Руси, однако вопрос темный и окончательно прояснить его видимо не удастся. Касательно же однорядок ( я подразумеваю именно иноческие и поповские ), есть немало изображений в том числе относящихся к первому тысячелетию ( например из собрания синайского монастыря ), где одежды мнихов полностью тождественны бытовавшим на Руси до раскола. Даже камилавки вязаные, наподобие той, что САП выложил на картинке.

Игорь_Яров: Да и опять же, можно для сравнения взять католическую сутану, которая в основе кроя идентична с "русской" однорядкой.

Балда: Игорь_Яров пишет: Митры по всей видимости действительно в таком виде появились на Руси, однако вопрос темный и окончательно прояснить его видимо не удастся. Очевидно, что русские митры, которые правильно будет называть архиерейскими шапками, имеют свою происхождение вообще от княжеских шапок и вообще шапок. Потому эти архиерейские шапки первого времени русской Церкви были кругловидные - напоминающие обычны шапки, но с украшениями. К XVI- XVII веку стали появляться цилиндрические митры, которые были более декорированы, но оставались по сути шапками - смехом и подкладой. Чисто декоративные митры в виде лампочек - конечно уже никонианское изобретение, пришедшее их Греции. Некоторые полагают, что лампочкообразные митры копировали османские чалмы( в то время также богато декорированные у сановитых особ)

Severo: Шапка великокняжеская или архиерейская Новгородская В ризнице новгородского Софийского собора хранится изображенная на рисунке № 15 шапка, неопределенно называемая и «великокняжеской», и «архиерейской». Тулья ее бархатная с вышитым золотом Деисусом. На вершине деревянная золоченая бляха с изображением креста. Окол шапки резной деревянный с золочеными лавровыми листьями, крытый горностаем. Над изображениями Спасителя, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, херувимов и серафимов вышиты славянские надписи образов. У меня дома есть фото древних архиерейских шапок, до 16 века, они похожи на эту

А. Гоголев: Severo пишет: В ризнице новгородского Софийского собора хранится изображенная на рисунке № 15 шапка, неопределенно называемая и «великокняжеской», и «архиерейской». Тулья ее бархатная с вышитым золотом Деисусом. На вершине деревянная золоченая бляха с изображением креста. Окол шапки резной деревянный с золочеными лавровыми листьями, крытый горностаем. Над изображениями Спасителя, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, херувимов и серафимов вышиты славянские надписи образов. Если предстоятель велик умом, истинно верующий и блюдет Христианские традиции, ему, архиерейская шапка с тульей из бархата и с вышитым золотом Деисусом, не нужна. Ибо, всякие излишества и роскошь в обществе разумных людей, только умолять достоинство будет.

САП: А. Гоголев пишет: Если предстоятель велик умом, истинно верующий и блюдет Христианские традиции, ему, архиерейская шапка с тульей из бархата и с вышитым золотом Деисусом, не нужна. Ибо, всякие излишества и роскошь в обществе разумных людей, только умолять достоинство будет. Древние мыслили иначе и не зазрили архиереев и священников за дорогие, церковные ризы, равно как и храмы, и иконы старались богато убирать, выказывая етим уважение к Тому Кого церковные благоукрашенния символически являют.

Konstantino: САП пишет: Древние мыслили иначе и не зазрили архиереев и священников за дорогие, церковные ризы, равно как и храмы, и иконы старались богато убирать, выказывая етим уважение к Тому Кого церковные благоукрашенния символически являют. уходят люди из мира в обители а там все в золоте и убранствах. Преподобный Нил в полном соответствии со святоотеческой монашеской традицией нестяжания выступал против монастырских имений. Монастыри не должны обладать, считал он, ни вотчинными землями, ни излишествами в быту, ни роскошью в убранстве храмов, ни богатством ризницы, ни, вообще, чем-либо, что превышает минимальные потребности настоящей монашеской жизни, суть которой - умное делание. Возражения с противной стороны были следующего характера. Если монастыри не будут иметь земель, считали иосифляне, а следовательно хорошего дохода, и монастырский быт будет суров, то кто же тогда из бояр пойдет в монахи. А если в монастырях не останется монахов из бояр, то кто же тогда будет епископом. Ведь епископы должны быть из благородных, имеющих в миру влияние и авторитет людей... Монастыри должны быть богатыми еще и для того, чтобы при нужде помогать бедным и обездоленным. Цель монашества - преображение "внутреннего человека", важнейшее средство - умное делание. Подмена цели и средств чревата, как показала дальнейшая история, искажением самого смысла монашества, а значит и христианства вообще. Монастыри из врачебниц духа, скромных в материальном отношении, стали превращаться в огромные хозяйства, монашеские братства - в трудовые артели. А ведь не для кого не секрет, что чем больше у человека внешних хозяйственных и бытовых забот, тем меньше внимания он может уделить своей внутренней жизни. Трудно, вернее невозможно работать двум господам Богу и мамоне (Мф. 6. 24), - утверждает Евангелие.

and: http://lib.pstgu.ru/icons/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=25&Itemid=29

САП: Konstantino пишет: Преподобный Нил в полном соответствии со святоотеческой монашеской традицией нестяжания выступал против монастырских имений. Монастыри не должны обладать, считал он, ни вотчинными землями, ни излишествами в быту, ни роскошью в убранстве храмов, ни богатством ризницы, ни, вообще, чем-либо, что превышает минимальные потребности настоящей монашеской жизни, суть которой - умное делание. Возражения с противной стороны были следующего характера. Если монастыри не будут иметь земель, считали иосифляне, а следовательно хорошего дохода, и монастырский быт будет суров, то кто же тогда из бояр пойдет в монахи. А если в монастырях не останется монахов из бояр, то кто же тогда будет епископом. Ведь епископы должны быть из благородных, имеющих в миру влияние и авторитет людей... Монастыри должны быть богатыми еще и для того, чтобы при нужде помогать бедным и обездоленным. Цель монашества - преображение "внутреннего человека", важнейшее средство - умное делание. Подмена цели и средств чревата, как показала дальнейшая история, искажением самого смысла монашества, а значит и христианства вообще. Монастыри из врачебниц духа, скромных в материальном отношении, стали превращаться в огромные хозяйства, монашеские братства - в трудовые артели. А ведь не для кого не секрет, что чем больше у человека внешних хозяйственных и бытовых забот, тем меньше внимания он может уделить своей внутренней жизни. Трудно, вернее невозможно работать двум господам Богу и мамоне (Мф. 6. 24), - утверждает Евангелие. В защиту неприкосновенности церковного землевладения: 1) "Соборный ответ" (1503 г.) о неприкосновенности церковного и монастырского землевладения; "Ответ" митрополита Макария царю Ивану [IV] Васильевичу "О недвижимых вещех, вданных Богови в наследие благ вечных"; 3) "Слово иное". http://starajavera.narod.ru/SoborniyOtvet1503.html

Балда: САП пишет: В защиту неприкосновенности церковного землевладения: Опять политика. Хоть про нужник или гульфик начни разговор, все сведут к засилью кавказцев или масонскому правительству.

Варсонофий: Балда пишет: Опять политика. Хоть про нужник или гульфик начни разговор... Каково предназначение вышеуказанных иерейских, игуменских, архиерейских и т.д. шапок? Кто носил, и когда? Гуменцо выбривали только у белых попов, или у иноков, архиереев,диаконов тож?

Severo: Варсонофий пишет: Гуменцо выбривали только у белых попов, или у иноков, архиереев,диаконов тож? Выбривали все перечисленные.

САП: Severo пишет: Каково предназначение вышеуказанных иерейских, игуменских, архиерейских и т.д. шапок? Шапки носили уважаемые архиереи/попы...

Игорь_Яров: Попы не носили. Впервые греком Феофаном митрой был награжден архимандрит. Было это в начале семнадцатого века, и такая практика без изменений продолжалась вплоть до раскола. После никонияне начали давать митры протоиереям, а беглые старообрядческие попы ( Ястребов первый по-моему ) начали носить шапки по их примеру.

Konstantino: Игорь_Яров пишет: Попы не носили. Впервые греком Феофаном митрой был награжден архимандрит. греческие попы и сейчас митры не носют.

Severo: САП пишет: Шапки носили уважаемые архиереи/попы... Это не я спрашивал))

САП: Игорь_Яров пишет: Попы не носили. Впервые греком Феофаном митрой был награжден архимандрит. Было это в начале семнадцатого века, и такая практика без изменений продолжалась вплоть до раскола. После никонияне начали давать митры протоиереям, а беглые старообрядческие попы ( Ястребов первый по-моему ) начали носить шапки по их примеру. Да. Severo пишет: Это не я спрашивал)) Стандартный форумский глюк

Варсонофий: САП пишет: Шапки носили уважаемые архиереи Сами себе присваивали? Или сие означает: заслуженных архиереев шапками награждал предстоятель (митрополит/патриарх)? А на этом фото: что за игуменская шапка? Аутентичная вещь или тоже послераскольное приобретение?

А. Гоголев: САП пишет: Древние мыслили иначе и не зазрили архиереев и священников за дорогие, церковные ризы, равно как и храмы, и иконы старались богато убирать, выказывая етим уважение к Тому Кого церковные благоукрашенния символически являют. Если мы Христиане, то важно не как древние мыслили, а как в Божественном Писании сказано.

САП: А. Гоголев пишет: Если мы Христиане, то важно не как древние мыслили, а как в Божественном Писании сказано. Реконструкции - ето к Рябцеву... Варсонофий пишет: Аутентичная вещь или тоже послераскольное приобретение? Да 19в. Клеенные шапки еще протопоп Аввакум высмеивал, раньше были мягкими: ...Бысть в лета наша в руской земли божие попущение, а дияволе злохитрие: изникоша из бездны мниси, нареченныя монахи, имеюще на себе образ любодейный: камилавки — подклейки женския и клобуки рогатыя; получиша себе сию пагубу от костела римскаго.

Варсонофий: Значит этот рисунок: поздний и отображает уже послераскольную изменившуюся практику, а не подлинную дораскольную ситуацию?

Игорь_Яров: Это поповщинская картинка, довольно на длинные волосья посмотреть. Современная старообрядческая камилавка, - синтез дораскольной и никониянской. В подражание старшим братьям ее сделали клеенной ( на твердой основе ), и высокой, сохранив однако при этом округлую форму. Тоже самое, современная старообрядческая "ряса" бывает двух модификаций, - в России переделанный никониянский подрясник, а у зарубежных чаще двубортное пальто.

Варсонофий: Игорь_Яров, спаси Христос Вас за разъяснения. Благодарю всех отвечающих за терпение. Есть ещё вопросы - уже не по головным уборам, но всё же по облачениям. На этом изображении: что за элемент облачения, обозначенный стрелочкой?

Oleg23: Хоть и с никониянской книжки, но все понятно -

Варсонофий: Oleg23 пишет: Хоть и с никониянской книжки, но все понятно Ничего не понятно. Епитрахиль!?



полная версия страницы