Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Православное погребение (по материалам раскопок) » Ответить

Православное погребение (по материалам раскопок)

Федор фон Бок: Сейчас мало кто знает, что непременным атрибутом православного погребения до Никона - была елейница, которая ставилась в домовину к голове умершего. Ее находят и в могилах простых иноков, и царей. Толкование этого предмета в протестантской рпцшной традиции отсутствует. Можно предположить, что елейница ставилась в память Евангельской притчи о девах, разумных и неразумных, которые вышли со светильниками на встречу Жениху. Конешно, дева - душа, по смерти, встречала Жениха Христа. Кроме того - ни на одной надгробной плите XIII-XVII века мы не найдем изображения креста. Видимо, крест ставился отдельно. Зато все намогильные плиты - типовые. Схематичный рисунок обязательно включает в себя условное изображение древа и коловрат - символ единения души с Богом. Вот такой многосложной, и символичной была истинная православная культура

Ответов - 30

Игорь_Яров: Спаси Господи за интересные материалы. Зарегистрируйтесь пожалуйста, а то так даже плюсик Вам не поставишь.

Варсонофий: Археологический журнал «Родная старина» / № 02 – 2006 А.К. Станюкович Сирийский стакан в саркофаге русского святителя Летом 1998 г. в Свято-Троицком Стефано-Махрищском монастыре (Александровский район Владимирской области) некий бывший археолог по заданию Владимирской епархии Русской Православной Церкви провел раскопки, целью которых являлось открытие могилы святителя Варлаама, епископа Суздальского и Тарусского. Местоположение могилы святителя было известно по старым фотографиям и документам. Специалистов из Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства культуры Российской Федерации, ведущих исследования на территории монастыря, к этим раскопкам не подпустили, а все предписания Госцентра по охране памятников Владимирской области о приостановке раскопок впредь до получения необходимых разрешений и Открытого листа были проигнорированы. В ходе раскопок было обнаружено два белокаменных саркофага. В одном из них в 1588 г. был погребен святитель Варлаам (1). О скандальных раскопках в Махрищском монастыре я впервые услышал только в 2001 г., вскоре о них забыл, и совсем не они являются темой данной публикации. Находка в гробнице святителя Варлаама. Весной 2006 г., спустя восемь лет после упомянутых раскопок, мне довелось подержать в руках найденное в гробнице святителя уникальное произведение средневекового декоративно-прикладного искусства. И не только подержать в руках, но и провести его консервацию - 410 лет в земле плюс восемь лет на открытом воздухе не прошли для памятника совсем бесследно. Но об этом немного позже. Так случилось, что представители монастыря попросили меня оказать помощь в реставрации кожаной погребальной обуви святителя Варлаама. Мы с художником-реставратором Н.Ш. Насыровой восстановили обувь по разработанным нами методикам (2), но в ходе работ зашел разговор о другой находке в гробнице святителя - каком-то "стеклянном стаканчике". Вскоре мне привезли на реставрацию и этот "стаканчик". Я взял его в руки, внимательно осмотрел и не поверил своим глазам. Это был не простой стакан, а стакан средневековый, изготовленный скорее всего ближневосточными, возможно, сирийскими мастерами-стеклоделами. Увидеть незаурядность и красоту этого произведения декоративно-прикладного искусства мне удалось не сразу. Как внешняя, так и внутренняя поверхности стакана были очень сильно загрязнены, местами покрыты бурыми натеками и белесыми наложениями извести. Под ними проглядывала радужная пленка иризации, которая обычно возникает при хранении стекла в условиях высокой влажности, способной вызвать конденсацию. Частички иризированного стекла легко отслаивались, и современный шелковый платок, в который завернули стакан, был покрыт этими блестящими частичками. Консервация и описание находки. Поскольку реставрация древнего стекла должна проводиться квалифицированными специалистами в этой области, я ограничился лишь первичной очисткой стакана от загрязнений и его частичной стабилизацией, что было достигнуто путем длительного вымачивания в дистиллированной воде, которая часто менялась. Благодаря этому удалось почти полностью удалить со стенок бурые натеки и известковые наложения и немного утончить иризационную пленку. Тогда, наконец, стало видно, что стекло стакана имеет синий цвет. После длительной сушки стакана я покрыл его поверхность тонкой защитной пленкой из раствора химически нейтрального акрилового полимера в этиловом спирте. Если когда-либо встанет вопрос о полной реставрации памятника, эту пленку можно будет очень легко смыть тем же этиловым спиртом. Стакан изготовлен из синего прозрачного стекла методом выдувания с подкручиванием стеклянного пузыря, отчего его стенки имеют спиральные канелюры. Форма стакана: воронковидная верхняя часть с диаметром по венчику 88 мм плавно переходит в почти цилиндрическую "ножку" диаметром 42 мм, которая у основания плавно стыкуется с кольцевым поддоном диаметром 56 мм и внешней высотой 10 мм (см. цветную фотографию на первой странице обложки). Полная высота стакана составляет 94 мм (рис. 1). Синий цвет стеклу придают соли кобальта, что наиболее характерно для средневековых стеклянных изделий, изготовленных в Сирии. Как оказался стакан в гробнице, было очевидно с самого начала. Тем более что, пока он отмокал в дистиллированной воде, стал ощущаться исходящий от него и чрезвычайно приятный запах каких-то благовоний: стало ясно, что в стакане некогда находилось миро или елей. Сосуды-елейницы в русских некрополях. На тело усопшего перед погребением издревле полагалось возливать освященный елей - или тот, что оставался от последнего в его жизни соборования, или же от храмовой лампады. Согласно разъяснению автора "Новой Скрижали", цитирующего труды святителей Дионисия и Симеона Солунского, "…елеем помазуются и мертвые … по примеру того помазания елеем, которое совершаемо было пред св. крещением". Причину этого святители объясняют тем, что "скончавшийся доблестно во Христе окончил тот подвиг, ради которого он помазывался прежде, помазуется и теперь. И это помазание есть знамение Христово и печать отошедших во Христе…" (3). Подробнее об этой детали средневекового погребального чина сообщают ответы митрополита Киприана игумену Афанасию (1390-1405 гг.): "...и в гроб положив, также вина мало с маслом древяным смесив, преливает священник крестообразно от головы первое, таже у ногу, потом же от десна, таже левую сторону; чашу же, в ней же масло с вином, повержет у ногу; таже доску поставивше, засыпуют, якоже всякого мертвеца…" (4). Данная цитата объясняет сравнительно частые находки в средневековых московских некрополях (храмовые усыпальницы Кремля, кладбище церкви Жен-Мироносиц в Зарядье, Коломенское и др.) керамических или стеклянных ритуальных сосудов-елейниц небольшого размера. Но очень редко и исключительно в захоронениях высокопоставленных особ встречаются уникальные стеклянные изделия светского характера, использованные в качестве елейниц. Наиболее известны западноевропейские кубки из погребений Ивана IV, его жен Анастасии Романовны Юрьевой, Марфы Собакиной и сына Ивана в усыпальнице кремлевского Архангельского собора (5). Более подробные сведения о сосудах-елейницах в русских некрополях можно найти в работе (6). Там же опубликована сравнительно недавняя находка в усыпальнице бояр Романовых Московского Новоспасского монастыря. Это изящный западноевропейский стеклянный бокал из погребения Ивана Никитича Романова, младшего брата патриарха Филарета Романова. Погребение датируется 1595 годом. Вплоть до того момента, как стал известен стакан из Махрищского монастыря, лишь этот бокал дополнял ряд уникальных произведений иноземного стеклоделия, происходящих из некрополя Московского Кремля. Теперь в той же роли оказалась находка в Махрищском монастыре. После консервации она вернулась в монастырь, хотя, если рассуждать объективно, то ее законное место - Оружейная Палата или Государственный Исторический музей. Хочется, впрочем, надеяться, что и в Махрищском монастыре, где недавно организовали собственный музей, с ней ничего страшного не случится - ее не потеряют и не разобьют. Хочется также думать, что специалисты в области истории декоративно-прикладного искусства, прочитав эту публикацию, смогут поправить меня, если я ошибся в атрибуции стакана, поскольку в 16 в. стекло попадало на Русь не только из Западной Европы или Ближнего Востока (откуда его могли привозить паломники), но и из других регионов с развитыми традициями стеклоделия. Литература 1. Демидов С. Борьба за святых. Рассказ о том, как некоторые люди используют "промысел Божий" - "НГ-Религии", 2000, 14 декабря; Интернет-страница: http://religion.ng.ru/printed/pravoslav/ 2000-12-14/3_borba.html. 2. Насырова Н.Ш., Станюкович А.К. Кожаные изделия из погребальных памятников русского средневековья - Проблемы комплексного изучения церковных и монастырских некрополей. Звенигород, 2003. С. 91-111; Насырова Н.Ш., Станюкович А.К. К методике консервации, реставрации и атрибуции кожаных изделий археологического происхождения - Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья. Материалы XI Всероссийской научной конференции 5-7 апреля 2005 г. Калуга, 2005. С. 7-10. 3. Вениамин, архиепископ. Новая Скрижаль или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных. Т. 2. М. 1992 (репринтное издание). С. 421-422. 4. Ответы митрополита Киприана игумену Афанасию - Русская историческая библиотека. Т. 6. СПб., 1880. Стб. 243-246; Панова Т.Д. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Советская археология. 1987. № 4. С. 120. 5. Панова Т.Д., Указ. соч. Рис. 6; она же. Кремлевские усыпальницы. История, судьба, тайна. М., 2003. Илл. 21; 48; 50. 6. Станюкович А.К., Звягин В.Н., Черносвитов П.Ю., Ёлкина И.И., Авдеев А.Г. Усыпальница Дома Романовых в Московском Новоспасском монастыре. Под ред. д.и.н. А.К. Станюковича и д.м.н. В.Н. Звягина. Кострома, 2005. С. 74-77. Рис. 20, 21. 7. Историческое описание Махрищского монастыря. М., 1852. Елейница из гробницы свт. Варлаама Суздальского (ум. 1585):

Никола: Есть отличные книги по этой теме Л.А. Беляев Русское средневековое надгробие Т.Д. Панова. Царство смерти. Погребальный обряд средневековой Руси XI-XVI веков. http://www.opentextnn.ru/history/archaeology/library/panova/


Федор фон Бок: Никола пишет: Есть отличные книги по этой теме В этих книгах не описана символика. Что обозначал например, "волчий зуб" или "жгутовой орнамент". А ведь это не просто эстетика, это язык символов, который в дораскольной Руси был всем понятен и необходим

Никола: Федор фон Бок пишет: В этих книгах не описана символика Вот когда рядом с этими книгами на моей полке встанет столь же солидная книга Федора фон Бока о символике православного погребения, которой до него в русской науке никто не занимался, вот тогда будет предмет для обсуждения

Федор фон Бок: Никола пишет: Вот когда рядом с этими книгами на моей полке встанет столь же солидная книга Федора фон Бока о символике православного погребения, которой до него в русской науке никто не занимался, вот тогда будет предмет для обсуждения Значит вы мне запрещаете интересоваться неизученными светской наукой вопросами? Сами наверное, книги пишите?

Никола: Как же я Вам могу запретить? Я бы, по вредности характера, может и запретил бы многим заниматься "неизученными светской наукой вопросами", до тех пор, пока не проштудируют всё, что написано по этим "неизученным вопросам" до них, да руки у меня коротки... Но это и к лучшему. Книг я не пишу, но несколько статей по русским деревянным надгробиям и магистерская диссертация на эту же тему у меня есть. А говорить, что в книге Л.А. Беляева не описана символика может только тот, кто этой книги не читал. Федор фон Бок пишет: Можно предположить, что елейница ставилась в память Евангельской притчи о девахА можно не предполагать? Можно найти текст, где бы это объяснялось? Трудно? Зато гораздо интереснее, чем высасывать предположения из пальца. Федор фон Бок пишет: Кроме того - ни на одной надгробной плите XIII-XVII века мы не найдем изображения креста. Естественно! Плита лежала на земле, по ней запросто могли пройтись ногами. Да и изображать крест в лежачем положении не было принято. Федор фон Бок пишет: Видимо, крест ставился отдельно А это науке неизвестно. В большинстве случаев, следов от стоящего рядом креста нету. Часто плиты лежали в таких местах, где крест вообще невозможно поставить. (вплотную к стене, например.) Федор фон Бок пишет: Зато все намогильные плиты - типовые Ага! Делятся на множество типов, весьма разнообразных. Так, что на некоторых кладбища не найдешь двух одинаковых плит. Федор фон Бок пишет: непременным атрибутом православного погребения до Никона - была елейница Не была!Если бы она была непременным атрибутом, то елейниц нам сейчас было бы известно столько же, сколько нательных крестов, находимых археологами, тоесть огромное количество. Федор фон Бок пишет: Схематичный рисунок обязательно включает в себя условное изображение древа и коловрат Федор, Вы можете привести хоть один СТАРИННЫЙ текст, где бы хоть что-нибудь говорилось про коловрат и его символику?. По-моему, таких текстов не существует. По-моему, называть круглообразную фигуру коловратом придумали современные неоязычники. А уж символических толкований "коловрата" существует великое множество.

Федор фон Бок: Никола пишет: Не была!Если бы она была непременным атрибутом, то елейниц нам сейчас было бы известно столько же, сколько нательных крестов, находимых археологами, тоесть огромное количество. Значит, по вашему, дураки были православные, хоронили как хотели, одному ставили елейницу, а другому могли и не ставить... не так уж мало сохранилось старых нетронутых захоронений, чтобы вам все елейницы посчитать Никола пишет: Ага! Делятся на множество типов, весьма разнообразных. Так, что на некоторых кладбища не найдешь двух одинаковых плит. После этой фразы у меня появляются стойкие сомнения, что вы читали те книги, ссылки на которые приводите, а не отыскали их в инете, ради спора, как таковаго Никола пишет: Федор, Вы можете привести хоть один СТАРИННЫЙ текст, где бы хоть что-нибудь говорилось про коловрат и его символику?. По-моему, таких текстов не существует. По-моему, называть круглообразную фигуру коловратом придумали современные неоязычники. А уж символических толкований "коловрата" существует великое множество. Сходите в собор Василия Блаженного и возведите очи к сводам. Там в куполах, тот же самый "коловрат", а не "круглообразная форма" в вашем понимании. Можете обвинять грозненскую эпоху в язычестве. Никола пишет: А можно не предполагать? Можно найти текст, где бы это объяснялось? Трудно? Зато гораздо интереснее, чем высасывать предположения из пальца. Вам просто хочется самоутвердиться. Всякий христианин знает Евангелие, и веру в него при благочестии, и то, что со старой верой и обрядом при Никоне стало. А вы рассуждаете на уровне участкового милиционера, но не ученого.

Никола: Федор фон Бок пишет: Сходите в собор Василия Блаженного и возведите очи к сводам. Там в куполах, тот же самый "коловрат", а не "круглообразная форма" в вашем понимании. Можете обвинять грозненскую эпоху в язычестве. Федор, Вы не ответили на мой вопрос. Повторяю его по- другому. Откуда Вам известно, что фигура на сводах собора Василия Блаженного называется "коловрат"? Кто ее так назвал? Древние строители? Древние богословы? Приведите хоть одну ссылку на старые тексты со словом "коловрат". Если у Вас такой ссылки нет, ответьте, откуда Вам известно это слово? И на каком основании Вы применяете его к древнерусскому искусству?

Игорь_Яров: Агния пишет: Случайно прочла Федоса фон Бока

Игорь_Яров: Кстати, действительно не находил нигде, чтоб известный солярный символ именовался в народе "коловратом". Наиболее употребимые названия, - ярга, ерга, ярко, вьюн, зайчик.

Федор фон Бок: Никола пишет: Федор, Вы не ответили на мой вопрос. Повторяю его по- другому. Откуда Вам известно, что фигура на сводах собора Василия Блаженного называется "коловрат"? Кто ее так назвал? Древние строители? Древние богословы? Зря вы все цепляетесь к словам, суть не хотя понимать. Вы сначала расскажите в таком случае, где вы у Беляева и Пановой "множество типов, весьма многообразных" надгробных плит XIII-XVIIв увидели.

Федор фон Бок: "круглообразная форма" фрагмент археологического отчета о раскопках в Авраамьевом монастыре Ростова

alexa: Федор фон Бок пишет: ни на одной надгробной плите XIII-XVII века мы не найдем изображения креста. Отнюдь! А знаменитые надгробия Твери с т.н. "тверским крестом"? Во как много там надгробий было, что специальное обозначение придумывать пришлось. А это века с 14...

alexa: Варсонофий пишет: Елейница из гробницы свт. Варлаама Суздальского (ум. 1585): Ничего себе какая отличная сохранность! Умели же делать! Поразительно. И какие технологии в 16 веке на Руси!

Федор фон Бок: alexa пишет: А знаменитые надгробия Твери с т.н. "тверским крестом"? Надо еще определиться имели ли они вертикальную форму или горизонтальную. Если вертикальная скорее всего аналог голбца

alexa: Никола пишет: Не была!Если бы она [елейница] была непременным атрибутом, то елейниц нам сейчас было бы известно столько же, сколько нательных крестов, находимых археологами Федор фон Бок пишет: не так уж мало сохранилось старых нетронутых захоронений, чтобы вам все елейницы посчитать Елейницы стеклянные, так? Много археологи находят неповреждённых стеклянных изделий из 16 века, хотя бы, в центральной России? Про то, что делают с мелкими стеклянными осколками, если и найдут, поговорим? К тому же стекло и изделия из него были очень дороги. Потому и нет их в погребениях черного люда. А нательные кресты есть, тоже понятно, почему.

Никола: alexa пишет: И какие технологии в 16 веке на Руси! В статье, которую привел Варсонофий, вроде написано, что она иностранная... alexa пишет: А знаменитые надгробия Твери с т.н. "тверским крестом"? А кто сказал что это крест? Посмотрите иллюстрации к статье Пановой - там этот "крест" виден целиком, а не обломанный вместе с нижним концом плиты, как на приведенной Вами картинке. Что это такое - науке не известно. Есть например версия, тоже впрочем не доказанная, что это посох епископа. alexa пишет: Во как много там надгробий было, что специальное обозначение придумывать пришлось. . Надгробий тверского типа как раз известно очень не много. А в отдельный тип их вынесли потому, что они сильно отличаются от прочих типов плит. И кстати, несколько таких надгробий в 90-е гг. было обнаружено в Белозерье. А это отнюдь не сфера культурного влияния Твери. Так что, возможно, этот тип не только тверской. alexa пишет: К тому же стекло и изделия из него были очень дороги. Потому и нет их в погребениях черного люда. Естественно! Но если елейница - ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ атрибут погребения - то в КАЖДОЙ крестьянской могиле должна быть елейница (как и нательный крест), но из другого материала - керамические, металлические, деревянные.

alexa: Никола пишет: она иностранная Это возможно! Стоит клеймо ибо: RzM, производитель Ralmar и год указан! Меня уверенность учоных просто поражает! Любимый ими спектральный анализ проводили? Надписи арабские нашли?

alexa: Никола пишет: Посмотрите иллюстрации к статье Пановой - там этот "крест" виден целиком, а не обломанный вместе с нижним концом плиты Укажите стрелочкой, где там обломан "нижний конец" плиты. Подножие креста с Горой Голгофой видно целиком и чётко. Что там снизу обломано-то, по-вашему? Линии рисунка заканчиваются за несколько сантиметров до якобы "обломанного" края. Никола пишет: это посох епископа. Ну так фантазировать можно долго. "Обломано", дескать, потому не верь глазам своим и это не крест, а какой-то "посох". На посохе что, такое блюдо в центре приделано было? Давайте я предположу за учоных: там, действительно, обломан край. А на самом деле было изображено навершие шлема крестоносца. Ну или это обломок древней игральной карты, десятки крестей. Только вот нижней части не сохранилось, будем считать, "обломана". Потому будем придумывать, что изображено на плите погребальной что угодно, похожее на крест, но не крест, потому как науке кресты на надгробиях до XVII века неизвестны. А что это крест изображён...так это не крест, потому что.... см. выше. Ну и далее по кругу. Сами-то учОные не устали очевидное отрицать?

Федор фон Бок: alexa пишет: Елейницы стеклянные, так? Я этого не говорил. Стеклянные елейницы относятся к знатным захоронениям по причине редкости материала. Никола пишет: но из другого материала - керамические, металлические, деревянные. Вот об этом речь. О том, в каком состоянии современные известные дораскольные могилы находятся, лучше всего видно на некрополе Ростовского Авраамьего монастыря(вечером выложу фото). Никониане потрошили эти захоронения как хотели, использовали дониконовские надгробия как стройматериал или ограды для клумб.

alexa: Федор фон Бок пишет: Никониане потрошили эти захоронения как хотели, использовали дониконовские надгробия как стройматериал или ограды для клумб. То же самое и с тверскими надгробьями. Где их только потом не находили.

Никола: alexa пишет: Никола пишет: цитата: она иностранная Это не я пишу! Так пишет автор статьи. Первый раз он пишет, что подобные изделия характерны для Сирии: "Синий цвет стеклу придают соли кобальта, что наиболее характерно для средневековых стеклянных изделий, изготовленных в Сирии". Второй раз он относит этот сосуд к иностранным изделиям: "Вплоть до того момента, как стал известен стакан из Махрищского монастыря, лишь этот бокал дополнял ряд уникальных произведений иноземного стеклоделия, происходящих из некрополя Московского Кремля. Про то, что это русское изделие, в статье не написано. На основании каких признаков Вы делаете вывод, что этот сосуд произведен в России?

Никола: Аlexa, что мешает Вам цитировать корректно? Это не я пишу, что это посох епископа, это специалисты предполагают. А мне это не известно. Так же я не знаю, зачем на надгробии изображать посох епископа. И также не знаю, зачем на надгробии изображать не Крест Христов, а некий Т-образный крест. alexa пишет: На посохе что, такое блюдо в центре приделано было? Да, было. И сейчас есть. Это блюдо называется "яблоко". И является обязательной деталью святительского посоха. alexa пишет: Укажите стрелочкой, где там обломан "нижний конец" плиты. По всей ширине. Видите, он не прямой? И что верхний тоже не прямой? думаете это так сделано специально? Нет, это обломано. Или обкрошено. На много обломано, или нет, мне неизвестно. alexa пишет: Давайте я предположу за учоных: там, действительно, обломан край. А на самом деле было изображено навершие шлема крестоносца. Я отнесся бы с полной серьезностью к такому предположению, если бы видел хоть одно изображение надгробной плиты того времени с навершием шлема крестоносца.

Федор фон Бок: В подклете Богоявленского (остатки надгробий) Единственная нетронутая плита (захоронение было сделано незадолго до раскола) А вот так никониане обошлись с могилами благочестивых. Снача использовали для строительства часовни, потом сделали нечто вроде пруда

Severo: http://opentextnn.ru/history/archaeology/library/panova/?id=1883

alexa: Никола пишет: Так пишет автор статьи. Первый раз он пишет, что подобные изделия характерны для Сирии: "Синий цвет стеклу придают соли кобальта, что наиболее характерно для средневековых стеклянных изделий, изготовленных в Сирии". "Смальта" - сирийское слово?

alexa: Никола пишет: не я пишу, что это посох епископа, это специалисты предполагают. А мне это не известно. Так же я не знаю, зачем на надгробии изображать посох епископа. И также не знаю, зачем на надгробии изображать не Крест Христов, а некий Т-образный крест. Вы не знаете? Тогда зачем ересь от учОных здесь выкладывать? Про "некий" "т-образный" крест, про "посох епископа" на гробовых камнях? Это что, столько епископов в Твери было, что их в каждой деревне хоронили? Для Вашего блага, совет. Меньше читайте современных учОных, особенно времён позднего ссср или дем. рф. Тогда не будете называть вослед за ними Крест "неким т-образным". Форма креста, характерная для надгробных плит, монет, ювелирных и гончарных изделий Тверского Великого княжества, очень хорошо была известна в то же самое время, в средневековье, в папистской Европе. Использование т-образного христианского креста в Тверском Великом княжестве говорит прежде всего о тесных связях Твери с европейскими королевствами того времени. (как, к примеру, похожесть т.н. "новгородского креста" на т.н. "кельтский" говорит о тесных связях новгородской христианской общины с т.н. "ирландской церковью" тремя веками ранее). Моё мнение: называть крест, которому поклонялись христиане, пусть ставшие потом еретиками, - "неким крестом", - кощунство и невежество.

alexa: Никола пишет: Видите, он не прямой? И что верхний тоже не прямой? думаете это так сделано специально? Нет, это обломано. Или обкрошено alexa пишет для современных учОных ещё раз очевидные любому имеющему собственные глаза вещи: Что там снизу обломано-то, по-вашему? Линии рисунка заканчиваются за несколько сантиметров до якобы "обломанного" края. Ещё повторю и выделю жирненькими буковками: alexa пишет: Подножие креста с Горой Голгофой видно целиком и чётко. А Вы что там видите? Посох? А может, двух бабочек? Никола! Вы не путаете изделия из камня средне-вековых мастеров с изделиями современных "гранитных" "мастерских" из искусственного камня? У современных штампованных изделий из "камня" ровные как по линейке края. Автоклава, так еЁ Наши предки в средневековье так не делали. В силу отличающегося в лучшую сторону от современного эстетического чувства. Покажите хоть один средневековый или античный или палеолитический культовый камень с ровными краями. Приведите хоть одну прорись или фотографию средневекового каменного надгробья или изголовного гробового камня с ровными краями. Сразу скажу Вам как любителю творчества учОных: саркофаги русских каганов и царей в пример не приводите. Так и до сказок Пушкина с хрустальным гробом на цепях скатиться можно.

Федор фон Бок: http://zizis.livejournal.com/192844.html Интересный ЖЖ, там как раз есть фото двух надгробий середины и второй половины XVI в, и еще руины дораскольных храмов с остатками той росписи.. впечатляет



полная версия страницы