Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Вопросы о древлеправославных традициях богослужения » Ответить

Вопросы о древлеправославных традициях богослужения

Любитель Устава: 1. На сколько частей складывается литон? 2. Входные молитвы (пред литоргией) совершаются без облачения, только в рясе? Можно ли совершать входные молитвы в алтаре? 3. Следует ли каждение на "Изрядно?" 4. Должен ли по Уставу совершаться земной поклон пред Св. Дарами перед Причащением мирянами? 5. Положено ли складывать руки крестообразно (как пред Причастием) при целованием святыни: Креста, Евангелия, иконы? 6. Прокимен читается в половину только на молебне и малой вечерне? 7. Иерей служит литоргию всегда без шапки/скуфьи, или он может одеть ее, например, на малый вход? 8. Какое Богослужение можно служить без рясы? И можно ли поверх подрясника одевать поручи? 9. Сколько пуговиц на поручах у диякона, иерея, архиерея?

Ответов - 31

Konstantino: ого какой экзамен.

Administrator2: Посмотрите Устав Арсения Уральского (Шевцова) и Ключ к церковному уставу Сырникова, в сети их не раз выкладывали: http://kopajglubze.ucoz.ru/load/4

Димитрiй: 1. Литон складывается четырехкратно (верхняя сторона, нижняя, правая, левая; разворачивается в обратном порядке) 2. Входные мол-вы совершаются пред Царскими дверми в патрахили. В алтаре их совершать нельзя, т. к. по чину там следует целование икон в иконостасе (по Новозыбковскому обычаю для сего особая икона уготовляется на аналои пред царскими дверми) 3. совершается каждение на "Изрядно" 4. Прокимен в-пол глаголется на Утрени и молебне. 8. Нет такого различия ряса-подрясник. Поп всегда должен быть в рясе.


Федор фон Бок: Димитрiй пишет: Литон складывается четырехкратно (верхняя сторона, нижняя, правая, левая; разворачивается в обратном порядке) Кстати, есть различия между литоном и антиминсом в старой Русской службе? У никониан на антиминсе готовится причастие, они его разворачивают как платок. Я так понимаю, в Римской службе аналогом литона служит корпорал, который расстелен на престоле и которым скрывается патена (дискос) и пурификатор

Administrator2: Федор фон Бок пишет: Кстати, есть различия между литоном и антиминсом в старой Русской службе? Есть, литон отдельно, антимис отдельно.

Любитель Устава: А к иконам, я так понимаю, прикладываются либо на полиелиосе, либо на литоргии. А можно подробно описать обычай, как прикладываются к иконе Пресвятыя Богородицы перед Причащением миряне, так же, как и на всенощном бдении? Или нет? А как перед Причащением прикладываются к иконе священнослужители, чтецы и пономари? Прямо в Алтаре?

Федор фон Бок: Administrator2 пишет: Есть, литон отдельно, антимис отдельно. Интересна схема взаимодействия

Димитрiй: Антимис при освящении храма пришивается к срачице - нижнему облачению престола, поэтому он всегда находится в развернутом виде. Сверху на престол надевается индития - верхнее облачение престола (обычно пачовое). Литон лежит поверх индитии, над тем местом, где пришит антимис. Вне литоргеи литон свернут на подобие конверта и на нем - напрестольное Евангелие. На литоне вышивается Голгофа.

Федор фон Бок: Димитрiй пишет: На литоне вышивается Голгофа. А на развернутом литоне происходит приготовление евхаристии?

Любитель Устава: Однако, вышивается Голгофа на литоне? То бишь осьмиконечный Крест с титлами?

Димитрiй: При совершении литоргеи на развернутом литоне на престоле поставляются потир и дискос. Не совсем корректно говорить о "приготовлении евхаристии". "Приготовлением" Св. Даров называется "Проскомидия", совершаемая на жертвеннике. Я видел на литоне "Голгофу" без титлов, токмо осмиконечный крест, подножие, копие и трость.

Иерей Вадимъ: 1.Имеются разные обычаи складывания литона. Думаю, более правильно складывать его таким образом, чтобы не могли выпадать крохи, которые, возможно, остались на нём. В этом и заключается назначение литона - сбережение крошек. То есть это можно сделать следующим образом: загибается сторона от правой руки священника, потом - противоположная сторона, потом - нижний край, потом - верхний. При разворачивании действительно получается крест. состоящий из 5 квадратов. Если же сворачивать просто вчетверо, то это не создает препятствия к выпадению крошек. 2.Входные молитвы читаются священником в патрахили (и поручах, соотвтетсвенно), как это указано в служебнике.О диаконе в служебнике не говорится, что он облачается; по обычаю же диакон облачается в стихарь и орарь (дабы не ходить по амбону без риз, что у нас в России не принято). Входные молитвы не в олтаре (куда следует и заходить-то только после входных молитв0, а на амбоне. "Входная икона" (аналойная икона с изобращением Спаса, богородицы, Распятия. Благовещения и святых разных чинов) - не "Новозыбковский", а древний обычай, связанный со служением в походных храмах-палатках, где не было множества икон для их целования; в белокриницких общинах до сих пор кое-где имеются такие входные иконы старинного письма. 3. На возгласе "Изрядно", по служебнику, кадит диакон престол и весь олтарь; без диакона иерей кадит трижды только престол и продолжает тайную молитву. 4,5. Это старинные благочести вые обычаи. 6.На малой вечерни, утрени, крещении, освящении воды и разных требах прокимен глаголется один раз, потом - стих, потом - прокимен до половины, вторую допевают певцы. В остальных случаях третий раз прокимен в третий раз возглашается до конца. 7. Литургия служится без скуфьи от начала входных молитв и до окончания ее во олтаре (после потребления Даров). 8. В старообрядчестве нет подразделения темных священнических одежд на рясу и подрясник. В России без рясы не служат. В Румынии при надевании стихаря снимают рясу и остаются в черной до пола священнической рубахе, сшитой наподобие стихаря (некий аналог подрясника). 9. Поручи в старину у всех были одинаковые; с 1950-х годов в обычай вошло на диаконских поручах делать 5 пуговиц, на иерейских - 7, на протоиерейских - 9, на архиерейских - 12. На дополнительные вопросы отвечаю: литон представляет собой багряного цвета квадратный однослойный плат примерно 40-45 см длины и ширины без каких бы то ни было вышивок, изображений или надписей. Он должен быть по возможности гладким, дабы на нем упавшие крошки могли губкой легко собираться воедино и удаляться. Вышивка этому препятствовала бы. Антимис же пришит на срачице, под индитией.На нем-то именно и изображается Голгофский Крест с надписаниями (вышивкой или красками)и канонически установленной надписью о том, когда и при каком царе и архиерее и в честь какого святого освящен сей храм. Вообще-то почти все это есть в книгах: служебнике литургии, Большом потребнике. Простите Христа ради.

амартол Димитрий: Иерей Вадимъ пишет: Иерей Вадимъ Спаси Христос!

Severo: Иерей Вадимъ пишет: и орарь уларь

Федор фон Бок: Иерей Вадимъ пишет: На дополнительные вопросы отвечаю: литон представляет собой багряного цвета квадратный однослойный плат примерно 40-45 см длины и ширины без каких бы то ни было вышивок, изображений или надписей. А кто ни будь бывал на экскурсии в соборе Василия Блаженного? Там, в закрытых церквях, через двери можно увидеть большое количество старины, начиная от подсвешников слюдяных до разных платов, развешанных на иконостасе, внизу, под иконами. Такое ощущение, что после Революции там выставили то, чем не пользовались никониане. И иконы там писанные при благочестии видать. Так вот; эти платы с крестами, кажется, и с надписями. Кто ни будь интересовался?

Administrator2: Федор фон Бок пишет: А кто ни будь бывал на экскурсии в соборе Василия Блаженного? Там, в закрытых церквях, через двери можно увидеть большое количество старины, начиная от подсвешников слюдяных до разных платов, развешанных на иконостасе, внизу, под иконами. Такое ощущение, что после Революции там выставили то, чем не пользовались никониане. И иконы там писанные при благочестии видать. Так вот; эти платы с крестами, кажется, и с надписями. Кто ни будь интересовался? Там разные пределы есть, в одних собрали старину, другие наскрозь 19в...

Федор фон Бок: Administrator2 пишет: в одних собрали старину Вот именно, что собрали. Почему-то об этой старине ничего не слышно, хотя там эксклюзив, на уровне какого ни будь музея областного центра, Золотого кольца.

Иерей Вадимъ: Любитель Устава пишет: А к иконам, я так понимаю, прикладываются либо на полиелиосе, либо на литоргии. А можно подробно описать обычай, как прикладываются к иконе Пресвятыя Богородицы перед Причащением миряне, так же, как и на всенощном бдении? Или нет? А как перед Причащением прикладываются к иконе священнослужители, чтецы и пономари? Прямо в Алтаре? Если говорить строго по уставу, к иконам прикладывались не на полиелеосе, а пред 1 часом, во время пения стихеры празднику или святому (при этом возможно было помазание маслом от лампады празднику). Но уже на Ветке (вследствие многочисленности целующих) прикладывание к иконе стали совершать на полиелеосе (с продолжением в течение утрени до тех пор, пока все не подойдут). Этот обычай сохраняется и ныне. На обедне готовящиеся к Причастию миряне после Херувимской песни целуют икону примерно так же, как на утрени (только не по центру храма, а в стороне, дабы не отвлекать внимания молящихся). Священники же и диаконы целуют иконы во время входных молитв, а не во время совершения обедни. Пономари - с мирянами.Простите Христа ради.

амартол Димитрий: Иерей Вадимъ пишет: Если говорить строго по уставу Спаси Христос!

Любитель Устава: Положено ли складывать руки крестообразно (как пред Причастием) при целованием святыни: Креста, Евангелия, иконы?

Димитрiй: Иерей Вадимъ пишет: литон представляет собой багряного цвета квадратный однослойный плат примерно 40-45 см длины и ширины без каких бы то ни было вышивок Мне доводилось видеть литон с нашитой из галуна "Голгофой", и как раз тогда тоже пришла мысль о неудобстве удаления крошек. "Новозыбковские" входные иконы, которые я видел, представляли собой сложные конструкции из прикреплённых к доске различных малых литых иконок и складней. А вот как выглядят походные престолы? Нет ли у кого фото?

Jora: Иерей Вадимъ пишет: На обедне готовящиеся к Причастию миряне после Херувимской песни целуют икону А откуда этот обычай? И насколько он распространен по общинам?

Любитель Устава: Jora пишет: А откуда этот обычай? И насколько он распространен по общинам? В РПСЦ это практикуется повсеместно.

Administrator2: Любитель Устава пишет: Положено ли складывать руки крестообразно (как пред Причастием) при целованием святыни: Креста, Евангелия, иконы? Да.

Иерей Вадимъ: Jora пишет: А откуда этот обычай? См. Историю и обычаи Ветковской церкви

посетитель: Т.к. тема открыта любителем устава, думаю кто-нибудь ответит. Будте так добры подскажите текст прокимна к Евнгелию от Луки зачало 88 читаемого в субботу 32 недели по пятидесятнице, т.к. не знаю точно, в случае если читается это зачало на молебне за всякое прошение прокимен «Услышит тя господь в день печали»(и весь ли это текст прокимна?) и какие к нему полагаются стихи один мне известен «Исполнит Господь вся прошения твоя»(и м.б. у сего стиха продолжение есть?). В общем, вопросов получилась масса, а спросить кроме как на форуме не у кого. Откликнувшихся Спаси Христос.

посетитель: Александр Емельянов вы уставщик ответте или о.Вадим, да и в РДЦ есть люди достойные знания должны подсказать.

посетитель: Какой тропарь нужно читать, если отсутствует тропарь в уставе Святой Царице Феодоре память ея по новому стилю 24 февраля, она восстановила иконопочитание при иконоборческой ереси.

Иерей Вадимъ: посетитель пишет: Будте так добры подскажите текст прокимна к Евнгелию от Луки зачало 88 читаемого в субботу 32 недели по пятидесятнице Прокимен, псалом Давыдов. Услышит тя Господь в день печали. (Певцы поют: Услышит тя Господь в день печали). Исполнит Господь вся прошения твоя.(Певцы поют: Услышит тя Господь в день печали). Услышит тя Господь.(Певцы поют: В день печали). Исусова молитва (поклон в пояс).(Певцы:Аминь.) Всяко дыхание да хвалит Господа.(Певцы поют: Всяко дыхание да хвалит Господа). Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении сил Его.(Певцы поют: Всяко дыхание да хвалит Господа). Всяко дыхание. (Певцы поют: Да хвалит Господа). (Певцы: Господи помилуй,3. Чтущий же евангелие творит один три поклона: Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. Создавыи мя Господи, помилуй мя. Без числа согреших, Господи прости мя.) От Луки святаго Евангелия чтение! (Певцы поют: Слава Тебе, Господи! - и поклон). И чтется Евангелие. (По окончании певцы поют: Слава Тебе, Господи! - поклон). Простите Христа ради.

посетитель: Иерей Вадимъ пишет: Прокимен, псалом Давыдов. Услышит тя Господь в день печали. (Певцы поют: Услышит тя Господь в день печали). Исполнит Господь вся прошения твоя.(Певцы поют: Услышит тя Господь в день печали). Услышит тя Господь.(Певцы поют: В день печали). Исусова молитва (поклон в пояс).(Певцы:Аминь.) Всяко дыхание да хвалит Господа.(Певцы поют: Всяко дыхание да хвалит Господа). Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении сил Его.(Певцы поют: Всяко дыхание да хвалит Господа). Всяко дыхание. (Певцы поют: Да хвалит Господа). (Певцы: Господи помилуй,3. Чтущий же евангелие творит один три поклона: Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. Создавыи мя Господи, помилуй мя. Без числа согреших, Господи прости мя.) От Луки святаго Евангелия чтение! (Певцы поют: Слава Тебе, Господи! - и поклон). И чтется Евангелие. (По окончании певцы поют: Слава Тебе, Господи! - поклон). Простите Христа ради. Спаси Христос отче, расскажите про ,акой тропарь нужно читать, если Святой Царице Феодоре память ея по новому стилю 24 февраля, она восстановила иконопочитание при иконоборческой ереси, тропаря в уставе и часослове в святцах нет.

посетитель: посетитель пишет: про ,акой Простите за опечатки иногда пишу без лампочки, только при компе и бывают недосмотры, следует читать "про то; какой". Простите Христа ради.



полная версия страницы