Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Правда о Соловках » Ответить

Правда о Соловках

vinarevi55: Азъ, грешный, ко Господу (из дикаго язычества) был призван чрез никонов, и в РДЦ пришел совсем недавно, но ревную сильно. Есть у меня оппоненты, отшедшие от никонов, но ни к кому не примкнувшие, так вот в споре о благочестии истинноверов зашло о стоянии на Соловках, так мне сказали, что, дескать, аще бы мнихи соловецки не стали палить по стрельцам и убивати, и души губити, то Господь бы и по сию пору не дал бы порушить святыни мнишской. Что, дескать, мнихи преступили заповеди Господни, и по грехам их попустил Бог на них и разор, и уничижение... - Азъ не знал что противоответить. Помогите, братия, кто знает истину!

Ответов - 87, стр: 1 2 3 All

Konstantino: За восемь (если не ошибся) лет осады там было достаточно пороха? А стрельцы на благое дело с оружием шли? Наверное по христианской любви суд над иноками был учинен. Впрочем как и над всеми кто был против реформы

САП: Милосердый и благочестивый Богом избранный великий государь царь, и великий государь царь, и великий князь Алексей Михайловичь, всея великия и малыя и белыя России самодержец, молим твою великаго государя благочестивую державу, и плачемся со слезами вси, и милости просим. Помилуй нас нищих богомолцов своих, и сотвори до нас сирот великую любовь, не вели, государь, у нас тем новым учителем, и вселенским патриархом истинную нашу христианскую веру, самем Господем нашим Исус Христом, и святыми Его апостолы преданную, седмию вселенскими святыми соборы, и твоими государевыми прародители утверженную изменити и поругати, чтобы нам Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, Царя царствующим, и Господа господьствующим не прогневать, и вовеки бесконечныя в мучение осужденым не быть. И тою новою верою прародителей твоих государевых и святых отец не похулить. А иноземцов и хулников нашея православныя веры впредь дерзновения не подать. И повели, государь, нам быти в том же благочестии и предании, в коем чюдотворцы наши Зосима и Саватий и Герман и Филипп митрополит Московский и всея России, и вси святии угодили Богу, и вси прародители твои и родители, отец твой блаженныя памяти, благочестивый великий государь царь и великий князь Михаил Феодоровичь всея России, и дед твой блаженныя памяти Филарет Никитичь патриарх Московский и всея России богоугодно препроводиша дни своя. Чтобы нам, государь, под запрещением и клятвою святых отец не быть во веки душею и телом не погибнуть. Ащели твой, великаго государя, помазанника Божия и царя, гнев на нас грешных излиется, и православную нашу христианскую истинную непорочную веру, тем новым проповедником, новыя и незнаемыя веры провозвестником отняти от нас попустити изволишь, и чюдотворцев, наших и прочих святых отец предание изменить, и о сем тебе, великому государю, прежде в челобитной своей писали, и ныне тожде пишем. Лучше нам временною смертию умрети, нежели вечно погибнути, или аще, государь, огню и мукам нас те новыя учители предадут, или и на уды разсекут, и мы убо апостольскаго и отеческаго предания не отступим вовеки. Великий государь царь смилуйся пожалуй. Благочестивому читателю о Господе радоватися и умудрятися. (Список с челобитной Соловецкаго монастыря. Какова послана к великому государю к Москве в 176 [1667], году. в октябре месяце.) http://starajavera.narod.ru/chelobitnay5.html

vinarevi55: Уважаемыя братие! Дорогой, о Господе нашем Исусе Христе, САП, ето все азъ, грешный, вем уже, Слава Христу и благодарение рабу Его САПу, но как же мне отвечать, когда хулят (можно сказать) мнихов святых, рекут, что, аще б не палили с пушек по служивым царским, то и не посмели б они штурмовати обители. Хошь и вем азъ, грешный, что вошли стрельци те с великою неохотою в отворенныя иудушкой-плохишем тайныя воротцы - из рунета знания сии. - Токмо правда ль ето?


о. Андрей: Но монахи-то и не стреляли, насколько я помню. В монастыре от никонанских гонений укрывалось несколько сотен бельцов в том числе и военных, они и держали оборону. Монастырь Соловецкий был ведь еще и северной пограничной крепостью. Но в любом случае никоны пытаются извратить следствие и причину. Войска пришли разорять монастырь и поэтому была оборона. А не разорение случилось по причине обороны.

Severo: о. Андрей пишет: Войска пришли разорять монастырь и поэтому была оборона. А не разорение случилось по причине обороны. Да

Дмитрий: vinarevi55 пишет: Слава Христу и благодарение рабу Его САПу Простите за оффтоп, vinarevi55 , а Вы в реальной жизни так же общаетесь, как тут на форуме пишите...аз, аще, рекут?

vinarevi55: Дмитрий пишет: Простите за оффтоп, vinarevi55 , а Вы в реальной жизни так же общаетесь, как тут на форуме пишите...аз, аще, рекут? Нет, за трапезой, да под водочку - яко и Вы, драгоценнейший - Впрочем, с серьезной и благочестивой братией хотелось бы общаться именно етим степенным говором. Но, к великому моему сожалению, такие встречи случаются крайне редко. Простите мя, окаяннаго, дорогой Дмитрий.

Severo: Дмитрий пишет: Простите за оффтоп, vinarevi55 , а Вы в реальной жизни так же общаетесь, как тут на форуме пишите...аз, аще, рекут? Ой ты гой еси... А не бяшет ли ны братие...

vinarevi55: о. Андрей пишет: Но монахи-то и не стреляли, насколько я помню. В монастыре от никонианских гонений укрывалось несколько сотен беглецов в том числе и военных, они и держали оборону. - Да, но в области игумена было, лишь, затвориться и не применять радикальных методов защиты, и вести активные военные действия по защите. - По вашему же выходит, что, получается, братия были отстранены от руководства, и, фактически, плененны мирянами того или инаго сословия, случившимися, на тот момент, в обители?!

Константин Беляев: САП давал ссылку на Каргополские Гари. Вот там прочёл, что постреливали иногда: 3 февраля 1684 г. Козин приехал на Двину и уже 6 февраля вместе со стрельцами направился в Каргопольский уезд; в Доры он приехал 12 февраля (ІІ-л. 35-36) и подошел к самому большому старообрядческому собранию на реке Порме (тому самому, с которым вели переговоры две предыдущие «посылки»). Во главе этого собрания стояли старцы Иосиф Сухой, выходец из Соловецкого монастыря, и Андроник, учители Афанасий Болдырев и Антон Евтихеев. Примыкавшая к часовне трапезная, в которой заперлись старообрядцы, производила впечатление деревянной крепости. После безуспешных попыток увещать старообрядцев и привести их к повиновению Козин велел стрельцам «добывать» непокорных, стрельцы приступили к дверям и окнам. «И они, расколники, — писал позднее Козин царям Ивану и Петру, — стали по мне, холопе вашем, и по стрелцом во все бои из ружья стрелять. А как они, расколники, из ружья стреляли и в то число ранили дву человек и познали, что им, расколником, не отседитца, в то ж время и зажглись. И я, холоп ваш, вырубя двери и промеж окон стены и з другую сторону ис часовни другия двери, из огня тех расколников волочили» (II-л.36—37). Из сказки Антона Евтихеева выяснилось, что сгорели 47 человек, но большая часть — 153 человека были «взяты за боем из огня»; из них позже 59 человек умерли, 90 человек были отправлены на Двину І-л.39), а пять человек, в том числе старец Иосиф и Антон Евтихеев, оставлены в Каргополе «для сыску» (ІІ-л.123).

olkor: Существует версия, что царские воиска боялись брать штурмом Соловецкий монастырь и что в течении 7 лет они просто осаждали иноков. Однако в определенный момент монахи стали принимать в свои ряды беглых разбойников, в частности, если мне не изменяет памать, бунтовщика Заболоцкого. Далее из монастыря стали палить по царским воискам, спровоцировав их таким образом на штурм, что и привело к гибели обители. Вопрос: если бы соловецкие монахи не принимали бы в обитель душегубов, а просто продолжали молиться и поститься как и делали это на протяжании 7 лет, устояла бы обитель или нет? И не является ли факт взятия обители карой Господней за то, что стали уповать на человеков (разбойников), а не на Христа Бога нашего, стали надеяться на пушки, а не на молитву, главное оружие монаха? С уважением.

vinarevi55: Константин Беляев причем здесь 1684г., милейший? - Соловецкое сидение» 1668-76, восстание в Соловецком монастыре. Участниками «Соловецкого сидения» стали монахи староверы,...и т. д. - Но даже и, в какой то мере, причем, азъ никогда не поверю, что истинноверы могли идти на суицид - ГРЕХ великий, не отмаливающийся даже потомками во веки веком. - Дорогия единоверцы! Неужели никто не знает истины?!

olkor: Прошу Агапию, как самую грамотную на сайте, ответить на поставленные мною вопросы по Соловкам! Заранее благодарен!

Дмитрий: Severo пишет: Ой ты гой еси... А не бяшет ли ны братие... Чаво? Не пониме...

Георгий Н.: olkor пишет: Прошу Агапию, как самую грамотную на сайте, ответить Агапия занята. Нечего. Битый час, понимаш, по клавишам щелкает, отправил заниматься сынишкой, грамотная шибко! А теперь серьезно. Вопрос об иноках соловецких в нравственном отношении довольно ясен. К ним пришли с оружием и дрекольем..., а когда ушли - оставили в живых четырнадцать человек, а сотни остальных - вморозили в лед, четвертовали, подвесили на крюках за ребра и пустили на плотах, и подобное. Словом, организована была правительственная карательная операция, и она прошла успешно. Всамделишное, настоящее разорение, как оно и зовется у староверов. Есть достаточно надежный критерий оценки действий соловецких монахов - народная память, запечатленная в преданиях, песнях, духовных стихах.

Severo: Георгий Н. пишет: а когда ушли - оставили в живых четырнадцать человек по моему не оставили, а те смылись...точнее спаслись бегством...так бы тоже убили.

vinarevi55: Георгий Н. пишет: Вопрос об иноках соловецких в нравственном отношении довольно ясен. - А вот мне, грешному совсем не ясен: - "Рече убо Исус Петрови: вонзи нож в ножницу. чашу, юже даде мне Отец, не имам ли пити ея;" - так ли же поступили соловецки мнихи, яко и Учитель наш вселенский, или (все таки) ударили в ножи?!

olkor: Вы пишете о последствиях падения обители, а не о причинах оного. Вопрос был следующий: 7 лет святыня стояла нетронутой, а через семь лет была взята штурмом царскими воисками. Есть причинно-следственная связь (духовная разумеется) между тем фактом, что в обитель стали принимать разбойников и ее падением? Если бы монахи продолжали только молиться и поститься, а не уповать на лихой люд, возможно и сейчас бы Соловки были бы нетронутыми и вера истинная бы через них устояла?

САП: olkor пишет: Существует версия, что царские воиска боялись брать штурмом Соловецкий монастырь и что в течении 7 лет они просто осаждали иноков. Вот история Соловецкой осады и мученичества иноков: http://samstar-biblio.ucoz.ru/load/47-1-0-293

Severo: olkor пишет: Есть причинно-следственная связь (духовная разумеется) между тем фактом, что в обитель стали принимать разбойников и ее падением? Когда начали принимать? Во время осады никого не принимали, осада на то и есть осада, что не войти не выйти.

о. Андрей: vinarevi55 пишет: - Да, но в области игумена было, лишь, затвориться и не применять радикальных методов защиты, и вести активные военные действия по защите. - По вашему же выходит, что, получается, братия были отстранены от руководства, и, фактически, плененны мирянами того или инаго сословия, случившимися, на тот момент, в обители?! Вы путаете два права, две обязанности в одно. Когда прп. игумен Сергий Радонежский дал благословение Дмитрию Донскому на защиту Православной Руси, сам Сергий на битву не пошел, но молился. Так и Соловецкий игумен, благословил оборону православного монастыря от нашествия еретического войска, но сам военные действия не вел. Монахи молились, бельцы отстреливались. Что здесь предосудительного и непонятного?

Георгий Н.: olkor пишет: Если бы монахи продолжали только молиться и поститься, а не уповать на лихой люд, возможно и сейчас бы Соловки были бы нетронутыми и вера истинная бы через них устояла? olkor, простите, но мне кажется, что в Вашем вопросе больше фантазии и воображения, или, что то же, "мудрования", чем собственно желания узнать, или познать, правду. Вы ставите "мысленный эксперимент", "прогоняя" ситуацию в разных, срежиссированных Вами режимах. "Что было бы, если..." - не тот метод, с которым нужно подходить не только к духовным, но даже просто к историческим вопросам.

Римский: о. Андрей пишет: Вы путаете два права, две обязанности в одно. Когда прп. игумен Сергий Радонежский дал благословение Дмитрию Донскому на защиту Православной Руси, сам Сергий на битву не пошел, но молился. верно. боле того, мнихов своих Ослабя и Пересвета благословил.

vinarevi55: о. Андрей пишет: Так и Соловецкий игумен, благословил оборону православного монастыря от нашествия еретического войска, но сам военные действия не вел. - о. Андрей, будь ласков, ответь, являлись ли фарисеи, книжники вкупе со стражей своею еретиками по отношению к вероучению Господа нашего Исуса Христа? Азъ, мню, что ответ будет утвердительным. - Ну так отчего же Господь наш не благословил своих молодых и здоровых (бельцов) да перебьют (под покровом темноты) сих еретиков, покуда Он молится??? Ан нет - "Рече убо Исус Петрови: вонзи нож в ножницу." - отчего ж игумену не поступить бы такоже и не предаться на Волю Божию, ведь в единоверцев благословил стрелять, в соплеменников, что равносильно и сам стрелял и души губил (хошь и чужими руками). И ведь мог бы просто сидеть, не отворяя врат и будь, что будет. - Или, все таки, было по другому?! Не хочется верить, что монах забыл о звании своем и преступил 6-ю заповедь. - В случае с Сергием Радонежским было совсем другое, мнит ми ся.

Severo: Римский пишет: верно. боле того, мнихов своих Ослабя и Пересвета благословил. спорно очень

САП: vinarevi55 пишет: отчего ж игумену не поступить бы такоже и не предаться на Волю Божию, ведь в единоверцев благословил стрелять, в соплеменников, что равносильно и сам стрелял и души губил (хошь и чужими руками). И ведь мог бы просто сидеть, не отворяя врат и будь, что будет. - Или, все таки, было по другому?! И после этого повелел призвать архимандрита Никанора, который от старости и от многолетних трудов молитвенных не мог ходить ногами, поэтому посланные, взяв его, привезли на маленьких саночках. Воевода поставил его перед собою и говорил с гневом: "Скажи мне, Никанор, чего ради противился государю? Чего ради, пообещав уговорить остальных, не только нарушил обещание, но и сам с ними сговорился на сопротивление царю? Чего ради воинство в обитель не пускали, а когда хотели подойти, то оружием отбивали?" На это священный старец ответил: "Самодержавному государю никогда не сопротивлялись и далее никогда че помышляли сопротивляться, ибо научились от отцов наших царям оказывать честь более всех. Научились от апостола Бога бояться и царя почитать, научились от Самого Христа воздавать кесарю кесарево, а Богу Божье. Но поскольку нововведенные уставы и новшества патриарха Никона не позволяют живущим посреди вселенной соблюдать Божьи неизменные законы, апостольские и отеческие предания, то поэтому мы удалились от мира, убежали от вселенной и поселились на этом морском острове в собрании преподобных чудотворцев, желая по их стопам в преподобном селении руководиться их преподобными чинами, уставами и обычаями. Вас же, пришедших во обитель растлить древнецерковные уставы, обругать труды священных отцов, разрушить спасительные обычаи, правильно не пустили". Единоплеменники, стали как волки лютые, еретицы не щадящие стада. Иноки молились как при нашествии литовцев и поляк, а бельцы души свои полагали за братьев своих, ибо духовное родство превыше телесного: И когда рвы выкопали, воинство все по рвам ходило, ибо раскаты были высотою с городскую стену, и к ним пристроили высокие башни. И подвели многие подкопы, и заложили много пороху, и 23 декабря воины устроили большой приступ, приставили к стене лестницы и всем воинством пошли на взятие. Бывшие же в обители отцы, собравшись в соборную церковь, просили слезами и молитвами помощи от Бога и заступления преподобных чудотворцев. А стража и слуги, бывшие на стене города, противостояли ратникам подобающим образом, не давая им взойти на стену. И, расхрабрившись, сокрушили их лестницы и само воинство далеко отогнали от обители. За это воздали прерадостное благодарение Богу и Владыке и преподобным чудотворцам, охранившим обитель невредимой. http://www.liveinternet.ru/users/1160909/post20761492

vinarevi55: САП - Поддались таки искушению, пролили кровь братов своих, исполнявших волю их общаго царя земнаго. - Зело печально сие. Значит не было упования на Господа нашего, но на пришлых бельцов, но на порох и на высокия стены..., прискорбно весьма. - А вот пращуры наши в 1239 году, когда Батый подошел под стены Смоленска, уповали на Создателя, и не постыдилися! - Или, все же есть другая правда? - Ну а на картинке ето уже кара, но по делам достойным ея (раз кровь пролили)! Мнит ми ся.

САП: vinarevi55 пишет: - Ну а на картинке ето уже кара, но по делам достойным ея (раз кровь пролили)! Мнит ми ся. Меньше мнить, больше читать! Ревнителей благочестия жестоко мучили и казнили еретицы-изуверы и до взятия Соловков. Много чести антихристам, добровольно пред ними шеи на плаху склонять...

vinarevi55: САП[ пишет: Меньше мнить, больше читать! Ревнителей благочестия жестоко мучили и казнили еретицы-изуверы и до взятия Соловков. Много чести антихристам, добровольно пред ними шеи на плаху склонять... - Так то оно так, особо все, что применительно меня, грешнаго, но вот правила великаго исповедника ФЕОДОРА СТУДИТА, писанныя им во времена гонений, не призывают браться за оружие и проливать кровь еретиков, хотя и сдаваться не велит, но не противоборствуя, однако: - - “Будь здоров, возлюбленный сын мой, мужайся, руководи братьев тво-их, ободряй, показывай то, что относится к Истине, побуждай к мученичеству. Таково время, хотя и укрываетесь вы законно. Ибо подвергать самого себя искушению, – о чем желал ты знать, – значит то же, как если бы кто-нибудь по собственному побуждению выдал себя убийцам. Если же святой Гордий, равно и некоторые другие из мучеников самопроизвольно выходили на мучение, то требовали этого обстоятельства, так как случалось, что никто не осмеливался прямо говорить, и безбожие сильное разгоралось. Притом, они чистым сердцем созерцали Бога и от Не-го были побуждаемы. Так и великий Предтеча с опасностью для себя обли-чал Ирода. И теперь по благодати Божией много поборников и мучеников; но выдавать самого себя – дело незаконное” (Там же, часть, 3, письмо 44. К Симеону сыну, стр. 399-400). - И еще: - Самое бегство святой отец приравнивает к подвигу исповедничества. [b]“Сам Христос, Которого исповедуют, радуется и подвизается с каж-дым исповедником. Ибо иначе мужественно переносящие настоящие бедствия не переносили бы их:... не видны были бы везде народные темницы, не наполнились бы пустыни, горы, леса и пещеры обратившимися в бегство ради Господа”. (Там же, часть 2, письмо 71. К Навкратию сыну, стр. 430). - Призывает убегать, прятаться, но, отнюдь, не уподобляться мучителям, и брать на душу смертный грех. - САП пишет: Много чести антихристам, добровольно пред ними шеи на плаху склонять... - откуда сия неуемная гордыня? - Мы и грядущаму антихристу выя своя будем склонять, яко и агнци. Или вы мне предлагаете мальчика-милиционера, нашедшаго мя, окаяннаго, и волочащаго на плаху, ножичком ударить?! Увольте, не по Божески ето, мнит ми ся (буду тако мнить, однако). - Прости мя, дорогой САП, ничего личнаго!

Oleg23: "Или вы мне предлагаете мальчика-милиционера, нашедшаго мя, окаяннаго, и волочащаго на плаху, ножичком ударить!?" представляю картинку, бедный мальчик милиционер.

Игорь_Яров: vinarevi55 пишет: САП - Поддались таки искушению, пролили кровь братов своих, исполнявших волю их общаго царя земнаго. - Зело печально сие. Значит не было упования на Господа нашего, но на пришлых бельцов, но на порох и на высокия стены..., прискорбно весьма. - А вот пращуры наши в 1239 году, когда Батый подошел под стены Смоленска, уповали на Создателя, и не постыдилися! - Или, все же есть другая правда? - Ну а на картинке ето уже кара, но по делам достойным ея (раз кровь пролили)! Мнит ми ся. После злохульных речей покойнаго попа Сысоева, такой клеветы на св. мучеников соловецких еще не слыхал. По моему скромному мнению, Вы либо тотально глупы, либо столь же непорядчны.

Oleg23: Интересные рассуждения про ножичек: "мальчика-милиционера, нашедшаго мя, окаяннаго, и волочащаго на плаху, ножичком ударить?!", что же vinarevi55 думает о пророке Илье?

Игорь_Яров: Oleg23 пишет: Интересные рассуждения про ножичек: "мальчика-милиционера, нашедшаго мя, окаяннаго, и волочащаго на плаху, ножичком ударить?!", что же vinarevi55 думает о пророке Илье? Ты главное упускаешь. Пророк Илья был евреем...

Oleg23: Еврей, да еще и с ножиком !

Игорь_Яров: Oleg23 пишет: Еврей, да еще и с ножиком Полный Шултан Арух.

Oleg23: Имянно, имянно Шултан, он самый !

САП: vinarevi55 пишет: но, отнюдь, не уподобляться мучителям, и брать на душу смертный грех. Какой же ето смертный грех - за святых иноков и братьев-дружинников голову сложить в бою с антихристами! Нет больше той любви, чтоб душу положить за брата своего!

Римский: а как дело обстояло во время осады Кириллова монастыря во 1612-1613 годы? может кто ведает?

САП: Римский пишет: а как дело обстояло во время осады Кириллова монастыря во 1612-1613 годы? может кто ведает? Первая серьезная угроза для Кирилло-Белозерского монастыря возникла в конце августа 1612 года, когда польско-литовские отряды появились близ монастырских стен. Ввиду бдительности кирилловцев недругам не удалось внезапным налетом захватить крепость. Однако в отместку враги сожгли расположенные за пределами крепостных стен хозяйственные монастырские постройки, разорили монастырские владения. Всю осень поляки и литовцы находились поблизости от Кирилло-Белозерской обители, и только наличие в крепости двух сотен стрельцов, готовых отразить нападение, удерживало врагов от попытки захватить монастырь. Пятого декабря того же 1612 года неприятели все же отважились напасть на монастырь, но их наступление было отбито. Через несколько дней подошли новые "воровские" отряды, и 11 декабря враги предприняли попытку взять крепость штурмом, завершившуюся, однако, полной неудачей. По свидетельству кирилловцев, произошло это так: "В ночи против 11 числа, за два часа до света, пришли те воровские, польские и литовские люди с обе стороны монастыря, с огородов, с вологодской и белозерской дороги, приступами многими, пешими людьми, с криком и шумом; к городу с лестницами, а на озеро к борозде с тесом и с соломою для переходу; и к городу многими месты злым жестоким приступом приступали, и лестницы к городу прислонили, и на городе, на стенах по людех из самопалов и нарядными стрелами для зажегу стреляли. И мы дворяне и дети боярские, и всякие служилые люди с ними билися с города накрепко два часа и на приступах многих людей у них воровских на смерть побили и поранили и в озере и в борозде многие потопили, и от города их отбили". Однако на этом бедствия Кирилло-Белозерской обители не завершились. Осенью 1613 года к монастырю подошли новые шайки литовцев, казаков и немцев. Правда, убедившись, что крепость подготовлена к обороне, они не решились идти на приступ. Подобная ситуация повторилась и зимой 1614 года. Несмотря на то, что попытки неприятелей захватить крепость были отбиты, Кирилло-Белозерский монастырь продолжал терпеть большой урон. В его окрестностях на протяжении шести лет орудовали различные шайки "воров", которые грабили монастырские села. Много страданий выпало на долю мирного населения. Срывая злобу за свои неудачи, "воры" жгли деревни, убивали крестьян. В грамоте царя Михаила Феодоровича от 5 марта 1615 года, упоминается о тяжелом положении Кирилло-Белозерского монастыря и населения Белозерского уезда: "Бил нам челом Успенского Пречистыя Богородицы Кирилова монастыря келарь старец Боголеп с братиею и сказал, пятый де год и ныне сидят в Кирилове монастыре в осаде. И город поделывали, и острог ставили и рвы копали и наряд и порох и свинец покупали монастырскою казною; и в осаде де ратных людей держать и жалования денежного и хлебного давать не чего, и братия де и всякие ратные осадные люди из монастыря бредут розно, без хлеба и без жалования в осаде сидеть не хотят, и что де их монастырские вотчины в Белозерском уезде и в иных городах и тое де их вотчин литовские и русские воры разорили до основания. В Белозерском уезде в их монастырских вотчинах и ныне стоят казаки и с тех де монастырских вотчин в монастырь никаких хлебных запасов взять ненаком, и к нынешнему ко 123-му году ржи сеять не дали. И они де не хотят из монастыря братию и всяких ратных людей распустить. Заняв денег в кабалы, послали ныне в Нижний Новгород на монастырский обиход хлеба и всяких запасов купить, потому что де на Белоозере и в Белозерском уезде и на Вологде хлеба и всяких запасов купить негде". Однако правительственные войска все еще были заняты в центральных районах и у западных границ, и на то, чтобы оказать военную помощь жителям белозерского края, сил еще не хватало. Правительство могло оказать помощь монастырю, проявившему преданность законной власти, лишь освобождением от налогов и повинностей, избавлением от пошлин. Но разогнать рыскавшие близ Кирилло-Белозерской обители воровские шайки удалось не скоро. В результате за период шестилетней осады Кирилло-Белозерского монастыря (1611 - 1617) запустело множество деревень, а население сократилось боле чем на 2/3. Примерно вдвое уменьшилось число оборонявших крепость стрельцов. Но, невзирая на голод, болезни и другие невзгоды, крепость выстояла. В годы Смуты, ввиду угрожавшей монастырю опасности, была сооружена дополнительная линия укреплений, получившая наименование Острога. Новая каменная крепость имела в плане форму треугольника и защищала наиболее уязвимый участок на стыке стен Успенского и Иоанновского монастырей (вспомним, что укрепления последнего были недостаточно надежны). Спешное возведение Острога (завершенное к 1614 году) было необходимо потому, что стены этой крепости ограждали жизненно важные для монастыря хозяйственные постройки - житницы, амбары, которые могли пострадать во время нападений разбойничавших в окрестностях монастыря польско-литовских шаек. http://www.vapa.ru/deloru.html

Severo: А Троице-Сергиев? Тоже отбивались.



полная версия страницы