Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » ПОЧИТАНИЕ ЮРОДИВЫХ В НИЖЕГОРОДСКОМ КРАЕ » Ответить

ПОЧИТАНИЕ ЮРОДИВЫХ В НИЖЕГОРОДСКОМ КРАЕ

САП: Хотя, судя по етой статье невозможно определить конфессиональную принадлежность всех перечисленных юродивых, но безусловно, что без староверцев тут не обошлось: В ходе экспедиционной работы были записаны легенды и предания об одиннадцати блаженных и юродивых. Информанты называют их по-разному: «блаженные» (матушка Дарья, Дунюшка, Полюшка слепая, Сереженька лукояновский, Михаил Алексеевич Сметанин, Михаил Шарин), «юродивые» (Иванушка ризоватовский, старец Максим, Мишенька), «неуродивые» (Иван Лобашин), «прозорливые» (матушка Дарья, Полюшка слепая), «болящие» (Дунюшка болящая). В Словаре русского языка XI-XVII вв. дается ряд значений слова «блаженный»: 1) благословенный, достойный почитания, восхваления; 2) благополучный, счастливый, испытывающий блаженство; 3) праведный, святой009. «Блаженный» именно в этом, традиционном значении («достойный почитания, восхваления», местный святой) употребляется в северных районах Нижегородской области применительно к подвижникам (отшельникам и мученикам), могилы которых почитаются верующими. В Починковском районе на вопрос, почему их так называют, информанты отвечали: «Блаженные, они которые убоги, им дар был даден и они все узнавали. Вот они блаженные называются»; «Потому что их считают как глупые. От мудрых разумное скрыл, а младенцам открыл. Вот она как младенец, вот ей и открыл Бог. Она болезни все лечила. Вот они как младенцы незлобливые люди, вот им и открыл. Они всё знают, всё им Господь открывает»; «Не знай они какеи: святые или придурки»; «На родник… привозили блаженненьких… Болящи вроде как святые»; «Мишенька юродствовал, он может все наругаться и все, и чтобы его не признавали больно-то. Это юродивые так делают. А блаженные они тоже притчами скажут может, прямо не говорят». Таким образом, «блаженные» в понимании информантов разных конфессий в Починковском районе – это те, кто наделен от Господа особым даром (провидения и исцеления): «Бог Салавох, дар Господь дал. Вот придешь – он тебе скажет». В этом контексте «блаженный», на наш взгляд, следует рассматривать как производное от семантического поля глагола «блажитися» в значении «даваться, дароваться». «Юродивые», «неуродивые» в устных рассказах наделяются многими чертами, известными по агиографическому канону: «мудрая глупость», дар пророчества и чудотворения, умервщление и оскорбление плоти, особый иносказательный язык: «Мишенька, он юродствовал, он как дурачок, то как начнет ругаться, всяко начнет грить, все тебе предсказывает»0; «Иванушка дурачок с мочалиной ходил, понимаешь. Ну, я не знаю, он такой типа юродивый, предсказатель»; «Он ведь у нас был глупой. Как сказать-то. Вот нога розуется, раньше в лаптях ходили, он ведь идёт, если ему кто завяжет, то, а если не завяжет, то он так и идёт, зимой. А в баню сроду ходил зимой не обувался, босиком. До Сарова пешком ходил. Зимой ходил, босиком»; «Он [Василий] предсказывал намеками, чего скажет….». Особо стоит остановиться на вопросе о начальном этапе складывания традиции почитания блаженных и юродивых, который мы наблюдаем и фиксируем в ходе полевых изысканий последних лет. В Починковском районе в лесу около с.Дуброво уже около 7 лет живет отшельник в ископанной им самим землянке, которого местные жители называют «отцом Николаем». Объясняют местные жители его уход от мира по разному: «В Ужовке его мальчишки забижали. Он купит чего-нибудь, а они у него отнимут»; «Сын родной обижал, больно бил и жена ненормальная». Неоднократно упоминалось и об отмаливании «отцом Николаем» прежних грехов: «Сейчас он как отшельник, а раньше 40 жен было». У местных верующих пока не сложилось однозначного и устоявшегося мнения: с одной стороны, «умный он, а придуряется», «терпит, когда его бьют и ругают, как юродивый он», а с другой стороны, его относят к тем, у кого «не хватало маленько», поскольку он «дурь всякую говорит». Так же неоднозначно оцениваются его «пророчества», рассказы о тех чудесах, которые с ним происходят («ко мне Богородица приходила, совета просила»; «зимой волки ко мне приходили, а я их гладил»), и об исцелениях приходящих к нему местных жителей. Культ родников и почитание блаженных и юродивых в Починковском районе представляют собой единый структурный элемент религиозной традиции, это неразрывно связанные между собой компоненты, объединенные представлением об особой благодати, даре Господнем, которым они обладают. Блаженный Михаил Сметанин благословлял воду на родниках и говорил: «Женщины, ходите на родник, не забывайте, вот вам и благодать, и причащение». Многие блаженные жили при родниках и завещали похоронить себя там. Ныне живущий отшельник Николай несколько лет назад приезжал на родник в Дуброво, где крестил старух, певших в церкви. http://kizhi.karelia.ru/specialist/pub/library/rjabinin2003/02_04.htm

Ответов - 37

mihail: САП пишет: В ходе экспедиционной работы были записаны легенды и предания об одиннадцати блаженных и юродивых. Уважаемый САП, а известны ли сегодня блаженные и юродивые в старообрядчестве.В смысле ныне живущие?

Konstantino: САП пишет: «Женщины, ходите на родник, не забывайте, вот вам и благодать, и причащение» Да и многое другое по никоновски как то http://drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-5-0-00000363-000-0-0-1263545837

Konstantino: mihail пишет: а известны ли сегодня блаженные и юродивые в старообрядчестве.В смысле ныне живущие? На Рогожке их валом а оттуда по всей Малоросии и Белоросии.


Игорь_Яров: mihail пишет: а известны ли сегодня блаженные и юродивые в старообрядчестве ну например, Ванька Чекушин. Чем плох?

САП: Konstantino пишет: «Женщины, ходите на родник, не забывайте, вот вам и благодать, и причащение» Да и многое другое по никоновски как то Часовенные к примеру к богоявленской воде только так и относятся, что не осталось у нас причастия, только богоявленской водой и причащаемся.

Konstantino: САП пишет: только богоявленской водой и причащаемся В литургии нет такого, хотя вам ли не знать об этом. Мало ли что часовенные себе напридумывали для своего оправдания.

Игорь_Яров: Konstantino пишет: В литургии нет такого, хотя вам ли не знать об этом. Мало ли что часовенные себе напридумывали для своего оправдания. В Потребнике существует чин причастия Богоявленской водой. Применяется по отношению к тем, кто по грехам не может пристуить к Чаше. Кстати, изложен на последних листах Киевской Псалтыри 1397г. То что его не используют современные "старообрядцы", а многим, как и Вам про него и вовсе ничего не известно, лишь дополнительно свидетельствует об всеобщем оскудении и апостасии.

САП: Konstantino пишет: Мало ли что часовенные себе напридумывали для своего оправдания. У них попов нет, от того как отлученные Богоявленской водой причащаются: Последования о причащении святыя воды иже великаго освящения на Богоявление из рукописи 1396 года. http://samstar-biblio.ucoz.ru/load/90-1-0-308 На форуме тему об етом уже открывали: http://drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-1-0-00000919-000-0-0-1263876695

Konstantino: Спаси Христос за научения. А почему в Храмах попы забыли об этом?

САП: Konstantino пишет: А почему в Храмах попы забыли об этом? Да, нет, помнят, тем на кого положена епитимия, что нельзя причащаться дают агиасму (богоявленскую воду), вместо причастия.

Игорь_Яров: Konstantino пишет: А почему в Храмах попы забыли об этом? По той же причине, по какой бритомордых к святыне допускают. Как же можо такую "дискриминацию" допустить? Обидятся клиенты.

Игорь_Яров: САП пишет: Да, нет, помнят, тем на кого положена епитимия, что нельзя причащаться дают агиасму (богоявленскую воду), вместо причастия. Кто?!!! Можешь перечислить?

САП: Игорь_Яров пишет: Кто?!!! Можешь перечислить? о.Сергий (Лисуренко) на прошлое Богоявление говорил:"Не берите воды много, не оставляйте у себя прозапас, на ком епитимия я после исповеди Постом сам агиасму выдам для причащения".

Konstantino: Игорь_Яров пишет: Кто?!!! Можешь перечислить? Появился повод для инквизиции?

Игорь_Яров: САП пишет: о.Сергий (Лисуренко) Никогда б не подумал... Век живи, век учись. Ну он образованный хоть более-менее, а с перефирии попы? Оне вить про перстосложение подчас и то не могут что либо вразумительное сказать. Скажем лично я на вопрос о богоявленской воде, в свое время от своего духовника услышал следующее: "А зачем?!!, у нас ведь Святые Дары есть." , на дальнейшие рассуждения он сказал что мол ничего такого не знает, и вообще у нас дескать так не принято.

Игорь_Яров: Konstantino пишет: Появился повод для инквизиции? А то!

САП: Игорь_Яров пишет: Никогда б не подумал... Век живи, век учись. Ну он образованный хоть более-менее, а с перефирии попы? Так он и есть с перефирии, женился на дочери о.Леонида Гусева его и перевели в Москву Остоженку восстанавливать:

Konstantino: Konstantino пишет: Появился повод для инквизиции? Я тоже нашему прот. Алексею уже готов задать вопрос и цитати САП отдам.

Игорь_Яров: САП пишет: его и перевели в Москву Остоженку восстанавливать: Вот про ето ты мне пожалуйста не рассказывай. Спроси у тех же Егория, Шишкина, Викторыча кто етим занимался в действительности. Лисуренка во всей етой истории не пришей кобыле хвост.

Konstantino: Игорь_Яров пишет: Спроси у тех же Егория, Шишкина, Викторыча кто етим занимался в действительности. Лисуренка во всей етой истории не пришей кобыле хвост. Игорь, они что тоже юродивые? Давай все же по теме. А в общем спаси Христос за научения.

Игорь_Яров: Konstantino пишет: они что тоже юродивые? Точняк. Как и все, кто еще не истребил в себе совесть...

Konstantino: САП пишет: У них попов нет, от того как отлученные Богоявленской водой причащаются: Последования о причащении святыя воды иже великаго освящения на Богоявление из рукописи 1396 года. http://samstar-biblio.ucoz.ru/load/90-1-0-308 что то там не открывается. Хотел последование еще распечатать но что то никак

САП: Konstantino пишет: что то там не открывается. Хотел последование еще распечатать но что то никак У меня открывается, попробуйте еще раз качнуть.

САП: Игорь_Яров пишет: Спроси у тех же Егория, Шишкина, Викторыча кто етим занимался в действительности. Да? А я фильм смотрел про восстановление Остоженки выпущеннй к 100 летию. Да и видел я как он разводит благодетелей на милостыню

Konstantino: САП пишет: У меня открывается, попробуйте еще раз качнуть. Сама ссылка открывается а вот пдф формат на ссылке не открывается Может я кошмарукий и косоголовый.

Игорь_Яров: САП пишет: Да и видел я как он разводит благодетелей на милостыню Клянчить деньги у бандюганов, и таскать на своем горбу хлам из переполненного хим.отходами подвала, вещи, как ты понимаешь разные. Была община молодых дураков, которые с великой ревностью произвели самые тяжелые и сложные работы, в годы сразу после передачи здания церкви митрополии. Когда все было готово, о. Леонид посадил туда Лисуренку, который поставил своих людей, а старых кого убрал, кого отпихнул на второстепенные роли.

Игорь_Яров: САП пишет: Да? А я фильм смотрел про восстановление Остоженки выпущеннй к 100 летию. Про фильм, сам понимаешь, без комментариев. История создается людьми.

Konstantino: Игорь_Яров пишет: Была община молодых дураков, которые с великой ревностью произвели самые тяжелые и сложные работы, в годы сразу после передачи здания церкви митрополии. Когда все было готово, о. Леонид посадил туда Лисуренку, который поставил своих людей, а старых кого убрал, кого отпихнул на второстепенные роли. Господь все видит и за все воздаст.

САП: Konstantino пишет: Сама ссылка открывается а вот пдф формат на ссылке не открывается Может я кошмарукий и косоголовый. Я чин перелил в файлообменник, скачайте от сюда: http://files.mail.ru/4YR021 Konstantino пишет: Я тоже нашему прот. Алексею уже готов задать вопрос и цитати САП отдам. Пусть поглядит в Большом Потребнике, там сей чин имеется

САП: Игорь_Яров пишет: Клянчить деньги у бандюганов Обижаешь, зачем у бандюганов, у бизнесменов

Игорь_Яров: САП пишет: Обижаешь, зачем у бандюганов, у бизнесменов Да типа не по пацански сказал.

Konstantino: САП пишет: Я чин перелил в файлообменник, скачайте от сюда: Есть такое дело, благодарствую. Возможно поп и знает да вот только акромя причастия Тела и Крови не причащает никого.

Severo: Игорь_Яров пишет: ну например, Ванька Чекушин. Чем плох? Общался на днях с ним. По моему он просто придурь. Которому по щщам порой хочется дать, за его выкрутоны с женщинами и девушками. Кстати насильник рогожский - его друг. Игорь_Яров пишет: Когда все было готово, о. Леонид посадил туда Лисуренку, который поставил своих людей, а старых кого убрал, кого отпихнул на второстепенные роли. Это нормально. Приход ему дали, посадил людей которым доверяет.

Игорь_Яров: Severo пишет: Кстати насильник рогожский - его друг. Вот ето интересно, ты ето с чего взял?Severo пишет: Это нормально. Приход ему дали, посадил людей которым доверяет. Чего здесь нормального? Приход - это что, по-твоему недвижимость какая? Это люди в первую очередь, как их можно кому-то "дать"? Вот етот приход и должен был выбрать себе попа, или из своей среды поставить. А здесь налицо обычная никониянская практика, где обладающий абсолютной властью царек все под себя подстраивает. Ты же знаешь, какая ситуация была хотяб до революции, и какими полномочиями обладал тогда поп, разница есть?

Severo: Игорь_Яров пишет: Вот ето интересно, ты ето с чего взял? собутыльники. Чекушин тож не такой простой как кажется на вид. Он кстати свои патлы состриг)).

Игорь_Яров: Severo пишет: собутыльники. Этого не знал. Severo пишет: не такой простой как кажется на вид Енто понятно. Severo пишет: Он кстати свои патлы состриг)). Так ето давно уж произошло! По крайней мере в последний раз, когда я его видел на свадьбе А.Артемова, в конце сентября, он вроде пострижен был...

Severo: Игорь_Яров пишет: Так ето давно уж произошло! По крайней мере в последний раз, когда я его видел на свадьбе А.Артемова, в конце сентября, он вроде пострижен был... Ну я до этого его давно не видел просто.



полная версия страницы