Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Крещение простецами » Ответить

Крещение простецами

Konstantino: Како крестять простецы (чин крещения) в тех случаях когда нет попа по близости?

Ответов - 5

САП: Konstantino пишет: Како крестять простецы (чин крещения) в тех случаях когда нет попа по близости? Читают начал, потом как на утреннем правиле (кроме утренних молитв), до Символа веры и троератно погружают в кадку со словами: крещается раб Божии, назови его имя, во имя Отца, и возвести его наверх воды, аминь, и паки погрузити, и Сына, аминь, и возвести наверх воды, третии раз погрузити, молви и Духа Святаго, и ныне и присно и вовеки веком, аминь. А вот безпоповское обоснование: О крещении простолюдинов, в зримое подлежащие нам время, в неприсудствию священных лиц, яко и со отрицанием разрешается, и кума и куму при действии таковаго крещения поставляти не возбраняет. От книги Захария Копестинскаго, глава, 35. о крещении пригодном в недостатку, у православных презвитеров, и под час преследования нынешних от латынь. А на пред то поведаю, иже вед молитвы и заклинания и церемонии на крещение описанныи, приимаю яко достоверное предание. и тем способом надобно крестити. а кто бы изневажил и хулил тот грешит, и церковному наказанию подлежит. а однако смотрение отцов святых разсуждение, в той мере есть поданныи. а то когда бы прилучилось правоверному меж иноверными живучи, то есть с теми, которыи с церковию восточною не держат и с патриархами восточными не суть, и не было бы священника православнаго познания и послушенства вселенскаго патриарха будущаго. а дитя новое нарожденное хворое и смерти бы близко было. тогда надеючи и недоунеятов, то есть до тех которыи от православных россов отступившеся зашли до костела латынскаго, и папежем поддали, а не дорианских, и домотеранских, а не догалицких министров. глаголет бо всем Лаодикийскии собор в каноне, 32. не подобает от еретиков благословения приимати. которые речи суть проклятства, а не благословенства, глаголю неудоваючися до помянутых. или тогда оные дитя крестит православныи иерей, диякон, или церковныи какий чтец, певец. а если бы и тех не было, тогда какии муж правоверныи. а навет сам отец тогда крестит. а того нам отцы святии допущают. яко в каноне Никифора, 14-м глаголет, в случаю простыи человек, монах тогда крестит, такожде и диякон, и глаик, если найдены будут на месте, в небытность священия. читай в Арменополе в епистолии канонов, от монахов титла, 4. титов, 2. там же надобно, дабы некрещеныи дети в небытности крестил тот, которыи найденыи был на месте естли бы крестил и властныи отец, либо какии человек християнскии несть греха, читай тамо Арменопула, 5. о ласках, титул первыи; если подчас небытности с какой сколько причины иерея при церкви, допущают простым крестити. далеко и скорей допущается и позволяется нынешних часов в местах, и в селах преследования, где не будет вольности и безпеченства до православной церкви нести, а дитя бы хворое было, дабы диякон и монах, так же отец, или какии християнин крестили. а до ляхов и до тех которыи с нами не веруют жадным способом не нести: если бо вем в кумовство их возбраняет наша церковь приимати, яко во Арменополе в книге, 5. в вопросах Марка Александрийскаго, и Петра Антиохийскаго патриархов. пишет в вопросе, 32. глаголюще: тем словом. а если бы тоже здоровое дитя было до толе удерживати иже православнаго презвитера найдет, надолго бы пождати, видали у греков дорослых крестячи тех которыи в турках от правоверных сродников породилися из неволи выходили. А яко паки крестити имеют таковою наукою и ведомость имети: таковыи повинныи сии делающе. воды чистой излияти, и дитя три краты погрузити, глаголюще за первым погружением; крещается раб Божии, назови ему имя как любиш, во имя Отца, и возвести его наверх воды, аминь и паки погрузити, и Сына, аминь. и возвести наверх воды, третии раз погрузити, молви и Духа Святаго, и ныне и завсегда и навеки веком, аминь. Кумы на свидетельство таковаго крещения потребны суть. там же: имети потом таковом крещении старатися, дабы чрез священника православнаго отрок таковыи был помазан святым миром. где уже оных молитвы и заклинания от пущеных которыи извыкли отправляти по крещении, не потреба будет отправляти. канон бо всем бозских отцов в Лаодикии соборных, от тех глаголюще: которыи в потребы в хворобах бывают крещеныи, ничего о том не воспоминает, дабы молитвы чтены были, и заклинания по крещении деяны имели, или только о том воспоминает, дабы веры научены ими были, которыи в хворобе окрещены суть, надобно чтоб веры научены были иже бы знали Божскаго дарования удостоилися. читай о том ширей, Илью митрополита Критскаго. отповедь ко Деонисию монаху, во Арменополе в книгах, 5. лист, 331. у того же в епистоле канон о ляхах сечение, 5. титул, 1. а за чалов оных преследования за царей поганских, сами крестили, как пшетиъ в Синаксаре, месяца марта, в 22, день. О том же: из книги Щит о вере. писанная в поморском скиту, на вопросы поповлян. о крещении творимом простолюдины; и в вопросах, 38. и 39. ответствуют на оное, како действуют крещение со отрицанием: и кума и куму поставляют. Вопрос, 38. На крещении вы простцы суще, како отрицание сатаны, и обещание Христу, и прочие церемонии творите, явите ничтоже скрывающе. Ответ, 38. При крещении у нас творимом по нужде несть неподлежащих простолюдину церемонии. но совершается у нас оное нуждным и кратким образом, отвергаяся священнических действ, с символом православныя веры читая оныи трижды, въкупе с трема погружении, во имя Пресвятыя Троицы, крещаем бывает требующии от нас крещения. Чтоже касательно до отрицания, аще сей предел и несть весьма нужде подлежащии. такожде и у нас не везде есть за нужду у всех исполняем, но аще где и исполняется: то сие исполнение не суть противно церковному чину, повелевающему крещаемому самому отрицание чинити, аще он в возрасте есть. Церковь же святая не точию при крещении, но и по крещении, отрицатися и запрещати сатане всякому православному християнину не запрещает, но и повелевает. якоже во псалтырех со возследованием острожских печатей в молитвах запрещенных в златоустовех, и прочих показуется. в первенствущий же древле православней церкви, не точию мужие, но и жены при крещении отрицание творили. якоже показуется сия от жития равноапостольныя Феклы сице: некая жена изнесши дщерь свою, и верже ю на нозе святыя Феклы, и сама ся с нею. и возопи глаголюще: помилуй сию якоже и многи помиловала еси. и вопроси ю крещена ли еста; она же реста поганска жития есве. ниже: мати же девицы, ово на страсть, ово на желание, внемлюще дщери своей. и изволи прияти знамение Христово, припадше ко святей, и рекоста; аще достойне есве воля Божия, и отрекшися диявола, и обещастася Господу нашему Iсусу Христу, и молитву же сотвори има, и научи я евангелию, и помазавше елеом веселия, и крести я во имя Отца и Сына и Святаго Духа. зри о сем в минеи Макарьевской сентября, 24, дня. и Захария Копестинскаго. во главе, 35. Вопрос, 39. Кума и куму при действии крещения вашего поставляете простцы суще, по коим правилом, или обычаем сия действия совершаете. Ответ, 39. В правду мы глаголем, изшел еси на распутие, смотряя льстивно: ужалити хотя в пяту нашу, еже есть изследуя и последняя наши действа, и подлагая тыя под крепкое изстязание. и по вам нигде сущим нам правоверным простолюдином к благочестию склонному поступити нелетьствует. понеже восприемницы крещаемым помощницы, или свидетели вере при крещении бывают, паче же младенцам. якоже в катихисисе велицем, во главе, 61. о крещении глаголет, тако: без веры бо никтоже Богу угодити, и оправдан быти не может. имут же паки младенцы помощь от веры, яко же оныи разслабленныи, от исповедания отцев своих крестных, аще крестнии отцы при крещении ради исповедания веры бывают. убо и простолюдины крещающии, долженствуют не инаго чего но токмо ради свидетельства и исповедания при крещении восприемников имети. якоже и богомудрыи Захария Копестинскии, киевопечерскии архимандрит в книзе своей, которая выпечатана в острожской друкарне, в лето от Христа 1598. сице засвидетельствует: если под час небытности с какой сколько причины иерея при церкви. допущают правила простым крестити далеко больше и скорей допущается и позволяется нынешних часов в местах и селех преследования. где не будет православного священника, и где не будет волности и безпеченства до православной церкви нести, а дитя бы хворое было, дабы диякон и монах, так же отец, или кий християнин крестили, а до ляхов и до тех которыя с ними веруют жадным способом не нести, если бо вем в кумостве их забороняет наша церковь приимати, яко во Арменополе в книге 5-й в вопросах Марка Александрийскаго и Петра Антиохийскаго патриархов пишет. ниже: видели у греков дорослых крестячи. тем которыи в туркох от правоверных сродичов породилися, из неволи выходили. А как паки крестити имеют такою наукою и ведомость имети, так вы повинны си делающе: воды чистой излияти, и дитя три крат погрузити, глаголюще: за первым погружением: крещается раб Божии, назови имя как любиш, во имя Отца, и вознести его наверх воды, аминь. и Сына, и вознести его наверх воды, аминь. в третий раз погрузити молви: и Духа Святаго и ныне и завсегда и навеки веком, аминь. Кумы на свидетельство таковаго крещения потребны суть. и прочая Захарии Копестинскии, глава, 35. показуется же и от сего потребно имети восприемников при крещении, и от простолюдин действуемом ибо оное действовати позволяется и самому отцу свое дитя, еже понужде крестити. якоже и в десятом ответе засвидетельствовася, или якоже и выше от Захария Копестинскаго показася, убо своему отцу без восприемников, како возможно крестити свое детище, отчего ученився своей жене кумом, если же тако ученит, то должно и разлучитися союза брачнаго, очесом в Номоканоне в правиле 208, тако глаголет: аще несть ин поп, священник сам да крещает своего детища, крещает же и той со инем приемницем, аще ли будет приимец детища своего, разлучается своея жены, сиречь, матери детищу, занеже быша себе кумове, но иного ради без восприемников крестити не летьствует, еже есть ради брачнаго совокупления. аще ли случится, юноше и девице, един креститель сей обоим сотворится отец крестныи, они же братия крестныя, сиречь брат девице, девица же сестра крестная ему учинится. сего ради до осмаго степени сие сродство хранится. яко в том Номоканоне в правиле, 209. засвидетельствует два (рече) некая, иже не имеют кого сродника, аще дети их един кум крестит, сиречь от купели святаго крещения приемлет. дети оны да не приходят в бракопричастие, до осмаго степени, понеже братия суть, еда бо отец роди тех духовный святым крещением. зри Потребник, лист: 708, об. темже по выше приведенным свидетельствам необходимо есть и простых крещение имети восприемников. http://starajavera.narod.ru/cvetnikVG.html

Konstantino: Сергий спаси Христос. А вот в любой воде или только в освященной?

Konstantino: САП пишет: и троератно погружают в кадку со словами: крещается раб Божии, назови ему имя как любиш, во имя Отца, и возвести его наверх воды, аминь и паки погрузити, и Сына, аминь. и возвести наверх воды, третии раз погрузити, молви и Духа Святаго, и ныне и завсегда и навеки веком, аминь. а если лежачий присмерти то како обливают, всего или только голову?


САП: Konstantino пишет: А вот в любой воде или только в освященной? В любой. Konstantino пишет: а если лежачий присмерти то како обливают, всего или только голову? Лучше погрузить, если невозможно, то максимально приблизить к погружению в воду.

Konstantino: Спаси Христос.



полная версия страницы