Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » О поклонении на Великом входе. » Ответить

О поклонении на Великом входе.

САП: Иоаким кононическое утверждение соборов 1666 и 1667 «хлебопоклоннической» ересью. Она заключается в благоговейном поклонении молящихся во время великого выхода на литургии. В этот момент Дары еще не претворились в Тело и Кровь Христовы. Поэтому поклонение здесь относится к простому хлебу и вину. Иоаким приводит суждение по этому предмету какого-то «слагателя слова о благоговейном в храме Божием стоянии»: «Яко поклоняющийся на великом входе хлебу и вину, яко совершенному Телу и Крови Христовой, таковии прельщаются и смертно грешат и, хлебу отдающе поклон Божий, хлебопоклонницы бывают, в вечную душу своея погибель». Этот «смертный грех» совершается и в другой момент литургии. «И яко на великом входе поклоняющиеся хлебу и вину смертно грешат, тако и на словесах: «примите, ядите» поклоняющийся хлебу и вину смертно грешат. В обоих временах сих и хлеб, и вино еще тоежде, и хлебопоклонения таяжде: и грех смертный хлебопоклонений тех равен есть и зде и тамо». Свое осуждение “хлебопоклонения” Иоаким подкрепляет следующим рассуждением: «В Божественной убо литургии предложенная, по пресуществлении Святым Духом, самое есть живое и животворящее Тело Христово и Кровь, купно с душею и Божеством, ему же должны вси, яко суще Самому Христу Богу, яко и есть полатрия (т.е. боголепно) покланятися. Прежде же пресуществления тварь есть, хлеб бо еще есть и вино по своему существу. И поклоняющиеся непресуществленному хлебу и вину (яко ныне премнози от неразмысльства и от упорства творят, по латинскому обычаю) самым величайшим смертным грехом грешат — твари поклонением». Нужно ли говорить, что «хлебопоклонническая ересь» до настоящего времени не уничтожена в господствующей церкви. Зайдите в любое капище во время совершения «литургии», и вы увидите, как усердно выполняется этот «латинский обычай» поклонения в момент великого выхода и на словах «примите, ядите, сие есть Тело Мое». Есть ли на ето указания в богослужебных книгах?

Ответов - 12

Konstantino: САП поклоны творят не дарам а после молитвы произнесенной попом/архиереем за люди своя. На малом входе поклон творят Евангелию а на большом то только после молитвы.

САП: Konstantino пишет: поклоны творят не дарам а после молитвы произнесенной попом за люди своя. Так поклон начинается с Херувимской и все (кроме клыроса) преклоняются до выноса, и потом еще три поклона в землю при благословении будущими Дарами. Вот я и вопрошаю, есть ли указания в богослужебных книгах на сей обычай? И какой разум его?

Konstantino: САП пишет: Так поклон начинается с Херувимской и все (кроме клыроса) преклоняются до выноса, и потом еще три поклона в землю при благословении будущими Дарами. где так творят? Херувимскую запели и все стоят, потом вынос даров потом молитва и три поклона. Не больше.


САП: Konstantino пишет: где так творят? Херувимскую запели и все стоят, потом вынос даров потом молитва и три поклона. Не больше. Исправил: на Херувимскую, все преклоняются до выноса, и потом еще три поклона в землю при благословении будущими Дарами. Везде так видел, и на Остоженке каждую службу.

Евгений Иванов: Если Иоаким осуждает, то обычай дораскольный. С чего ты взял, что поклоняются на Херувимской Преосвященным Дарам? Сама готовящаяся жертва, чаша и прочее. Поют Херувимскую, значит сами Ангелы со священниками идут. Поклоняются самому процессу, жертве. Надо символику выноса святых даров на Литургиии будет поднять. Это не вспоминание ли входа в Иерусалим? (пишу от себя!!! надо проверять)

САП: Евгений Иванов пишет: Если Иоаким осуждает, то обычай дораскольный. С чего ты взял, что поклоняются на Херувимской Преосвященным Дарам? Сама готовящаяся жертва, чаша и прочее. Поют Херувимскую, значит сами Ангелы со священниками идут. Поклоняются самому процессу, жертве. Надо символику выноса святых даров на Литургиии будет поднять. Это не вспоминание ли входа в Иерусалим? (пишу от себя!!! надо проверять) Честно говоря раньше на ету тему незадумывался, сегодня встретил у Щеглова и озадачился. Т.е. БМС и етот обычай предал проклятию? Думал от грамотеев услышать где есть соответствующие богослужебные указания.

САП: В Сыне Церковном есть указание: При переносе [при словах] "...да помянет Господь Бог..." - три поклона в землю.

САП: Вот нашел в Поморских ответах:

А. Емельянов: 3 поклона в землю - на постной или повседневной службе, когда поклоны земные. По обычаю служения в праздничные или воскресные дни сии поклоны - в пояс, только последний - в землю.

А. Емельянов: САП пишет: Есть ли на ето указания в богослужебных книгах? Если на вскидку - читай в псалтыри раздел о поклонах на Литургии.

Konstantino: САП почитай у еп. Михаила(Семенова) "Святая Литургия". Там в разделе Литургия верных описывается что означает выход и как стоять во время Херувимской.

Konstantino: "...трепетно ниц упадите и с теплой верой молитесь..." из приписываемого св. Григорию Богослову мистического объяснения литургии. Еп. Михаил(Семенов) "Святая Литургия"



полная версия страницы