Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Новолетье. » Ответить

Новолетье.

володимipъ: Откуда и когда 1 сентября стало Новолетьем?Желательно ссылку,только не на жития святых сентябрь, где написано,что сие сделал 1 Вселенский(актов сего собора всё равно нет), а какой-нибудь иной источник. И как до 1342 года в гражданских делах на Руси Новолетьем был 1 марта, как у Брокгауза и Ефрона прописано?

Ответов - 89, стр: 1 2 3 All

САП: О новолетии. Статия 1-я. Закон о временах: постановлено Христом Спасителем и святою Церковию, а также и благочестивыми царями, начинать новый год с 1-го сентября. Стих 1-й. (Господь) вниде ... в день суботныи в сонмище, и проповеда лето Господне. Кн. Евангелие Благовестное. От Луки. Гл. 4. Зач. 13. Лис. 40. И прииде в Назарет, идеже бе воспитан. и вниде по обычаю своему в день суботный в сонмище, и воста чести. и даша ему книгу Исаии пророка. и разгнув книгу обрете место, идеже бе написано: Дух Господень на мне, его же ради помаза мя, благовестити нищим, посла мя исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленным отпущение, и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя во отраду, проповедати лето Господне приятно. и согнув книгу, отдав слузе седе. и всем в сонмищи очи бяху зряще нань. и начат глаголати к ним, яко днесь събысться Писание се во ушию вашею. Число 1-е. (Это) Евангелие (взято в службу индикту, еже есть) новому лету, (1-го сентября). Кн. Потребник. Единоверч. Печ. Лис. 14. 3-го счета. Стих 2-й. Господь ... проповеда лето Господне приятно ... месяца септемвриа в 1-й день; ... того ради церковь святая ... (и) первый вселенский собор (с благочестивым царем) повелеша новое праздновати лето ... в первый день сентября месяца. Четь Минея. Сентября 1-го. Слово в начало индикта, сиесть новаго лета. Лис. 1. Бог Царь веков, положивый времена и лета во своей власти, и в тая к славе Своей, а к человеческому от дел упокоению, различныя праздники узаконивый, даде в Ветхом Завете, праздновати нарочито месяц Септемврий по вся лета, да людие в сей месяц упразднившеся от молв житейских, единому поработают Богу. Ниже: Лис. 2. Прия же и церковь святая начало Индиктиона праздновати месяца Септемврия в первый день сего ради, яко в той месяц и день празднуему бывшу во Иудеи и по всей вселенней новому лету, прииде Iсус в Назарет, идеже бе воспитан, и понеже суббота бе день той, вниде в сонмище Iудейское: ибо обычай бяше Иудеом, наипаче в субботу в святилище собиратися, и поучатися от книг пророческих. Вшедшу убо Iсусу посреде учителей, и чести воставшу, даша ему Исаии пророка книгу, юже разгнувши, обрете место, идеже бе написано: Дух Господень на мне, егоже ради помаза мя благовестити нищым, посла мя исцелити сокрушенныя сердцем: проповедати лето Господне приятно. Таже согнув и отдав книгу, нача учити, являя себе истиннаго быти Мессию, от Бога Отца на спасение и обновление жизни человеком посланнаго, на немже писание прочтенное сбыстся: и вси свидетельствоваху ему, и дивляхуся о словесех благодати, исходящих из уст его. Уставися же праздник сей от святых отец на первом соборе Никейском, егда великий царь Константин, победив Максентиа мучителя, обнови и просвети всю вселенную светом благочестия, и искорени бесовския праздники, от тяжкаго ига мучительскаго веру Христианскую избавив, свободну сотвори, и своя Индиктионы устави: тогда святии отцы повелеша новое праздновати лето, яко начаток свободы Христианския, воспоминающе Христово в той день посреде соборища Иудейскаго вшествие, и лета Господня от книги Исаииной возвещение. И уже не ветхаго закона, но новыя благодати праздник в первый день сего месяца празднуем, в оньже сам Законодавец яви себе миру, сошед от горних, нося на себе Духа Отча, и написуя закон Божий не перстом, но Божественным своим языком и пресладкими своими усты: не на скрижалех каменных, но на скрижалех сердца (нашего) плотяных. И той созидая мысленную скинию церковь свою, принесе Богу Отцу о гресех наших жертву не без крове, себе самого, сам сый Архиерей великий, небеса прошедый, и очистив нас от грехов наших излияною своею за ны кровию, сотвори ны себе храмы святы, по глаголу апостольскому: храм Божий свят есть, иже есте вы: о чесом всем воздающе ему благодарение, празднуем лето Господне приятно, яко многая и неизреченная от руки Господней прияхом благая, за то и сами благоприятны ему быти потщимся. Празднуем же и Индиктион, не от римских царей узаконенный, но от того же небеснаго Царя славы Христа нам уставленный. Христовым же Индиктионом суть повеления его святая, яже должни есмы соблюдати и исполняти. Стих 3-й. Господь в (1-й день сентября) проповедал лето Господне приятно. Кн. Пролог. Месяца Сентября в 1-й день. Лис. 2. и об. Месяца септеврия в 1, день. начало индикту. си речь новому лету. Ведомо убо да есть, яко индикта празднует Божия церкви, от древних приемши, за еже положитися от римлян начатку лету быти, от того индикта. индикт бо глаголется еже от римлян, повеление. и прилагает, за еже в таковыи день внити Господу нашему Iсусу Христу в соборище июдейско. и вдатися ему книзе Исаии пророка. и разгнувшу, и обрете место, идеже бяше написано. Дух Господень на мне, его же ради помаза мя, благовестити нищым посла мя, и исцелити сокрушенных сердцы. проповедати пленным отпуст, и слепым прозрение. послати сокрушенныя во оставление. проповедати лето Господне приятно. таже отдав книгу слузе, и сед начат учити. яко днесь исполнися писание сие во ушию вашею. яко дивитися народом о словесех благодати, исходящих от уст его; Стих 4-й. Новолетие перваго сентября. Кн. Служебная Минея. Сентября 1-го. Печ. в лето 7152-е. В 3-е лето патриаршества Иосифа. Лис. 1. Месяца септевриа в 1 день. начало индикта еже есть новаго лета. Стих 5-й. Новолетие перваго сентября. Кн. Часослов. Напеч. В лето 7160-е. В 10-е лето патриарш. Иосифа. Лист 146. Соборник 12-м месяцем сказуя от месяца Септеврия, до месяца Августа. по уставу, иже во Иеросалиме святыя лавры, преподобнаго и богоноснаго отца нашего Савы освященнаго. Месяц септеврий, имать дней, 30. 1, Начало индикту, еже есть новому лету. Стих 6-й. Сентября в 1 день, начало индикта еже есть новое лето. Кн. Потребник. Единоверч. Печ. Филарета Патр. Лис. 4. 3-го счета. И Лист 121. Стих 7-й. Месяц Септеврий. 1 день, начало индикта, сиречь новаго лета. Кн. Преп. Никона Черныя Горы. Сл. 57. Лис. 488. и Ниже: Лис. 490. Стих 8-й. (Св. Иоанн Златоуст пишет: начало лета перваго сентября). Кн. Великия Минеи Четии. Макарьевския. Месяц Сентябрь 1 день. Лис. 1. Столб. 1. Месяца Септеврия в 1 день начаток индикту, рекше новому лету. Ниже: Столб. 2. Месяца Септеврия в 1 день, иже во святых отца нашего Иоанна, Архиепископа Константиня града, Златоустаго, слово в начале индикту. Стих 9-й. (Иоанн Предотеча начал свою проповедь 1-го сентября, начинающуся лету). Кн. Великая Четь Минея. Макарьевская. Сентября в 8 день. Сл. На Рожество Пресвятыя Богородицы. Столбец 372. Иоанн же бе в пустыни той 30 лет; единого лета, начинающуся лету, еже есть от Сентября месяца, бысть к нему слово Господне крещениа ради; и прииди в Иудею и в Галилею, проповедая покаание и оставление грехов крещениа ради; и прииде в Галилею проповедая царство небесное. Стих 10-й. День, 1-го сентября, первый имамы начало лета. Кн. Великая Четь Минея. Макарьевская. Месяца Сентября 1 день. Поучение. Столбец 114. Текуще бо мимотекает время живота нашего, постояние бо ни едино имать в себе; но преходит от лета на лето, и от времени на время, и от праздника на праздник. Се убо, братие, сий день пръвый имамы начало лета. В сей убо день Евангелие чтется, емуже начало се: Дух Господень на Мне, имже ради помаза мя; благовествовати нищим посла мя, исцелити съкрушеныя сердцем, проповедати пленником оставление и слепым прозрение, отпустити съкрушеныя в оставление, проповедати лето Господне приатно. (Это же самое слово положено и в книге: Поучительное Евангелие. Сл. 54. Лис. 383 и об. Месяца Септеврия в 1, день, поучение в начало индикта, сиречь новаго лета). Стих 11-й. 540 года. Начало гражданскаго года ... и церковнаго ... с 1-го сентября,.. по определению 1-го вселенскаго собора. Кн. Летопись Церковных событий. Арсения. Лето от Рож. Хр. 538. Юстиниана 12. П-Б. 1880 г. Стр. 224. В 540 г. Юстиниан велел вести счет годов не от основания Рима, как было доселе, а от создания мира, но начало гражданскаго года оставил прежнее – с 1 Сентября, которое было вместе началом и церковнаго года, по определению 1-го вселенскаго собора. Стих 12-й. Подтверждено ... начинать гражданский год с 1 сентября. Кн. Летопись Церковных событий. Арсения. Лето от Рож. Хр. 1492. Иоанна 3-го Вас. Стр. 579. Для составления Пасхалии происходил в Москве собор, на коем, кроме сего главнаго дела, подтверждено впредь начинать гражданский год с 1 сентября, как считал уже, подражая грекам, и митрополит Киприан. Стих 13-й. 1505 г. Подтверждено гражданский и церковный год 1-го сентября. Энциклопедический Словарь. Брокгауз. Кн. 41. Том 21. Буква Н. Стр. 305. http://starajavera.narod.ru/Izumrud23.html

Алексей Рябцев: Ну, и зачем Вы это всё наприводили? Чтобы показать, что любое действие всегда будет чем-то обосновано? Где Вы в Евангелиях найдете что-нибудь про сентябрь? Можете даже не стараться. Слово "сентябрь" ни в Ветхом, ни в Новом Заветах не встречается НИ РАЗУ. И встречаться не могло, потому что во времена Христа в Иудее был плавающий солнечно-лунный календарь, а, следовательно, не мог Спаситель нам что-либо "заповедывать" про первое сентября. Ну, надо было кому-то из наших предков зачем-то заявить, что мы первое сентября не от римлян приняли, а по какой-то более важной причине. Вот и заявили. Только мне кажется, что наши предки до 1492 года (и Св. Сергий Радонежский и другие, начиная с Св. Равноапостольного князя Владимира) вполне благочестиво поступали, начиная год с 1-го марта. И обоснований для начала года в марте куда больше: Мир Сотворен в марте, Благовещение было в марте, Воскресение было в марте. А для сентября приходится опираться на мнение безвестных комментаторов. Но, разумеется, менять ничего не надо. Раз установили когда-то начало Богослужебного лета в соответствие с римским гражданским индиктом, пусть так и будет. Только не надо это сверхъестественными причинами обосновывать.

о.Ал-др Панкратов: В Евангелии сказано о времени начала проповеди Христа: иудейский "праздник жатвы". Отсюда и наше сентябрьское Новолетие. Согласно Преданию Церкви. Что тут "сверхъестественного"?:( А противопоставлять Предание Евангелию вообще-то свойственно протестантам. Православная же позиция иная: "Правила святых славных и всехвальных апостол,и святых Вселенских великих, Седми Соборов, и Поместных девяти, Церковь Божия НЕ МЕНЬШЕ ЕВАНГЕЛИЯ почитает" (Кормчая патр. Иосифа.СПб.,2004.С.134). Лично же Вам (и мне, и другим) "казаться", конечно, может всё, что угодно:)


САП: Алексей Рябцев пишет: Ну, и зачем Вы это всё наприводили? Чтобы показать, что любое действие всегда будет чем-то обосновано? Но, разумеется, менять ничего не надо. Раз установили когда-то начало Богослужебного лета в соответствие с римским гражданским индиктом, пусть так и будет. Только не надо это сверхъестественными причинами обосновывать. Чтоб показать традиционный образ мысли староверческих начетчиков, он разительно отличается от вашего.

Алексей Рябцев: о.Ал-др Панкратов пишет: Правила святых славных и всехвальных апостол,и святых Вселенских великих, Седми Соборов, и Поместных девяти, Церковь Божия НЕ МЕНЬШЕ ЕВАНГЕЛИЯ почитает Даже лукавить не буду. Данное утверждение на грани ереси. Ничего не может быть равным Евангелию. А утверждения, подобные этому некоторые из власть имущих во все времена любили помещать в издания, чтобы ничего их власть не колебало. Причем помещают обычно подобные вещи куда-нибудь меж страниц. Вот как это высказывание, например. Торчит отдельный лист. Причем очень интересно вставленный. Предыдущая глава заканчивается пустой страницей на обороте. А следующий лист начинается пустой страницей на лицевой части. То есть если открыть Кормчую в этом месте, то увидишь только пустоту на обеих страницах. А данная "мудрость" занимает одну треть на обороте листа и не с одной главой не связана. Лист этот (в отличие от других листов Кормчей) не пронумерован. Так что, строго говоря, на него даже сослаться нельзя. То есть прекрасно видно, что данный лист вставлялся после окончания компоновки книги. Вероятно, по чьему-то настойчивому указанию. И насколько мне известно, в самих Соборных и Апостольских правилах ничего близкого не содержится. Зато в этом высказывании в Кормчей есть ссылка на Матфея Правильника, у которого ничего подобного нет. Более того, в своем предисловии он пишет, что есть правила более важные и менее важные. Можно вполне обоснованно предположить, что вставка этого листа - дело рук Епифания Славинецкого, который как раз занимался переводом Синтагмы и в это время появился в Москве. Вот такие вот "убеждения" и привели к никоновской реформе. о.Ал-др Панкратов пишет: В Евангелии сказано о времени начала проповеди Христа: иудейский "праздник жатвы". Отсюда и наше сентябрьское Новолетие. Согласно Преданию Церкви. Что тут "сверхестественного"?:( "Сверхъестественного" в этом только то, что поп, позиционирующий себя знатоком истории, не знает, когда бывает жатва в Палестине. Любые дожди там кончаются в апреле. Жатва ячменя бывает около песаха, а пшеницы - около пятидесятницы (праздник Шавуот, или "праздник Жатвы"). До сентября с жатвой никоим образом дотянуть невозможно.

о.Ал-др Панкратов: Вот - вот, подтверждаете свою репутацию критика ДОНИКОНОВСКИХ церковных книг:( На что НАСТОЯЩИЕ староверы никогда не дерзали и не дерзают. И такие "убеждения" приводят к ереси отвержения Предания, ПРОКЛЯТОЙ ещё 7-м Вселенским Собором:( А Ваша язвительность в отношении "попа, позиционирующего себя ..." и пр., на самом деле адресована, в частности, сюда: "Четь Минея. Сентября 1-го. Слово в начало индикта, сиесть новаго лета. Лис. 1. Бог Царь веков, положивый времена и лета во Своей власти, и в тая к славе Своей, а к человеческому от дел упокоению, различныя праздники узаконивый, даде в Ветхом Завете, праздновати нарочито месяц Септемврий по вся лета, да людие в сей месяц упразднившеся от молв житейских, единому поработают Богу. Ниже: Лис. 2. Прия же и Церковь Святая начало Индиктиона праздновати месяца Септемврия в первый день сего ради, яко в той месяц и день празднуему бывшу во Иудеи и по всей вселенней новому лету, прииде Iсус в Назарет, идеже бе воспитан, и понеже субота бе день той, вниде в сонмище Iудейское". Совершенно в русле того, о чём пришлось сказать выше в первом абзаце:(

володимipъ: Алексей Рябцев пишет: Правила святых славных и всехвальных апостол,и святых Вселенских великих, Седми Соборов, и Поместных девяти, Церковь Божия НЕ МЕНЬШЕ ЕВАНГЕЛИЯ почитает Даже лукавить не буду. Данное утверждение на грани ереси. Ничего не может быть равным Евангелию. Конечно Алексей, если ,то ,что принято на Вселенских соборах,для Вас ниже Евангелия,то это означает, что у Вас Дух Святый ниже Слова.Это и есть сущая ересь. Отцы Вселенских соборов ,через которых Дух Святый дал каноны и догматы писали,про них :"Изволися Духу Святому и нам."По-вашему либо они солгали,либо Утешитель ниже Христа. Книги Нового Завета в том числе и Евангелия,также отцы Вселенских соборов утвердили.Вы почему то только четыре Евангелия считаете истинными, а остальные апокрифами.Кто Вам сие дал ,разве не Дух Святый через отцов Вселенских соборов. Когда больше почитают Евангелие и ставят его выше всего остального Священного Предания,или вообще церковное предание отметают это чистой воды протестанство. Что значит выше или ниже?Означает то,что молитва "Верую " ниже молитвы "Отче наш",еще какой маразм можно придумать.

Алексей Рябцев: володимipъ пишет: Что значит выше или ниже?Означает то,что молитва "Верую " ниже молитвы "Отче наш",еще какой маразм можно придумать. Маразмом является постановка таких вопросов. "Кого ты больше любишь: папу или маму?" Свою логику рассуждений оставьте самому себе и не приписывайте ее другим.

володимipъ: Алексей Рябцев пишет: Маразмом является постановка таких вопросов. "Кого ты больше любишь: папу или маму?" Свою логику рассуждений оставьте самому себе и не приписывайте ее другим. А Вы так и ставите, а логика не моя ,а Ваша :" Ничего не может быть равным Евангелию."-чисто протестанское бабское заявление.Оно просто доведено до вполне нормального логического заключения, за что Вам спасибо.



полная версия страницы