Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » О христианском погребении. Прот. Евгений Чунин. » Ответить

О христианском погребении. Прот. Евгений Чунин.

САП: Всякого христианина, по его кончине, прежде всего обмывают, облачают в новые погребальные одеяния, согласно древней традиции – в белый саван, и полагают во гроб, сложив руки его на плечах (а не на животе) – так, как складываем их и мы, когда подходим ко Святому Причастию. Затем гроб с усопшим приносят в храм – туда, куда он, будучи добрым христианином, имел обычай часто приходить при своей жизни. Это последнее пребывание умершего христианина в храме Божием символизирует его переход от земной церкви к Церкви Небесной: именно из храма земного, прихожанином которого сей человек был при жизни, теперь душа его отправляется в Небесные Обители – туда, где пребывает Сам Господь, где почивают все Его святые. [more]Церковное погребение принято совершать на третий день (считая день смерти первым днем); как правило, погребение совершается в храме. Погребение – это не только красивое и трогательное церковное чинопоследование, направленное, прежде всего, именно на попечение о душе умершего христианина. Некоторые почему-то называют погребение "обрядом предания земле" – но это совершенно неверно: на самом деле, церковное погребение имеет своей целью заботу о прощении грехов и будущем воскресении человеческой души! Попытаемся увидеть и понять это из самой последовательности составляющих чин погребения песнопений и молитв. Чин погребения начинается чтением "трисвятаго" и 90-го псалма "Живыи в помощи Вышняго...". Затем диакон (или сам священник) приемлет кадило и сказывает Великую заупокойную ектению "Миром Господу помолимся…", на каждое из 12 прошений которой певцы воспевают однократное "Господи, помилуй". Затем следуют "непорочны" – 17-я кафизма, начинающаяся словами 118-го псалма "Блажени непорочнии в путь…". Эти первые слова по традиции велегласно запевает сам священник, и начинает каждение гроба и всего храма. Певцы же продолжают воспевать последующие стихи этого псалма: "ходящии в законе Господни…", и так далее. Эти торжественные псалмы Давыда изображают жизнь праведного человека, ходившего в путях Господних, в соединении со смиренной просьбой взыскать раба заблудившего, как овцу погибшую, но не забывшего заповедей Господних. После "непорочных" поются (или прочитываются) трогательные погребальные стихеры преподобного Иоанна Дамаскина, полные глубочайшей поэзии. Они изображают ничтожество и суетность земной жизни, исполненной скорби, тленность человека, который есть "земля и пепел", и молят об упокоении души раба Божия, возвращающегося в землю, откуда он и был взят. Затем, после очередной ектении, торжественно воспевается заупокойный кондак "Со святыми покой, Христе, душу усопшаго раба Твоего, идеже несть болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь вечная", первые слова которого по традиции велегласно запевает сам священник, и при этом троекратно кадит гроб. После сего читается икос "Сам еси искони бессмертен…". Затем читается отрывок из апостольского послания к солуняном (зач. 270) – о будущем воскресении и о том, что не стоит скорбеть над умершими, а после этого чтется Евангелие (от Иоанна, зач. 16). Далее, с похожими на рыдание стихерами о мимолетности земной жизни, отходящей, как дым, отцветающей, как цвет, о ничтожестве человека, лежащего теперь неподвижным и безмолвным, все призываются воздать усопшему последнее целование. Присутствующие за погребением – один за другим, начиная с мужчин, обходят гроб с левой стороны (по солнцу), и, подойдя ко гробу, прощаются с умершим: 1) перекрестившись, целуют лежащую на груди умершего Крест или иконочку, 2) целуют венчик на лбу умершего, и затем 3) поклоняются усопшему до земли со словами: "Прости меня Христа ради, а тебя Господь простит" – что и являет собою главное содержание нашего прощания с усопшим. Затем священник – духовный отец покойного – прочитывает прощальную молитву (молитва эта читается в тай), и, вписав имя покойного в свиток с ее текстом (т.н. "подорожная грамота"), а так же сам расписавшись в этой грамоте, вкладывает ее в правую руку умершему. Основной смысл этой прощальной молитвы – это даваемое духовным отцом свидетельство, что усопший получил прощение (разрешение) от всех тех грехов, в которых он согрешил в своей жизни, но ранее уже раскаивался в них, когда приходил на исповедь. Почему и подписывать рукописание должен именно духовный отец умершего христианина – свидетель духовной жизни и церковного покаяния этого человека. Текст этой разрешительной молитвы очень ясно выражает главную идею христианского погребения: "Бог милосердый и многомилостивый ... да простит тебе, чадо мое духовное (здесь вписывается имя умершего), те грехи, которыми ты к Нему согрешил в этой жизни, и перед Ним исповедался мне, духовному своему отцу (здесь священник указывает своиимя и священный сан); а если что забыл – да отпустит тебе и это..." Вот сколь велика глубина милосердия Божия: даже и те грехи, которые при исповеди могли быть невзначай забыты – Господь и их спешит простить и отпустить усопшему! Разрешительная молитва также означает, что усопший почил в мире с Церковью, а вкладывается она в руки умершего во свидетельство того, что он — истинный сын Святой Церкви, разрешенный от грехов властью пастырей Церкви по установлению Божию. После этого священник, закрыв лицо покойника покрывалом (простым белым полотнищем), возливает на тело усопшего елей — символ нетления почивающих в Бозе. Затем читается "трисвятое", после чего воспеваются стихеры на провожание умершего:"Со духи праведными...", а затем диакон (или сам священник) снова приемлет кадило и сказывает сугубую заупокойную ектению "Помилуй нас, Боже…", на каждое из прошений которой певцы воспевают троекратное "Господи, помилуй", а на последнее – воспевают "Господи, помилуй" 40 раз. После сего священник совершает отпуст чину погребения, и велегласно прочитывает последнюю разрешительную молитву, а затем посыпает тело перстью (землей) – в знак предания тела усопшего христианина земле, из которой он и был сотворен. В этой разрешительной молитве, читаемой над гробом умершего (или даже над самою могилой), покойному снова провозглашается прощение грехов. Из текста разрешительной молитвы вполне очевидно: священник, который совершает погребение, не кто иной, как духовный отец умершего христианина. Главнейшее условие здесь – опять же покаяние. Тот, кто в своей жизни хотя и согрешал, однако раскаивался в грехах и просил у Бога прощения, – только тот и получит желаемое прощение (окончательно – это совершится уже по смерти, в священном чине погребения, через молитвы своего духовного отца и всех христиан). Иногда, по древнему обычаю, чтение разрешительной молитвы и посыпание тела усопшего землей совершается непосредственно на кладбище – после погружения гроба в могилу; поэтому в былые времена священники, как правило, старались провожать своих усопших до кладбища, и последнюю разрешительную молитву прочитывали непосредственно над свежей могилой. Источник: "Покровский листок", 11 августа 2010 г. http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2838 [/more]

Ответов - 6

Severo: а елеем полить?

Константин Беляев: А как погребают у тех, кто не приемлет священство?

Евгений Иванов: Константин Беляев пишет: А как погребают у тех, кто не приемлет священство? точно так же, только священнические молитвы пропускают. Надеются, что Бог по Милосердию своему сам разрешит.


Полихроний: Но умерших без исповеди в ДПЦ также не отпевают. За них молятся общие безымянные или вселенские безымянные панихиды, или прп. Паисию. Разрешальную молитву в гроб не кладут. В некоторых местах кладут, но не подписывают. Как образ, так сказать. В некоторых общинах вместо иерейской разрешальной молитвы чтут молитву "Помяни Господи " из канона за единоумершего

Полихроний: Также отсутствует повивание усопшего лентием, о котором о. Евгений Чунин почему-то умолчал

Константин Беляев: Полихроний спаси Бог!



полная версия страницы