Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Обедница » Ответить

Обедница

Виталий Вараюнь: Хорошо бы было, если б владеющие уставом подробно разъяснили как служить обедницу, какие книги для этого нужны и как в них находить то, что нужно (напр. блаженны).

Ответов - 23

Сергей Петрович: Есть очень хорошая книжечка, выпущенная Новозыбковским издательством, называется она "Воскресная служба". Очень удобная в транспортировке и не менее удобная в пользовании. Блаженны недельные берутся из Октая или Шестоднева. Если служатся только недельные службы, Шестоднева достаточно. В праздники Устав указывает, из каких песен канона берутся тропари, чаще всего это - 3-я и 6-я песни. Вы были в Питере, надо было приобрести Поморский календарь, я им пользуюсь несколько лет, считаю самым лучшим. Для обедницы Вам еще нужны Апостол и Евангелие.

Сергей Петрович: Виталий Вараюнь пишет: как в них находить то, что нужно (напр. блаженны). Они в воскресных службах каждого гласа указаны, не найти их просто невозможно.

САП: Сергей Петрович пишет: Есть очень хорошая книжечка, выпущенная Новозыбковским издательством, называется она "Воскресная служба". Очень удобная в транспортировке и не менее удобная в пользовании. Правда она напечатана русскими, а не славянскими буквами... А так нужен: Часослов, Шестоднев, Апостол, Евангелие и поморский календарик


Сергей Петрович: САП пишет: Правда она напечатана русскими, а не славянскими буквами... Буквы тут, Сергие, не при чем, она как общая схема хороша, а читаем мы по другим книгам. Псалтырь мы с тобой забыли упомянуть, как же без него-то?

САП: Сергей Петрович пишет: она как общая схема хороша Да. Было еще у поморцев неплохое "Учебное пособие по богослужебному уставу для начинающих причетников", выложено тут: http://www.starover-pomorec.lv/starover/plugins/content/content.php?content.82 Но сейчас ссылки не работают, они похоже переделывают сайт, и многое на нем не открывается.

Виталий Вараюнь: Посоветуйте, где можно заказать или купить хороший шестоднев. Апостол и Евангелие имеются (Острожские), только там прокимнов нету =( А минея не понадобится?

САП: Виталий Вараюнь пишет: А минея не понадобится? Для обедницы? Нет. Виталий Вараюнь пишет: где можно заказать или купить хороший шестоднев. Шестоднев везде есть и на Рогожском, и на Преображенске, и на Павелецкой.

Урушевъ: В Общей минеи и некоторых Часовниках содержится текст «стандартной» воскресной службы. Ну, и текст «стандартной» будничной службы. В этом смысле Общая минее полезнее Шестоднева.

Сергей Петрович: Виталий Вараюнь пишет: А минея не понадобится? Всё зависит от Ваших запросов. Я собрал все необходимые книги, в том числе и 12 миней. САП пишет: Для обедницы? Нет. Как же нет? А когда на Блаженнах из канона святому? (Даже на воскресной службе, не говорю уже о днях памяти святых или больших праздниках). Всё зависит, дорогой Виталий от того, что конкретно нужно Вам. Если нужно всё, то и книги нужны все, если Вы готовы ограничится малым, то и книг подадобится немного. Дмитрий верно сказал насчет Часовника. По Общей минее ничего сказать не могу, у меня её нет (да и нужды в ней тоже нет). Если у Вас есть какие вопросы, давайте разбираться, вплоть до того, чтобы построчно.

Сергей Петрович: Виталий Вараюнь пишет: хороший шестоднев Не до жиру, быть бы живу. Шестоднев, насколько я осведомлен, в последнее время выходил только один, его выпустил Алексей (Aleko). Он и есть хороший.

Виталий Вараюнь: Всмысле конкретно нужно? Я бы хотел каждое воскресение служить обедницу. Особенно когда праздники молиться по лестовке после часов как-то не очень празднично... а тут и так тоскливо.

Михаил Родин: Сергей Петрович пишет: в том числе и 12 миней Сергий Петрович, скажи, а как ты борешься с отлетанием корешков от месячных Миней новозыбковской печати? Тут же отрываются.

Jora: Виталий Вараюнь пишет: А минея не понадобится? Виталий Вараюнь пишет: Особенно когда праздники молиться по лестовке после часов как-то не очень празднично... а тут и так тоскливо. Общую Минею надо. А вообще-то, Петрович и сам забыл, м.б., он же на САмстаре выкладывал службы 12-м праздникам, есали не ошибаюсь...

Виталий Вараюнь: Йех дорого... мало у мя денег. А если из минеи нужны только тропари, то я просто от руки выпишу из тех, что лежат на сайте лавры.

Jora: Jora пишет: Петрович и сам забыл, м.б., он же на САмстаре выкладывал службы 12-м праздникам Поищи на Самстаре.

САП: 6.1 ЧАСОВ ПО ЧАСОСЛОВУ Наставник возглашает: «За молитв...». Псаломщик: «Аминь. Царю небесный...». По Отче наш наставник — молитву Исусову. Псаломщик: «Аминь». Господи помилуй, 12. Слава, И ныне. Приидите поклонимся. Псалмы 3-го часа, по них Слава, И ныне. Аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе Боже, 3-жды (с поклонами). Господи помилуй, 3-жды. ТРОПАРИ Если два тропаря, читается 1-й, Слава — 2-й. Если один, читается Слава - тропарь. Наряду написанные постные пропускаются. Тропари заранее закладываются в Часослове: — воскресные, в числе, триодные. При чтении по Часовнику отсутствующие тропари чтутся по Минее, при отсутствии — общие. На праздничной службе Слава — тропарь празднику. На воскресной — тропарь воскресный, Слава — второй службы. Если к воскресной приложено две службы с тропарями то на всех часах чтется тропарь воскресный, а Слава: на 1-м и 6-м часах — одной службы, на 3-м и 9-м — другой: «пременяя». И ныне — богородичен часов Богородице Ты еси лоза. Господь Бог благословен. Святыи Боже... и прочее. По Отче наш наставник молитву Исусову. Псаломщик -Аминь, и чтет: КОНДАК Читается всегда один кондак, писанные наряду пропускаются. В праздничные дни на всех часах кондак празднику. На воскресной службе — указанный Уставом. Когда кондак «пременяя», то на 1-м и 6-м часах читается один, на 3-м и 9-м — другой. В случае отсутствия Часослова подбираются из других книг, как и тропари. Следует иметь в виду, что малым святым — «четверичным» — с воскресной службой кондак не читается, если он и есть. Господи помилуй, 40. Иже на вяко время (закладывается для чтения на следующих часах). Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне. Честнейшую херувим (поклон). Именем Господним. Наставник — За молитв. Чтец — Аминь. Владыко Боже Отче, Перелистывается три листа почасия (а по Часовнику — подряд), Приидите поклонимся и час 6-й. Последовательность, тропари, кондак также. Во время чтения Отче наш перелистывается ряд на молитву — Боже и Господи, в конце почасия 6-го часа (а по Часовнику — подряд). Иже на всяко время — на закладке в 3-м часе. По За молитв — Аминь. Боже и Господи силам. Владыко Господи Исусе Христе Боже наш — в Часослове в конце почасия 9-го часа, также на нее переносится ряд во время чтения Отче наш. 6.2 ОБЕДНИЦА, НАЧАЛО ЧАСОСЛОВУ В Часослове глава называется «Псалмы на литургии и прочее часов». Псаломщик читает псалмы — Благослови душе моя Господа. Слава — Хвали душе моя Господа. Второй лик (или на сходе, где принято) запевает — И ныне. Единородный Сыне (роспевы в Обиходе). 6.3 БЛАЖЕННА Чтец читает Во царствии Си до определенного стиха, поется ирмос (блаженна), а затем к каждому из оставшихся стихов чтется тропарь или несколько тропарей. На воскресной службе — по октаю (и минее). Чтец читает до стиха Блажени милостивии. Далее по Октаю в конце воскресной службы гласу, стихи там также помещены. Первый тропарь — «блажеину» поем по знаменному октаю. (Это — «на 8») Когда добавляется из Минеи песнь канона, чтется по стих Блажени кротцыи. Поется «блажснна». Блажени алчущий и жаждущий — два тропаря по Октаю вместе. Блажени милостивии — один и далее по одному, и указанную песнь канона из Минеи без ирмоса на 4 стиха. (Это «на 10 — в Октае на 6 и Минее песнь... на 4») Когда добавляется две песни из Минеи, чтется «на 12, в Октае на 4, в Минее песнь... на 4 и песнь... на 4». Чтется по стих Блажени нищий духом. Поется «блаженна». Блажени плачущий — три тропаря в Октае. Блаженн кротцыи — два. Блажени алчущий » один (троичен). От Блажени милостивии песнь по Минее без ирмоса на 4 стиха, от Блажени есте другая песнь по Минее на 4 стиха. На праздничной службе — по минее. Особых тропарей, как в Октае, не бывает, чтутся песни канонов. Чтец читает по стих Блажени милостивии и начинаем на 8: поем ирмос 3-й песни празднику (1-го канона). На следующие три стиха вычитываются тропари этой песни (святым — без богородична). От стиха Блажени есте — тропари 6-й песни (2-го канона, если два), без ирмоса, на 4 стиха. На 6 бывает от стиха Блажени миротворцы. 6.4 АПОСТОЛ, ЕВАНГЕЛИЕ Чтение производится по Апостолу и Евангелию. При их отсутствии по Октаю — в конце книги и Общей Минее, также в конце ее. 6.4.1 СОСТАВ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИЯ Основной текст разделен на зачала для чтения, в Апостоле — 335, в Евангелии по каждому евангелисту свой счет. В конце имеется указатель «рядовых» — воскресных и ежедневных чтений от Пасхи на весь год и праздничных по святцам (но не полный). В указателе также помещены для литургий антифоны, прокимны, аллилуйя. Найдя в книге нужный номер зачала, необходимо удостовериться, что выбрано нужное чтение. На полях листа вверу и внизу даны вводные слова, с которых начинается чтение и далее продолжается от звездочки по тексту. встречаются промежуточные зачала без номера, они указываются по номеру предыдущего «отполу», например, апостол 280, отполу. Есть несколько зачал с повторяющимися номерами, тогда в Уставе уточняется: «послание» или «второе зачало». Конец чтения часто не совпадает с началом следующего зачала и отмечается прямо в тексте особо. Помета конца должна соответствовать указанию на полях в начале, например, «Четверток 4 недели. Се же и преподобным». В тексте конец: «Конец четвертку и преподобным». При чтении зачал, особенно в Евангелии, встречаются пропуски-переходы, называемые «преступками». Они помечены в тексте также с указанием, к какому чтению относится преступка. Обычно продолжение чтения указано через лист-два, а большие переходы уточнены. 6.4.2 ЧТЕНИЕ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИЯ Осуществляется особыми погласицами. Конец чтения выделяется специальным подъемом голоса. Обычно на часах читается по два зачала апостола и евангелия. Начинается со вводного слова, конец выделяется и 2-е зачало также от вводного слова, конец выделяется. Заглавие послания (именование евангелиста) делается только к 1-му зачалу. Заглавия апостольских посланий: «От деянии святых апостол чтение», «От соборнаго послания... чтение», «К... послание святаго апостола Павла (чтение)». Евангелисты именуются: «От ... святаго Евангелия чтение». Когда указано одно зачало, оно чтется «надвое» — на прописной букве или смысловом переходе делается подъем голоса, как в конце, дале спуск и продолжение чтения. Когда указано три зачала, второе чтется «под зачало», то есть конец 1-го не выделяется, 2-е читается с начала зачала без вводного слога, конец его проводится, затем 3-е с вводного слова. 6.4.3 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ НА ЧАСАХ В некоторых общинах после блаженн поется Святыи Боже, 5 раз, как по Великом Славословии на утрене, который в праздники иногда заменяется на Елицы во Христа крестистеся. Апостол глаголется с прокимном, после него Аллилуйя, 3 или 5 раз. По Поморскому же Уставу апостол глаголется без прокимна. По прочтении блаженн чтец с Апостолом в руках выходит на средину, благословляется, возглашает заглавие и чтет апостол. По прочтении прощается. Далее наставник благословляется, именует евангелиста. Второй лик поет — Слава Тебе Господи, обеденным роспевом, с поклоном. Наставник чтет евангелие. По прочтении ведущий лик — Слава Тебе Господи, поклон. Наставник прощается. 6.5 ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБЕДНИЦЫ — ПО ЧАСОСЛОВУ Затем псаломщик (или поем) — Помяни нас Господи, с поклонами, Лик небесный и далее поряду. На Верую стоим преклонив голову, осенив себя кресным знамением. Ослаби, остави. Отче наш. Наставник молитву Исусову. Псаломщик — Аминь. И чтет: 6.6 КОНДАКИ ПО ОСЛАБИ - ПО ЧАСОСЛОВУ Чтутся кондаки храмовым праздникам — господскому, богородичному, святым. При наличии нескольких храмовых господских и богородичных кондаки им чередуются. При отсутствии кондака храму Богородицы чтется кондак Заступнице християном (наряду в Часослове). Если храмовые кондаки не выписаны отдельно, их следует держать заложенными в святцах Часослова. НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ Согласно Уставу, обычно так: кондак воскресный гласу, кондаки храмовым святым (все), по обычая чтем также кондаки святым текущего числа, которым не творилась служба (по Часослову в числе), Слава — празднуемому святому, И ныне — храму Богородицы. НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ Кондак празднику един. Святым: кондак храму Христову, Слава — святому. И ныне — храму Богородицы. При отсутствии храмов — Святому, Слава, И ныне — Заступнице християном. 6.7 КОНЕЦ ОБЕДНИЦЫ — ПО ЧАСОСЛОВУ Но прочтении кондаков псаломщик Господи помилуй, 12, Всесвятая Троице. (Далее по Часовнику — Да исполнятся и Благодарим Тя — пропускаются) Буди имя Господне, 3-жды, с поклонами, Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне. Благословлю Господа на всоко время. Лики на сходе — Достойно есть (или задостойник по Уставу). Поклон земной. Ведущий лик — с поклонами — Слава. И ныне. Господи помилуй, 2-жды, Господи благослови. Наставник речет отпуст. Головщик — Аминь. Лик — Господи помилуй, 3-жды. (Устав соборной службы (поморский). Руководство-самоучитель. Пособие старообрядческим служителям для проведения церковных служб. Санкт-Петербург. 1992)

Игорь_Яров: Виталий Вараюнь пишет: Йех дорого... мало у мя денег. А если из минеи нужны только тропари, то я просто от руки выпишу из тех, что лежат на сайте лавры. Хороший вариант, если тебе только тропари нужны, - Псалтырь с возследованием. Там есть месяцеслов с тропарями и кондаками, и содержится воскресная служба,(правда в отличие от Шестоднева на один глас) также многое другое, правило ко Святому Причастию и т.п. Правда в наше время не переиздавали, придется старый покупать. Единоверческий можно совсем недорого найти. А вообще, тратить деньги на Шестоднев не рекомендую, не сильно выиграешь... Лучше уж купи Октай в двух частях, тем более, что новый есть.

Сергей Петрович: Jora пишет: А вообще-то, Петрович и сам забыл, м.б., он же на Самстаре выкладывал службы 12-м праздникам, если не ошибаюсь... Не забыл он, только об этом приличнее посторонним сказать, а не самому перед собой трубить. Да, все 12 праздников там есть. И Часослов, и кое-что "по мелочи", то есть разрозненно. А у Виталия я спросил, что конкретно ему нужно, ибо от ответа зависит и помощь, которую возможно оказать, навязываться же не стоит.

Сергей Петрович: Михаил Родин пишет: скажи, а как ты борешься с отлетанием корешков от месячных Миней новозыбковской печати? Тут же отрываются. Лучше, брате, не спрашивай. Горе горькое! У Декабря отлетело, обратился я за советом к специалисту - Феодосию Борисовичу - так он такого наговорил, что мне самому не справиться, только испорчу. Ноябрь на подходе, остальные покрепче будут.

Сергей Петрович: Игорь_Яров пишет: Единоверческий можно совсем недорого найти. В Канаду вывезти сложно, надо оформлять через Министерство культуры, если книга издана после 1908 года, если не ошибаюсь. Более ранние - не стоит и помышлять. Игорь_Яров пишет: А вообще, тратить деньги на Шестоднев не рекомендую, не сильно выиграешь... Лучше уж купи Октай в двух частях, тем более, что новый есть. Октай, к сожалению, вышел не самый лучший, опечаток - море. Я им пользуюсь только тогда, если нет текста в Шестодневе. Собственно, для воскресных служб Октай не нужен.

Игорь_Яров: Сергей Петрович пишет: Октай, к сожалению, вышел не самый лучший, опечаток - море. Это да. Причем непонятно как издатели их произвели, это ведь факсимиль вроде? Старый у меня имеющийся, почему-то их не содержит... Сергей Петрович пишет: Собственно, для воскресных служб Октай не нужен. Енто да. А вдруг он будет читать каждый день павечерницу с каноном? Тогда Шестоднев не поможет.

Сергей Петрович: Игорь_Яров пишет: Причем непонятно как издатели их произвели, это ведь факсимиль вроде? Старый у меня имеющийся, почему-то их не содержит... Как же? Еще как содержит! У Вас, поди, не то издание. Для сравнения можно взглянуть на снимки оригинала, сделанные мной чуть раньше выхода этого Октая: http://photofile.ru/users/31s_pk/albums/genres/1/ (там несколько альбомов) Игорь_Яров пишет: А вдруг он будет читать каждый день павечерницу с каноном? Тогда Шестоднев не поможет. Здесь Вы правы. Сам в наибольшей степени теми канонами и пользуюсь.

Игорь_Яров: Сергей Петрович пишет: У Вас, поди, не то издание. У меня первая часть дораскольная, печатанная при Иоасафе, а вторая, ранняя единоверческая без выхода. Сергей Петрович пишет: Сам в наибольшей степени теми канонами и пользуюсь. Я тоже :)



полная версия страницы