Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Запрет на колокола в скитах » Ответить

Запрет на колокола в скитах

Михайло: Павел Мельников-Печерский В лесах. Книга первая Примечания: [quote]Колокола в скитах запрещены. Вместо колокольного звона там сзывали к богослужению «билами» и «клепалами», употреблявшимися в старину повсеместно. По большей части у каждой часовни бывало по одному билу, больше трех никогда. «Малое древо» делается из сухого ясеневого дерева, аршина в полтора длины, вершка в два ширины и в два пальца толщины; по краям его по два или по три отверстия. Малое древо висит на веревках, иногда скрученных из толстых струн. «Великое древо» отличается от малого только размером, оно в два с половиной аршина или в сажень длины, в пол-аршина ширины и вершка в полтора толщины. В малое било колотят одним деревянным (иногда железным) молотом, в большое — двумя. «Железное клепало» — чугунная доска, такая же, что употребляется ночными караульщиками. По нем бьют железным молотком или большим гвоздем (троетесным). Сначала в било ударяют медленно, потом скорей и громче, с повышением и понижением звуков и разными переливами, что зависит от более или менее сильного удара молотом. «Деревянный звон», как называли его в скитах, гармоничен, особенно издали и если производит его опытная рука… В скитах дорожили искусными «звонарихами», умевшими владеть такими незатейливыми инструментами.[/quote] Может кто из уважаемых форумчан пояснит причину такого запрета.

Ответов - 11

САП: Михайло пишет: Может кто из уважаемых форумчан пояснит причину такого запрета. До 1905 года большинство старообрядцев в России могло только мечтать услышать звон колоколов своего храма. Звонить в колокола им было строжайше запрещено, это считалось "оказательством раскола" и влекло за собой уголовное наказание.

Виталий Вараюнь: Так принято скитскими уставами. У греков на Афоне даже в больших монастырях доселе используют деревянное било. В скитах был более экстремальный аскетизм, чем в общежитийных монастырях. В некоторых скитах даже не было псалмопения. Например в Нило-Сорском ските пели только Херувимскую и несколько других песнопений, а остальное читали. К тому же скитское житие подразумевало нестяжательство, а колокола дело дорогое.

САП: Виталий Вараюнь пишет: Так принято скитскими уставами.... К тому же скитское житие подразумевало нестяжательство, а колокола дело дорогое. Староверческие скиты на Керженце были богатыми от пожертвований благодетелей, звон в них был запрещен не по соображениям аскетики, а по причине притеснений властями.


Михайло: Понятно, а то меня несколько смутило, что в Выг в 18 веке жертвовали колокола. Значит это запрет властей второй четверти 19 века, кроме прочего был также запрет на приобретение недвижимого имущества и переписывание книг. Спаси Христос.

Виталий Вараюнь: САП, значит не были скитами, т.к. скит по определению не может быть богатыми и жить от пожертвований. В России любое поселение монастырского типа называли скитами.

Jora: Виталий Вараюнь пишет: Так принято скитскими уставами Тогда эти уставы противоречат Церковноум Оку. У САПа точно объяснено: САП пишет: До 1905 года большинство старообрядцев в России могло только мечтать услышать звон колоколов своего храма. Звонить в колокола им было строжайше запрещено, это считалось "оказательством раскола" и влекло за собой уголовное наказание.

Виталий Вараюнь: Конечно противоречат. Церковное око (Студийский, Иеросалимские уставы) это общецерковный устав, который применяется лишь в общежитийных монастырях (хоть и начиались как уставы для отдельных монастырей). В скитах и лаврах были свои уставы. Первый скитский устав на Руси - устав прп. Нила Сорскаго. Там многое отличается от Церковного Ока.

Jora: Виталий Вараюнь пишет: Там многое отличается от Церковного Ока. И зря, ИМХО.

Виталий Вараюнь: Почитай Исаака Сирианина... он тебе расскажет почему не зря =) Уставы - это средство, а средство для каждого жития должно быть соответствующее. Для созерцательной жизни важнее внутренняя молитва сердца, ради нее собственно и не было ежедневных служб. Святые говорят, что от псалмопения переходят к внутренней молитве... и чем дальше идет углубление в молитву, тем дальше умаляется псалмопение. Святые так углублялись в созерцание, что уходили в леса и пещеры, чтоб непрестанно творить молитву сердца. В общежитийных же монастырях весь упор делался на послушании. Поэтому и службы все были расписаны до самых мелочей. Но кстати говоря в скитах служба покруче была... например за всенощное вычитывали пол-псалтыри и поучений читалось много. Тут как бы путь от внешнего во внутреннее... а "внутренний человек" уже освобожден от всех уставов... на таковых нет закона.

САП: Виталий Вараюнь пишет: Святые говорят, что от псалмопения переходят к внутренней молитве... и чем дальше идет углубление в молитву, тем дальше умаляется псалмопение. (Потребни Большой. Номоканон. гл.86. О пении церковнем.)

Konstantino: Виталий Вараюнь пишет: В общежитийных же монастырях весь упор делался на послушании. Не только. Так же новоначальных обучали внимательной молитве. Послушание превращали в смирение и т.д.



полная версия страницы