Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Исихазм и древлеверы всех согласий » Ответить

Исихазм и древлеверы всех согласий

Sergey Sergeevich: Тема молитвы и в частности умного делания, кажется, уже не один раз затрагивалась в беседах форумчан. Но мне думается, что об этом не лишне поговорить еще раз, тем более в дни воспоминания Страстей Христовых в канун Светлого Воскресения Христова. Вообще, к сожалению, (но м.б.я ошибаюсь) мы как-то за разными разговорами о богословии, канонах, одежде, антихристе, паспорте, кино и животноводстве очень мало уделяем внимания одному из важнейших вопросов христианского жития - молитве, и молитве умной. Собственно, токмо умной она и может быть, потому как отцы святые учат нас молясь держать ум в словах молитвы, не мечтать, не возбуждать чусвтсва и воображение, не отвлекаться на посторонние мысли и ощущения. Внимание - мать молитвы. правильная (технически) молитва во многом может стать споспешником в стяжании прочих добродетелей. И наоборот, неумение или не желание молиться правильно ведет к печальным последствиям в духовной жизни. Так вот и на пути поиска истины и истинной Церкви одной книжной премудрости недовольно будет, если не умолить Бога открыть Его путь неблазненный и спасительный. Так, вот мне бы хотелось, что бы форумчане поделились своими мыслями об этом, рассказали м.б. и своем опыте или об опыте своих знакомых, духовных наставников, подвижников современности и прошлого. Вообще, можно было бы создать постоянный раздел о молитве и аскетике, где собрать подборку поучений и наставлений как свв. отцов, так и послераскольных учителей и акетов о молитве вообще, о молитве Исусовой и умном делании. Древние книги поучают христиан (особенно неграмотных) упражняться в непрестанной молитве Исусовой, или по возможности частой. Для много тружающиеся дается малое правило, хотя бы несколько десятков молитв пред иконами, и паки по возможности непрестанная молитва Исусова. считается, что частая молитва научает вниманию, которое потом бывает помощию и в молитве по книгам, где принцип остается таким же. Держи ум в словах молитвы. Лично я из книг и опытным путем для себя уяснил, что самое удобное и полезное для новоначальных (по возможности) молиться по богослужебным книгам. Особенно Октай, Минеи, Триоди. А молитву Исусову творить, когда идешь, едешь, гуляешь, работаешь, спишь, ешь и справляешь естественные нужды. Неплохо так же и некое правильце иметь, хотя на сто молитв или поклонов. Молитва по книгам имеет двоякую пользу. 1. Наставление в учении Церкви, 2. Собственно молитва и правильная молитва. Вот такие мысли.

Ответов - 33

Konstantino: О умной молитве говорили многие святые. О отсутствии ее на Афоне писал никоновский св. живший в Молдавии Паисий Величковский. Лично мне нравится высказывания на данную тему у Игнатия Брянчанинова в первых 2 томах "Аскетический опыт" (О молитве, О молитве Исусовой). Вкратце он привел примеры многих древних святых

САП: Sergey Sergeevich пишет: Так, вот мне бы хотелось, что бы форумчане поделились своими мыслями об этом, рассказали м.б. и своем опыте Лестовку тянешь, поклоны кладешь, дело не хитрое За службы начало правилу общее, потом чтешь по малым ступенькам: Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. С земными поклонами: Первые 12 и последние 17 малых ступеней поклоны также земные, остальные малые ступени с поясными поклонами. На первую великую ступень (после 12 малых) с земным поклоном читают: Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си На второй великой ступени с земным поклоном: Помяни мя, Владыко, егда приидеши во царствии си На третьей великой с земным поклоном Помяни мя, Святыи, егда приидеши во царствии си В конце же лестовки: Господи помилуй (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь. Подобает христианину всегда лестовку в руках держати и молитву Iсусову непрестанно повторяти: и в церкви и дома и по торгу ходишь, стоишь ли, сидишь ли и на всяком месте. Творити же молитву сию Iсусову тако: Господи Iсусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Хочешь ли, брате, научится умственной молитве сердечной? Внимай прилежно. Прежде бо тебе подобает творить молитву Iсусову негромко вслух тихим гласом. Когда же насытятся уста произношением молитвы, тогда глас стихает. Затем шопотом продолжается и тогда умом подобает взирати и приникати к произнесенному в гортани. Таковым образом, как бы сама собой начнет приходити в движение и действовати умственная сердечная молитва, на всяко время, во всяком деле, на всяком месте. В начале противу воли подобает творити молитву, принуждая себе усердно, и егда навыкнет, то станет аки птица парящая сама обращаться в уме человека. Богу нашему слава ныне и присно и во веки веком. Аминь.

Konstantino: САП пишет: Подобает христианину всегда лестовку в руках держати и молитву Iсусову непрестанно повторяти.... Будьте любезны добавить ссылку а то народ за самотворство воспримит. Такое я слышал у Брянчанинова, он цитировал кого то. Лично я согласен на все 100%. На службе, когда бес начинает крутить в голове фильму какую нибудь непристойную, или начинаешь отвлекаться то Исусовой молитвой быстро приходишь в норму. Мне одно время (будучи у никонов) ведьмы часто снились, так я научился во сне произносить Исусову молитву. После произношения во сне как будто в иной мир попадал, все пропадало.


Oleg23: Konstantino пишет: (будучи у никонов) ведьмы часто снились Вот, мы в другой теме обсуждали влияние щепоти и их "причастия".

САП: Konstantino пишет: Будьте любезны добавить ссылку а то народ за самотворство воспримит.

Sergey Sergeevich: САП пишет: дело не хитрое Дело то как раз зело хитрое, можно сказать это есть самая мудрая наука, ведь все гениальное просто. Так вот просто все написано, а попробуй хотя лестовку со вниманием нерассеянно помолиться... Вот, кстати нет ли в сети хотя бы кусочком из свщ. инока Дорофея.

САП: Sergey Sergeevich пишет: нет ли в сети хотя бы кусочком из свщ. инока Дорофея. http://sobornik.ru/text/cvetnik/cvetnik.htm

Агния: САП пишет: Сыне Божий Не знаю, я последняя такая ненормальная? На эту "й" реагирую так же негативно как на ИИсус :(. Господи ,Исусе Христе ,Сыне Божии помилуй мя грешную!

Sergey Sergeevich: Агния пишет: Не знаю, я последняя такая ненормальная? Встречается и так. И в Трисвятом тоже видел СтятыЙ.И в других словах тоже. Вообще разночтений в древних книгах довольно много. Видел книгу Старчество - там столько наворочено - словами не передашь. Так что здесь не должно ни удивляться, ни тем более зазирать.

Sergey Sergeevich: САП пишет: http://sobornik.ru/text/cvetnik/cvetnik.htm Это фото и на славянском. А в текстовом формате, хотя бы в переводе? И вообще, интересно, а были ли еще подобные тексты у древлеверов после раскола.

Агния: Sergey Sergeevich пишет: СтятыЙ зазирать все равно буду, в том смысле , что никогда не буду читать СвятыЙ , вместо Святыи. А с БожиЙ посмотрим. Мне не попадалось нигде в ЦСЯ текстах. Только в адоптированных переводах на современный русский. Только сдается мне , что Божии написано не зря, а по правилам старинного русского языка, кои мы теперь иногда не разумеем. Простите Христа ради !

Sergey Sergeevich: Великое воистину благо из опыта прияли мы, – то, чтобы непрестанно призывать Господа Iсуса на мысленных супостатов, если желает кто очистить сердце свое. И смотри, как сказанное мною из опыта слово согласно с свидетельствами Писания: Уготовися, говорит оно, призывати Господа Бога Твоего, Израилю (Амос. 4, 12). Апостол также говорит: непрестанно молитеся (1 Сол. 5, 17). И Господь нам вещает: без Мене не можете творити ничесоже. Иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног. Аще кто во Мне, не пребудет, извержется вон, якоже розга, и иссышет (Иоан. 15, 5-6). Великое благо – молитва, все блага в себе совмещающее, поелику очищает сердце, в коем верующими узревается Бог.

Sergey Sergeevich: Агния пишет: зазирать все равно буду Какая строгая!

Михайло: Sergey Sergeevich пишет: Это фото и на славянском. А в текстовом формате, хотя бы в переводе? Есть в переводе в текстовом формате Цветник священноинока Дорофея

САП: Sergey Sergeevich пишет: А в текстовом формате, хотя бы в переводе? Михайло пишет: Есть в переводе в текстовом формате Цветник священноинока Дорофея Тут удобнее: http://www.omolenko.com/biblio/tsvetnik.htm#book10

Михайло: САП пишет: Тут удобнее: , а тот вариант можно на мобильнике или кпк читать без инета

САП: Sergey Sergeevich пишет: И вообще, интересно, а были ли еще подобные тексты у древлеверов после раскола. Были, тем паче, что ета Книга, глаголемая Цветник, сочиненная священноиноком Дорофеем. Гродно 1790 напечатана староверцами с рукописной, дораскольной книги.

И. Н. Поляков: Агния пишет: Не знаю, я последняя такая ненормальная? На эту "й" реагирую так же негативно как на ИИсус :(. Господи ,Исусе Христе ,Сыне Божии помилуй мя грешную! Нет, не последняя Правильно действительно писать "Святыи", "Божии", т.е. с буквой "иже" без краткой. Дело здесь в том, что окончание "и" в т.н "местоименной" или полной форме прилагательного - это указательное местоимение "и" ("тот"). Форма с "и краткой" - это просторечие, узаконенное только в результате никоновских реформ. Тут, правда, стоит отметить, что ранее это окончание, также как и соответствующее местоимение (в том числе в слове "иже"), произносились как современная украинская буква "ї", т.е. как [ji].

Константин Беляев: Мне одно время (будучи у никонов) ведьмы часто снились, так я научился во сне произносить Исусову молитву. После произношения во сне как будто в иной мир попадал, все пропадало. Я всегда завидовал такому умению. Как ему научиться?

Шавкунов Дмитрий: Константин Беляев пишет: Я всегда завидовал такому умению. Как ему научиться? В течение 2-3 дней надо совершить тысячное правило очень внимательно. Тогда можно во сне отгонять не только ведьм, но и не совсем одетых дам весьма приятной наружности. Благодатного в этом ничего нет, это просто обычный навык от частого повторения молитвы. Считать себя исихастом от этого - прямой путь к мнению о себе, т.е. прелести.

Sergey Sergeevich: Шавкунов Дмитрий пишет: Благодатного в этом ничего нет, это просто обычный навык от частого повторения молитвы. Считать себя исихастом от этого - прямой путь к мнению о себе, т.е. прелести. Согласен. К тому же строго говоря исихастом может быть человек живущий как инок (даже если и в браке). Исихазм - это состояние души, образ жизни. А навыкнуть молитве можно конечно всякому. Это чисто технический момент. Он как приходит, так и уходит. Это как с любым другим делом. Когда чем-то увлечен сильно, тогда только о том и думаешь, или вот бывает какая-то песенка или фраза привяжется, - так и крутится в голове. Был у меня опыт лет 10-12 назад, когда жил при моленной, так засыпал с молитвой и просыпался и во сне молился, когда какие-то бесы нападали. А м.б. потому и нападали, что молился. Потом все это ушло вместе с изменением образа жизни. Но в принципе, мне думается, что от человека зависит много. Можно при всякой деятельности молитву творить, токмо желание бы было, и постоянное трезвение, внимание к себе, своим мыслям. Увы, так не выходит по бепечности и легкомыслию, по увлеченности суетой мира и всякой шелухой, типа того же кино, праздной болтовни на форумах. Увы, увы!

mihail: Sergey Sergeevich пишет: Был у меня опыт лет 10-12 назад, когда жил при моленной, так засыпал с молитвой и просыпался и во сне молился, когда каки С.С. собаку буш забирать?

Sergey Sergeevich: mihail пишет: С.С. собаку буш забирать? Чо, прям щас?

Георгий Н.: Христос воскресе! Те редкие минуты или часы, когда наступает тишина и ты один, и можешь взять лестовку и приступить к молитве с поклонами, нужно, мне кажется, расценивать, как Дар. Это - духовное субботствование, посвящение всего "дня сего", с его делами и мыслями, Создателю и Спасителю. Это передышка между "погружениями" или "схождениями" в юдоль мира. Восходя из мира к молитве "в келье" своего уединения, ты приносишь этот мир и себя в нем - Богу. Думаю, что "детали" и "подробности" этой молитвы, не-детализуемой и не-дробящейся по сути своей, не стоит выносить на общее обозрение; скажу только - да и многие, думаю, подтвердят, - что эти прекрасные мгновения всегда вожделенны и чаемы, и за них хочется непрестанно благодарить. Но, повторю, в наше время это очень большая редкость. Может быть - чтобы мы не превозносились? В наше время недостатка времени есть нам дана другая возможность - и надо ее стараться использовать. Эта возможность - остановиться хотя бы на мгновение и просто всмотреться и вслушаться в это, сиюминутное, объективное и без твоей помощи происходящее "мгновение". И вдруг понимаешь, что в ЭТО МГНОВЕНИЕ ты стал свидетелем Вечности, свидетелем бесконечного непрекращающегося Чуда: ты вдруг своими глазами (внезапно открывшимися духовными?) видишь, что "Отец доныне делает". Шумит проспект, скрипит на повороте трамвайный вагон, его пропускают или пытаются пролизнуть перед его носом легковушки (у кого-то в салоне музыка, глухие удары). Люди толпами спускаются в метро и выходят из подземки. Бомж на ступеньках. Голуби. Сирена "скорой" или милиции. Облака... И вдруг всё это предстает какой-то страшной и бесконечной Тайной Промысла и Премудрости, совершенно необъятной и непостижимой... Это, конечно, тоже Дар, который дан для утверждения нас в вере.

Георгий Н.: Да, хотел написать, да увлекся и забыл. В наше время полезно регулярно посещать соборное богослужение и участвовать в нем всем своим вниманием. Тогда окажется, что наша православная служба - необъятная сокровищница мудрости и научения. В минуты внимания к службе могут явиться очень большие открытия, такие, что могут сделать небывшими "проблемы", казавшиеся нерешаемыми.

Konstantino: Константин Беляев пишет: Я всегда завидовал такому умению. Как ему научиться? Жизнь заставит, научишься. Страх заставил, бо такое снилось, жуть.

Konstantino: Шавкунов Дмитрий пишет: Считать себя исихастом от этого - прямой путь к мнению о себе, т.е. прелести. 100% но в моем случае это просто навык на определенное событие и не более.

Евгения: Из жития св.Макария Великого: — Скажи мне, какая молитва приличествует монаху? — Если он грамотен, то псалмы Давидовы. Если нет, то «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Эта молитва самая сильная. Многие из образованных, оставив всё остальное, сохранили только Исусову молитву и спаслись. Её могут иметь мужчины, женщины, дети, монахи, образованные и необразованные, опытные и неопытные. Кто хочет спастись, пусть повторяет её днем и ночью, в келье и в пути, сидя и работая. И пусть произносит её с желанием и готовностью, поскольку она способна помочь каждому в деле спасения.

vinarevi55: Господи, Исусе Христе, Сыне и Слове Божии, Богородици ради, помилуй мя грешнаго!Сие есть верно, мнитмися! И неважно сколь разов, важно, лишь, сколь долго (лучше постоянно)! Не забывайте, что книги искривляемы и давно зело! Слушай совесть свою, что есть душа, и послушайся, да спасен будешь!

Sergey Sergeevich: vinarevi55 пишет: И неважно сколь разов, важно, лишь, сколь долго (лучше постоянно)! Не забывайте, что книги искривляемы и давно зело! Слушай совесть свою, что есть душа, и послушайся, да спасен будешь! Моя совесть говорит, не слушай всяких зелотов и фанатов - врут они. Смысл жизни прост - живи, дыши, трудись и радуйся, и все будет - ОК!

Oleg23: Sergey Sergeevich пишет: Моя совесть говорит, не слушай всяких зелотов и фанатов - врут они. Смысл жизни прост - живи, дыши, трудись и радуйся, и все будет - ОК! Молодца! Я за тоже!!!

Sergey Sergeevich: Oleg23 пишет: Молодца! Я за тоже!!! Рад, что в этом мы совпадаем, как и во многом другом. Некоторые догматические разногласия, должны уравновеситься практическими деяниями: т.е. на пастбище нет места пустым спорам о благочестии - надо следить за скотиной, и вообще я понял, какая радость просто колотить гвозди в забор или строить курятник... А люди тратят время на всякую чепуху - надо заняться тем, что вам по душе и все будет прекрасно, - Бог любит тех, кто трудится не ради наживы, а просто так, - по заповеди и получает о этого наслаждение. Аллилуия!

vinarevi55: Sergey Sergeevich пишет: Бог любит тех, кто трудится не ради наживы, а просто так, - по заповеди и получает о этого наслаждение. Аллилуия! Аллилуия! Конечно же. Богу угодна жертва труда рук твоих, яко и Авеля! Аллилуия!



полная версия страницы