Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Откуда у старообрядцев разрешение на рыбу во вторник и четверг в Петров пост? » Ответить

Откуда у старообрядцев разрешение на рыбу во вторник и четверг в Петров пост?

володимipъ:

Ответов - 104, стр: 1 2 3 All

Евгений Иванов: из устава.

володимipъ: Евгений Иванов пишет: из устава. Ссылку дайте,пожайлуста,потому что у новообрядцев такого нет.

Евгений Иванов: http://nasledie.russportal.ru/knigi/mustav_1910.pdf листы 18, 19 Там цитаты из нескольких уставов. Есть и совсем строгий.


володимipъ: ССылка ваша не работает

Сергей Петрович: володимipъ пишет: Ссылку дайте,пожайлуста,потому что у новообрядцев такого нет. Вы правы, нет такого. Но и старообрядцам никто не препятствует обходиться без рыбы. А кто вкушает, благодарит Бога, вкушая. Посмотрите Устав о постах и поклонах

vinarevi55: Сергей Петрович пишет: Посмотрите Устав о постах и поклонах Ноне всем зело кушать хотца, паче скусно ! Усердия показать Создателю уж мочи нет - немощны... Но, однако ж, есть и истинныя подвижники, кои и Еросалимский устав чтут и исполняют.

Сергей Петрович: Кушать хочется всем, во все времена и у всех народов. Есть разница в удовлетворении естественных потребностей, а есть страсть гортанобесия и чревобесия. При этом, нужно знать, что организм привыкает как к обильному количеству пищи, так и к скудному. Резкий переход с одного на другой весьма нежелателен, так что, если в пост тяжело, нужно умерять себя и в непостные периоды (количественно). Сегодня человек уже не помнит, что он там вчера или две недели назад ел, это ему безразлично. Об этом и надо помнить.

володимipъ: Как так получилось,что по одному Иерусалимскому уставу у одних едят рыбу во вторник и четверг,у других нет?

Сергей Петрович: володимipъ пишет: Как так получилось,что по одному Иерусалимскому уставу у одних едят рыбу во вторник и четверг,у других нет? Не знаю, какие Уставы были до революции, как их читали, что оттуда извлекали, знаю только, что мама рассказывала, как в семье моей бабушки (а бабушке в 1917 году было 25 лет и была она потом долгое время старостой церковной) "бочками селедку на пост покупали". Вот Вам и рыба. Из бесед с моим очень хорошим нижегородским знакомым я много слышал рассказов о посте еще в недавнем прошлом среди староверов Нижнего и окрестностей. Практика от теории (появившихся во множестве изданий разных Уставов) сильно отличалась. Я же ничего ни за, ни против не могу сказать, что было, то было. Что же касается упомянутого Вами Иеросалимского устава, то греки и в Великий пост такую гадость едят, которую я и в мясоед для себя неприемлемым считаю. Всякую склизь. Бррр...

Виталий Вараюнь: "У новообрядцев такого нет". Чего? рыбы в четверг? На days.pravoslavie.ru загляните =) А уставы разные. Если в монастыре он один, то миряне руководствуются разными (в зависимости от традиций и местности). В Номоканоне сказано, что воздерживаться от рыбы нужно только в понедельник, среду и пятницу. При чем если в Иерусалимском сказано, что в эти дни положено сухоядение, Номоканон разрешает пищу вареную. В Соловецком уставе сказано то же самое. А те, кто хотят угодить Богу, вкушают рыбу только в выходные.

володимipъ: Сергей Петрович пишет: Не знаю, какие Уставы были до революции, как их читали, что оттуда извлекали, знаю только, что мама рассказывала, как в семье моей бабушки (а бабушке в 1917 году было 25 лет и была она потом долгое время старостой церковной) "бочками селедку на пост покупали". Вот Вам и рыба. Из бесед с моим очень хорошим нижегородским знакомым я много слышал рассказов о посте еще в недавнем прошлом среди староверов Нижнего и окрестностей. Практика от теории (появившихся во множестве изданий разных Уставов) сильно отличалась. Я же ничего ни за, ни против не могу сказать, что было, то было. Что же касается упомянутого Вами Иеросалимского устава, то греки и в Великий пост такую гадость едят, которую я и в мясоед для себя неприемлемым считаю. Всякую склизь. Бррр... Сергей Петрович,получается разрешение на рыбу во вторник и четверток-снисхождение к немощи,икономия,как мудренные люди зовут,а по хорошему в древности,еще до Руси служили обедню в субботу и в неделю,от того и разрешали в эти дни на рыбу.А то сами посудите,что получается в понедельник,в среду,в пяток без елея,а во вторник и четверток с рыбой,по -хорошему надо только на елей разрешенение,по подобию Великого поста.А матушка Ваша так постилась больше по нужде,сами знаете не жировали,ныне не голодное время,а пост полезен на всяко время и нечего придумывать себе оправданья на рыбу во вторник и четверток Петровым постом,а то глянешь ,есть такие ,в дверь не проходят-настоящии бегемоты.Пост ведь включает и сколько раз на дню будешь есть и ограничение сладкоежкам.

Виталий Вараюнь: См. выше. А про "сколько раз на дню" упоминается только в монастырских уставах. Вот и у Матфея Правильника сказано "иже во обители сидящим иноком". Хотя вообще христианину, хоть на это никаких канонов нету, рекомендуется есть 2 раза в день... хоть пост, хоть не пост.

Severo: Сергей Петрович пишет: а есть страсть гортанобесия и чревобесия. а еще кишкомания

Severo: Сергей Петрович пишет: При этом, нужно знать, что организм привыкает как к обильному количеству пищи, так и к скудному. Резкий переход с одного на другой весьма нежелателен, так что, если в пост тяжело, нужно умерять себя и в непостные периоды (количественно). По медицински: желудок - это мышца, при нагрузках она растягивается...и вмещает всебя больше, а при умеренной жратве...естие т.е...сжимается...чем меньше ешь, тем меньше желудок, тем меньше хочешь есть в итоге

Severo: Сергей Петрович пишет: греки и в Великий пост такую гадость едят, которую я и в мясоед для себя неприемлемым считаю. Всякую склизь. Устрицы вкусны и полны цинком, белком и прочими полезностями)) я ем...вкусно

Сергей Петрович: Severo пишет: я ем...вкусно Во здравие, Виталий!

Сергей Петрович: володимipъ пишет: А матушка Ваша так постилась больше по нужде,сами знаете не жировали Да нет, я пример как раз привел быта тех лет, потому что она мне постоянно говорила, что я выдумываю что-то новое, "а мне мать вот так рассказывала". К сожалению, я был маленьким и глупым, и у самой бабушки расспросить не успел. Лично я в петровский и рожественский посты придерживаюсь устава без рыбы, как привык это делать в течение многих лет, как-то нет желания с более привычного переходить на упрощенный, но никогда не зазираю никого, потому что и они по уставу действуют, могу и для себя сделать исключение при приеме гостей, это бывает крайне редко (гости), но вот, кажется, в ближайший вторник, второй случай подвернется. В нашей Тмутаракани такие дни - великий праздник. Так что не грех будет и рыбки вкусить, и немножко красненького испить. Наговоримся вволю, взахлеб! Кто не пережил, тот не поймет. Счастье!!!

Cergiy: Сергей Петрович пишет: Лично я в петровский и рожественский посты придерживаюсь устава Вот именно, что пост это дело личное. Что за привычка всех под одну гребенку итд. Это же ведь дело личного духовного подвига(да и телесного).

Konstantino: Сергей Петрович пишет: греки и в Великий пост такую гадость едят, которую я и в мясоед для себя неприемлемым считаю. Всякую склизь. Бррр... Я тут как то тему открывал о поедании черепакожих в Великий пост так САП скан устава выкладывал о ядении таковых в субботу и воскресенье. Тема наверное где то в архиве. Жаль поисковик там не работает и лабать нужно все в ручную, а со временем проблема.

о.А. Панкратов: Но в Церкви существуют и общепринятые традиции, пощения в том числе.

Cergiy: о.А. Панкратов пишет: общепринятые традиции в основном это местные и временнЫе.

о.А. Панкратов: Вы не понимаете значения слова "ОБЩЕпринятые"?

Cergiy: о.А. Панкратов пишет: Вы не понимаете значения слова "ОБЩЕпринятые"? А такие есть? Чтобы по всему земному шару? Кстати, если уж на то пошло. А в чем смысл запрета не есть "нечистых" животных?

vinarevi55: Братие, не надо кивать на то, что личное, а что общепринятое, Надо признаться самим себе и пред другими, что не желаем мы угождать Богу нашему в угоду чреву своему извращенному - вот ето уже ОБЩЕпринятое! И уставов нет монастырских, но устав един к исполнению, что мнихом, что мирянином . Все ж послабления на пост пошли не от боголюбия, но от плотеугодия! А рыба...,ну, что рыба - рыба гниет с головы!

Cergiy: vinarevi55 пишет: не желаем мы угождать Богу нашему Угождать чем? Неядением рыбы? Брр. Кто во что =)

vinarevi55: Господь, ради нас, 40 ден вообще не вкушал... Вот вам и боголюбие.

Cergiy: vinarevi55 пишет: Господь, ради нас, 40 ден вообще не вкушал... Да это было нужно для нашего Домостроительства. И нам пост нужен для нашего же Спасения(но естественно не как что-то само по себе ценное - то есть этим не угождают кому-то). Просто из этого никак не следует что нельзя есть рыбу по вторникам и четвергам, это же все дело личного желания и усердия. Посмотрим толкования на правило 69-е св.Апостол. Зонара и Аристин говорят только о необходимости соблюдать Великий пост и среду с пятницей, кроме случаев телесной немощи. Феодор Вальсамон (кон. 12 в., т.е., считай, последнее слово византийского канонического права) более пространен, и толкование его заканчивается так: Заметь из настоящего правила, что собственно существует один пост, сорокодневный, пред Пасхою; ибо если бы были и другие посты, то упомянуло бы правило и о них. Впрочем, если мы постимся и в другие посты, как то: в пост Святых Апостолов, Успения Святыя Богородицы и Рождества Христова, не подвергнемся за сие стыду. Не подвергнемся стыду, это как-то не похоже на то, что "остальные угождают своему чреву".

Клава: vinarevi55 пишет: Надо признаться самим себе и пред другими, что не желаем мы угождать Богу нашему в угоду чреву своему извращенному Ну так и признайся самому себе и пред другими, что не желаешь угождать Богу. И не говори о себе "мы". Пусть vinarevi01 - 54 скажут за себя сами.

Сергей Петрович: Severo пишет: Устрицы вкусны и полны цинком, белком и прочими полезностями)) Поднялся великий шум. Бабы дружно тянулись руками к Щукаревой бороде, невзирая на то, что растерявшийся и перепуганный Щукарь упорно выкрикивал: - Охолоньте трошки! Это не лягушка! Истинный Христос, не лягушка! - А что же это? - наседала Аниська Донецкова, страшная в своей злобе. - Это одна видимость вам! Это вам видение! - пробовал схитрить Щукарь. Но обглодать косточку "видимости", предложенную ему Любишкиным, категорически отказался. Быть может, на том дело и кончилось бы, если бы вконец разозленный бабами Щукарь не крикнул: - Мокрохвостые! Сатаны в юбках! До морды тянетесь, а того не понимаете, что это не простая лягушка, а вустрица! - Кто-о-о-о?! - изумились бабы. - Вустрица, русским языком вам говорю! Лягушка - мразь, а в вустрице благородные кровя! Мой родный кум при старом прижиме у самого генерала Филимонова в денщиках служил и рассказывал, что генерал их даже натощак сотнями заглатывал! Ел прямо на кореню! Вустрица ишо из ракушки не вылупится, а он уж ее оттель вилочкой позывает. Проткнет насквозь и - ваших нету! Она жалобно пишшит, а он, знай, ее в горловину пропихивает. А почему вы знаете, может она, эта хреновина, вустричной породы? Генералы одобряли, и я, может, нарошно для навару вам, дуракам, положил ее, для скусу... Шолохов. "Поднятая целина".

о.А. Панкратов: ОБЩЕпринятые - это по всей РПСЦ. А про "нечистых животных" здесь уже говорили, и премного.

Виталий Вараюнь: володимipъ, вы мы сообщения прочли? или они вас не удовлетворили?

володимipъ: А. Емельянов пишет: Ну, это Вы загнули! В Вашей РПЦ только старших надо слушаться, причём беспрекословно. Послушание, так сказать, превыше поста и молитвы Это Вы ,чего то придумали,любое послушание с разумением,я ведь не пишу,что у Вас плохо и не жгу Вас,уж написать про Вас много можно,не делаю я того. "Не будете яко конь и меск ,им же несть разума ,броздами и уздою челюсти их востягнеши"(31 псалом)

Teutonicus: Cergiy пишет: Угождать чем? Неядением рыбы? Брр. Кто во что =) А в принципе постом угождать? Cergiy пишет: А в чем смысл запрета не есть "нечистых" животных? Какой смысл это имело в Моисеовом законе, Вы можете прочесть, напр., у Кирила Александрийского, Феодорита Кирского и других толкователей Книги Левит. А в христианскую эпоху смысл был главным образом тот, чтобы поддержать определенный уровень цивильности среди христиан -- из той же серии, что и не пить мочу, не бегать голым по улице и т.д. При этом есть абсолютные запреты: идоложертвенное, кровь, удавленина (Деян. 15:29), а остальное в большей или меньшей степени отдавалось всегда на пастырское усмотрение. Напр., новгородский святитель Нифонт в XII в. отвечал так: "Большое зло есть удавленину. А если и беличье мясо едят или что иное не удавленное, нет беды -- намного менее серьезно это" (Вопрошание Кирика, § 89, изд. А. С. Павлов, стлб. 48). Соборных правил по поводу "нечистых" животных -- какие именно "нечисты", что делать с ядшими и т.д. -- не существует, хотя святые отцы в принципе скверноядение осуждают, конечно.

Cergiy: Teutonicus пишет: А в принципе постом угождать? Незнаю, "угождать" Богу можно духовным постом, который невозможен без телесного. То есть если вообще так можно выразиться, "угождать" Богу можно добродетелями. В этом смысле, пост как и молитва лишь средства, не больше. Teutonicus пишет: Соборных правил по поводу "нечистых" животных -- какие именно "нечисты", что делать с ядшими и т.д. -- не существует, хотя святые отцы в принципе скверноядение осуждают, конечно. Все-таки не ясно что за скверноядение такое. Что практика есть вроде никто и не спорит, только каков смысл?

володимipъ: Cergiy пишет: Незнаю, "угождать" Богу можно духовным постом, который невозможен без телесного. То есть если вообще так можно выразиться, "угождать" Богу можно добродетелями. В этом смысле, пост как и молитва лишь средства, не больше. Сергий,а что не во время поста добродетелями не нужно угождать Богу? Неядение Богу в пост-это выполнение общецерковного устава,а эначит послушание Богу,ведь устав не грешников изобретение,а дан Богом для нашей душевной и телесной пользы.

Cergiy: володимipъ пишет: Сергий,а что не во время поста добродетелями не нужно угождать Богу? Нужно поэтому есть добровольный подвиг. володимipъ пишет: -это выполнение общецерковного устава,а эначит послушание Богу,ведь устав не грешников изобретение,а дан Богом для нашей душевной и телесной пользы. это как бы да. еще среда и пяток. я как бы и не спорю совершенно.

Виталий Вараюнь: Почитай на досуге один из моих любимейших рассказов: http://lib.ru/INPROZ/ZINGER/r_krow.txt Заметь, в Деяниях сказано: "и крове и удавленины и блуда" и в рассказе "зов крови и зов плоти имеют одно и то же происхождение". В Ветхом Завете запрещается причинять лишнею боль животному. И в Деяниях сказано "и, елика не хощете вам быти" после указания о удавлине. Дикость - не черта христианина. Там уже не умерщвение ради пропитания, а жестокость, живодерство. В общем тут можно долго рассуждать. Лучше довериться и все, поскольку "Изволися Святому Духу". Послушание.

володимipъ: Cergiy пишет: Нужно поэтому есть добровольный подвиг. Сергей,только не подвиг,а самое простое послушание,даже совершенно нетрудное и не обременительное(Бог не возлагает на плещи человеков ношу больше его сил).Подвиги совершали подвижники,которые носили вериги,совершали бдения всенощные,раз или два в седмицу ели.А неядение рыбы во вторник и четверток в Петров пост и рядом не лежало с подвигами.

Cergiy: володимipъ пишет: а самое простое послушание,даже совершенно нетрудное и не обременительное Ну понимаете, для кого как. Для меня подвиг. Очень хорошо, что вы такой продвинутый

володимipъ: mihail пишет: Мож наоборот? Нет ребята неправильные вы какие-то староверы, всё обсуждать наровите,что водка подорожала,да как самогон готовить,да кто-какое пиво любит попивать,да кто какие фильмецы любит посматривать,поститься как положено не хотите,да ещё видел у вас вообще жуть старообрядки в брюках ходят,а сарафаны ,да юбки только в церковь одевают,не то у вас благочестие,что у ваших предков растеряли вы его где-то по дороге,давайте ребята исправляйтесь,а то неровён час в ад загремите,кто ж вас от туда вытащит.



полная версия страницы