Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Проскомидия на Полуношнице. » Ответить

Проскомидия на Полуношнице.

САП: о. Андрей пишет: В РПСЦ - совершать проскомидию не на часах, как велит устав Литургии, а на Полуношнице. Это правда?

Ответов - 26

Nikodim: Вы дали ссылку на тему "Ёлки на Рожество".

САП: Nikodim пишет: Вы дали ссылку на тему "Ёлки на Рожество". Да, в той теме о.Андрей (РДЦ) это утверждает.

поп Иван К: правда. иногда начинают проскомидию даже до полунощницы, если много записок, например на родительские. Если только на часах, то успеешь вынуть только основные просфоры, чтоб вообще служить Литургию (7 просфор и еще + 1 за себя + 1 за упокой). либо читать часы с большими паузами. В Сочельник Богоявления устав велит совершать Проскомидию на вечерне, когда поют возвашные стихеры - так там вообще почти что нет времени даже на приготовления Агнца.


Nikodim: Входные молитвы читаются иереем ещё до полуношницы, а с её началом (или даже раньше, как пишет о.Иоанн) начинается и проскомидия. Действительно, часы вычитываются быстро, и успеть вынуть просфоры за это время, особенно в большом приходе, затруднительно. Во время часов проскомидия продолжается. Каждый священник по своему опыту знает, когда начинать проскомидию, чтобы своевременно успеть на девятом часе покрыть обоя сосуды на жертвеннике и покадить их, прочитав соответствующие молитвы.

имярек2: Nikodim пишет: Входные молитвы читаются иереем ещё до полуношницы, а с её началом (или даже раньше, как пишет о.Иоанн) начинается и проскомидия. Действительно, часы вычитываются быстро, и успеть вынуть просфоры за это время, особенно в большом приходе, затруднительно. Во время часов проскомидия продолжается. Каждый священник по своему опыту знает, когда начинать проскомидию, чтобы своевременно успеть на девятом часе покрыть обоя сосуды на жертвеннике и покадить их, прочитав соответствующие молитвы.Именно это о.Андрей и назвал «формированием предания».

о. Андрей: поп Иван К пишет: правда. иногда начинают проскомидию даже до полунощницы, если много записок, например на родительские. Если только на часах, то успеешь вынуть только основные просфоры, чтоб вообще служить Литургию (7 просфор и еще + 1 за себя + 1 за упокой). либо читать часы с большими паузами. У нас в приходе тоже объемные списки, тем не менее, на часах я свободно успеваю совершить весь чин проскомидии. И никто из наших священнослужителей на полуношнице проскомидию не совершает. Когда был издан служебник Литургии, приходы были больше современных, тем не менее, в служебнике есть прямое указание, когда следует начинать проскомидию и это не полуношница. имярек2 пишет: Именно это о.Андрей и назвал «формированием предания». Да именно это. Келейная реформация.

Nikodim: О.Андрей, но ведь устрояете сосуды на жертвеннике Вы, а также читаете молитвы: "Владыко Господи...", "Господи Боже наш...", прощальную молитву, молитву над вином еще до начала чтения часов - то есть на полуношнице?

Антонов А.Н.: У беглопоповцев в РДЦ между полунощницей и часами часовой перерыв, который занимают чтением различных поучений.

о. Андрей: Nikodim пишет: О.Андрей, но ведь устрояете сосуды на жертвеннике Вы, а также читаете молитвы: "Владыко Господи...", "Господи Боже наш...", прощальную молитву, молитву над вином еще до начала чтения часов - то есть на полуношнице? Эти молитвы можно совершать до начала часов, о чем есть ПРЯМОЕ УКАЗАНИЕ в служебнике. Поэтому у нас читают поучение в это время, как правильно указал Антонов, но само действие проскомидии происходит исключительно на часах согласно уставу.

савин: По уставу полунощницу молятся перед утреней, а не перед часами.

имярек2: савин пишет: По уставу полунощницу молятся перед утреней, а не перед часами. Точно!!!

Алексей Рябцев: о. Андрей пишет: Когда был издан служебник Литургии, приходы были больше современных, тем не менее, в служебнике есть прямое указание, когда следует начинать проскомидию и это не полуношница. А что дословно написано в служебнике? Антонов А.Н. пишет: У беглопоповцев в РДЦ между полунощницей и часами часовой перерыв, который занимают чтением различных поучений. А где в Уставе указание на чтение поучений в это время?

поп Иван К: под рукой нет тескста, но помню точно: после совершения входных молитв, полного облачения, умовения рук, благоукрашения жертвенника (расстановка сосудов), подготовительных молитв у Престола и последней молитвы на благословение вина уже у жертвенника, написано: "и прекрестит иерей вино и абие начинает часы". На описанные действия уходит где-то 30 минут

Nikodim: поп Иван К пишет: под рукой нет тескста, но помню точно: "И прекрестит иерей, рукою в сосуде вино освященное. Таж, иерей, начинает часы. БЛАГОСЛОВЕН БОГ НАШ ВСЕГДА, И НЫНЕ И ПРИСНО И ВО ВЕКИ ВЕКОМ. Псаломщик, АМИНЬ. И глаголет часы, по уставу".

о.Олег: Nikodim пишет: И глаголет часы, по уставу. "Егда же начнет иерей часы, и по начале часов приходит с дияконом, к Святому Жертвенику. И ставше пред Жертвеником, творят оба, по 3, поклоны, молящеся в себе, сице глаголюще. Боже очисти мя грешнаго и помилуй мя...". И начинают совершать проскомидию.

Алексей Рябцев: о.Олег пишет: "Егда же начнет иерей часы, и по начале часов приходит с дияконом, к Святому Жертвенику. И ставше пред Жертвеником, творят оба, по 3, поклоны, молящеся в себе, сице глаголюще. Боже очисти мя грешнаго и помилуй мя...". И начинают совершать проскомидию. Странно как-то все цитируют. Вот четко написано: "начнет иерей часы". А где написано: "начнет иерей проскомидию".

о. Андрей: Здесь написано: «Часы же да глаголются от клирика во время действа, еже есть просфиромисания». Оно находится в КАЖДОМ служебнике Литургии на ряду.

Nikodim: Алексей Рябцев пишет: Странно как-то все цитируют. Вот четко написано: "начнет иерей часы". А где написано: "начнет иерей проскомидию". Литургия Святаго Иоанна Златоустаго: "И прекрестит иерей, рукою в сосуде вино освященное. Таж, иерей, начинает часы. БЛАГОСЛОВЕН БОГ НАШ ВСЕГДА, И НЫНЕ И ПРИСНО И ВО ВЕКИ ВЕКОМ. Псаломщик, АМИНЬ. И глаголет часы, по уставу". "Блюди, о иерею, и зело опасно внемли, да не дерзнеши Литургии служити без часов, да не будеши в проклятии от святых апостол и святых отец. Часы же глаголются от клирика во врмя действа, еже есть просфиромисания".

Иерей Вадим: На самом деле и в РДЦ многие начинают на практике проскомидию ДО часов, во время ПОУЧЕНИЯ, а не часов.Так это делалось и в самом Новозыбкове. И в этом нет ничего зазорного, ибо есть и другой устав - сначала начинать проскомидию, а потом - часы (есть это в Минее на 24 декабря). В "Истории Ветковской церкви" засвидетельствовано, что и в послераскольное время на Ветке проскомидия начиналась ДО начала часов. то связано с большим количеством записок о здравии и за упокой. которые должен прочитать СВЯЩЕННИК, а не какой-то пономарь, как это бывает там, где священники ячрезмерно торопятся и экономят время. Простите Христа ради.

Алексей Рябцев: Nikodim пишет: Часы же глаголются от клирика во врмя действа, еже есть просфиромисания". Ну и где тут запрещение начинать проскомидию ДО часов? Тут приведено правило о том, когда часы читать, а не когда проскомидию совершать.

Антонов А.Н.: Из Краткого изложения устава и обычаев Древлеправославной Ветковской церкви: "Иерей же по совершении причастных часов и молитв, и по уготовлении к служению святейшего Таинства, идет в церковь с кротостию, со смирением же и вниманием, и не имея на кого что в сердцы своем, глаголя обычные молитвы и псалмы, и пришед в церковь, творит входное по обычаю, и облачится во вся священныя одежды по чину своему...Уготовленным же бывшим двою сосудцем равным, чашицам сребряным с рукоятию, единою с вином, дркгому же с водою студеною, и глаголет иерей молитву над вином, приготовленным к служению, и начинает проскомидию по чину.Людие же приходящие ко святей службе, пришед в церковь и сотворив приходное начало, кийждо себе, седит с молчанием и молитвою, и со всяким благоговением, и подают в северные двери пономарю свитки, в них же написаны имена о здравии и за упокой родителей и сродников своих, со всякою тихостию и благоговением. По заклании же божественного Агнца, священник или диякон приемля в руце сосуды оны, в десную руку вино, в левою же воду студеную и вливает во святый потир вино и воду, соединяя обоя во едино, и действует паки по чину. Пономарь же оставшую воду во укропнице сущую, поставляет на углие в жаровне, сущей во олтаре, и стоит до времени. Аще ли воскипит зельне, оставляет ю и блюдет, да не охладеет весьма. Иерей же прием вторую просфиру, и третию, и четвертую, действует по чину. И по сих пятую просфиру о здравии и о спасении державнаго государя царя и его царицы и чад их, и по сем шестую просфиру о здравии и о спасении всех православных християн приносимыя, тогда убо вземлет и приносныя просфиры, яже по усердию правосланых християн приносимыя, и поминает имена их по чину. И по той седьмую просфиру за упокой всех православных християн, и зде такожде вземлет приносныя просфиры и поминает над ними имена, писанные в свитцах преставльшихся православных християн. И тако взирая на количество приносимых просфир, аще видит, яко может совершити действие проскомидии во время чтения часов, начинает часы в олтаре от жертвенника глаголя: "Благословен Бог наш..."

Nikodim: Ну и где тут запрещение начинать проскомидию ДО часов? Тут приведено правило о том, когда часы читать, а не когда проскомидию совершать. Запрещения никакого нет. Антонов А.Н., благодарю за приведенный текст!

Алексей Рябцев: Nikodim пишет: Запрещения никакого нет. То есть у нас всё делается правильно: часы читаются во время совершения проскомидии. Всё по служебнику.

о. Андрей: Алексей Рябцев пишет: То есть у нас всё делается правильно: часы читаются во время совершения проскомидии. Всё по служебнику. В служебнике написано когда говорить "Благословен Бог" - начинать часы (после прочтения предуготовительных молитв и перед началом просфоромиссания). Nikodim пишет: "И прекрестит иерей, рукою в сосуде вино освященное. Таж, иерей, начинает часы. БЛАГОСЛОВЕН БОГ НАШ ВСЕГДА, И НЫНЕ И ПРИСНО И ВО ВЕКИ ВЕКОМ. Псаломщик, АМИНЬ. И глаголет часы, по уставу". У вас так делается?

о. Андрей: Я упомянул об обычае совершения проскомидии в РПСЦ лишь в подтверждения того, что предание продолжает формироваться, а не остановилось на 17 веке. И Ветковский устав это лишь подтверждает.

Nikodim: Во время чтения Полунощницы и Часов совершается Проскомидия, когда священник вынимает из просфор частицы за живых, достойно звания християнского живущих, православных християн-старообрядцев, и за усопших в вере и благочестии.



полная версия страницы