Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » О причастии » Ответить

О причастии

Лесной: Есть на сайте Лавры книжица "Последование старческое новоначалным иноком". Хоть и переплетена она была уже в 19 веке, по всей видимости она все же православная. В книжке той на листе 45м имеются такие слова: [quote]О небрежении: Аще инок или мирский человек проводит 40 дний без причащения кроме запрещения, не от небрежения не причащается, отлучается от Церкви.[/quote] Не обращая внимания на опечатку с "не", что думаете?

Ответов - 11

САП: Лесной пишет: что думаете? Думаю, что речь идет о присутствии на Литургии и вкушения антидора. Созвучно 9 апостольскому правилу об отлучении от Церкви того кто 3 недели не бывает в храме и не Причащается. Вот, что говорит Матфей Правильник об этом: К Глава 25 - о тех, которые не имеют общения с верными при совершении священной литургии или отлагают общение на три воскресные дня. 8-е и 9-е правила святых Апостолов, желая, чтобы все и всегда были готовы и достойны причащения божественных Таин, епископу, или пресвитеру, или диакону, при совершении священнодействия божественных Таин не причастившемуся, повелевает представить причину, и, если будет благовидна, извинять, а если нет, отлучать, ибо дает повод соблазна и подозрения народу на священника, принесшего бескровную жертву, яко бы де знают за ним какое-либо препятствие к священнослужению; и верных входящих и священные писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, отлучать (повелевает правило) как бесчинных. Согласно с сим определяет и 2-е (прав. соб.) Антиохийского, ибо всех входящих в церковь и слушающих священные писания, но не участвующих в молитве вместе с народом, или отвращающихся от причащения святыя Евхаристии, по гордости, может быть, или по уклонению от порядка, или по пренебрежению, повелевает отлучать от Церкви, доколе чрез исповедь не покажут плодов раскаяния и не получат прощения. А некоторые говорят [Вальсамон, См. толкование на правило 8-е св. Апост. ], что сии правила постановлены относительно священнодействующих в то время в алтаре и мирян, не пребывающих до тех пор, пока наступит время причащения верных: ибо весьма обременительно и насильственно принуждать всех каждый день причащаться, в противном же случае - отлучать; ибо как можно вращающемуся в среде и оскверняющемуся мирскими вещами навсегда иметь душу чистою к принятию духовного мира? Ибо довольно, если кто, презрев и отложив все прочее и задавшись одной сей целью, другому же никакому злейшему пожеланию не поработившись, может потом, с Божиею помощью, удостоиться этого, но я думаю, что у древних верных не меньшим предметом заботы было и жить право, как и право веровать; потому-то многое из провозглашенного тогда канонами представляется иначе, чем теперь, ибо нерадение и неправильность жизни так нас настроили, что даже и не верится, достигал ли кто из верных такой высоты добродетели. Думаю [Согласно с Вальсамоном, в его толковании на 2 пр. соб. Антиох.], что без сомнения, по причине этой угрозы божественных правил придумано раздаяние антидора, чтобы те, которые не могут причащаться животворящих Таин, имели всю необходимость ожидать конца божественного священнодействия, дабы из рук священника получить его освящение. Ищи еще в 7-й гл. буквы P правило 66-е VI собора. А 80-е (прав.) того же (VI) Собора - пребывающих в граде епископов и пресвитеров и на три воскресные дня, в продолжение трех седмиц, оставивших свою церковь без настоятельной нужды, а также и мирян, не приходящих с верными в церковь и не имеющих общения в молитвах, но в течении трех воскресных дней лишившихся и их - клириков извергает, а мирян отлучает. Ищи еще в 9-й главе буквы A правила Сардикийского собора 11-е и 12-е. http://www.pravoslavieto.com/books/Syntagma_Matey_Vlastar/

Лесной: На вкушение антидора бывает запрещение? Там сказано: "кроме запрещения". Мне кажется, что тут говорится именно о уходе от причастия без причин (коей может быть епитимья или отлучение от причастия). А вот для тех у кого есть причины и могут вкусить антидора вместо Тела и Крови. Об этом и в приведенном тексте говорится: "Или отвращающихся от причащения (а не просто присутствия) святыя Евхаристии, по гордости, может быть, или по уклонению от порядка, или по пренебрежению, повелевает отлучать от Церкви, доколе чрез исповедь не покажут плодов раскаяния и не получат прощения." "которые не могут причащаться животворящих Таин" Верно, что каждый день причащаться нынче не возможно, но, скажем, раз в неделю или две трудно, но уже не невозможно. Причащаться нельзя при наличии смертных грехов, за которые человек не понес епитимью и телесного осквернения. Какие другие причины могут быть еще? По-моему А. Муравьев тут на форуме рассказывал, что в Казани (у о. Геннадия) есть люди, причащающиеся каждую неделю.

Константин Беляев: По-моему А. Муравьем рассказывал, что в Казани (у о. Геннадия) есть люди, причащающиеся каждую неделю. поподробнее бы, скоро пост.


Евгений Иванов: Лесной пишет: книжке той на листе 45м имеются такие слова: цитата: О небрежении: Аще инок или мирский человек проводит 40 дний без причащения кроме запрещения, не от небрежения не причащается, отлучается от Церкви. Не обращая внимания на опечатку с "не", что думаете? Это правила святых апостол, тогда другие времена были. Причащались все вернии. Наша практика ко временам Златоуста восходит. Итог глобального замирщения. Ктатии, я не уверен, что иноки причащаются только 4 раза в год. Просто, не знаю. Но будет у кого поспрашивать, спросите. Лесной пишет: На вкушение антидора бывает запрещение? Бывает -"отлучение от святыни" (антидора, Креста, икон)

Сергей Петрович: http://sergij-german.livejournal.com/131718.html

Лесной: Сергие, спаси Христос. А откуда сие слово Дамаскина? Я имею ввиду откуда оно изначально, не известно? Евгений, на чем вы основываетесь, говоря, что наша практика восходит к Златоусту? А то ведь Златоуст говорил еще "Как имеющий совесть чистую должен причащаться каждый день, так пребывающему во грехах и при этом не кающемуся даже в праздник причащаться небезопасно. Но если и раз в год причащаемся, это не избавляет нас от грехов наших, если мы недостойно приступаем. Напротив, это как раз еще больше нас осуждает, ибо, только раз приступая, мы и тогда приступаем нечисто. Поэтому прошу всех вас: не прикасайтесь Божественных Тайн только лишь по причине праздника" А то, что правило святых апостол это верно, книжица то 17-го века. Не говорите никогда, Что Бог невидим для людей! Не говорите, что они Не могут свет Его узреть, И что по нашим временам Никак нельзя узреть тот свет. Ведь невозможным никогда Все это не было, друзья: Вполне возможно это тем, Кто жаждет Бога всей душой, Кто, жизнь святую проводя И очищаясь от страстей, Соделал чистым глаз ума. Не хотим мы поститься и готовиться, не хотим мы свою жизнь менять, ссылаясь на замирщение, ссылаясь на внешний мир. А оправдание всему этому Святыня! Вот Симеон Солунский пишет: "Божественная Литургия — это служба, цель которой — священнодействие Самого Пресвятого Тела Христова и Крови и чтобы даны они были в Причащение всем верным. И, как таковая, цель ее состоит только в Причащении... Причащаться следует всем верным. Это не является служением только архиерея, но его служение в том, чтобы священнодействовать это Всесвятое Тело Христово и Кровь и всем верным давать их в Причащение, ибо единственно для этого они и предназначены". На эти слова, Евгений, кстати говоря, ссылался в свое время инок Алимпий (хоть я и не знаю в какой ДЦХ вы состоите). А у нас будто лишь ради клира и младенцев литургия.

Сергей Петрович: Лесной пишет: Сергие, спаси Христос. А откуда сие слово Дамаскина? Я имею ввиду откуда оно изначально, не известно? Во славу Божию! К сожалению, ничего не могу сказать, так как взято из Пролога. Очень понравилось, поэтому выставил для всех желающих. А тут как раз ко двору пришлось. Лесной пишет: Не хотим мы поститься и готовиться, не хотим мы свою жизнь менять, ссылаясь на замирщение, ссылаясь на внешний мир. Истинно тако! Если постоянно готовиться и постоянно причащаться, то времени на иное просто не хватит. Представьте себе: вся жизнь - сплошное говение.

Сергей Петрович: Правда, по нужде можно причащаться духовно, в этом я полностью поддерживаю Игоря Кузьмина. Да и при вкушении Святых Даров без духовной составляющей причастия - одно осуждение.

Евгений Иванов: Лесной пишет: На эти слова, Евгений, кстати говоря, ссылался в свое время инок Алимпий (хоть я и не знаю в какой ДЦХ вы состоите). Я читал его доклад. И когда писал Вам пост о нем помнил. Да, я состою как раз в той ДЦХ, на Собор которой инок Алимпий ездил. Манера выдергивать цитаты из контекста, отрицать реальное церковное предание весьма характерная черта для богословия инока Алимпия Вербицкого. Лесной пишет: Евгений, на чем вы основываетесь, говоря, что наша практика восходит к Златоусту? На церковном предании, которому меня научил мой первый духовник, человек покрестивший меня - отец Леонид Гусев.

Евгений Иванов: Сергей Петрович пишет: Правда, по нужде можно причащаться духовно, в этом я полностью поддерживаю Игоря Кузьмина. Да и при вкушении Святых Даров без духовной составляющей причастия - одно осуждение. Истинно так. Очень хорошо сказано.

САП: Евгений Иванов пишет: Наша практика ко временам Златоуста восходит. …подобает убо всякому християнину трижды в лето причащатися Пречистых Таин Христовых и каятися грехов своих; а по нашей слабости хотя бы единожды в лето в Великий пост, и то много очищение есть. Аще ликто и того не сотворит, а случится ему смерть, лучше бы ему не родитися… (Поучение Иоанна Златоустого в пятницу 4-ой недели Великого поста, «О страсе Божии»). Многие при-чащаются этой жертвы однажды во весь год, другие дважды, а иные несколько раз. Слова наши относятся ко всем, не только к присутствующим здесь, но и к находящимся в пустыне, - потому что они причащаются однажды в год, а иногда и через два года. Что же? Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые - часто, или тех, кото-рые -редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащаю-щихся с чистою совестью, с чистым сердцем, с безукориз-ненною жизнью. Такие пусть всегда приступают; а не такие - ни однажды. Почему? Потому, что они навлекают на себя суд, осуждение, наказание и мучение. Не удивляйся этому: как пища, сама по себе питательная, когда попадает в расстроенный желудок, производит вред и расстройство во всём (теле), и делается причиною болезни, так бывает и с страшными тай-нами. Ты сподобляешься трапезы духовной, трапезы царской, и потом опять оскверняешь уста нечистотою? (Иоанн Златоустый). http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z12_1/Z12_1_17.htm А иностранцы посещавшие Русь до раскола пишут, что русские причащались раз в год Постом. Причащаются они всего однажды в год, Великим постом, незадолго до Святой недели.



полная версия страницы