Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Свт.Симеон Солунский о просфире за царя, и о том, что проскомидийно помянаются только верные. » Ответить

Свт.Симеон Солунский о просфире за царя, и о том, что проскомидийно помянаются только верные.

САП: Гл.62 Вынимая же копием крестообразно частицы из другой просфиры, из печати, иерей творит память всех святых и полагает вынутые частицы с левой стороны. Одну частицу он вынимает в честь и память честных Небесных Сил — и так и подобает, потому что они послужили таинству воплощения. Ибо они соединились с нами, и мы составляем с ними одну Церковь. Они желают проникнуть в Таинства Церкви, подвизаясь и сами в степенях восхождения. Они пребывают с нами, будучи нашими хранителями и ходатаями пред Богом. Вторую частицу иерей вынимает в честь и память честного Предотечи и всех святых пророков и праведных, предвозвестивших вочеловечение Господа. Третью частицу — в честь и память святых и всехвальных апостолов, как слуг Христовых, как первых иереев и учителей веры, и тех, которые после них ревновали о благочестии — святых иерархов, святых и добропобедных мучеников и преподобных со всеми святыми. Затем — частицу в честь и память очередного или празднуемого святого, а также отца нашего Златоустого, или Василия Великого, смотря по тому, чья бывает литургия. И опять — за всех святых вместе, так как все они соединяются во Христе и так как необходимо, после воспоминания о Господе, совершать воспоминание и о рабах Его. И во-первых, как сказано, о неискусомужно Родившей Его, через Которую совершены таинства нашего спасения. Потом — о святых Ангелах, как послуживших Таинству и через него соединившихся с нами и охраняющих нас. Затем — о предвозвестивших Таинство пророках и праведниках, между которыми высший и печать — Креститель. Потом — о Боговидца проповедниках и апостолах, которые просветил мир. После того — и о преемниках их: иерархах о тех, которые явились плодом проповеди — мучениках и преподобных. Наконец, о всех вмест так как этой священной Жертвой все вместе: и aнгелы, и святые люди — соединились со Христом и освятились в Нем, и через Него соединяются нами. Тех молитвами, говорит иерей, посети нас, Боже, и даруй нам вся, яже ко спасению прошения жизнь вечную. Замечаешь ли, что частицы символизируют святых и приносятся в память и честь их, и через них во спасение нам? И святые, как подвизавшиеся Христу, в этом страшном Таинстве делают причастниками <еще> большей славы и восхождения — через причастие спасительной Жертвы. Они и примиряют нас со Христом и соединяют, особенно тогда, когда мы вспоминаем их. Однако частицы не прелагаются ни в тело Господне, ни в тела святых, но суть только дары, приношения и жертвы из хлеба — в подражание Господу. Эти дары приносятся Ему во имя святых, при священнодействии Тайн, через соединение общение со святыми, частицы освящаются и ни водят освящение на тех <людей>, за которых в данный момент в <олтаре> служат. В то же врем через частицы за святых освящение нисходит на нас, подобно тому, как это бывает и через молитвы, когда мы воспоминаем этих святых или когда, приносим что-нибудь в храмы к их мощам иконам. Сами же святые приемлют освящение Бога, а принимая приношения от нас, через них освящают нас. .. Итак, если в других случаях они могут принимать приношение в честь и память свою, то тем более они примут его во время священнейшей Жертвы. Ибо, хотя они невещественно и мысленно участвуют душами своими в причащении Христовом, однако и чрез священнодействие, Которое заповедал Он совершать за мир, они, как потрудившиеся и прославленные вместе с Ним, имеют участие в величайшей славе Его. Да и божественнейшие Ангелы, как соединенные с нами и послужившие Таинству, суть причастники благодати. Особенно же Матерь Бога Слова, послужившая великому домостроительству, есть орудие соединения Божия с нами. Она — корень сей Божественной Жертвы. Ибо Она сделалась родительницей и виновницей жизни Творца во плоти. Потому Она прежде всех приемлет славу и ближайшее озарение от Того, Кто воплотился через Нее неизреченно, девственно и свято, Кто соединился с нами по крайней Своей благости. Поэтому и предстоит она одесную Его. Поэтому с правой стороны священного хлеба мы полагаем за Нее частицу, выражая этим, что Она — выше всех и ближе к Богу. С левой же стороны полагаем частицы за Ангелов и всех святых, так как все они занимают второе место, или, лучше сказать, ступень, не достигающую Ее величия. Ибо они уже через Нее приемлют озарение. А мы — прежде всего через Нее спасаемся (при посредстве святых). Точно так же, как через Нее соединились и с Богом. Только после этого иерей приносит и прочие частицы. Прежде всего — за архиерея, так как он есть источник священства. Потом — за весь священнический чин, за служащих Таинству, потому что должно наперед принимать труждающегося, как и Павел внушает. Далее — за православных царей, защитников благочестия, за спасение их и за христолюбивый народ. После них, если служба совершается в обители, приносит частицы за начальствующего и прочую братию, а если в храме каком-нибудь, то за строителя его или за совершающего память и за собравшихся там, также за принесшего дары и за тех, за кого он принес дары. Наконец, — за почивших во Христе, за весь священнический и иноческий чин. Далее — за всех верных, православно скончавшихся, и за тех, кого хочет или должен бывает иерей помянуть сам. В заключение иерей полагает частицу вообще за всякую душу христиан православных и, обращая слова к Богу, читает всю молитву, которую произносим на литии всенощного бдения: приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой жертвенник о всякой христианской, скорбящей же и озлобленной, милости Твоея и помощи требующей, и прочее до конца. Эти частицы за живых и умерших он полагает внизу священного хлеба, так как они принесены за нас, смиренных, требующих умилостивления и ходатайства и ожидающих от Бога великих милостей. Но надобно заметить, что при приобщении страшнейших Тайн иерей должен быть внимателен, должен брать не от этих частиц, но от Тела Господня, и причащать приступающих. Конечно, истинно, что через соединение со Весесвятой Кровью все сделалось единым и что причащение Крови Господней происходит и в том случае, когда кто-нибудь причастится частицей. Но поскольку всякий верующий должен причащаться и Тела и Крови Христовой, постольку иерей должен преподавать Причастие приступающему, беря лжицей вместе с Кровью и Тело Господне. И хотя все частицы, будучи положены в Чашу, сообщаются с Телом и Кровью Христовыми и принимающий Тело и Кровь причащается вместе с соединенными с ними частицами, но я думаю что священнику лучше причащать со вниманием и брать лжицей только от одного лишь Божественного Тела, а не с частицами вместе. В этом божественном образе и действии священной проскомидии мы видим некоторым образом самого Исуса, созерцаем и всю единую Церковь Его. В средоточии всего видим Его, истинный Свет, вечную жизнь, Им же стяжанную, освящаемую и хранимую, ибо Сам Он присутствует в образе хлеба, полагаемого в середине. Частицей же с правой стороны изображается Матерь Его, а с левой — святые и Ангелы, и внизу — благочестивое собрание всех уверовавших в Него. Здесь — великая тайна: Бог посреди людей и Бог посреди богов, получивших обожение от истинного Бога — по естеству, воплотившегося ради них. Здесь — будущее Царство и откровение вечной жизни. Бог бывает зрим и приемлем нами! Здесь нет места неверным и иномудрствующим. «Что общего у света с тьмою?» Сказано, что Ангелы возьмут злых от среды праведных. Поэтому иерей вообще не должен приносить частиц за инославных или совершать поминовение их. Нельзя также приносить частицы за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно. Потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и причащение тем, которые без покаяния причащаются страшных Тайн, как сказал божественный Павел.

Ответов - 7

о. Андрей: Что бы это исполнить, необходимо уничтожить в приходах систему записок, но должны быть постоянные списки, которые контролируются священником исходя из имеющихся у него знаний о своей пастве. Если списки поступают со стороны, то имена должны возноситься лишь на Сугубой ектенье, но не на проскомидии.

Евгений Иванов: о. Андрей пишет: Что бы это исполнить, необходимо уничтожить в приходах систему записок, но должны быть постоянные списки, которые контролируются священником исходя из имеющихся у него знаний о своей пастве. Церковь должна доверять друг другу. Если христианин случайно впишет кого-то нехорошего, то милостивый Бог покроет это нечестие. Главное, чтобы это осознанно не делалось. Случай с Царем гораздо интересней. Царя знают все. Моя позиция, не надо судить предков. Уже давно никто за Царя не молится

о. Андрей: Евгений Иванов пишет: Церковь должна доверять друг другу. Если христианин случайно впишет кого-то нехорошего, то милостивый Бог покроет это нечестие. Главное, чтобы это осознанно не делалось. Доверять должна, но суть пастырства в отслеживании поступков вверенной ему паствы и ее исправлении. Когда священника ставят, ему дают грамоту, в которой сказано, что он на проскомидии имеет право поминать только своих духовных чад, исходя из жизни каждого из них. А не всех подряд. Таким образом, получалось, что кто духовника не имел, за него и приношение не совершалось. И отпеть кроме духовника усопшего никто не мог. И люди потому старались за собой следить. Что же до случайностей, то они всякие, безусловно, могут быть, однако они на то и случайности, чтобы не возводиться в правило.


Узбекистан: "И не принеси приноса, въ Божии жертвенникъ, ни отъ неверныхъ, ни отъ еретикъ, ни отъ блудникъ, ни отъ прелюбодеи, ни отъ корчемника, ни отъ клеветника, ни отъ лжива послуха, ги отъ волхва, ни отъ потворника, ни отъ игреца, и злобника, или томящи челядь свою ранами. И кто будетъ отъ таковыхъ, а не покаются, ни емли у нихъ приноса. просфиры приноси отъ своихъ духовныхъ детей, ведая житие ихъ" Кормчая, глав. 60. святительское наказание новопоставленнымъ.

о. Андрей: Как раз об этой грамоте я и написал.

о.Олег: Евгений Иванов пишет: Уже давно никто за Царя не молится И сие есть отступление от апостольской заповеди, повелевающей молится за царей.Некоторые утверждают,что это сказано только о верных царях,но во времена апостолов таковых не было.Царь (правитель)- прежде всего такой же человек, как и мы с вами,которому прийдется предстать перед Судом Божиим, и дать ответ о своих делах."Кому больше дано,с того больше и спросится". Недавно прочитал слова преподобного Исаака Сирина:"...Нет человека,который бы не стоял под Его Промыслом...".Как бы не говорили о масонщине,мировом заговоре и т.п., они ( цари ) смогут делать только то, что попустит им Господь, по нашим грехам.Поэтому, видимо, нам и нужно за них молиться,как заповедал апостол,чтобы избежать нам гнева Божия, хотя бы со стороны власть имущих. P.S. Однако говорят у нас президент, а не царь. По этому поводу вспоминаются слова Задорнова:" Президент России- звучит так же, как Царь Америки".

о. Андрей: За государя и власть предержащих «поповцы» молилась всегда. И Аввакум молился, и Досифей, и прочие. И мы сейчас молимся, не поименно, конечно же, но, тем не менее, поминаем всех сущих во власти и все кто о Русской стране печется.



полная версия страницы