Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Каждение кацеёй » Ответить

Каждение кацеёй

Михаил Орехов: Уважаемые братие и сестры. Позвольте задать несколько вопросов о каждении кацеёй. Вопросы практические: как разжигать(какой уголь применять, покупной или можно сделать самим, как его разжечь), какой ладан использовать(покупной или его можно приготовить в домашних условиях), как чистить(чем лучше), Вопросы символические: как происходит каждение в доме(с какого места начинают, последовательность) в какое время в службе дома происходит каждение как надо кадить( слышал, что где-то кадят крестом, а где-то кругом). По возможности, уважаемые участники форума, приводите пожалуйста не только общие, но и свои, найденные и используемые Вами лично, приемы.

Ответов - 32

11: Достаточно подробная и познавательная статья - О кадиле и каждении

Михаил Орехов: Статья действительно интересная и познавательная, но это более общая теория, а интересует практика.

11: Михаил Орехов пишет: нтересует практика. Самый лучший уголь для кадила - из кукурузных початков. Прекрасно, моментально разгорается, отлично горит, при этом - почти без дыма.


САП: Михаил Орехов пишет: как разжигать(какой уголь применять, покупной или можно сделать самим, как его разжечь), Я покупаю березовый уголь для шашлыков, его можно на комфорке разогреть, а потом раздуть. Либо в хорошо просушенный, скажем на сковородке, в уголь кладешь огарок свечи, зажигаешь его, а потом когда прогорит раздуваешь уголек. Михаил Орехов пишет: какой ладан использовать(покупной или его можно приготовить в домашних условиях) Можно покупной, купите в Рыбацком, можно самому сделать из еловой смолы: берете засохшую, белую смолу, разогреваете ее, очищаете ее от мусора и капаете ей в воду. Можно добавить истолченную душицу для запаха. Михаил Орехов пишет: как происходит каждение в доме(с какого места начинают, последовательность) Перед иконами обводом, круг перед иконой с Исусовой молитвой. (перед иконами три раза) Михаил Орехов пишет: в какое время в службе дома происходит каждение В воскресение на обеднице перед Апостолом, на буднях, в конце моления.

Виталий Вараюнь:

Виталий Вараюнь: И в комментариях к Обычаям Ветковской Церкви вот еще написано: О том, каким образом можно кадить иконы простому иноку, или мирянину, не осталось древних письменных уставных указаний. На основании же устного предания это совершается в разных местах по-разному. Как видно из слов Ксеноса, на Ветке иноки кадили троекратно, т.е. так же, как и священники, дважды прямо и третий раз поперек. Только использовали при этом, конечно, не кадило на цепях, а ручную кадильницу - так называемую кацею. Известен и другой обычай: кадят икону двумя движениями, сверху вниз и справа налево, а после этого кланяются с крестным знамением и молитвою. Другие просто обносят зажженую кадильницу около икон, втай говоря молитву Исусову или "Трисвятое". Известно и такое обыкновение: во время службы, совершаемой без священника, на пении: "Господи воззвах", на литии, на величании, на 9-й песни канона утрени и т.д. зажженую кадильницу с фимиамом просто ставят на подставке среди храма или на солее (предалтарном возвышении). При всем разнообрязии этих местных обычаев должно соблюдать следующие правила: 1) Разжигать и обносить кадильницу во время богослужения без священника может только человек получивший на это благословение от духовного отца этого прихода (ср. Бол. Устав, гл. 2); 2) Благословленный не может, однако, кадить в алтаре, ибо это дело исключительно священников и диаконов (ср. 2 Пар. 26, 16-20); 3) Он не имеет права также кадить молящихся, ибо каждение людей имеет смысл их очищения и освящения. "Очищать же должен священник, который помазан и который посвящен, чтобы священнодействовать" (Лев. 16, 33). "Восхищающии недарованная им, раздражают Бога, яко же сынови Корреови и Иозия царь. Ни диакону убо приносити жертвы несть достойно, ни крестит кого, ни благословения мала или велика сотворити (Иосифовская Кормчая, всех свв. Апостол пр. 2). На основании этого правила даже диакон в неприсутствии священника не может кадить молящихся и вообще кадить по-священнически. Вообще же принесение и возжение пред иконами фимиама, равно как и свечей не возбранено мирянам, ибо оно выражает благоговение пред Бого и Его святым храмом и молитвенное усердия (Пс. 140, 2; Откр. 5, 8; 8, 3), как можно прочитать во многих житиях святых и древних душеполезных сказаниях, в древности вообще было принято приносит фимиам в церквоь к праздничным службам. Также весьма похвально кадить иконы при совершении молитв у себя в доме.

САП: «А мирским людем в своих домех православне живуще по закону, неприсовокупився к жене своей: достоит им кадити самим святыя иконы, аще не будет ту священника, и не токмо самим мужем но и женам благочестивым, и чистым от мужа кадити, и детей своих сему учити, аще и вельми малы, понеже православных сия обычай суть» [От послания Фотия митрополита Московскаго в лето 6927]. «Подобает же и всякому брату имети иконостас. ащели невозможно есть кому святых икон стяжати, а один крест. и тако при нем пети уставленныя каноны в келии своей, и кадити иконостас по обычаю во время пении соборных. Ащели кому невозможно есть, кадити по уставленных, а он по единою днем. неподобает оставляти непокадив, кроме великия нужа. или по прилучая и згожается некогда» [Из книги Нила Сорския пустыни; в конце книги]. «Правило иноку на всяк день. ниже: Кажение святым, 2-жды. или единою» [Из Псалтыри со воследованием, московския печ. в начале правил; также кн. Канонник Семидесятник. Начало Правилу. лис. 5 об. и 6. и лист. 37]. «Подобает же всякому брату имети в келии своей иконостас. ащели невозможно есть кому святых икон стяжати, и он поне крест. и тако при сем пети уставленныи канон в келии своей. и кадити иконы святыя по обычаю во время пений соборных» [Из старописменнаго устава соловецкаго.]. «Преподобному же Саватию поющу заутреню воскресную, изшедшу ему ис келии своея, в подобная время на покажение честнаго креста, иже вблиз келии его поставлен. и услышася ему глас и вопль того ради и возвратися в келию свою, и сказа подругу своему Герману» [Из минеи четии, от жития преподобнаго отца нашего Саватия соловецкаго]. «И ко исходу блаженныя си души сам кажение сотвори» [От жития преп. Саватия соловец. чюдотворца]. «Мирским мужам благочестно живущим кадить можно в домех своих и женам» [Кн. Старчество. Древлеписменное. лис. 304]. «Вжещи свещи, и благоговейно покадити фимианом» [Кн. Сын Церковный. Чин како подобает самому себе причащати. лис. 43. 2-го счета]. «Мирским мужем и женам кадить во своих домех» [Кормчая Древлеписменная. гл. 94. лис. 220 об.]. «Всякому брату подобает кадити иконы, а кто этому нерадит в ересь мессалиян поткнулся» [Сборник О последних мнисех. лис. 145]. Феодор Едесский кадил рукой, гроб и вся священная места. [Житие Феодора Едесскаго. Вып. I. Лицевое. лис. 21]. «Видевше же царица мати их царево злонравие и безчеловечие, приимши сама ароматы многоценныя, и покади святое тело дщерино, и царскою багряницею повивше, положи с сыном своим Гаведаем» [Пролог, сентября 29, в страдании святых мученик: Дады и Гаведдая и сестры Гаведдаевы Каздой]. «Блаженная Клеопатра взя тело мученика Уара, и принесе в свое село, положи в дедине гробе, и по вся дни кадяше окрест гроба» [Пролог, октября в 19 день]. «Святая же Миропия ревностию божественною подвигшися, нощию с своими служебницами пришедши, прият святое тело, [Исидора мученика] и честне покадивши, в нарочитом месте положи» [декабря во 2 день, от жития святыя муч. Миропии]. Яко некая вдовица приемши от некотораго презвитера мучениковы мощи, и кадяше по вся дни, идеже сице пишет: «Прежив же призвитер той, [иже мучениковы мощи имеяше] неколико лет, егда приближися к скончанию своему, вручи святаго мученика мощи некоей вдове честной, житием святой, и старой леты, яже безценное то сокровище с радостию приемши соблюдаше у себе честно, такожде по вся дни кадило вжигающи, и кадящи, и исхождаше же и от мощей святых благоухание велие, и наполняше храмину ту» [Минея четия, июля в 3 день, в страдании мученика Иакинфа]. «Откры убо царь Лев Саврянин злочестивыи изъят оттуду с древяным ковчегом святыя Евфимии мощи чюдотворныя нетленныя, а в тех место в каменной гроб вложи некия кости согнившия, смрадныя, якоже нарочне на то приуготовав бяше. и паки дскою наложив отъиде, татьскии отнес с собою честныя оныя мощи, и положи я в некоей храмине внутрь полат царских; сестры же его такожде и дщери, оттай его прихождаху к святым мощем, и кадяху миры, и свещами просвещаху. честно почитающее, и любезно поклоняющееся. но вскоре уведав то злочестивыи царь, абие ковчег с мощьми взем, нощию въверже в море» [Минея чет., июля 11, о чюдеси святыя великомученицы Евфимии всехвалныя.].

11: "...Аще кто его (уголь) растопчет небрежением поповым или понмаревым, таковаго человека святии отцы проклятию предают. А попа того от церкви святии отцы велят отженути, а сана извергнути его..." Вряд ли в реальной жизни это правило когда-либо было применено по отношению к священнику.

Виталий Вараюнь: Это откуда вы такую фигню взяли? В монастырях если даже миро проливали, просто давали наказание - бить поклоны. Про такой бред с анафемами свт. Иоанн Златоуст говорил.

11: Виталий Вараюнь пишет: Это откуда вы такую фигню взяли? Из Вашего же, Виталий, сообщения, в котором Вы опубликовали фото с выдержками из текста... Или Вы не читали того, что публикуете...? Посмотрите снимок второго разворота книги.

Виталий Вараюнь: Вот видите какой я не внимательный, а вы еще меня слушаете. Книга то ваще сомнительная, никоном пахнет....

11: Ничего. бывает... А что за книга-то?

Виталий Вараюнь: Сия книга столника Автамона Михаиловича Головина; на втором порожнем листе: Книга житие св. Филиппа дана в Свято-Троицкую Сергиеву лавру вкладом морскаго флоту порутчиком Сергием Автономовичем Головиным. Михаил Головин сконч. 1689, сын его Автоном 1720 г., внук Сергий, неизвестно когда, в 1734 г. продал двор свой в Спб. под лаврское Фонтанное подворье. См. № 2672.

Михаил Орехов: Спаси Христос за ответы, братия. Тексты правил интересны, но хотелось-бы поболее личного опыта. Или кроме уважаемого САПа ни кто кациёй не пользуется? Кстати, вопрос по ладану. Уважаемый САП пишет о еловой смоле, а сосновая смола может подойти? САП пишет: Перед иконами обводом, круг перед иконой с Исусовой молитвой. (перед иконами три раза) Если я правильно понял кацеёй нужно описать вокруг иконы круг. По часовой стрелке? А форма креста не используется? PS. Уважаемые братие, тема эта скорее практического плана (хотя и теория весьма полезна). Поделитесь, пожалуйста, личным опытом.

Виталий Вараюнь: Я кадил "троекратно, т.е. так же, как и священники, дважды прямо и третий раз поперек". Думаю можно главные иконы кадить троекратно, а остальные иконы обводом с Исусовой молитвой, ведь если икон много кадить каждую займет много времени.

САП: Михаил Орехов пишет: а сосновая смола может подойти? От ее дыма горло дерет, а еловый мягче. Михаил Орехов пишет: кацеёй нужно описать вокруг иконы круг. По часовой стрелке? Вот посмотрите: http://drevlepravoslavie.mylivepage.ru/file/540/1249_3.00.avi (по ссылке предложение закачки игнорируйте) эпизод на 6:35 По солнцу обвод (по часовой стрелке), либо как та бабушка.

11: САП пишет: От ее дыма горло дерет, а еловый мягче. Рекомендую кадить смолой ливанского кедра. Она, в отличие от многочисленных сортов продающегося ладана, не имеет никаких примесей и химических отдушек. "И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого, и чистого ливана, всего поровну, и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас;..." (Исх.30:34-36). "...с дарами и ливаном в руках для принесения их в дом Господень" (Иер.41:5).

САП: 11 пишет: смолой ливанского кедра Много где подделку продают из смеси: магнезии, канифоли и ароматизатора.

11: САП пишет: Много где подделку продают Согласен, но канифоль при сгорании сразу выдает себя, даже если есть ароматизаторы. Кроме этого, в натуральной смоле очень часто можно найти мельчайшие частички древесины кедра. Поэтому желательно при покупке, прямо на месте, если это возможно, сжечь немного смолы. Настоящая смола ливанского кедра при сгорании издает прекрасный, ни с чем не сравнимый, аромат.

савин: Филипповцы кадят обводом, федосеевцы крестом: Положи три поклона в пояс: Боже милостив:, с Исусовой молитвой благословись у старшего или у Бога: Господи благослови покадить иконы; и кади в начале крест, потом иконы двумя движениями сверху вниз и слева направо, потом перекрестись с молитвой Исусовой, а в пасхальный период Христос воскресе; и поклонись в пояс, по окончании каждения три поклона и с Исусовой молитвой прощайся у старшего или у всей братии, а если наедине у Бога. Ладан думаю лучше самому из еловой смолы делать, а уголь лучше из яблони, липы из рыхлых пород деревьев. Вопрос поморцы как кадят обводом или крестом?

САП: савин пишет: Вопрос поморцы как кадят обводом или крестом? Крестом, хотя возможно перешедшие еще из каких согласий к поморцам кадят и по другому. Михаил Орехов Да еще забыл сказать, кацею нужно держать сложив персты как для крестного знамения, два перста вытягиваются вперед вдоль ручки, тремя держишь ручку.

11: Можно рекомендовать каждение смирной

Andy: О ладане О ладане (продолжение)

Andy: Способ приготовления угля для кадила: http://www.sunhome.ru/religion/13394

Константин Беляев: В Рыбацком у нас в СПб кацея малая 2700 руб., большая (с деревянной рукоядью) 4300 рублёв.

Jora: Как же понять этот отрывок в контексте темы? 16 Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном. 17 И пошел за ним Азария священник, и с ним восемьдесят священников Господних, людей отличных, 18 и воспротивились Озии царю и сказали ему: не тебе, Озия, кадить Господу; это дело священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не [будет] тебе это в честь у Господа Бога. 19 И разгневался Озия, - а в руке у него кадильница для каждения; и когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его, пред лицем священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного. 20 И взглянул на него Азария первосвященник и все священники; и вот у него проказа на челе его. И понуждали его выйти оттуда, да и сам он спешил удалиться, так как поразил его Господь. 21 И был царь Озия прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня. А Иоафам, сын его, начальствовал над домом царским и управлял народом земли. 22 Прочие деяния Озии, первые и последние, описал Исаия, сын Амоса, пророк. 23 И почил Озия с отцами своими, и похоронили его с отцами его на поле царских гробниц, ибо говорили: он прокаженный. И воцарился Иоафам, сын его, вместо него. (2Пар.26:16-23)

САП: Jora пишет: Как же понять этот отрывок в контексте темы? Каждение в храме Божьем где и святой олтарь, а речь о каждение дома перед иконами.

савин: А если в храме, например ещё не освящённом, службы всегда без попа, мирянину нужно кадить иконы или нет?

САП: савин пишет: А если в храме, например ещё не освящённом, службы всегда без попа, мирянину нужно кадить иконы или нет? По сути, это часовня, не соборная церковь, потому, думаю, в нем правила как и в келии...

Andy: Как в храме, так и в часовне, так и в доме у христианина, каждение кацеей может только приветствоваться.

САП: Andy пишет: в храме ... каждение кацеей может только приветствоваться. В храме должно кадить священным лицам кадилом на цепях:

Andy: САП пишет: В храме должно кадить священным лицам кадилом на цепях Согласен с Вами. Я говорил просто о тех случаях, когда священник отсутствует в храме - тогда и надо кадить кацеёй. А без иерея и диакон не имеет права облачаться и кадить кадилом на цепях. Может только как обычный мирянин - кацеёй.



полная версия страницы