Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Молитва над кутьею » Ответить

Молитва над кутьею

А. Емельянов: Случается, что на заупокойных литиях не поставляют кутью (не приготовили, например). Обязательно ли священству читать молитву над кутиею?

Ответов - 15

о. Андрей: Непременное благословение кутьи указано лишь в чине погребения, на панихиде или литье кутья приноситься лишь от усердия, если ее нет, то молитва не читается.

Украсс: А. Емельянов пишет: Обязательно ли священству читать молитву над кутиею? ответ - в вопросе. Если нет кутии - то зачем читать молитву и тем самым говорить БОГУ неправду .

савин: Кутья ставится в память умершего(их), поэтому её необходимо освящать на панихидах и литиях, кроме литий, которые служатся в будни после вечерни и утрени. Но вот не понятно почему у поповцев повсеместно освящают кутию на погребении, хотя в Потребнике нет на это указания, ведь ставится она именно в ПАМЯТЬ о умершем. И ещё забытое теперь правило ( конечно не всеми) на каждую службу кутию переменять. Я думаю, и молитву священник должен читать над каждой кутиёй отдельно, если отпевает нескольких христиан?


о. Андрей: савин пишет: Но вот не понятно почему у поповцев повсеместно освящают кутию на погребении, хотя в Потребнике нет на это указания, ведь ставится она именно в ПАМЯТЬ о умершем. Этому есть указание непосредственно в самом в чине погребения вместе, с помещенной там же на ряду, молитвой. савин пишет: Кутья ставится в память умершего(их), поэтому её необходимо освящать на панихидах и литиях Дайте, пожалуйста, ссылочку, где сказано, что на панихиде или литие непременно должна быть кутья. савин пишет: Я думаю, и молитву священник должен читать над каждой кутиёй отдельно, если отпевает нескольких христиан? Чуть Выше Вы сказали, что на отпевании читать эту молитву не следует... Относительно же чтения молитвы отдельно каждому усопшему не могу с Вами согласиться, ибо церковная практика говорит о том, что подобные молитвы читаются «общее всем» и лишь имена называются каждого, см., например, комментарии к чину крещения, там аналогичная ситуация.

А. Емельянов: А вот еще вопрос: на погребении, прежде чем проститься с покойным люди подходят ко Кресту на аналое. Поклоны кладутся в пояс или в землю?

о. Андрей: А. Емельянов пишет: А вот еще вопрос: на погребении, прежде чем проститься с покойным люди подходят ко Кресту на аналое. Поклоны кладутся в пояс или в землю? Поскольку в самом чине погребения поклонения кресту перед целованием усопшего вообще не значится, но совершается лишь по обычаю, то как-то однозначно ответить на Ваш вопрос невозможно – в каждой местности своя традиция в этом отношении. Но, думаю, что земные поклоны сильно замедлят само прощание с покойным, а стихер на последнее целование не так уж и много. Не вижу ничего предосудительного в том чтобы поклоны были поясные, мы ведь не всегда кланяемся перед крестом в землю, но нередко и в пояс.

Jora: У нас на Куьани так: Кресту в пояс, покойному - в землю.

савин: о. Андрей пишет: Этому есть указание непосредственно в самом в чине погребения вместе, с помещенной там же на ряду, молитвой. В большом потребнике (иосифском), он у меня имеется, молитвы на благословлении кутии нет, она находится в конце книги(гл.44, с.488 на об.) А вот молитва над кадилом непосредственно перед чином погребения " Священник облечется в ризы и покадит умершего крестообразно и речет: Благословен Бог:" ( гл.26, с.356) А вот на панихиде как раз указывается кадить кутию: " По отпущении вечерни оболкшуся свящ. в фелонь и приемше кадило и фимиян исходит в притвор.....приити же ему в притвор предуготовленеже бывши кутии, иерей же глаголет: Благословен: кадя над кутиею крестообразно" (гл.30, с.418) Незабывайте кутия ставится в ПАМЯТЬ о умершем. А на литии её ставят, потому что лития есть малая панихида и отпуст на ней панихидный " Иже живыми и мертвыми" и у нас сей обычай неизменен. Так что обычай благословлять кутию на погребении новомодный и никто не хочет этого исправлять, а жаль.

Аксиосъ: Насколько я знаю, у поморцев нет на погребении кутии. Только на панихидах...

Аксиосъ: А. Емельянов пишет: А вот еще вопрос: на погребении, прежде чем проститься с покойным люди подходят ко Кресту на аналое. Поклоны кладутся в пояс или в землю? Во многих местностях в соответствии с Ветковским уставом поклонения творят перед Богородичной иконой, а не Крестом. Два поклона в пояс прежде целования иконы и третий поклон земной после. Умершему же кланяются землю и целуют в венчик.

о. Андрей: савин пишет: В большом потребнике (иосифском), он у меня имеется, молитвы на благословлении кутии нет, она находится в конце книги(гл.44, с.488 на об.) А вот молитва над кадилом непосредственно перед чином погребения " Священник облечется в ризы и покадит умершего крестообразно и речет: Благословен Бог:" ( гл.26, с.356) А вот на панихиде как раз указывается кадить кутию: " По отпущении вечерни оболкшуся свящ. в фелонь и приемше кадило и фимиян исходит в притвор.....приити же ему в притвор предуготовленеже бывши кутии, иерей же глаголет: Благословен: кадя над кутиею крестообразно" (гл.30, с.418) Вы правы отчасти, действительно, если погребение совершается не на третий день, а позже или раньше, то Ваше утверждение будет верным, но с древности в Церкви был обычай на третины приносить кутию в память об умерших, а поскольку погребение обычно совершается в третий день, то оно и совпадает с третинами, а потому благословляется кутия. Потому и молитву кутие внесли непосредственно в чин погребения (в потребнике ее действительно нет, есть в служебнике). О том, что на третины приношение кутьи было и в древности смотрите у св. Симеона Фессалоникитскаго (л. 313 об). Аксиосъ пишет: Насколько я знаю, у поморцев нет на погребении кутии. Только на панихидах... А вот у поповцев ставить кутью и на погребении - обычай старый, по крайней мере, у И.Кабанова-Ксеноса в Истории Ветковской Церкви этот обычай уже упоминается.

савин: У нас такой обычай: мужчине мужскую икону (Спасителя, Николу), женщине - женскую (Богородицу), если в храме прощаются то ставят на налой с левой стороны, а если дома, то кладут икону в гроб в ноги покойному, подстелив новый плат, перед целованием два поясных, после земной, потом обходят гроб, перекрестясь целуют крест, кот., на персех и венчик, а потом кланяются в земь со словами: Прости мя Христа ради и благослови и помяни у престола славы Христа Бога нашего во царствии небеснем.

савин: о. Андрей пишет: а поскольку погребение обычно совершается в третий день, то оно и совпадает с третинами, а потому благословляется кутия Согласен.

Severo: савин зарегистрироваться не хотите, а то все ваши сообщения проходят через премодерацию, могут и теряться сообщения нечаянно.

А. Емельянов: Спаси Христос всех за сообщения и ответы! С наступающим праздником Богоявления, братие!



полная версия страницы