Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Пост-есть ли послабления? Где правило, а где предрассудки? » Ответить

Пост-есть ли послабления? Где правило, а где предрассудки?

Любава: Здравствуйте! Недавно исповедовалась, очень хотелось причастится,но батюшка в нашей церкви причащает только тех, кто постится строго. Поэтому взрослые причащаются только в пост. Дело в том, что я боюсь сейчас строго поститься- жду ребёнка. Боюсь, что похудею и обострится болезнь. То есть от мяса я ещё могу отказаться и легко, а вот с молочным труднее. Я всегда думала, что пост это прежде всего духовное воздержание, а действия плоти должны быть в помощь духу. И Спаситель говорил: не то оскверняет, что входит в уста, а то, что выходит... И получается, если я не буду соблюдать диету во время поста- возьму на себя грех. Я согласна, что полный пост- эта вершина, к которой стоит стремиться, но разве не существует практики послаблений? И как беременные постились до 17 века? И ещё вопросы) удивило, что верующим нельзя держать в доме собаку, мыться по выходным. Всегда думала, что это околоцерковные предрассудки. А собака считалась нечистым животным у иудеев...какое это имеет отношение к личному спасению- не понимаю...

Ответов - 65, стр: 1 2 All

Евгения: Доброго здравия,сестрица. Глава 25-я. - о том, что родильнице не необходимо соблюдать узаконенные посты 8-е правило Тимофея Александрийского - жене, родившей в четыредесятницу Пасхи, повелевает не соблюдать узаконенного поста, но подкреплять себя, насколько можно, и употреблением вина, и умеренной пищей: ибо пост придуман для обуздания тела, а когда оно слабо, то не нуждается в обуздании, а в помощи, чтобы оздороветь и собрать прежнюю силу.Матфей Властарь

Любава: И Вам доброго здравия! Вот про послабления кормящим я слыхала. Но мне до этого ещё далеко... а как сейчас быть-не понимаю...

Любава: И вот написано: ибо пост придуман для обуздания тела, а когда оно слабо, то не нуждается в обуздании, а в помощи, чтобы оздороветь и собрать прежнюю силу вот я и говорю о том, что сил-то у меня не много сейчас... и возможно обострение болезни. неужели же моё желание оздороветь будет являться грехом?


Евгения: Глава 4-я. - о посте 69-е правило святых апостолов определяет, чтобы верные сорокадневный период времени пред святою Пасхою пребывали, без всякого послабления в усердии, в посте и воздержании, приводя на память те дни, в которые Господь, постом укрепившись по человечеству, победил нашего врага; а также и всякую среду и пяток каждой из прочих седмиц года наравне с днями четыредесятницы (повелевает правило) проводить в посте и сухоядении; а не соблюдающих поста во все сии дни (правило) подвергает: клириков - извержению, а мирян - отлучению, кроме тех, говорит, которым препятствует телесная слабость соблюдать пост: ибо пост придуман для укрощения прихотливой плоти; а когда она удручена болезнью, нет большой необходимости укрощать ее постом. Посему безрассудно было бы не удостоивать снисхождения немощных и допускающих употребление рыбной пищи; употребление же вообще мяса ничем не различается от нечестия, хотя бы кто, находясь при последнем издыхании, думал подкрепить себя употреблением его; а по субботам и воскресным дням четыредесятницы позволяется употреблять пищу в достаточном количестве, по 66-му (64-му) Апостольскому правилу, которое ищи в 37-й главе буквы K. Собственно узаконен один сорокадневный пост - пред святой Пасхой: ибо если бы были и другие посты, то упомянуло бы правило и о них. Впрочем, думаю, [Согласно с Вальсамоном.] что никто из благомыслящих не будет обвинять постящихся и в другие посты, т.е. в пост святых Апостолов, Успения Святыя Богородицы и Рождества Христова. Ищи еще в 37-й главе буквы K 15-е правило святого Петра Александрийского. А десятое (пр.) Тимофея Александрийского - истощенному болезнию употреблять вино и елей в постные дни пред Пасхою считает делом правым, и (позволяет) держаться узаконенного сухоядения не по примеру других, а "сколько возможет понести", - или разрешать на каждый день, или через день, по рассуждению того, кому он предоставил устроение своих помыслов. [Добавление - из Вальсамона] Ищи еще 25-ю главу буквы G. Матфей Властарь Любава пишет: Но мне до этого ещё далеко... а как сейчас быть-не понимаю... А как священник объясняет пост в таком положении? В чем его смысл? Ведь пост для удручения,а сама беременность-это уже само по себе бремя и нелегкое..Да и к тому же не одна она уже женщина,но в ней живет другой человек,начало которого от самой матери,тоесть от нее берет для себя силы...

Любава: Евгения, неужели правда- отлучение?! и сейчас отлучают? Евгения пишет: употребление же вообще мяса ничем не различается от нечестия, хотя бы кто, находясь при последнем издыхании, думал подкрепить себя употреблением его А это не фанатизм? Честно говоря, не могу вместить... Разве не духом главное поститься? А что бы жизнь Богом данную сгубить, лишь бы не оскоромиться... Не могу поверить, что Богу это будет угодно. Священник мне ничего не объяснил, просто сказал- соблюдай- причащу. То есть если не буду поститься- это грех. Впрочем о болезни я ему не говорила подробно... На женском старообрядческом форуме мне ответила женщина, что не постилась при беременности из-за плохого самочувствия и потом каялась в этом.

Любава: Получается, несколько лет,пока не восстановлю здоровье буду без причастия ходить

Евгения: Любава пишет: Священник мне ничего не объяснил, просто сказал- соблюдай- причащу. То есть если не буду поститься- это грех. Впрочем о болезни я ему не говорила подробно... Вы попробуйте с ним обстоятельно пообщаться и о болезни скажите..

Любава: Да, Евгения, видимо это будет вернее всего. А что думаете насчёт мытья и собак? вообще интересно- существует ли сейчас в староверчестве живое действующее богословие, которое может ответить на такие вопросы...

Евгения: Любава пишет: А что думаете насчёт мытья и собак? Мыться по выходным-это наверно Вы имеете ввиду о дне воскресном? «Один день недели, – который называется Господним, потому что посвящается Господу, воскресшему в оный из мертвых, и тем общее всех воскресение предуказавшему и в нем предуверившему, – этот день святи святи (Исх. 20, 10 – 11), и никакого житейского дела в оный не делай, кроме необходимых, и всем, кои под тобою и с тобою, давай покой, чтоб вместе славить стяжавшего нас своею смертью и воскресением своим совоскресившему наше естество. Воспоминай будущий век и поучайся во всех заповедях и оправданиях Господних; и самого себя испытуй, не приступил ли или не оставил ли чего, и исправь себя во всем. Посещай в день сей храм Божий, и будь на всех службах церковных; причащайся Святого тела и крови Христовой, и начало полагай исправнейшей жизни; обновляй себя и уготовляй к принятью будущих вечных благ, ради которых земным не пользуйся на зло даже и в прочие дни; в день же Господень, чтоб Богу приседеть, совсем все то оставляй, кроме необходимейшего, без чего жить нельзя. Имея таким образом Бога местом прибежища, ты не преступишь заповеди, огня страстей не возжжешь, и бремени греха на себя не возьмешь; и тако освятишь день субботний, субботствуя не деланием зла. – Дню Господню уподобляй и великие узаконенные праздники, то же в них делая, и от того же воздерживаясь.» Св.Григорий Палама О собаках-знаю что и священники держат,но только в определенном месте-во двору. Запрещено держать в своих домах собак, как было записано в Уставе церкви, «по причине шума, который производят эти животные, так и по причине их непотребного поведения».

Алексей Муравьев: Что касается беременности, то по церковным правилам беременным женщинам пост послабляется. Для этого не надо просить попа. Это можно сделать и самому. И каяться в этом тоже не след - ты же ничего не нарушаешь. Что касается мытья и псов - мыться в воскресение, думаю, можно по правилу св. Тимофея о омовении рта даже перед причастием. Нельзя работать в этот день. Пса принято было держать не в доме, а на дворе или в сенях. Но это обычай, а не каноническая норма.

Любава: Алексей Муравьев, согласна с Вами! Вот именно что- обычай. Но священник меня об этом спрашивал на исповеди. То есть это вроде как грех!( хотя я сама собак не держу) а ещё на моё изъявление исповедоваться почаще( вообще думала несколько раз в месяц, что бы бдить ), батюшка сказал: зачем так часто, раз в год достаточно. очень я удивилась...

САП: Любава пишет: Вот именно что- обычай. Но священник меня об этом спрашивал на исповеди. То есть это вроде как грех! Шестого Вселенского собора правило 61. И тем, кто поддался волхвованию или так называемым мудрецам (или иным таковым же, которые могут предсказывать), если кто захочет раскрыть неведомое по первой, полученной от святых отцов заповеди - пусть следует правилу канона: на шесть лет они лишены причастия, как и те, кто водит медведей или другого какого зверя на развлеченье толпе и для заработка, кто предсказывает судьбу при рождении и родословную по звездам, и подобными речами вводит народ в заблужденье. Гадающие по облакам, чародеи, создатели амулетов и волшебники, этим занятые и не отступающие от пагубных сих языческих дел, - изгонять таковых повсюду из церкви требуем, как и повелевает закон священнику. "Что общего у света со тьмой?" - как сказал апостол, и как сочетается церковь божья с идолами языческими? какое соучастие верному с неверным? какое согласие Христу с дьяволом? Толкование. Те, которые следуют пагубному колдовству, ходят к волхвам и колдунам или приглашают их в дом свой, желая узнать через них неизреченное нечто, как и те, кто кормит и держит медведей или каких-нибудь псов или ловчих птиц для охоты или развлечения и для прельщения толпы, или верят в судьбу и в родословцы, то есть в рожаниц, и в колдовство по звездам и гадают по облакам бегущим, - всех, творящих такое, повелел собор на шесть лет отлучать от причастия, пусть четыре года стоят с оглашенными, а остальные два года - с верными, и тем самым сподобятся божественных даров. Если же не исправятся они и после отлучения и языческого обмана не оставят, то от церкви - везде и всегда - пусть изгонятся. О волхвах и колдунах говорили богоносные отцы и церковные учителя, а больше всех Иоанн Златоуст говорит: те, кто занимается волшебством и колдовство творит, если даже они и изрекают имя святой Троицы, если даже и творят знамение святого креста Христова, - все равно подобает их избегать и от них отвращаться. Кроме того есть чин об освящении храма после того как в него вскочит пес, а дом християнина малый храм, где совершаются молитвы Богу: л. 289. Молитва, егда вскочит пес в церковь. Потребник исх. ХVІ или нач. ХVІІ века http://stsl.ru/manuscripts/big.php?col=1&manuscript=227&pagefile=227-0291 http://stsl.ru/manuscripts/book.php?col=1&manuscript=227

Cergiy: ох попьё, ленится))))) им же там вроде чево-то надо молиться чтобы исповедовать))) мож ошибаюсь =)

Любава: САП, про освящение храма знаю, но не увидела в соборном правиле указание на "как и те, кто кормит и держит медведей или каких-нибудь псов или ловчих птиц для охоты или развлечения ", которое есть в толковании. А чьё толкование, можно узнать? Или оно тоже входит в правило? Или же приписано позднее?

Любава: Да, ответьте ещё, пожалуйста, кто-нибудь про исповедь. Неужели же раз в год достаточно?

Jora: Любава пишет: Неужели же раз в год достаточно Конечно же, нет. Хотя бы раз в Пост. А в Великий можно и дважды.

Любава: а некоторые (моя сестра)) вообще рекомендуют каждую неделю- она, по-крайней мере, так во время беременности исповедовалась- соответственно и причащалась часто. Но её опытом церковным я не могу в полной мере воспользоваться, т.к. она в- РПЦ МП.

САП: Любава пишет: А чьё толкование, можно узнать? Это толкование Сильвестра 16в. царского духовника: http://treeofknowledge.narod.ru/domostro.htm Но я так понимаю, что толкование это опиралось на древнее предание. Любава пишет: Неужели же раз в год достаточно? Если говеть чаще не можете, то да.

Евгения: Из Писания: «И приготовил сын его нужное для пути.И сказал ему отец:иди с этим человеком,живущий уже на небесах Бог да благоустроит путь ваш,и Ангел Его да сопутствует вам!-И отправились оба,и собака юноши с ними.» (Тов.5: 17). Вот интересно,идущий человек ведь с юношей был Ангел Рафаил.

Евгения: О храме: Глава 15-я. - о том, что не должно внутри церкви бывать так называемым "вечерям любви", ни пиршествам, ни внутри священных оград ее быть корчемнице, ни предлагать что-либо на торговлю, ни вводить без нужды животное, ни оставаться кому-либо с женою А 88-е (правило того же Собора) без нужды вводящих внутрь церкви какое бы то ни было животное, - клириков извергает, а мирян отлучает. Если же кто, говорит (правило), путешествуя, например, зимою и не имея пристанища, вошел в храм и животное ввел с собою, то не заслуживает порицания, как сделавший это не по воле, но по необходимости, из боязни, дабы, в случае погибели животного от стужи, и сам он, хотя бы он и думал, что избежит в то время смерти от простуды, не подвергся опасности, не имея возможности без него продолжать путь. Ибо суббота, говорит, человека ради бысть (Мрк. 2, 27), дабы успокоился раб твой и подъяремное (Исх. 20, 10). Таким образом, успокоение животного предписано законом не ради его самого, но ради человека, дабы, после отдохновения, он имел его потом более бодрым, - как говорит и великий Павел: о волах ли печется Бог (1 Коринф. 9, 10) [Из Зонары, почти буквально. Тот. 137, р. 816.]; неприлично также впускать каких-нибудь пернатых, дабы извержением их не была осквернена святыня [Из Вальсамона,].Матфей Властарь

САП: пес возвращается на свою блевотину (С) Псы - рвотоядцы, говоноядцы и пополизы... Его место во дворе, дом охранять...

САП: Евгения пишет: Если же кто, говорит (правило), путешествуя, например, зимою и не имея пристанища, вошел в храм и животное ввел с собою, то не заслуживает порицания, как сделавший это не по воле, но по необходимости, из боязни, дабы, в случае погибели животного от стужи, и сам он, хотя бы он и думал, что избежит в то время смерти от простуды, не подвергся опасности, не имея возможности без него продолжать путь. Речь о вьючных, а не о псах. Псы и в снегу спят...

Dmitriy: САП пишет: Псы - рвотоядцы, говоноядцы и пополизы... А кошки не ...лизы?

САП: Dmitriy пишет: А кошки Кошка тоже нечиста, но по икономии, по тому, что она мышей ловит, а от них погани еще больше, кошки в дома и храмы християн допускаются... л. 287. Молитва, аще случится скверну впасти во что любо мышь или жаба. http://stsl.ru/manuscripts/book.php?col=1&manuscript=227

Евгения: САП пишет: Речь о вьючных, а не о псах. Возможно,просто заметила какое бережное отношение к животному,которое служит человеку:«успокоение животного предписано законом не ради его самого, но ради человека, дабы, после отдохновения, он имел его потом более бодрым»

Любава: САП, честно говоря- не убедило...Я всё равно не верю,что держать собаку- грех перед Богом. Другое дело, что привязанность к животному можно довести до греха. А перед исповедью, пост же не месяц, а несколько дней- это исполнить могу вполне. Евгения, действительно, интересная цитата из Писания. И гораздо более ранняя, чем утверждение о скверне собак. Или нет? Насколько знаю- первым об этом говорил Моисей, да и то- в силу вынужденных причин.

САП: Евгения пишет: он имел его потом более бодрым Там речь о вьючных: не имея возможности без него продолжать путь. Любава пишет: честно говоря- не убедило...Я всё равно не верю,что держать собаку- грех Дело ваше, но ни какой старообрядческий поп не пойдет освящать жилье в котором живет пес.

Любава: САП, не сомневаюсь. Вопрос-то мой немного другой был- неужели держание собаки само по себе является грехом, в котором надо каяться?

Евгения: Любава пишет: Я всё равно не верю,что держать собаку- грех перед Богом. Мне кажется любое животное должно просто иметься по предназначению.Возможно именно потому,что кошка ловит мышей поэтому ее держат и в домах,а собаки-они хороши как дом охранять так и для того,чтобы скот оберегать..Думаю от подобного использования и животному лучше и человеку.Почему собака не в доме,может действительно от ее агрессивного поведения,ведь если она служит охраной,значит и силу на это имеет.Поэтому наверно подобным животным место должно быть во дворе..

САП: Любава пишет: Вопрос-то мой немного другой был- неужели держание собаки само по себе является грехом, в котором надо каяться? Ну, что ето за благочестие, ежели попа в дом нельзя позвать?

Любава: Евгения, полностью с Вами согласна. Всегда считала, что собаки в квартирах страдают. А с недавнего времени так вообще о всех животных стала думать- всякой живности лучше на природе. И человеку тоже, кстати Сап, а благочестие и греховность- одно и то же? Нашла определение благочестия в Википедии: Основа благочестия - чёткое, непорочное следование предписаниям Библии (прежде всего в Новом Завете) о характере христианина. Опорные наставления по благочестивому ведению себя через жизнь можно извлечь из Нагорной проповеди Иисуса Христа и посланий апостолов различным Церквям и отдельным христианам.

Любава: Сап пишет: Ну, что ето за благочестие, ежели попа в дом нельзя позвать? А что- священник вообще не заходит в дом, где собака живёт?

САП: Любава пишет: благочестие и греховность- одно и то же? Нашла определение благочестия в Википедии: Основа благочестия - чёткое, непорочное следование предписаниям Библии Видать ету статью в Википедии не староверы писали Благочестие - это религиозность, следование своей религии (религия - связь Божества и человека)...

САП: Любава пишет: А что- священник вообще не заходит в дом, где собака живёт? Побрезгуют

Евгения: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15: 27). Увидев, что Апостолы не имели успеха в своем ходатайстве, женщина снова и с жаром приступает к Исусу и называет Его Господом. Когда же Христос назвал ее псом, так как язычники вели нечистую жизнь и осквернялись идольскою кровью, а иудеев назвал чадами, хотя они явились после чадами эхидниными; то она разумно и весьма мудро отвечает: хотя я и пес и недостойна принять хлеб, то есть какую либо силу благодати и особенное знамение, но не лиши меня сего; для Твоей силы это маловажно, а для меня весьма важно, - не лиши меня только крупиц, которые для ядущих хлеб не важны, а для псов важны, ибо они питаются ими. Бл.Феофилакт. А вот интересно-если псы едят крохи,которые падают со стола,значит ли это что и псы в то время находились в домах? Св. Патриарх Фотий писал: «Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми — не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое предав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда — ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился»

САП: Евгения пишет: А вот интересно-если псы едят крохи,которые падают со стола,значит ли это что и псы в то время находились в домах? Столы стояли во дворах, под сенью листьев, жарко очень в Израиле летом

Евгения: САП пишет: Столы стояли во дворах, под сенью листьев, жарко очень в Израиле летом Значит трапезничали они на улицах?:) Может быть,кто знает.. САП пишет: ни какой старообрядческий поп не пойдет освящать жилье в котором живет пес. Это так..Просто интересно почему так..

Любава: побрезгуют? чем? собака- тоже тварь Божья, и животные- они ж безгрешные... хотя я ещё могу сколько-то понять отказ в освящении... наверное... а разве следование заветам Христа- не истинное благочестие? не вижу коренных противоречий в Вашем определении благочестия и в приведённом. Вот есть такие слова блаженного Августина :"Единство в главном, разнообразие во второстепенном и любовь — во всем". Разумные слова, думаю. Это я к тому, не является ли мнение о собаках- второстепенным? Простите мою настырность. Правда хочется разобраться.

Любава: Вот, я именно эту цитату и вспоминала, Евгения. Про нечистоту пса было сказано для иудеев, что бы их оградить. А для чего ограждать современных русских православных Моисеевым запретом?

Косолапый: Евгения пишет: бережное отношение к животному,которое служит человеку а вы скажите, как собака в доме "служит" человеку? Тапочки приносит? Это миф, собака реально человеку уже давно не служит. На самом деле, выходит, что человек служит собаке, когда она живет в его квртире - выводит ее гулять, в случае чего, дерьмо за ней убирает, моет ее, кормит, на подушку с собой кладет (!!!), чешет и т. д. И собак в квартире заводят без нужды, а именно - для развлекухи. А на это есть запрещающее правило. Любава пишет: собака- тоже тварь Божья, и животные- они ж безгрешные... понимаете, собака когда жрет свое говно (пардон) не грешит, такова ее природа. Зато оскверняет все вокруг, в т. ч. и место, где висят иконы. Таким образом человек, попустивший это осквернение, допускает грех, как Господь сказал: Не дадите святыни псом, ни бисера свиниям. Тут вина не в собаке, а в человеке, попускающем говноедство в своем доме.



полная версия страницы