Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Какой национальности ныне староверы? » Ответить

Какой национальности ныне староверы?

Знатнов: Сказывают, что среди старообрядцев оказывается можно найти не только «природных русачков», но румын, коми, немцев, грузин и даже чуть ли ни китайцев. Правда, надо полагать, речь идет все-таки об обрусевших инородцах. Али нет? В связи с постоянными обвинениями староверов со стороны никониан в «этническом изоляционизме» и даже «расизме» интересно было бы знать из первых уст, из каких этносов, кроме великороссов, слагается современное старообрядчество и так ли уместно величать тепереча оное «русским»? Особенно ценны оказались бы свидетельства тех старообрядцев, в крови которых течет не только русская кровь. Чрезвычайно любопытно, насколько сохранили свой национальный стержень староверы за рубежом. И вообще, этническая «русскость» - это обязательное условие для настоящего старообрядца?

Ответов - 111, стр: 1 2 3 All

САП: Знатнов пишет: МОЖЕТ ЛИ СОВРЕМЕННОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО СУЩЕСТВОВАТЬ ВНЕ РУССКОГО ЭТНОСА? ЕСЛИ МОЖЕТ, ПРОШУ АРГУМЕНТИРОВАТЬ! ЕСЛИ НЕ МОЖЕТ, ДОКАЖИТЕ И ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ. Есть же грузинская древлеправославная церковь: http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-staroob-iversk.html Есть в РДЦ епископ из греков старостильников служащий в Иеросалиме на иврите и крестящийся двуперстно(!) Есть безпоповцы карелы, вепсы и пр... Знатнов пишет: Интересно бы узнать, какой украинец (или украинцы, если их много) среди староверов имеет священнический и епископский сан. Мой духовник о.Сергий Лисуренко.

dgvol: САП Спаси Христос

КарякинАлексей: Знатнов пишет: узбек-старовер Ах вот куда копаешь, дорогой товарищ.


КарякинАлексей: САП пишет: Мой духовник о.Сергий Лисуренко. Вот как у вас отлично получается, значит украинцы (и даже люди с окончанием на "о") к русским отношение не имеют. Зато всякого чурбанью они рады открыть свои объятья. Вот это и есть руссофобия чистой воды.

САП: КарякинАлексей Простите не понял вас, что вы имеете в виду? Что фамилии оканчивающиеся на "о" не малоросские? И при чем тут "всякого чурбанью они рады открыть свои объятья"? Кто "они"?

Iwанн: Severo пишет: Русский нацизм, таких вешать нужно было и сейчас. Христос к стати не русским был, если вы тупые забыли....и Апостолы...и Матерь Божия...и папа Римский Климент..и Никола...мерзко. Благодаря этому "национализму" мы выжили , и называем себя русскими , а не латышами , поляками ,литовцами , эстонцами . А она действительно опаганила .. После смерти мужа и его отца начала тихо выживать свекровь из её же дома .. При этом делая вид ,что все хорошо . Мой прадед случайно узнал ,что его мать хотят отдать в дом престарелых , сразу забрал конечно же . Потом пришел за иконами и книгами отца , конечно не отдала , устроила скандал . Еще был такой случай ,пригласила в гости всех наших (до мной рассказаных событий ,мужа уже не была) пообщались , поболтали , угостила едой .. Правда потом сказала - ну что как мясо ? А говорите что староверам нельзя нутрий (или хорька) а ели и ничего .. Кто смог тот поблевал ... Весело одним словом . Так вот возвращаясь к книгам и иконам , как-то моя мать говоря уже с её дочками ,заговорила о том ,что было бы неплохо купить(!) родовую икону у них ,хотябы одну . Те же в свою очерь рассказали о своём героическом поступке ,как они все иконы и книги отдали в храм ( стираю скупую слезу) , ну что хорошее дело . Прошло время , и как-то моя матушка общаясь с женой наставника , заговорила на тему икон , говоря ,что было бы интересно посмотреть где они стоят в храме . Оказалось ,что ни одной иконы в храме нет , потом выяснили о том что они проданы антикварам ,, Вот такая веселая история Наши бы так не сделали Черта крести , а он кричит - пусти Простите что нудно и долго , интернационал Severo меня вынудил )) И еще я не хочу сказать ,что все неофиты такие , но попадается и такое чудо

Maximus: А я украинец, предки мои все тоже украинцы-бойки(возможно с большой долей немецкой крови), по вере были меннониты, эмигрировали в Канаду в конце 70-х.

11: Знатнов пишет: Интересно бы узнать, какой украинец (или украинцы, если их много) среди староверов имеет священнический и епископский сан. Архиепископ Киевский и всея Украины Саватий (РПСЦ). Среди священников и диаконов тоже есть много украинцев.

Maximus: КарякинАлексей пишет: Вот как у вас отлично получается, значит украинцы (и даже люди с окончанием на "о") к русским отношение не имеют. Зато всякого чурбанью они рады открыть свои объятья. Вот это и есть руссофобия чистой воды. В Христе нет ни эллина ни иудея.

11: Максим, согласен с Вами. Не следует зацикливаться на вопросе национальности. Как сказал Св.Апостол Павел в послании к Солуняном: "...Несть еллин ни июдей, обрезание и необрезание. Варвар и скиф. Раб и свобод, но всяческая и во всех Христос" (Зач.257).

Наталия: Iwанн пишет: Простите что нудно и долго , интернационал Severo меня вынудил )) И еще я не хочу сказать ,что все неофиты такие , но попадается и такое чудо Вот это да , действительно не считаете? А чего же вы тогда неофитам, пришедшим на форум в форме параноидальной истерии внушаете, что все неофиты по своей крови являются перемешанными со всякими нацменами уродцами и только одни коренные староверы - это русские люди? (П.С. вам ваши посты откопировать из л.с. и переслать? а то вдруг забыли чего?)

Iwанн: Наталия пишет: параноидальной истерии Ей не страдаю ,просто знаю историю . (пообщаемся более подробно после поста)

Konstantinъ: Трагедия (ну или счастье) в том, что два поколения у нас в семье неверующих из себя делали. Поэтому всё пришлось с начала начинать. Точно знаю что кровь русская до пятого колена, дальше не заглянуть; но судя по тому что все на земле работали или ремесленниками были до совка (Нижегородская губерния, Гдовская и Тверская) - и дальше так. Ну там татары наверное над скулами и курносостью поработали со стороны матери (село Большое Мамлеево Нижегородское)! Так вот счастье в том, что можно всё с чистого листа - к святым истокам!!! без всех этих никонианских преодолений.

Iwанн: Konstantinъ пишет: Так вот счастье в том, что можно всё с чистого листа - к святым истокам!!! без всех этих никонианских преодолений. И это к лучшему , мозги не промыты . Бог в помощь

Konstantinъ: Iwанн Спаси Христос!

КарякинАлексей: САП пишет: КарякинАлексей Простите не понял вас, что вы имеете в виду? Что фамилии оканчивающиеся на "о" не малоросские? Украинцы как народа нет, есть потомки русских различной степени ополяченности. Галицийская мова (украинский язык) - это смесь русского, польского и латинского. Украина и Малоросия - это русские название областей, причем название украина использовалась еще 15 веке по отношению к Рязанской земле. Малороссия - термен вошедший в широкое употребление при царе Алексее. После завоевание Литвой, а потом и Польшей, местное население называлось русинами, а язык русский (в Литовском княжестве использовался до конца 17 века в официальных документах). Между прочим, ополячиванию подверглись не только житили Западной Руси, но и литовцы. Даже Мазепа, между прочим, использовал по отношению к своим владениям название типа Росийское княжество или Сарматия, но никак не Украина. Украинизм появился в Российской империи в 19 веке, благодаря полонофильскому дворянству, пропольской агитации в вузах и наплевательскому отношению правительства. Никаких малороссов сейчас нет, особенно в России, есть русские. А что касается архиепископа Саватия, то напомню, что Киев - мать городов русских, а Старая Вера есть на территорие госудаства Украина, только благодаря русским переселенцам и бежанцам. К сожалению большинство староверческих поселений находится на правобережье, где народ натаскивают на русских и Москву, ради НАТО и ЕС.

Роман Майоров: Виталий Вараюнь пишет: Есть в России одна девочка из Африки, которая осталась у старообрядцев... вот мжт на ней кто пожениться... будут мулаты-староверы =) Дык в Новгороде, кажется, у поморцев пара мулатов на приходе, есть на украине афро-украинец...в Ири мулат-алтарник у единоверцев...

11: Карякин Алексей пишет: Украинцы как народа нет Оказывается, есть и такая точка зрения: Удивительная история про людей и языки

Iwанн: Ибн Мискавейх Народ этот могущественный, телосложение у них крупное, мужество большое, не знают они бегства, не убегают ни один из них, пока не убьет или не будет убит. В обычае у них, чтобы всякий носил оружие… Буду воспитывать в вас патриотизм

Партизан: Александр пишет: Есть староверы-кряшены, этнические татары. Где они обитают, не знаете?

Александр: Партизан пишет: Где они обитают, не знаете? В Татарстане. Точных адресов нет, мне рассказывали казанцы. Есть поморцы, а есть белокринницкие.

Александр: Iwанн пишет: новый соглас ? Есть поморцы, а есть члены РПсЦ. Iwанн пишет: Запущенный случай Коми-поморцы были с тех самых времён св. Стефана Великопермского. Они никогда не были никонианами. Это одна часть коми, а вторая - это обращённые в староверие в 18-м веке коми. Кстати, бывающий ныне редко на форумах поморский наставник г. Сыктывкар Иван Сокерин - коми.

Severo: Партизан пишет: Где они обитают, не знаете? В Татарстане каждый 5 - крящен

maxtalmann: Знатнов пишет: Вот это-то и интересно: узбек-старовер, эстонец-старообрядец. А много ли среди этнических среднеазитов, кавказцев, прибалтов и евреев старообрядцев? Po povodu uzbekov ne skazu,a eestlased,to bish estonzy est....Nazyvaju tak mydrenno,popomu,chto estoncy ne javljajutsja odnorodnoy naciey,kazdyy uezd na svoem jazyke....Sredi settu est starovery.Settu eto ziteli juznoy Estonii.Ja ne pomnju v kakoy strane Latinskoy Amerike,no tam prinjal staroverie negr.Eto po TV pokazyvali-negr v kosovorotke.Ja ne pomnju god i stranu.

Iwанн: maxtalmann пишет: Po povodu uzbekov ne skazu,a eestlased,to bish estonzy est....Nazyvaju tak mydrenno,popomu,chto estoncy ne javljajutsja odnorodnoy naciey,kazdyy uezd na svoem jazyke....Sredi settu est starovery.Settu eto ziteli juznoy Estonii.Ja ne pomnju v kakoy strane Latinskoy Amerike,no tam prinjal staroverie negr.Eto po TV pokazyvali-negr v kosovorotke.Ja ne pomnju god i stranu Сегодня в приват Иулия писала , так же подтвердила ,что не мешались до совка . К какому согласу эти "староверы" принадлежат , и на каком языке общаются и ведут службы ?

Severo: maxtalmann пишет: v kakoy strane Latinskoy Amerike,no tam prinjal staroverie negr.Eto po TV pokazyvali-negr v kosovorotke.Ja ne pomnju god i stranu. Не негр он, просто смуглый.

боинг: Severo пишет: Не негр он, просто смуглый. я это видел. шахтер.

maxtalmann: Iwанн пишет: Не мешались вплоть до совка ,за рубежом ,во всяком случае . ,,Meshalis,,-ja eto videl.I prinjatie staroverija bylo po ljubvi-pri brake.A kto eto byli popovcy ili net ja ne pomnju.Eto bylo v nachale 90-h.Ja togda byl studentom...Uchilsja v Avicionnom...

Iwанн: так это совковые времена

Iwанн: Iwанн пишет: Eto bylo v nachale 90-h

Iwанн: СТАРОВЕРИЕ В ЛАТВИИ На бегство стар-дцев на террит. Латвии в сер. XVII в. указывают несколько ист., но ранняя дата переселения в них не конкретизирована. Согласно "Дегуцкому летописцу", первые организованные группы стар-дцев появились в герцогстве Курляндском в 1659, в дер. Лигинишки (ныне Д-пилс), а в 1660 здесь был построен первый "древлеправославного христианства" молитвенный храм. "Дегуцкий летописец " повествует и о первом на террит. Латвии иерее Терентии, рукоположенном еще до раскола, не признававшем реформы и бежавшем вместе с малолетним сыном Афанасием в 1677 в герцогство Курляндское, где он поселился в дер. Лигинишки. Он был первым настоятелем храма. Иерей Терентий и его сын Афанасий сыграли важную роль в становлении стар. общин в Латвии. Иереем Терентием в 1699 был освящен втор. храм в Курляндии, в дер. Балтруки (ныне ок. Илуксте), где настоятелями были Афанасий Терентьевич, Степан Афанасьевич, Иван Стефанович. Иерей Терентий способствовал созданию моленной в дер. Володино, ок. Динабурга (ныне Д-пилса). Точная дата неизвестна. Община является старейшей из ныне существующих в Латвии. Ко времени реформы Никона они, оставаясь правосл., были оторваны от официальной Церкви и присоединялись к прибывавшим сюда противникам новшеств. Напр., в Курляндии на левом берегу Даугавы, где начинался 50-километровый порожистый участок, издавна существовала населенная выходцами из Рос. Слобода, жители кот. обслуживали провозку товаров, ремонт и проводку судов и т. д. С нач. раскола население стало быстро расти и уже в 1670 герцог Якоб даровал Слободе статус города (Якобштадт, ныне Екабпилс) с правом и впредь принимать в гражданство "всех родом и именем Российской нации честных людей", с предоставлением ряда льгот (напр., с освобождением от всяких налогов на шесть лет и др.). Стар-дцы поселялись в Р., находившейся во владениях Швеции, и в Латгалии - вост. части Латвии, входившей в состав Речи Посполитой. Уже к концу XVII в. сложилась целая система переправы беглых из Рос. за границу. Как отмечает один из исследователей ранней федосеевщины П. Иустинов, "дорога из новгородских пределов в Польшу была торная, и немало до Федосия прошло и проехало по ней христиан и в одиночку и большими толпами". Втор. волна переселения стар-дцев на террит. Латвии обусловлена как обострением социальных противоречий периода правления Петра I, так и его политикой по отношению к стар-ству. В это время происходит обособление федосеевского толка, получившего повсеместное распространение на террит. Латвии

Iwанн: СТАРОВЕРИЕ В ЛИТВЕ основу периодизации истории стар-ства в Литве положены события и процессы церк. развития с учетом изменения полит. ситуации. Это естественно, поскольку Церковь на земле живет в тесной связи с судьбами пасомых ею народов. Наиболее существенными этапами истории стар-ства в Литве являются: 1) ранний период -1679-1710 (во всей Речи Посполитой - с 1659); 2) собственно федосеевский период — ок. 1710-1823; 3) смешанный, федосеевско-поморский, или переходный период - 1823— 1918; 4) поморский период - с 1918 по настоящее время Начало эмиграции стар-дцев на террит. совр. Литвы (часть ВкЛ) относится к концу 1670-х. Анализ "Дегуцкого летописца " позволяет утверждать, что бывший стрелецкий десятник Трофим Иванов был одним из первых стар-дцев-эмигрантов, поселившихся в 1679 в сев.-вост. части Литвы. Первый достоверно известный стар. храм на ее террит. был сооружен в 1710 в дер. Пуща ок. Кряунос (ныне Рокишкский р-н). Первым наст. Пущанской общины (см. Бобришкская община) был Афанасий (Антоний) Терентьевич из Лигинишек (ныне Д-пилс). Надо полагать, что в 1679-1710 поселения стар-дцев на террит. совр. Литвы были еще малочисленными В первой пол. XVIII в. численность поселений стар-дцев в ВкЛ постоянно росла. В это время рус. эмигранты жили в вост. и сев.-зап., а также в зап. части ВкЛ. До 1760 лишь на террит. совр. Литвы действовало не менее 8 стар. общин. Стар-дцы в ВкЛ были, гл. обр., выходцами из южной части Псковской провинции. Немало стар-дцев переселилось из сев. части Псковской, Тверской (Торопецкий и Ржевский у.) и Новгородской провинций. Отдельные стар-дцы пришли в ВкЛ из Смоленского у., Москвы, Устюга, Серпухова, а также из Галицкого, Суздальского и Воротынского у. Большинство переселявшихся стар-дцев в социальном отношении были помещичьими крестьянами. Менее значительную группу составляли посадские люди и купцы. Среди них были дух. лица, а также представители боярских родов. В 1760-1790-х эмиграция стар-дцев в сев.-зап. и зап. часть ВкЛ продолжилась и даже усилилась. В это время на террит. совр. Литвы было сооружено еще 9 стар. храмов. В это время среди потомков федосеевцев на террит. совр. Литвы постепенно происходило утверждение брака и сближение с учением и практикой более умеренного поморского брачного общества. В 1823 в Дегуцкой общине были приняты метрические книги о новорожденных, бракосочетавшихся и умерших. Как уже указывалось, полемика между федосеевцами и поморцами, начавшаяся во втор. трети XVIII в., привела к тому, что в нач. 1820-х федосеевцы в Дегучяй приняли учение о бессвященнословном браке, а их наст. начали венчать беспоповцев по специально составленному церк. обряду (чину). Дегуцкая община была, видимо, первой беспоповской общиной в Балтии, принявшей браки.

Iwанн: СТАРОВЕРИЕ В ПОЛЬШЕ первые староверы-беспоповцы в Сувалкско-Сейненском и Августовском регионе совр. Польши (тогда Речи Посполитой) появились в последней трети XVIII в. До первого раздела Речи Посполитой (1772) здесь проживало от 100 до 200 тыс. староверов различных течении. После раздела некот. ушли на запад. Тогда и появились стар-дцы в Сувалкско-Сейненском регионе, куда переселились также стар-дцы из Курляндии, Лифляндии и Вил. воеводства Периодизация. В основу периодизации истории староверия в Польше положены события и процессы церк. развития с учетом изменения полит. ситуации. Наиболее существенными этапами истории староверия в Польше являются: 1) собственно федосеевский период - последняя треть XVIII — нач. XIX вв.; 2) смешанный, федосеевско-поморский, или переходный период - 1820-е — 1920-е; 4) поморский период - с 1920-х по настоящее время Известно, что уже в конце XVIII - нaч. XIX вв. в Сувалкско-Сейненском регионе было 20 стар. поселений (ок. 100 семей). В 1784-1792 (а по устным преданиям еще раньше) здесь существовали следующие стар. дер.: Глубокий Ров, Шуры, Водзилки, Лопухово, Раштабель, Залещево, Высока Гура, Бяла Гура, Погорелец и др.. Начали создаваться и первые стар. общины: Глубокоровская (до 1792), Гутская (до 1792; по-польски Huta), Погорелецкая (с 1801) и др. Возникновение общин было связано с деятельностью известных федосеевских наст. Курляндии и ВкЛ, таких как Степан Афанасьевич. Сначала староверы-беспоповцы принадлежали к федосеевскому течению (согласию) или, как неточно писали в светских документах, "филипповскому", "пилипонскому".

Iwанн: Мои из Погорелецкой общины

Знатнов: КарякинАлексей пишет: Знатнов пишет: цитата: узбек-старовер Ах вот куда копаешь, дорогой товарищ. Уж не знаю, проницательный вы наш, представители какого племени вам товарищи, но меня, прошу покорно, в оные не зачисляйте. Среди моих действительных товарищей и соплеменников отродясь не было ни бдительных шептунов, ни хронических интернационалов и ни рептильных Шовенов.

Знатнов: 11 пишет: Среди священников и диаконов тоже есть много украинцев. Много говорится, что много, а назван лишь один иерей Сергий Лисуренко.

Знатнов: Konstantinъ пишет: По мне так в сравнении: зайти в никонианский храм (там всё можно увидеть.Я цыган видел.) и в староверческий (мож прицел сбит, но кроме русских никого не видел. Но русских всяких.) То-то и оно, что всяких. У меня есть один знакомый, профессиональный этнолог, который разрабатывал какую-то тему и ему в связи с ней надо было поизучать староверов. Он работал на Северном Кавказе, в Поволжье, Центральной России, Прибалтике, Украине, Белоруссии и др. местах - грант отрабатывал. Так вот он показывал мне фотографии "всяких" старообрядцев, объясняя с точки зрения науки, что этнически они нерусские (имен и местностей не называю, дабы кого-то случаем не смутить). Для либерально озабоченных сразу оговорюсь, что он этнолог, а не расолог. Да здесь на форуме тоже фотокарточки печатали, на которых можно найти лица "всяких" староверов. Вероятн

Знатнов: Вероятно, при советской власти с ее колоссальными насильственными и добровольными переселениями народов, а также ослаблением религиозной напряженности в массах произошел и какой-то этносдвиг в сознании людей в сторону его тотальной интернационализации. В официальных протоколах брежневских мудрецов накануне самоликвидации Советского Союза так и писали: "в СССР появилась новая вненациональная общность людей - советский человек". Но ведь не только "совок" в этом виноват. Например, в Румынии, большинство старообрядцев - этических русских - полностью орумынилось в то время, как в той же Турции казаки-некрасовцы с турками за двести с лишним лет ни разу не смешались. Следует разобраться в причинах явлений. Есть ли какая-то одна тенденция в этническом развитии современного старообрядчества (и какова она) или в нем идут несколько (каких) разнонаправленных процессов? Вот вы здесь на форуме в основном молодежь добрачного и младобрачного возраста. Мне интересно знать, насколько вы готовы связать свою судьбу с армянкой, чеченкой, негритянкой, татаркой, еврейкой, румынкой, китаянкой и т.п. при условии, что ваша избранница примет вашу веру. Во избежании различных недоразумений и предположений сразу скажу про себя (хоть в добром браке состою уже 20 лет), что для меня смешение в браке с нерусской было и остается категорически неприемлемым.

САП: Знатнов пишет: назван лишь один иерей Сергий Лисуренко. Архиепископ Киевский и всея Украины Саватий (Стефан Козко)

КарякинАлексей: Severo пишет: Партизан пишет: цитата: Где они обитают, не знаете? В Татарстане каждый 5 - крящен http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%8F%D1%88%D0%B5%D0%BD%D1%8B Кряшены Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия (не проверялась)Перейти к: навигация, поиск Кряшены, крещёные тата́ры (тат. керәшен, kerəşen, искаж. «крещёный») — этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов, исповедуют православие, живут в основном в Татарстане, небольшие группы в Удмуртии, Башкирии и Челябинской области. Содержание [убрать] 1 Численность и размещение 2 Антропологические типы кряшен 3 Происхождение этноконфессиональной группы кряшен 4 Язык и алфавит 5 Периодическая печать 6 Художественная литература 7 Самоидентификация 8 Культура 9 См. также 10 Ссылки 11 Примечания Численность и размещение По данным Всероссийской переписи населения 2002 г. в России насчитывалось 24668 кряшен. Большинство из них (18760 чел.) проживали в Республике Татарстан (См. Таблицу 1). Значительные группы кряшен проживают также в Республике Башкортостан (4510 чел.) и Удмуртской Республике (650 чел.). Таблица 1. Численность кряшен в Республике Татарстан по данным Всероссийской переписи населения 2002 г. Город/район Численность, чел. Доля во всем населении города/района, % г. Казань с подчиненными населенными пунктами 2123 0,2 г. Азнакаево 4 0,0 г. Альметьевcк с подчиненными населенными пунктами 185 0,1 г. Бавлы 1 0,0 г. Бугульма 8 0,0 г. Буинск 3 0,0 г. Елабуга 1197 1,7 г. Заинcк с подчиненными населенными пунктами 91 0,2 г. Зеленодольск 26 0,0 г. Лениногорск 2 0,0 г. Набережные Челны с подчиненными населенными пунктами 3439 0,8 г. Нижнекамcк 3277 1,5 г. Нурлат - - г. Чистополь 258 0,4 Агрызский район 8 0,0 Азнакаевский район 1 0,0 Аксубаевский район - - Актанышский район - - Алекееевский район 47 0,2 Алькеевский район - - Альметьевский район 523 1,4 Апастовский район - Арский район 7 0,0 Атнинский район 6 0,0 Бавлинский район - - Балтасинский район 161 0,5 Бугульминский район - - Буинский район - - Верхнеуслонекий район 16 0,1 Высокогорский район 17 0,0 Дрожжановский район - - Елабужский район 262 2,4 Заинский район 86 0,5 Зеленодольский район 43 0,1 Кайбицкий район 5 0,0 Камско-Устьинский район 2 0,0 Кукморский район 1087 2,0 Лаишевский район 21 0,1 Лениногорский район 111 0,5 Мамадышский район 1891 3,9 Менделеевский район 652 2,1 Мензелинский район 56 0,2 Муслюмовский район 3 0,0 Нижнекамский район 954 2,5 Новошешминский район 6 0,0 Нурлатский район 69 0,2 Пестречинский район 283 1,0 Рыбно-Слободский район 113 0,4 Сабинский район 26 0,1 Сармановский район 343 0,9 Спасский район 1 0,0 Тетюшский район - - Тукаевский район 658 2,2 Тюлячинский район 15 0,1 Черемшанский район - - Чистопольский район 151 0,7 Ютазинский район 12 0,1 Антропологические типы кряшен Наиболее значительными в области антропологии кряшен являются исследования Т. А. Трофимовой, проведенные в 1929—1932 годах. В частности, в 1932 году совместно с Г. Ф. Дебецом она проводит широкие исследования в Татарии. В Елабужском районе обследованы 103 кряшен, в Чистопольском районе — 121 кряшен. Антропологические исследования выявлили у кряшен наличие четырех основных антропологических типов: понтийского, светлого европеоидного, сублапоноидного, монголоидного [1]. Таблица 1. Антропологические признаки у различных групп кряшен. Признаки Кряшены Елабужского района Кряшены Чистопольского района Число случаев 103 121 Рост 166,7 165,0 Продольный диаметр головы 189,8 189,7 Поперечный диаметр головы 155,5 152,9 Высотный диаметр 127,3 126,9 Головной указатель 81,9 80,7 Высотно-продольный указатель 67,3 67,2 Морфологическая высота лица 124,9 127,6 Скуловой диаметр 141,7 141,4 Морфологический лицевой указатель 88,0 90,3 Носовой указатель 66,2 65,0 Цвет волос (% черных-27, 4-5) 45,4 62,0 Цвет глаз (% темных и смеш. 1-8 по Бунаку) 70,9 76,0 Горизонтальный профиль % плоских 1,0 2,5 Средний балл (1-3) 2,32 2,22 Эпикантус(% наличия) 1,0 0 Складка века 61,0 51,8 Борода (по Бунаку) % очень слабого и слабого роста (1-2) 54,9 43,0 Средний балл (1-5) 2,25 2,57 Высота переносья Средний балл(1-3) 2,24 2,34 Общий профиль спинки носа % вогнутых 15,5 8,3 % выпуклых 13,6 24,8 Положение кончика носа % приподнятых 18,4 30,5 % опущенных 18,4 26,5 Таблица 2. Антропологические типы кряшен, по Т. А. Трофимовой Группы населения Светлые европеоидные Понтийские Сублапоноидные Монголоидные N % N % N % N % Кряшены Елабужского района Татарии 24 52,2 % 1 2,2 % 17 37,0 % 4 8,7 % Кряшены Чистопольского района Татарии 15 34,9 % 12 27,9 % 13 30,2 % 3 7,0 % Все 39 43,8 % 13 14,6 % 30 33,7 % 7 7,9 % Указанные типы имеют следующие характеристики: Понтийский тип — характеризуется мезокефалией, темной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа, с опущенным кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению. Светлый европеоидный тип — характеризуется суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним или высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Целый ряд морфологических особенностей — строение носа, размеры лица, пигментация и ряд других — сближает этот тип с понтийским. Сублапоноидный тип (волго-камский) — характеризуется мезо-суббрахикефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды и невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощенности. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса. Монголоидный тип (южно-сибирский) — характеризуется брахикефалией, темными оттенками волос и глаз, широким и уплощенным лицом и низким переносьем, часто встречающимся эпикантусом и слабым развитием бороды. Рост, в европеоидном масштабе, средний. [2] Происхождение этноконфессиональной группы кряшен Согласно традиционной точке зрения на проблему возникновения крещеных татар (кряшен), формирование этой этноконфессиональной группы как самостоятельной общности происходило длительное время при участии финно-угорских и тюркских компонентов [3]. В тоже время, несмотря на то, что в период Волжской Булгарии и Золотой Орды известны тюркские феодалы и их окружение христианского вероисповедания [4], и то, что в более поздний период некоторые татарские аристократы переходили в православие [5], отдельного «кряшенского» этнического образования не было[6]. Решающее же влияние на формирование крещеных татар, как отдельной общности оказал процесс христианизации части татар Поволжья во второй половине XVI-XVII веках (сформировавшаяся в это время группа носит название «старокрещенных татар) и процесс христианизации нерусских народов Поволжья в первой половине XVIII века [7] (новая группа татар, сформировавшаяся в это время в это время, носит название «новокрещенных») [8] [9].В результате сформировались пять этнографических групп крещенных татар, имеющих свои специфические отличия: казанско-татарская, елабужская, нагайбакская, молькеевская, чистопольская [10] [11]. В 1990-е годы появились альтернативные версии этногенеза кряшен, связанные с тем, что активизировавшаяся кряшенская интеллегенция, дистанцирующаяся от общепринятой точки зрения о насильственном крещении татар в XV-XIX вв., и как следствия этой политики, образования этнической группы кряшен, предприняла попытки научного обоснования положения о добровольном принятии частью булгар христианства [12]. Одну из таких версий в православных средствах массовой информации выдвигает историк и богослов А.В. Журавский. Согласно его версии крещенные татары не являются крещенными в 16 веке татарами, а являются потомками тюркских племен, крещенных не позднее 12 века, проживавших в Волго-Камском регионе и ко времени падения Казанского ханства пребывавших в полуязыческом-полухристианском состоянии [13]. Обоснования этой гипотезы А.В. Журавский видит в существовании некоторых фактов связанных с историей христианства в Волжской Булгарии. Так, например, в статье в газете "Татьянин день" Журавский, аргументируя эту точку зрения, отмечает: "Известен, например, христианский мученик XIII века Авраамий Болгарский (купец из Волжской Булгарии), умученный единоплеменниками-мусульманами в 1229 г. за отказ отречься от православия. Известно, что в Булгарах имелась древняя армянская (монофизитская) церковь, руины которой были уничтожены уже в советское время" [14]. В тоже время, исследователь отмечает, что эти вопросы не представляются актуальными для официальной науки, и потому их обязано изучать церковное краеведение [15] . Еще одну версию развивал казанский историк М. С. Глухов. Он считал, что этноним «кряшены» восходит к историческому племени керчин — татарскому племени, известному как кераиты и исповедовавшему христианство несторианского толка с Х века. [16] В конце XII века кераиты были покорены Чингисханом, но не утратили своей идентичности. Участие в завоевательных походах привело к появлению кераитов в Средней Азии и Восточной Европе. Позднее, при образовании самостоятельных Крымского и Казанского ханств большое число кераитов оказались в Крыму и на Средней Волге [17]. Их потомки поныне живут в восточных районах Татарстана, сохраняя этноним в несколько деформированной виде, как реликт исторической памяти [18].



полная версия страницы